Начало формы
Воспитательная программа (по ФГОС) для основной школы. 5–9-е классы
Введение
Цель программы: создание образовательной среды, способствующей формированию сплочённого коллектива, духовно-нравственному становлению толерантной личности и активной гражданской позиции школьников на основе общечеловеческих ценностей и культурно-исторических традиций страны.
Перечень основных направлений:
Гражданско-патриотическое - «Я и моя Родина»
Духовно-нравственное - «Я и окружающие люди»
Интеллектуально-познавательное - «Я и мир знаний»
Экологическое и трудовое - «Я и моя планета»
Физическое воспитание и здоровый образ жизни - «Я и здоровье»
Эстетическое - «Я и красота вокруг»
Пояснительная записка
От правильного воспитания детей
зависит благосостояние всего народа.
Дж. Локк
Вопросы образования, развития и воспитания подрастающего поколения всегда являлись одними из самых актуальных и приоритетных в любом обществе и в любую эпоху. А так как этот процесс начинается с самого раннего возраста, то основная ответственность за его успешную реализацию возлагается на школу, учителя, классного руководителя.
«Каждый миг жизни дает нам шанс быть достойным человеком, предоставляет нам выбор в пользу достойной либо недостойной жизни. И мы используем или отторгаем этот шанс. И мы совершаем ежечасно выбор, за который потом получаем от жизни плату сполна либо расплачиваемся за необдуманный шаг» (Франк Е. «Человек в поисках смысла»). Выбор за детей мы сделать не можем, но научить их делать выбор осмысленно, предвидя возможные последствия, в наших силах.
Каждый ребёнок уникален и неповторим, и задача педагогов состоит, прежде всего в том, чтобы, применив все свои знания, проявив такт и терпение, сориентировать маленького человека на то, что действительно ценно и значимо в жизни, что позволит ему стать полноценной личностью, а главное, индивидуальностью.
Но процесс воспитания не может быть эффективным, если он заключается только в передаче учителем опыта предыдущих поколений. Эта деятельность должна предусматривать совместное, равноправное, активное взаимодействие и учащихся, и классного руководителя.
Согласно требованиям нового Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования процесс взаимодействия школы и детей должен быть направлен на «воспитание, социализацию и духовно-нравственное развитие обучающихся, их самоидентификацию и гражданское становление».
Таким образом, современные тенденции в образовании подчёркивают актуальность создания системы воспитательной работы в классе, направленной на решение наиболее важных педагогических проблем и позволяющей целенаправленно, обоснованно и максимально эффективно использовать способности и возможности каждого ребёнка для его всестороннего развития. Это требует поиска новых методических направлений и форм организации воспитательного процесса, что и определяют роль, функции, цели, задачи и содержание деятельности классного руководителя.
Одним из основополагающих аспектов реализации программы «В поисках себя» является изучение творческого наследия академика Д.С.Лихачёва. Бесценный опыт российского философа и общественного деятеля, героический пример его жизни и замечательные произведения с глубокомысленными рассуждениями о Родине, патриотизме, о величайших духовных ценностях человечества, о красоте окружающего мира, о нравственном и эстетическом воспитании являются руководством для воспитания молодого поколения. Это не просто кодекс законов или свод рекомендаций, помогающий поступить правильно в той или иной ситуации, а своеобразный «учебник жизни», позволяющий найти себя в этом мире и реализовать каждому.
Важным элементом реализации данной программы является также экскурсионная деятельность. Она позволяет ребёнку глубже познать окружающий мир, давая новые знания о природе, обществе, исторических событиях. Воспитывает сам изучаемый материал, нравственно и эстетически влияя на сознание детей. Таким образом, экскурсия становится частью педагогического процесса, принимая на себя функции образования и воспитания человека, формирования его мировоззрения.
Программой предусмотрены различные формы работы, обусловленные особенностями ее реализации. Это - классные часы, беседы, диспуты, клубные часы, конференции, викторины, конкурсы, КТД.
