СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитательная программа 5-9 классы

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Воспитательная программа 5-9 классы»

Начало формы

Воспитательная программа (по ФГОС) для основной школы. 5–9-е классы

Введение

Цель программы: создание образовательной среды, способствующей формированию сплочённого коллектива, духовно-нравственному становлению толерантной личности и активной гражданской позиции школьников на основе общечеловеческих ценностей и культурно-исторических традиций страны.

Перечень основных направлений:

  • Гражданско-патриотическое - «Я и моя Родина»

  • Духовно-нравственное - «Я и окружающие люди»

  • Интеллектуально-познавательное - «Я и мир знаний»

  • Экологическое и трудовое - «Я и моя планета»

  • Физическое воспитание и здоровый образ жизни - «Я и здоровье»

  • Эстетическое - «Я и красота вокруг»

Пояснительная записка

От правильного воспитания детей
зависит благосостояние всего народа.
Дж. Локк

Вопросы образования, развития и воспитания подрастающего поколения всегда являлись одними из самых актуальных и приоритетных в любом обществе и в любую эпоху. А так как этот процесс начинается с самого раннего возраста, то основная  ответственность за его успешную реализацию возлагается на школу, учителя, классного руководителя.

«Каждый миг жизни дает нам шанс быть достойным человеком, предоставляет нам выбор в пользу достойной либо недостойной жизни. И мы используем или отторгаем этот шанс. И мы совершаем ежечасно выбор, за который потом получаем от жизни плату сполна либо расплачиваемся за необдуманный шаг» (Франк Е. «Человек в поисках смысла»). Выбор за детей мы сделать не можем, но научить их делать выбор   осмысленно, предвидя возможные последствия, в наших силах.

Каждый ребёнок уникален и неповторим, и задача педагогов состоит, прежде всего в том, чтобы, применив все свои знания, проявив такт и терпение,  сориентировать маленького человека на то, что действительно ценно и значимо в жизни, что позволит ему стать полноценной личностью, а главное, индивидуальностью.

Но процесс воспитания не может быть эффективным, если он заключается только в передаче учителем опыта предыдущих поколений. Эта деятельность должна предусматривать совместное, равноправное, активное взаимодействие и учащихся, и классного руководителя.
Согласно требованиям нового Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования процесс взаимодействия школы и детей должен быть направлен на «воспитание, социализацию и духовно-нравственное развитие обучающихся, их самоидентификацию и гражданское становление».

Таким образом, современные тенденции в образовании подчёркивают актуальность создания системы воспитательной работы в классе, направленной на решение наиболее важных педагогических проблем и позволяющей целенаправленно, обоснованно и максимально эффективно использовать способности и возможности каждого ребёнка для его всестороннего развития. Это требует поиска новых методических направлений и форм организации воспитательного процесса, что и определяют роль, функции, цели, задачи и содержание деятельности классного руководителя.

Одним из основополагающих аспектов реализации программы «В поисках себя» является изучение творческого  наследия академика Д.С.Лихачёва. Бесценный опыт российского философа и общественного деятеля, героический пример его жизни и замечательные произведения с глубокомысленными  рассуждениями  о Родине, патриотизме, о величайших духовных ценностях человечества, о красоте окружающего мира, о нравственном и эстетическом воспитании являются руководством для воспитания молодого поколения. Это не просто кодекс законов или свод рекомендаций, помогающий поступить правильно в той или иной ситуации, а своеобразный «учебник жизни», позволяющий найти себя в этом мире и реализовать каждому.

Важным элементом реализации данной программы является также экскурсионная деятельность. Она позволяет ребёнку глубже познать окружающий мир, давая новые знания о природе, обществе, исторических событиях. Воспитывает сам изучаемый материал, нравственно и эстетически влияя на сознание детей. Таким образом, экскурсия становится частью педагогического процесса, принимая на себя функции образования и воспитания человека, формирования его мировоззрения.

Программой предусмотрены различные формы работы, обусловленные особенностями ее реализации.  Это - классные часы, беседы, диспуты, клубные часы, конференции, викторины, конкурсы, КТД.

