СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитание толерантной сознательности в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для младших школьников проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между 20-30 детьми, пришедшими из различных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Для плодотворного обучения в классе необходимо свести эти противоречия в процесс взаимодействия к некой общей основе.

Просмотр содержимого документа
«Воспитание толерантной сознательности в начальной школе»

Воспитание толерантной сознательности в начальной школе

через преподавание курса «Гражданин рождается в школе»,

в рамках внеурочной деятельности


С момента рождения человек общается с другими людьми. Но часто так бывает, что, достигнув высоких результатов в материальном мире, человек оказывается беспомощным в межличностных отношениях. Отсюда вытекает необходимость изучения правил взаимодействия с другими людьми.

Мне представляется необходимым внедрение нового типа обучения, обеспечивающего максимальную включённость самого ребёнка в этот процесс, связанную с его осознанным началом, с его миром чувств, эмоций, потребностей. Занятия рассматриваются как организация совместного дела. Основная задача педагога – находить с каждым ребёнком пути преодоления трудностей в решении учебных задач, создание комфортности в коммуникативной деятельности, формирование коммуникативной компетентности, толерантности младших школьников.

Проблема культуры общения – одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведём себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» - те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе.

Для младших школьников проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между 20-30 детьми, пришедшими из различных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Для плодотворного обучения в классе необходимо свести эти противоречия в процесс взаимодействия к некой общей основе.

Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества. Этому способствует курс «Гражданин рождается в школе». Целью, которого является подготовка выпускника начальной школы, характеристика которого включает набор показателей по четырём блокам:

  1. нравственное и правовое воспитание;

  2. здоровье и здоровый образ жизни;

  3. психическое развитие;

  4. социальная зрелость.

Он призван обеспечить обучающихся начальной школы к истории города, основам правовых и этических знаний, воспитание любви к родному городу и родной природе, формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в многонациональной стране и городе.

В настоящее время национальный состав нашего города многообразен. Из 115 тысяч жителей города на июль 2020 года в процентном отношении:

Русские – 98,9 %

Украинцы – 2,3 %

Шорцы – 2,1 %

Татары – 1,8%

Немцы – 0,9%

Белорусы – 0,8%

Мордва – 0,5%

Чуваши – 0,4%

Удмурты – 0,1%

Евреи – 0,1%

Другие национальности – 2,5%

Но на протяжении 65 лет существования города не было ни одного конфликта на межнациональной почве.

Особое место в образовании города отводится формированию городского пространства, направленного на воспитание гражданина, человека будущего, способного открывать новые горизонты. Речь идёт о том, чтобы научить детей открывать глубокий смысл в самом простом и очевидном. Уже восьмилетний ребёнок чтобы сумел увидеть, почувствовать и осознать свою укоренённость на своей земле, кровное родство с ней.

Вряд ли в какой-нибудь программе курса есть такая концентрация и такая логика духовно-нравственных, гражданских и патриотических категорий. Программа курса формировалась на волне педагогических, философских и духовных поисков нашего времени, когда всё более очевидной становится потребность в возвращении образования к его первоначальному смыслу. ОБРАЗовывать – значит, как говорили наши предки, помочь человеку восстановить в себе «Образ Божий», личность, для которой духовно-нравственные приоритеты бесспорны.

Человеческое общество немыслимо без общения. Бесспорно, что общение – это необходимое условие бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, но и личности в целом. В процессе коммуникации младших школьников возможно и необходимо укреплять дух толерантности, формировать отношения открытости, уважения, внимания друг к другу, формировать способности воспринимать окружающее без искажений; готовность воспринимать новое во внешней среде; понимать ценности и культуру других социальных групп.

Человек, его духовный мир, культура существуют благодаря памяти. Забывая своё прошлое, они теряют силу, авторитет. Корни, питающие их, постепенно отмирают, сохнет крона. Живое дерево становится древесиной, годной лишь для сиюминутных практических нужд.

Курс «Гражданин рождается в школе» позволяет добиться того, чтобы за сухими историческими фактами дети ощутили пульс жизни ушедших поколений, чтобы выдающиеся люди минувших времён стали для них понятны и близки, чтобы доблесть предков, история края, города затронула их души, рождая чувство гордости за родную землю. Жить достойно, пользоваться заслуженным уважением окружающих хочет каждый человек и каждый народ. Это возможно только в том случае, если сам уважаешь себя и своих соседей, когда знаешь свою культуру и культуру народов, живущих рядом, понимаешь своё место в мире людей и мире природы.

Курс «Гражданин рождается в школе» способствует развитию сотрудничества, развитию толерантности, прививает детям ценности глубинного наследия.

Для того, чтобы привить детям ценности глубинного развития и разработана программа курса. Таким образом, формирование коммуникативной сознательности младших школьников способствует развитию у них такого качества, как толерантность. Для успешного её формирования у обучающихся начальной школы необходима ориентация педагогов на учебные и личностные возможности детей. При этом на первый план выдвигаются цели развития личности, а предметные знания и умения рассматриваются как средство их достижения.

Выделяются в содержании учебного материала вопросы, касающиеся понимания обучающимися социальной и практической значимости изучаемого материала, осознания личностной значимости осваемого содержания. Учебный процесс строится как «открытие» каждым ребёнком конкретного знания, а не как «натаскивание» его на решение типовых задач. Основная роль отводится интеллектуальной и личностной рефлексии. Тем самым в структуру занятия включается этап рефлексии, позволяющий каждому ребёнку переосмыслить свой опыт, что ведёт к развитию толерантности.

Формирование у школьников личностно – смыслового отношения к родному городу выражается, прежде всего, через родной язык, родное слово и текст. Уважение к родному языку является отражением уважения к родной земле, родному народу, его истории, его духовности, воспитывает чутких и ответственных людей, открытых восприятию не только своей национальной культуры, но и культуры других народов, что позволяет говорить о формировании толерантной сознательности.

При этом необходимо использовать отбор дидактического материала, отдавая предпочтение такому его содержанию, которое побуждает учащихся к размышлению, самостоятельному поиску информации, к самостоятельным выводам, способствует формированию критического осмысления и выработке суждений, основанных на моральных ценностях, формированию толерантности, формирование у младших школьников уважения чувств и эмоций окружающих людей. Использование «обучения в сотрудничестве», групповой работы, которые готовят ребят к реальной коммуникации, способствуют формированию уважения чувств и эмоций окружающих людей, побуждают к выражению собственного мнения, оценке, что стимулирует формирование толерантной сознательности.

И самым главным является проявление толерантности педагогом. Это находит свое отражение в особенностях поведения учителя: доверие педагога к ученикам, сотрудничество с ними; искренний интерес к личности ученика; уважение уникальности, самобытности ребёнка; представление ученику необходимого пространства для творчества, принятия решений; уважение его мнения и так далее. Всё это послужит естественным импульсом развития толерантной сознательности младших школьников не только в рамках этого курса, но и на остальных уроках.

Какое поколение продолжит историю Росси и своего региона? Сумеет ли оно взять с собой духовно-нравственное богатство своих предков? Что может сделать школа, чтобы не порвалась «времён связующая нить»?

Курс «Гражданин рождается в школе», в рамках внеурочной деятельности направлен на развитие толерантной сознательности, призван помочь в решении этого существенного вопроса.