Необходимым условием успешной реализации данной программы является привлечение родителей к более тесному сотрудничеству с классными руководителям и школой. Это осуществляется за счёт привлечения родителей к организации и активному участию в классных мероприятиях, организации общественно значимой деятельности родителей и обучающихся, проведения совместных встреч детей и родителей, вечеров отдыха, праздников.
Когда-нибудь придёт новая эпоха. Люди будут стремиться к другим идеалам, станут руководствоваться иными мотивами и приоритетами. Но наша задача — помочь детям сохранить своё культурное наследие, духовность и красоту человеческих взаимоотношений, так как эти ценности будут вечны всегда.
Цель программы: создание образовательной среды, способствующей формированию сплочённого коллектива, духовно-нравственному становлению толерантной личности и активной гражданской позиции школьников на основе общечеловеческих ценностей и культурно-исторических традиций страны.
Задачи воспитательной деятельности:
Формирование у учащихся межличностных отношений, гражданско-патриотического сознания, навыков самообразования и разностороннее развитие их творческих способностей;
Воспитание толерантности, чувства уважения друг к другу, взаимопомощи и взаимопонимания;
Создание условий для физического, интеллектуального, нравственного, духовного и эстетического развития детей;
Создание психологически комфортной обстановки в классе;
Повышение социальной активности учащихся, их самостоятельности и ответственности в организации жизни детского коллектива;
Воспитание общей культуры школьников через приобщение к культуре, обычаям и традициям страны.
Принципы реализации программы
Принцип общественной направленности: Школа не может являться самостоятельным механизмом, изолированным от общества. Деятельность педагога должна соответствовать задачам воспитания подрастающего поколения в интеграции с государственной стратегией воспитания и направлена на формирование социально необходимого типа личности.
Принцип гуманистической направленности – уважительное отношение к ребёнку, к его мнению, позиции; соблюдение прав и свобод школьников; ненасильственного формирования требуемых качеств.
Принцип природосообразности и учёта возрастных особенностей – осуществление процесса воспитания в соответствии с потребностями ребенка, его возрастом, особенностями психики и физиологии;
Принцип ориентации на ценностное отношение - постоянство профессионального внимания педагога на разворачивающиеся в действиях, эмоциональных реакциях, словах и интонационной окраске отношения воспитанника к социально-культурным ценностям: человеку, природе, обществу, труду, познанию. и ценностным основам жизни, достойной человека, — добру, истине, красоте.
Принцип субъектности - максимальное содействие развитию способности ребенка осознавать свое "Я" в связях с другими людьми и миром в его разнообразии, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия как для других, так и для собственной судьбы, оценивать себя как носителя знаний, отношений, а также свой выбор, производимый ежечасно.
Принцип социального взаимодействия – придать воспитанию диалогический характер; способствовать сотрудничеству всех участников воспитательного процесса; создание условий для профессионального самоопределения школьников, формирования навыков общения в социуме.
Принцип систематичности, последовательности и непрерывности - соблюдение преемственности в приобретении и закреплении знаний, умений и навыков; опора на жизненный опыт детей; формированию основ научного мировоззрения, высоких моральных качеств, навыков и привычек поведения.
Принцип сотрудничества - воспитание взаимной ответственности участников педагогического процесса, на сопереживание, на взаимопомощь в процессе преодоления трудностей; развитие потребности школьников в соучастии и содействии.
Принцип успешности — в процессе коллективной творческой деятельности развиваются индивидуальные особенности учащихся, ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности; создание ситуации «успеха» в разных видах деятельности способствует формированию позитивной Я - концепции личности учащегося, стимулируется стремление ребёнка к самосовершенствованию.
Реализация данных принципов базируется на использовании следующих подходов в процессе воспитания:
Личностно-ориентированный подход – учет личностных качеств, характеристик и возможностей каждого ребёнка; видение, принятие личности школьника; создание условий для разностороннего развития и индивидуальности учащегося.
