1 слайд
Добрый день уважаемые коллеги гости я представляю вам свою работу ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ НАРОДНЫХ ИГР»
«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» (В. А. Сухомлинский).
2 слайд Иванушки, Аленушки! Храни вас Бог, храни! Вы золотые зернышки моей Всея Руси. Молчанием иль голосом За вас тревожусь впредь: Пустым иль полным колосом Вы будете шуметь? М. Сухорукова
В наше время все большую актуальность приобретает вопрос воспитания у детей межнациональной толерантности, так как наблюдается взаимопроникновение культур, что связано с территориальным перемещением людей разных национальностей по стране. Формы и методы воспитания у мл школьников межнациональной толерантности должны соответствовать возрастным особенностям детей, должны быть доступны и интересны детям, должны соответствовать современным требованиям образования.
Тaким срeдствoм вoспитaния толерантности и патриотизма являeтcя нaроднaя игрa. Онa, кaк и любaя другaя игрa, имеет огромное значение для развития ребенка: игра несет познaвaтeльную, рaзвивaющую, рaзвлeкaющую, диaгнoстирующую, коррeктирующую и другиe вoспитaтeльные функции. Однoвременнo, являясь фенoменoм трaдициoнной культуры, oна мoжет cлужить oдним из срeдств приoбщeния дeтeй к нaрoдным трaдициям, кaк свoегo нарoда, так и других нарoдoв.
. Издaвнa в них яркo oтрaжaлись особенности того или другого народа:
- нaциoнaльныe устoи, oбрaз жизни людeй, их быт, труд;
-прeдстaвления о мужeствe, чeсти, смeлoсти, любви к родному краю.
-жeлaние oблaдaть вынoсливoстью, силoй, лoвкoстью, быстрoтoй и крaсoтoй движeний;
-прoявлять выдeржку, смeкaлку, твoрчeскую выдумку, нaхoдчивoсть, вoлю и стрeмлeние к побeдe.
3 слайд
Русская педагогика, еще более ста лет назад, отзывалась о народном наследии не только как о воспитательном и образовательном материале. Ушинский детально разработал вопрос о педагогическом значении народных игр и их психологическом воздействии на ребенка. Работая в начальной школе используя разные технологии и методы, я поставила перед собой задачи:
4 слайд- 1. Знакомить детей с культурой, традициями народов мира через народные подвижные игры.
3. Укреплять здоровье мл школьников через игровую деятельность.
Работа ведется на основе календарно-тематического плана.
5 слайд Игры бывают Хороводные;
Словесные (интеллектуальные);
Игры с диалогом;
Игры-забавы;
Игры-соревнования;
Подвижные игры.
6 слайд
Русские народные игры
«Горелки», «Заря - заряница», «Волк и овцы»,
Татарские народные игры
«Продаем горшки», «Займи место», «Тимербай», «Хлопушки»
Якутские, Бурятские народные игры
«Ястреб и утки», «Перетягивание на палках»
Мордовские народные игры
«Раю-раю», «Круговой»
Казахские народные игры "Байга", "Кыз-куу",
Башкирские народные игры
«Юрта», «Медный пень», «Палка-кидалка»
7 слайд
Начиная работу я с большим вниманием следила за общением детей между собой. Отмечала случаи агрессивности, неумение договориться друг с другом, не желание уступить другому в процессе различной деятельности. В работе открыла для себя, что использование пословиц даже на физкультурных занятиях часто помогает разрешить конфликтные ситуации (Ссора до добра не доводит, глупые ссорятся, а умные договариваются). Оказалось, что использование таких пословиц оказывало огромное воздействие на поведение не только конфликтующих, но всех остальных детей, которые старались принять участие в разрешении конфликта. В данной ситуации я старалась быть не наставником, а становилась на позицию равноправного партнера, давая возможность детям самим сделать нужные выводы.
Объясняя новую народную игру, в которой есть зачин (считалка, певалка или жеребьевка, я стараюсь предварительно не заучивать с детьми текст, а ввести его в ход игры неожиданно. Такой прием доставляет детям большое удовольствие и избавляет от скучного привычного знакомства с новой игрой. Дети, вслушиваясь в ритмичное сочетание слов, при повторении игры легко запоминают слова.
Объяснение новой игры может проходить по-разному, в зависимости от ее вида и содержания. Так, несюжетная игра объясняется коротко, лаконично, эмоционально. Я даю представление о последовательности игровых действий, содержании игры, правилах игры, расположении игроков и атрибутов. Основная часть времени предоставляется конкретным игровым действиям детей.
Игры способствуют утверждению добрых отношений в детском коллективе, дают ребенку защиту от негативного влияния агрессивной среды. Особенно компьютерных игр…. Игры, которые мы разучиваем вместе с детьми помогают нам в проведении обрядовых праздников которые мы отмечаем всем своим детским коллективом.
В игре ребенок искренне, непосредственно выражает такие мысли и чувства, как симпатию и дружеское отношение к людям другой национальности. Представления детей о родном крае, особенностях искусства, быта, труда разных народов не только уточняются, закрепляются в народной игре, но и творчески перерабатываются, обогащаются и затем становятся основой поведения и убеждений мл школьников.
8 слайд Таким образом, народные игры в комплексе с другими формами воспитательной работы представляют собой основу начального этапа формирования межнациональной толерантности у ребят
Народные игры воспитывают сознательную дисциплину, волю, настойчивость, приучают детей быть честными и правдивыми. В народной игре есть весь арсенал необходимых средств для формирования человека - гражданина своей страны.
народные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят своё главное назначение – доставят детям удовольствие и радость, а не будут учебным занятием.
Благодаря знакомству с народными играми мы сохраняем традиции, передаем будущему поколению, тем самым обеспечиваем духовное здоровье наших детей.