консультация для педагогов
«Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»
Подготовила: учитель-логопед Михалковская Е.В.
Число детей с дефектами речи постоянно увеличивается. В связи с этим возрастает потребность в совместной работе логопедов и воспитателей дошкольных учреждений.
Логопедическая работа в дошкольных учреждениях общеобразовательного типа включает в себя несколько направлений. Это и преодоление нарушений речи у детей, и предупреждение их возможных вторичных появлений, и их профилактика, и совершенствование разных сторон и качеств речи при отсутствии нарушений, и параллельная коррекция и стимуляция других психических функций, таких, как слухоречевое и зрительное внимание, зрительная и речевая память, словесно-логическое мышление. Зачастую вся логопедическая работа воспринимается только как некие действия, направленные на исправление звукопроизношения, поскольку данные нарушения воспринимаются окружающими в первую очередь. И вызывают наибольшие беспокойства родителей ребенка. Но при таком подходе часто не рассматриваются другие направления работы логопеда.
Среди причин речевых нарушений выделяют:
-Ухудшение экологической обстановки;
-Дефицит йода и фтора;
-Патологии беременности;
-Родовые травмы;
-Ослабленное здоровье детей;
-Различные социальные причины.
Среди социальных причин появления речевых нарушений прежде всего следует назвать снижение уровня языковой культуры общества в целом. Дети слышат не только неправильно оформленную речь, но и далеко не литературные выражения. Оставляет желать лучшего и содержание программ телевидения.
Неправильное речевое окружение и воспитание может стать причиной возникновения у детей дефектов речи (по типу искажений). При таком положении вещей маленький ребенок не воспринимает языковую норму родного языка и артикуляцию, у него формируется неправильное или неточное воспроизведение речевых звуков.
Нарушения звуковой культуры речи, возникшие в дошкольном возрасте, в дальнейшем могут повлечь за собой целый ряд вторичных нарушений: недоразвитие фонематического слуха, задержанное формирование навыков звукового, слогового и буквенного анализа слов, обеднение словаря, нарушение грамматического строя. Любое нарушение речи может отразиться на деятельности ребенка в целом.
По мнению многих специалистов, раннее начало формирования правильного звукопроизношения помогает предотвратить многие нарушения речи, а также выявить у детей другие, более сложные речевые дефекты.
Речь ребенка формируется в процессе общения с окружающими его взрослыми. И большая роль в ее формировании принадлежит воспитателям дошкольных учреждений. Если одна из задач логопеда – это коррекция, исправление дефектов речи при неправильном ее развитии, то воспитатель должен заниматься ее формированием при нормальном стечении обстоятельств. Программа детского сада предусматривает развитие всех сторон устной речи: словаря, грамматического строя, связности речи, звукопроизношения. Таким образом, воспитание звуковой культуры речи составляет часть системы работы по ее развитию. Основные компоненты звуковой культуры речи – это ее ритмико-мелодическая сторона (интонация) и звуки (система фонем). Работа по формированию звуковой культуры речи включает в себя несколько этапов:
-Подготовительный;
-Появления звука;
-Усвоения и автоматизации звука (его правильное произнесение в связной речи);
Два первых этапа включают в себя:
-Формирование слухового внимания;
-Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей;
-Усиление подвижности артикуляционного аппарата;
-Уточнение артикуляции и произнесения звука или его вызывание по подражанию.
В детском саду широко используются различные игры на формирование слухового внимания, пальчиковые игры, сопровождаемые речью, представлена предметная среда для развития мелкой моторики пальцев рук. Но при обследовании детей, нуждающихся в специализированной логопедической помощи, выявляются слабые мышцы пальцев рук, дети не могут точно воспроизвести заданную позу, не могут удержать ее. Особые трудности вызывают задания на смену пальчиковых
поз, соблюдение заданного темпа в движениях. Дети при проведении пальчиковых игр коллективно выполняют движения неточно, не осознают дискретные (отдельные) положения пальцев, отвлекающим моментом служит и речевое сопровождение игры. В связи с этим целесообразно также ежедневно проводить пальчиковую гимнастику, которая включает в себя комплекс отдельных или чередующихся в определенном порядке и темпе поз и движений для пальцев рук. Это позволит более комплексно развивать их мелкую моторику.
Уточнение артикуляции и произнесения звука очень важно при работе по развитию речи. Оно позволяет привлечь внимание детей к положению органов артикуляции, усилить кинестетические и слуховые ощущения. Обычно этот вид работы проводится коллективно: дети заучивают и проговаривают стихотворения и речевки, насыщенные соответствующим звуком или включающие в себя звукоподражание. Такая форма действительно эффективна, если звук появляется у ребенка спонтанно и уже достаточно автоматизирован в самостоятельной речи. Если же он еще не сформирован или процесс автоматизации не завершен, то происходит его дефектная фиксация, что в дальнейшем потребует кропотливой коррекции. Поэтому целесообразнее совмещать работу по уточнению органов артикуляции при данном звуке в проговаривании речевок. Воспитатель должен говорить четко, выделяя наиболее значимые моменты, желательно не в быстром, а умеренном темпе.
Уточнение положения органов артикуляции при произнесении отдельных звуков невозможно без предварительного развития артикуляционной моторики. Дети должны обладать элементарными знаниями о строении ротовой полости, о возможных движениях органов артикуляции. Со звуками речи детей знакомят в определенной последовательности, повторяющей основные этапы становления детской речи при ее нормальном развитии. Предварительно необходимо выполнять артикуляционные тренировочные упражнения, которые способствует формированию и закреплению правильных произносительных умений и навыков. Комплекс такой гимнастики нужно делать в группе.
Такая последовательная систематическая работа создает благоприятные условия для нормального развития звуковой стороны речи дошкольников.