Деятельностный подход - с помощью игровой, трудовой, творческой и досуговой деятельности дети овладевают определёнными способами и моделями поведения в процессе общения и взаимодействия, соответствующего общечеловеческим ценностям и нормам.
Компетентностный подход - формировании у учащихся компетенций, обеспечивающих им возможность успешной социализации; учащиеся должны обладать качествами, способствующими выполнению ими в будущем многообразных видов социально-профессиональной деятельности, что обуславливают формирование компетентной личности в современном мире.
Комплексный подход - необходимо, чтобы воспитательная среда была как можно более разнообразной и вариативной, что предполагает воспитание и развитие актуальных качеств личности ребёнка в различных направлениях.
Одним из основополагающих аспектов реализации программы «В поисках себя» является изучение творческого наследия академика Д.С.Лихачёва. Бесценный опыт российского философа и общественного деятеля, героический пример его жизни и замечательные произведения с глубокомысленными рассуждениями о Родине, патриотизме, о величайших духовных ценностях человечества, о красоте окружающего мира, о нравственном и эстетическом воспитании являются руководством для воспитания молодого поколения. Это не просто кодекс законов или свод рекомендаций, помогающий поступить правильно в той или иной ситуации, а своеобразный «учебник жизни», позволяющий найти и реализовать себя каждому.
Основные направления воспитательной деятельности
Между патриотизмом и национализмом глубокое различие.
В первом - любовь к своей стране, во втором - ненависть ко всем другим.
Д.С. Лихачёв
Гражданско-патриотическое - «Я и моя Родина».
воспитание человека, осознанно и активно исполняющего свой гражданский долг;
воспитание уважения к Государственному флагу и гербу России, её героическому и историческому прошлому,
воспитание чувства гордости за свою страну и веры в Россию;
формирование чувства единения с гражданами своей страны вне зависимости от национальной принадлежности, политических либо религиозных убеждений;
разъяснение Конституции РФ, создающей условия для демократии и гражданского согласия, свободного и достойного развития личности;
изучение национальных традиций, культуры своего народа, любви к родному языку и краю;
изучение гражданских, политических, экономических и социальных прав и обязанностей человека.
создание условий для развития самостоятельности, инициативы учащихся,их профессионального самоопределения.
Прогнозируемые результаты:
знает символику, историю и героическое прошлое страны и родного города;
уважительно относится к традициям, культурным ценностям и наследию своей Родины;
знает свои права и обязанности;
чувствует гражданскую ответственности за сложившуюся ситуацию, и готов изменить ее;
способен осуществить самостоятельный выбор, адекватно действовать в этой ситуации и нести ответственность за полученный результат;
осознание возможности, достоинства и недостатков собственной личности;
определяет свои профессиональные интересы.
Духовно-нравственное - «Я и окружающие люди».
В чем самая большая цель жизни?
Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас.
А добро — это прежде всего счастье всех людей.
Д.С. Лихачёв
формирование качеств личности, отвечающих представлениям об истинной человечности, доброте, сострадании, милосердии;
изучение культурных, духовно-нравственных ценностей своего народа, накопленных предыдущими поколениями;
формирование у детей умения строить свои взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающимися на основе сотрудничества, взаимопонимания, готовности принять других людей, иные взгляды, иные традиции и обычаи, иную культуру;
развитие нравственного самосознания личности (совести) — способности школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
привитие навыков культуры поведения, культуры речи, культуры общения;
изучение семейных традиций, воспитание у учащихся уважения к семейным ценностям.
Прогнозируемые результаты:
понимает значение таких общечеловеческих ценностей, как «мир», «любовь», «доброта», «милосердие», «сострадание», «порядочность», «терпение», «доверие», «забота», «мораль», «вера», «истина», «справедливость», «долг», «честь», «достоинство», «ответственность», «гуманизм»;
уважительно относится к себе и ко всем окружающим людям;
умеет понимать других людей и готов помочь любому человеку, если он в этом нуждается;
готов к состраданию и гуманному отношению ко всему живому;
знает основы коммуникативной культуры личности;
владеет навыками неконфликтного общения, способность строить и вести общение в различных ситуациях;
ценит чувство товарищества и взаимовыручки;
участвует в акциях милосердия;
коммуникабелен, умеет работать в коллективе.