Необходимым условием успешной реализации данной программы является привлечение родителей к более тесному сотрудничеству с классными руководителям и школой. Это осуществляется за счёт  привлечения родителей к организации и активному участию в  классных мероприятиях,  организации общественно значимой деятельности родителей и обучающихся, проведения совместных встреч детей и родителей, вечеров отдыха, праздников.

Когда-нибудь придёт новая эпоха. Люди будут стремиться к другим идеалам, станут руководствоваться иными мотивами и приоритетами. Но наша задача — помочь детям сохранить своё культурное наследие, духовность и красоту человеческих взаимоотношений, так как эти ценности будут вечны всегда.

Цель программы: создание образовательной среды, способствующей формированию сплочённого коллектива, духовно-нравственному становлению толерантной личности и активной гражданской позиции школьников на основе общечеловеческих ценностей и культурно-исторических традиций страны.

Задачи воспитательной деятельности:

  • Формирование у учащихся межличностных отношений, гражданско-патриотического сознания, навыков самообразования и разностороннее развитие их творческих способностей;

  • Воспитание толерантности, чувства уважения друг к другу, взаимопомощи и взаимопонимания;

  • Создание условий для физического, интеллектуального, нравственного, духовного и эстетического развития детей;

  • Создание психологически комфортной обстановки в классе;

  • Повышение социальной активности учащихся, их самостоятельности и ответственности в организации жизни детского коллектива;

  • Воспитание общей культуры школьников через приобщение к культуре, обычаям и традициям страны.


Принципы реализации программы

Принцип общественной направленности:  Школа не может являться самостоятельным механизмом, изолированным от общества. Деятельность педагога  должна соответствовать задачам воспитания подрастающего поколения в интеграции с государственной стратегией воспитания и направлена на формирование социально необходимого типа личности.

Принцип гуманистической направленности – уважительное   отношение к ребёнку, к его мнению, позиции; соблюдение прав и свобод школьников; ненасильственного формирования требуемых качеств.

Принцип природосообразности и учёта возрастных особенностей – осуществление процесса воспитания в соответствии с потребностями ребенка, его возрастом, особенностями психики и физиологии;

Принцип ориентации на ценностное отношение - постоянство профессионального внимания педагога на разворачивающиеся в действиях, эмоциональных реакциях, словах и интонационной окраске отношения воспитанника к социально-культурным ценностям: человеку, природе, обществу, труду, познанию. и ценностным основам жизни, достойной человека, — добру, истине, красоте. 

Принцип субъектности  - максимальное содействие развитию способности ребенка осознавать свое "Я" в связях с другими людьми и миром в его разнообразии, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия как для других, так и для собственной судьбы, оценивать себя как носителя знаний, отношений, а также свой выбор, производимый ежечасно.

Принцип социального взаимодействия – придать воспитанию диалогический характер; способствовать сотрудничеству всех участников воспитательного процесса; создание условий для профессионального самоопределения школьников, формирования навыков общения в социуме.

Принцип систематичности, последовательности и непрерывности - соблюдение преемственности в приобретении и закреплении знаний, умений и навыков; опора на жизненный опыт детей; формированию основ научного мировоззрения, высоких моральных качеств, навыков и привычек поведения.

Принцип сотрудничества - воспитание взаимной ответственности участников педагогического процесса, на сопереживание, на взаимопомощь в процессе преодоления трудностей; развитие потребности школьников в соучастии и содействии.

Принцип успешности — в процессе коллективной творческой деятельности развиваются индивидуальные особенности учащихся, ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности; создание ситуации «успеха» в разных видах деятельности способствует формированию позитивной Я - концепции личности учащегося, стимулируется стремление ребёнка к самосовершенствованию.

Реализация данных принципов базируется на использовании следующих подходов в процессе воспитания:

  • Личностно-ориентированный подход – учет личностных качеств, характеристик и возможностей каждого ребёнка; видение, принятие личности школьника; создание условий для  разностороннего развития и индивидуальности учащегося.

  • Деятельностный подход - с помощью игровой, трудовой, творческой и  досуговой деятельности дети овладевают определёнными способами и моделями поведения в процессе общения и взаимодействия, соответствующего общечеловеческим ценностям и нормам.

