СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитание толерантности, как фактор формирования успешной личности в условиях современной школы.

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном сообщении подведен итог деятельности школы по воспитательной работе

Просмотр содержимого документа
«Воспитание толерантности, как фактор формирования успешной личности в условиях современной школы.»

Воспитание толерантности, как фактор формирования успешной личности в условиях современной школы.



Добрый день, уважаемые коллеги! Мы начинаем.

Слайд 2.

Эпиграфом нашего семинара я взяла слова Бернарда Шоу

Теперь, когда мы научились

летать по воздуху, как птицы,

плавать под водой, как рыбы, нам не

хватает только одного: научиться

жить на земле, как люди.

«Я, ты, он, она - вместе дружная страна, вместе - дружная семья, в слове «мы» - сто тысяч "я"!» - так оптимистично и жизнеутверждающе начинается некогда очень популярная в нашей стране песня. Далее, если вспомнить, в песне следует описание «большеглазых, озорных, черных, белых и цветных, рыжих и веселых», которые, несмотря на разность внешних данных, интересов и увлечений, взглядов и убеждений, довольно неплохо уживались в одной стране. Но так поется в песне, а в жизни все намного сложнее. Не так легко быть объединенными одним «ансамблем» отношений, входя в такие социальные образования, как «страна», «город», «семья», «школа», «класс».

Проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, доброжелательность, сдержанность, уступчивость, коммуникабельность, терпимость... Отдельно хотелось бы подчеркнуть важность формирования у человека с самого детства такого качества, как терпимость.

К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, верованиям, убеждениям, привычкам всегда существовал и продолжает существовать в наше время как в обществе в целом, так и в отдельных его институтах. Не является исключением и школа. Следует отметить, что предметом нетерпимости в школе может выступать как национальная, религиозная, этническая, социальная, половая принадлежность ребенка, так и особенности его внешнего вида, интересы, увлечения, привычки.

Современный культурный человек – это не только образованный человек, но и человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Поэтому важнейшей задачей современной школы является формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей и их взгляды, привычки такими, какие они есть.

На современном этапе развития любое государство претерпевает крупномасштабные изменения, как в области политики, экономики, права, так и в сфере духовной жизни общества, и в сфере образования. Подобная ситуация стимулирует общество на поиск новых отношений, окрашенных в цвета сотрудничества и диалога, акцентирует внимание на ценностях, формирующих гуманное сознание членов общества, взаимопонимание, личная ответственность, свобода, абсолютная ценность жизни и ортодоксальные библейские заветы: не убий, не укради, возлюби ближнего, как самого себя. Все это свидетельствует о том, что общество осознает необходимость обеспечения толерантного мироустройства. Именно толерантность должна стать сегодня тем сильнейшим регулятором жизни людей, который направляет государственное устройство, социальные структуры и индивидуальные стратегии поведения и существования по пути гуманизации и социально-культурного равновесия.

Слайд 3. В Концепции модернизации российского образования сказано:

«Образовательная политика России, отражая общенациональные интересы в сфере образования и предъявляя их мировому сообществу, учитывает вместе с тем общие тенденции мирового развития, обуславливающие необходимость существенных изменений в системе образования: переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности».


Слайд 4. 16 ноября 1995 года, в Париже участники двадцать восьмой конференции ЮНЕСКО, а это 185 стран, приняли Декларацию принципов толерантности «Так давайте учиться толерантности в школах и других сообществах, дома и на работе, а самое главное - постигать ее суть умом и сердцем", - призывал Генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор Сарагоса. Согласно документу, толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности.

Современный мир жесток, жестокими становятся и дети. Именно поэтому мировая общественность выбрала толерантность основополагающим принципом морали.


Слайд 5.

Цель воспитания толерантности - воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.

Отсюда вытекают и задачи: Воспитания у детей и подростков миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать, а также создание толерантной среды в обществе и сфере образования.

Целями нашего семинара являются освоение каждым членом педагогического коллектива понятия “толерантность”, признаков толерантной личности, а также знакомство с формами работы нашей школы по формированию толерантности у обучающихся.

Слайд 6.

Понимание толерантности не однозначно в разных культурах, оно зависит от исторического опыта народов.

В английском языке толерантность — «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь»,

  В русском языке существуют два слова со сходным значением — толерантность и терпимость.

Термин «толерантность» обычно используется в медицине и в гуманитарных науках и означает «отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию».

А более знакомое и привычное слово «терпимость», употребляемое в обыденной речи, означает «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей».

  В настоящее время в нашей стране происходят социальные перемены, которые свидетельствуют, с одной стороны, о направленном движении к современной цивилизации, к обретению общечеловеческих ценностей, а с другой - об обострении межнациональных конфликтов, частоте террористических актов.