Интеллектуально-познавательное - «Я и мир знаний»
Знания раскрывают нам двери,
но войти в них мы должны сами.
Д.С. Лихачёв
формировать эмоционально-положительное отношение к учебному труду, знаниям, науке;
целенаправленное формирование познавательных интересов, потребности в познании культурно-исторических ценностей;
создание условий для развитие творческой активности и повышению мотивации к процессу познания;
развитие в ребёнке способности критического мышления, умения проявлять свои интеллектуально-познавательные умения в жизни;
формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать кругозор и любознательность.
Прогнозируемые результаты:
умеет развивать свои интеллектуальные способности;
умеет самостоятельно планировать, организовывать, проводить, анализировать порученное дело и обобщить результаты;
владеет основными приёмами успешного изучения учебного материала;
умеет находить, перерабатывать и использовать информацию из различных источников, в том числе электронных;
владеет приемами и методами самообразования и самовоспитания;
наблюдателен,умеет логически мыслить;
владеет богатым словарным запасом;
испытывает интерес к познавательной деятельности;
способен критически мыслить, находить нетрадиционные решения и выход из сложившейся ситуации;
использует приобретенные предметные, интеллектуальные и общие умения и навыки в повседневной жизни.
Экологическое и трудовое - «Я и моя планета»
«Отношение природы и человека —
это отношение двух культур,
и человеку в этом диалоге нужно быть чутким,
внимательным и очень осторожным собственником»
Д.С. Лихачёв
привитие навыков экологического воспитания и бережного отношения к природе;
изучение и охрана природы своей местности;
воспитание любви к родному краю, умения и желания любоваться природой, охранять её и защищать;
знания законов живой природы, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и человеком;
формирование ответственного отношения к окружающей среде;
подготовка детей к труду, жизненному и профессиональному самоопределению;
формирование культуры учебной и трудовой деятельности, жизненно-необходимых трудовых и бытовых навыков;
развитие навыков коллективного труда в процессе классной коллективной деятельности.
Прогнозируемые результаты:
знает экологические проблемы, причины, их порождающие и готов к их решению;
умеет видеть красоту окружающего мира и бережно к нему относиться;
ведёт экологически грамотно в природе и в быту;
умеет прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде;
предпринимает определенные действия по сохранению и улучшению экологической ситуации в месте проживания;
выполняет полезные и значимые для общества и коллектива дела;
трудолюбив, дисциплинирован, добросовестно относится к своим обязанностям;
имеет знания о производстве, трудовых умениях;
готов к выбору профессии.
Физическое воспитание и здоровый образ жизни - «Я и здоровье»
«Чтобы сохранить свое здоровье,
думай о здоровье других»
Д.С. Лихачёв
сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование у школьников навыков организации здорового образа жизни;
демонстрация учащимся значимости физического и психического здоровья человека;
знакомство учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья воспитание понимания важности здоровья для будущего;
воспитание в детях ответственности за свою жизнь и жизнь окружающих;
формирование у учащихся культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья;
профилактика вредных привычек и правонарушений;
Прогнозируемые результаты:
работает над формированием физических качеств: быстроты, ловкости, гибкости, силы и выносливости;
принимает здоровый образ жизни как основы своей жизнедеятельности;
понимает опасности наркотического, токсического, алкогольно-никотинового отравления организма и психики;
знает основные правила поведения на дороге, в общественных местах, умеет правильно действовать в чрезвычайных ситуациях;
умение управлять своим здоровьем;
соблюдает нормы личной гигиены;
владеет простыми туристическими навыками;
систематически занимается физическими упражнениями, играми, спортом, физически самосовершенствуется.