  • Компетентностный подход - формировании у учащихся компетенций, обеспечивающих им возможность успешной социализации; учащиеся должны обладать качествами, способствующими выполнению ими в будущем многообразных видов социально-профессиональной деятельности, что обуславливают формирование компетентной личности в современном мире.

  • Комплексный подход - необходимо, чтобы воспитательная среда была как можно более разнообразной и вариативной, что предполагает воспитание и развитие актуальных качеств личности ребёнка в различных направлениях.

Одним из основополагающих аспектов реализации программы «В поисках себя» является изучение творческого  наследия академика Д.С.Лихачёва. Бесценный опыт российского философа и общественного деятеля, героический пример его жизни и замечательные произведения с глубокомысленными  рассуждениями  о Родине, патриотизме, о величайших духовных ценностях человечества, о красоте окружающего мира, о нравственном и эстетическом воспитании являются руководством для воспитания молодого поколения. Это не просто кодекс законов или свод рекомендаций, помогающий поступить правильно в той или иной ситуации, а своеобразный «учебник жизни», позволяющий найти и реализовать себя каждому.

Основные направления воспитательной деятельности

Между патриотизмом и национализмом глубокое различие.
В первом - любовь к своей стране, во втором - ненависть ко всем другим.
Д.С. Лихачёв

Гражданско-патриотическое - «Я и моя Родина».

  • воспитание человека, осознанно и активно исполняющего свой гражданский долг;

  • воспитание уважения к Государственному флагу и гербу России, её героическому и историческому прошлому,

  • воспитание чувства гордости за свою страну и веры в Россию;

  • формирование чувства единения с гражданами своей страны вне зависимости от национальной принадлежности, политических либо религиозных убеждений;

  • разъяснение Конституции РФ, создающей условия для демократии и гражданского согласия, свободного и достойного развития личности;

  • изучение национальных традиций, культуры своего народа, любви к родному языку и краю;

  • изучение гражданских, политических, экономических и социальных прав и обязанностей человека.

  • создание условий для развития самостоятельности, инициативы учащихся,их профессионального самоопределения.  

Прогнозируемые результаты:

  • знает символику, историю и героическое прошлое страны и родного города;

  • уважительно относится к традициям, культурным ценностям и наследию своей Родины;

  • знает свои права и обязанности;

  • чувствует гражданскую ответственности за сложившуюся ситуацию,  и  готов изменить ее;

  • способен осуществить самостоятельный выбор, адекватно действовать в этой ситуации и нести  ответственность за полученный результат;

  • осознание возможности, достоинства и недостатков собственной личности;

  • определяет свои профессиональные интересы.



Духовно-нравственное - «Я и окружающие люди».

В чем самая большая цель жизни?
Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас.
А добро — это прежде всего счастье всех людей.
Д.С. Лихачёв

  • формирование  качеств личности, отвечающих представлениям об истинной человечности, доброте, сострадании, милосердии;

  • изучение культурных, духовно-нравственных ценностей своего народа, накопленных предыдущими поколениями;

  • формирование у детей умения строить свои взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающимися на основе сотрудничества, взаимопонимания, готовности принять других людей, иные взгляды, иные традиции и обычаи, иную культуру;

  • развитие нравственного самосознания личности (совести) — способности школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

  • готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

  • формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;

  • привитие навыков культуры поведения, культуры речи, культуры общения;

  • изучение семейных традиций, воспитание у учащихся уважения к семейным ценностям.

Прогнозируемые результаты:

  • понимает значение таких общечеловеческих ценностей, как «мир», «любовь», «доброта», «милосердие», «сострадание», «порядочность», «терпение», «доверие», «забота», «мораль», «вера», «истина», «справедливость», «долг», «честь», «достоинство», «ответственность», «гуманизм»;

  • уважительно относится к себе и ко всем окружающим людям;

  • умеет понимать других людей и готов помочь любому человеку, если он в этом нуждается;

  • готов к состраданию и гуманному отношению ко всему живому;

  • знает основы коммуникативной культуры личности;

  • владеет навыками неконфликтного общения, способность строить и вести общение в различных ситуациях;

  • ценит чувство товарищества и взаимовыручки;

  • участвует в акциях милосердия;

  • коммуникабелен, умеет работать в коллективе.