Условия проживания различных этносов на ограниченной территории объективно приводят к росту межэтнической напряженности, и в связи с этим толерантность выступает в качестве формирующей основы культуры межнационального общения. Поэтому одной из основных проблем воспитания является формирование личности человека как носителя гуманистических толерантных идей. Значительная роль в решении поставленного вопроса принадлежит школе как важнейшему институту социализации личности.


Слайд 7.

Нами был проанализирован национальный состав обучающихся нашей школы. И этот состав – (23 национальности) зеркало миграционных процессов в России.

Из диаграммы видно, что в школе обучаются практически все национальности Северного Кавказа, а также дети многих других национальностей, населяющих не только Россию, но и страны ближнего и дальнего зарубежья. Поэтому для нашего педагогического коллектива важно не только формирование у школьников чувства гордости за свое национальное “Я”, но и ознакомление их с культурными традициями других народов, воспитание благожелательного отношения к людям других национальностей, чувства уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов.

Для нашей многонациональной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества. В школе важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны — критически относиться к своим собственным взглядам.

Учитель был и останется значимым звеном в учебно- воспитательном процессе. Чтобы решить проблему формирования толерантных отношений учащихся, учителю самому важно понять важность процесса толерантных отношений. Без сотрудничества, толерантных отношений «учитель - коллектив - учитель» невозможно формирование толерантности у учащихся.

Стать толерантным в одно мгновение невозможно, ведь толерантность не растворимый кофе, поэтому педагог, признающий необходимость воспитания толерантности в учениках, конечно, начнёт с себя: с самоанализа, преодоления собственных культурных предрассудков.


Слайд 8. «Правила поведения толерантного учителя»

Педагогическая толерантность – терпимость к собственным детям, ученикам, умение понять, простить их несовершенства.

Что значит хороший учитель? Это прежде всего человек, который любит детей, находит радость в общении с ними, верит в то, что каждый ребёнок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, принимает близко к сердцу детские горести и радости, знает душу ребёнка, никогда не забывает, что он и сам был ребёнком.

Проблема культуры общения – одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно.

Важно быть терпимым по отношению друг к другу. Что очень непросто. «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» - те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе. Толерантность – это активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя взаимопонимания между этносами. Социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.


Слайд 9.

К традиционным принципам воспитания в нашей школе мы добавили принцип толерантности, который выражается в следующих положениях:

  • Все работники школы и родители в общении с детьми должны проявлять доброжелательность, терпение, уважение к ученикам;

  • Педагоги должны относиться к ученикам с одинаковым уважением, не возвышая одних за счет унижения других;

  • Процесс обучения невозможен без продуктивного, позитивного общения, в ходе которого закладываются нормы и правила поведения, формируется отношение к людям и к жизни.


Слайд 10.

Перед вами интегрированная модель толерантной образовательной среды нашей школы, которая определяет целостность устройства модели образовательной среды, а именно взаимосвязь урочной, внеурочной деятельности и дополнительного образования, их направленность на единый результат – воспитание толерантной личности.

Характеристики основных компонентов толерантной образовательной среды:

  • учебная деятельность: содержание образования, технологии и формы обучения;

  • классная внеурочная деятельность: беседы, круглые столы, диспуты, экскурсии, викторины, классные часы, различные акции, расширяющие и дополняющие учебную деятельность, формирующие толерантное сознание и качества толерантной личности;

  • общешкольная внеурочная деятельность, внутришкольная система дополнительного образования: кружки, секции, клубы, праздники, акции, конференции, соревнования и т.д., расширяющие учебную, внеурочную классную деятельность, формирующие толерантность как ценность, опыт самостоятельной деятельности на основе законов толерантности;

  • дополнительно образование в системе сетевого взаимодействия школы с учреждениями дополнительного образования детей: кружки, секции, студии, праздники и многое другое дополняющие и расширяющие учебную, внеучебную классную общешкольную деятельность, формирующие качества толерантной личности, опыт самостоятельной деятельности через организационное и содержательное единство сфер деятельности нашей школы и учреждений дополнительного образования детей.


Слайд 11.

Методика воспитания толерантности базируется в нашей школе на знании педагогом особенностей детей, коллектива, отношений между учащимися и их проявлений в поведении. При организации работы по воспитанию толерантности классный руководителю знает и учитывает:

  • индивидуальные особенности каждого ребенка, особенности воспитания в семье, семейной культуры;

  • национальный состав коллектива учащихся;

  • проблемы в отношениях между детьми, их причины.

Изучив и проанализировав ситуацию, классный руководитель осуществляет поиск эффективных форм воспитания у школьников толерантности. Определяет конкретное содержание этой работы.

Какой возраст наиболее удобен для воспитания толерантного отношения к другому?

На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней обучения.

Слайд 12.

Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между 25-30 детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Для плодотворного обучения в классе необходимо свести эти противоречия в процесс взаимодействия к некой общей основе, так как именно в этом возрасте формируются у детей элементарные представления о добре, отзывчивости, взаимопомощи, дружелюбии, внимании ко взрослым и сверстникам. Воспитание толерантности у младших школьников возможно через уроки общеобразовательной программы, занятия ОПК, классные часы, внеурочную деятельность и работу с родителями.