Интеллектуально-познавательное - «Я и мир знаний»

Знания раскрывают нам двери,
но войти в них мы должны сами.
Д.С. Лихачёв

  • формировать эмоционально-положительное отношение к учебному труду, знаниям, науке;

  • целенаправленное формирование познавательных интересов, потребности в познании культурно-исторических ценностей;

  • создание условий для развитие творческой активности и повышению мотивации к процессу познания;

  • развитие в ребёнке способности критического мышления, умения проявлять свои интеллектуально-познавательные умения в жизни;

  • формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать кругозор и любознательность.

Прогнозируемые результаты:

  • умеет развивать свои интеллектуальные способности;

  • умеет самостоятельно планировать, организовывать, проводить, анализировать порученное дело и обобщить результаты;

  • владеет основными приёмами успешного изучения учебного материала;

  • умеет находить, перерабатывать и использовать информацию из различных источников, в том числе электронных;

  • владеет приемами и методами самообразования и самовоспитания;

  • наблюдателен,умеет логически мыслить;

  • владеет богатым словарным запасом;

  • испытывает  интерес к познавательной деятельности;

  • способен критически мыслить, находить нетрадиционные решения и выход из сложившейся ситуации;

  • использует приобретенные предметные, интеллектуальные и общие умения и навыки в повседневной жизни.





Экологическое и трудовое - «Я и моя планета»

«Отношение природы и человека —
это отношение двух культур,
и человеку в этом диалоге нужно быть чутким,
внимательным и очень осторожным собственником»
Д.С. Лихачёв

  • привитие навыков экологического воспитания и бережного отношения к природе;

  • изучение и охрана природы своей местности;

  • воспитание любви к родному краю, умения и желания любоваться природой, охранять её и защищать;

  • знания законов живой природы, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и человеком;

  • формирование ответственного отношения к окружающей среде;

  • подготовка детей к труду, жизненному и профессиональному самоопределению;

  • формирование культуры учебной и трудовой деятельности, жизненно-необходимых трудовых и бытовых навыков;

  • развитие навыков коллективного труда в процессе классной коллективной деятельности.

Прогнозируемые результаты:

  • знает экологические проблемы, причины, их порождающие и готов к их решению;

  • умеет видеть красоту окружающего мира и бережно к нему относиться;

  • ведёт экологически грамотно в природе и в быту;

  • умеет прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде;

  • предпринимает определенные действия по сохранению и улучшению экологической ситуации в месте проживания;

  • выполняет полезные и значимые для общества и коллектива дела;

  • трудолюбив, дисциплинирован, добросовестно относится к своим обязанностям;

  • имеет знания о производстве, трудовых умениях;

  • готов к выбору профессии.




Физическое воспитание и здоровый образ жизни - «Я и здоровье»

«Чтобы сохранить свое здоровье,
думай о здоровье других»
Д.С. Лихачёв

  • сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование у школьников навыков организации здорового образа жизни;

  • демонстрация учащимся значимости физического и психического здоровья человека;

  • знакомство учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья воспитание понимания важности здоровья для будущего;

  • воспитание в детях ответственности за свою жизнь и жизнь окружающих;

  • формирование у учащихся культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья;

  • профилактика вредных привычек и правонарушений;

Прогнозируемые результаты:

  • работает над формированием физических качеств: быстроты, ловкости, гибкости, силы и выносливости;

  • принимает здоровый образ жизни как основы своей жизнедеятельности;

  • понимает опасности наркотического, токсического, алкогольно-никотинового отравления организма и психики;

  • знает основные правила поведения на дороге, в общественных местах, умеет правильно действовать в чрезвычайных ситуациях;

  • умение управлять своим здоровьем;

  • соблюдает нормы личной гигиены;

  • владеет простыми туристическими навыками;

  • систематически занимается физическими упражнениями, играми, спортом, физически самосовершенствуется.








Эстетическое - «Я и красота вокруг»

Благодаря своей образной форме
искусство наилучшим способом
приобщает человека к человечеству:
заставляет с большим вниманием и пониманием
относиться к чужой боли, к чужой радости.
Оно делает эту чужую боль и радость
в значительной степени своими.
Д.С. Лихачёв

  • знакомство с культурным наследием прошлого, духовным богатством родного народа, с помощью живописи, литературы, истории и архитектуры;

  • развитие чувства прекрасного, чувства истинной красоты, эстетического чувства восприятия окружающего мира на основе приобщения к выдающимся художественным ценностям отечественной и мировой культуры;

  • формирование способностей восприятия и понимания прекрасного, обогащение духовного мира детей средствами искусства и непосредственного участия в творческой деятельности;

  • формирование навыков совместного общения, умения правильно использовать свободное время.

Прогнозируемые результаты:

  • умеет оформлять портфолио, альбомы, стенды, электронные фотоотчёты по итогам мероприятий и экскурсий;

  • имеет сформированные эстетические вкусы и взглядов;

  • умеет оценивать произведения искусства, эстетические явления с позиций эстетических знаний и идеалов;

  • пробует себя в музыке, литературе, в сценическом и изобразительном искусстве;

  • готов развивать свои задатки и творческие способности в различных областях искусства.

Этапы реализации программы

 

Сроки реализации

Этап

Содержание деятельности

Сентябрь 2022- Октябрь 2022

Подготовительный

- изучение личных дел, индивидуально-педагогических карт, социального паспорта класса;
- выявление проблем, которые должны быть решены в ходе реализации программы;
- составление  плана деятельности;
- проведение анализа педагогической, психологической и методической литературы;
- изучение диагностических методик;
- изучение и анализ нормативно-программных документов

Сентябрь 2022-
Октябрь 2022;

Сентябрь 2023-
Октябрь 2023;

Сентябрь 2024-
Октябрь 2024

Сентябрь 2025-
Октябрь 2025;

Сентябрь 2026-
Октябрь 2026;


Организационный

- знакомство с классным коллективом;
- диагностическое выявление интересов, потребностей, склонностей учащихся, их индивидуальных особенностей и творческого потенциала;
- постановка целей и задач программы;
- привлечение родителей к сотрудничеству;
- консультации со школьной психолого-педагогической службой;
- планирование основных мероприятий по воспитательным направлениям;
- разработка индивидуальных программ развития учащихся

Октябрь 2022-
Май 2026

Деятельностный

- работа по основным направлениям воспитательной программы;
- сотрудничество с педагогическим коллективом, школьной психолого-педагогической службой и родительской общественностью;
- необходимая корректировка запланированных мероприятий;
- промежуточный мониторинг успешности реализации программы;
- отслеживание результатов индивидуального развития учащихся и классного коллектива в целом

Сентябрь2025- Май 2026

Рефлексия

- соотношение результатов с поставленными в начале целями и задачами;
- сравнительный анализ и самоанализ изменений, произошедших с детьми в ходе реализации программы;
- подведение итогов;
- оформление и описание хода реализации и результатов проекта в форме отчета.

Литература

1. Амонашвили Ш.А. «Личностно-гуманная основа педагогического процесса». - М., -1990г.

2. Дереклеева Н.И. «Азбука классного руководителя». - М.: 5 за знания, 2009. - 432 с.

3. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. «Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий». - Учебно-методическое пособие. – М.: АПК и ПРО, 2003. – 101 с.

4. Резапкина Г.В. «Классные часы. Беседы о самоопределении» : Книга для классных руководителей 5-9 классов. – М.: Образовательно-издательский центр «Академия»: ОАО «Московские учебники», 2011. – 192с.

5. Селиванова Н. «Эффективные способы решения современных проблем воспитания» // Учитель, № 6 – 2005. – С. 39-43.

6. Педагогика. Учебное пособие для  студентов педагогических вузов и колледжей./ Под редакцией П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое сообщество России, 1998г. - 640 с.

7. «Журнал классного руководителя»/ сост. Л.В. Голубева. - Волгоград: Учитель, 2007. - 109 с.

8. Журнал «Справочник классного руководителя» №4, 2010. - П.С. Кудешов. Долгосрочная воспитательная программа класса.

  1. http://mon.gov.ru/

  2. http://pedagogik.mgou.ru/

  3. http://standart.edu.ru/

  4. http://www.ug.ru