Слайд 13.

На базе нашей школы уже 2-й год работает инновационная площадка по работе с детьми – инофонами, то есть с детьми, для которых русский язык не является родным. А таких детей с каждым годом становится всё больше и больше, поэтому учителям нашей школы приходится сталкиваться со следующими проблемами:

1Преодолением языкового барьера. Некоторые учили русский язык в национальных школах как иностранный, а теперь он становится для них основным языком общения, одним из главных способов адаптации к новым жизненным условиям.

2. Психологический стресс. Попадая в новую языковую среду, ребенок получает стресс, в результате которого резко снижается его эмоциональный фон, что создает дополнительные препятствия на пути установления контактов со сверстниками.

3. Трудности в подготовке домашнего задания. Так как трудности возникают и при усвоении учебного материала, для успешной подготовки домашнего задания приходится тратить значительное количество времени, особенно в младших классах.

4. Отсутствие помощи родителей. Родители многих учеников с трудом разговаривают по-русски и, следовательно, не могут помочь ребенку в выполнении домашнего задания. В условиях дома родители общаются с детьми на родном языке, а в школе ребенок сталкивается с русским языком (как иностранным) и в результате, у ребенка происходит пролонгированный стресс, что тормозит адаптацию к новым условиям проживания.

5. Наличие национального акцента. Отсюда типичные ошибки: неправильное ударение, низкая грамотность, глотание окончаний и так далее.

           В результате для некоторых учащихся характерное поведение – стремление обособиться и замкнуться в себе, ограничив круг общения исключительно по национальному признаку, опираясь на обычаи, традиции и нравственно-этические нормы своего народа.

 Чтобы найти выход из данного положения мы в своей работе отталкиваемся от возникающих у детей в ходе обучения проблем, применяя различные приемы работы, дифференцируя их, в соответствии с разными категориями учащихся. Для нас важно, чтобы дети – инофоны учились вместе со своими русскоязычными сверстниками и принимали активное участие во всех мероприятиях класса и школы. Важно помнить, что освоение языка – это длительный процесс, ребенок, приехавший из другой страны, не может научиться всему и сразу. Хотя дети гораздо быстрее овладевают языком, чем взрослые, и, порой, становятся переводчиками для своих родителей.


Слайд 14.

Особое внимание классный руководитель обращает на воспитание толерантности в подростковом возрасте. Именно в этот период закладываются основы дальнейшего социального поведения личности, в том числе: способность к эмпатии или конфликтность, социальная изолированность, позитивное или заведомо негативное отношение к другому. Вот поэтому мы воспитываем такие качества, как политическая осведомленность, сознательное участие в политической жизни общества, способность идти на компромисс при разногласиях и спорах, справедливость в отношениях с людьми, способность встать на защиту любого человека независимо от национальности.

Наиболее благоприятной для формирования толерантности является внеклассная совместная деятельность с общественно значимым смыслом.

Наша задача – воспитание в детях открытости и уважения к другим людям, настрой на отказ от насилия и поиск мирных путей разрешения споров и конфликтов.

Эту задачу помогают решить различные внеклассные мероприятия, проводимые в школе: профилактическая работа с учащимися (классные часы, встречи с психологом, инспекторами КДН, сотрудниками прокуратуры города).


Слайд 15.

трудовые десанты по благоустройству не только школьной территории, но и уход за мемориалом Огонь Вечной Славы посёлка Горячеводский; различные спортивные соревнования;


Слайд 16.

Экскурсии, участие учащихся, педагогов, родителей в конкурсах по духовному воспитанию и, конечно, уроки православия.


Слайд 17.

Особенно хочется остановиться на мероприятиях по гражданско-патриотической направленности. Силами учащихся и педагогов в школе создан Зал Славы войск национальной гвардии РФ. Поисковая работа была продела большая. Много собрано материала об учащихся нашей школы и о жителях посёлка Горячеводский. И сейчас работа поисковой группы не стоит на месте. В зале проходят экскурсии…

Школа тесно сотрудничает с воинской частью № 3774 г. Пятигорска. Совместно с офицерами части и солдатами срочной службы в школе проходят линейки Памяти, встречи с ветеранами локальных войн, уроки мужества, спортивные соревнования.


Слайд 18.

Главная задача нашей школы по воспитанию толерантности - это общение с детьми, стремление к диалогу, желание найти альтернативный выход, всегда быть терпимыми и вежливыми. Человек – это целый мир, океан, вселенная, в котором бушуют радости, переживания, огорчения... И роль педагога в становлении толерантности у ребёнка, имеет основное значение. И наша школа обладает достаточными для решения этих задач ресурсами и потенциалом.




Более подробно о воспитании толерантности в нашей школе вас познакомят педагоги нашей школы. Прошу Вас пройти на занятия в соответствующие аудитории…