Эстетическое - «Я и красота вокруг»
Благодаря своей образной форме
искусство наилучшим способом
приобщает человека к человечеству:
заставляет с большим вниманием и пониманием
относиться к чужой боли, к чужой радости.
Оно делает эту чужую боль и радость
в значительной степени своими.
Д.С. Лихачёв
знакомство с культурным наследием прошлого, духовным богатством родного народа, с помощью живописи, литературы, истории и архитектуры;
развитие чувства прекрасного, чувства истинной красоты, эстетического чувства восприятия окружающего мира на основе приобщения к выдающимся художественным ценностям отечественной и мировой культуры;
формирование способностей восприятия и понимания прекрасного, обогащение духовного мира детей средствами искусства и непосредственного участия в творческой деятельности;
формирование навыков совместного общения, умения правильно использовать свободное время.
Прогнозируемые результаты:
умеет оформлять портфолио, альбомы, стенды, электронные фотоотчёты по итогам мероприятий и экскурсий;
имеет сформированные эстетические вкусы и взглядов;
умеет оценивать произведения искусства, эстетические явления с позиций эстетических знаний и идеалов;
пробует себя в музыке, литературе, в сценическом и изобразительном искусстве;
готов развивать свои задатки и творческие способности в различных областях искусства.
Этапы реализации программы
Сроки реализации | Этап | Содержание деятельности |
Сентябрь 2022- Октябрь 2022 | Подготовительный | - изучение личных дел, индивидуально-педагогических карт, социального паспорта класса; - выявление проблем, которые должны быть решены в ходе реализации программы; - составление плана деятельности; - проведение анализа педагогической, психологической и методической литературы; - изучение диагностических методик; - изучение и анализ нормативно-программных документов |
Сентябрь 2022- Октябрь 2022; Сентябрь 2023- Октябрь 2023; Сентябрь 2024- Октябрь 2024 Сентябрь 2025- Октябрь 2025; Сентябрь 2026- Октябрь 2026; | Организационный | - знакомство с классным коллективом; - диагностическое выявление интересов, потребностей, склонностей учащихся, их индивидуальных особенностей и творческого потенциала; - постановка целей и задач программы; - привлечение родителей к сотрудничеству; - консультации со школьной психолого-педагогической службой; - планирование основных мероприятий по воспитательным направлениям; - разработка индивидуальных программ развития учащихся |
Октябрь 2022- Май 2026 | Деятельностный | - работа по основным направлениям воспитательной программы; - сотрудничество с педагогическим коллективом, школьной психолого-педагогической службой и родительской общественностью; - необходимая корректировка запланированных мероприятий; - промежуточный мониторинг успешности реализации программы; - отслеживание результатов индивидуального развития учащихся и классного коллектива в целом |
Сентябрь2025- Май 2026 | Рефлексия | - соотношение результатов с поставленными в начале целями и задачами; - сравнительный анализ и самоанализ изменений, произошедших с детьми в ходе реализации программы; - подведение итогов; - оформление и описание хода реализации и результатов проекта в форме отчета. |
Литература
1. Амонашвили Ш.А. «Личностно-гуманная основа педагогического процесса». - М., -1990г.
2. Дереклеева Н.И. «Азбука классного руководителя». - М.: 5 за знания, 2009. - 432 с.
3. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. «Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий». - Учебно-методическое пособие. – М.: АПК и ПРО, 2003. – 101 с.
4. Резапкина Г.В. «Классные часы. Беседы о самоопределении» : Книга для классных руководителей 5-9 классов. – М.: Образовательно-издательский центр «Академия»: ОАО «Московские учебники», 2011. – 192с.
5. Селиванова Н. «Эффективные способы решения современных проблем воспитания» // Учитель, № 6 – 2005. – С. 39-43.
6. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей./ Под редакцией П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое сообщество России, 1998г. - 640 с.
7. «Журнал классного руководителя»/ сост. Л.В. Голубева. - Волгоград: Учитель, 2007. - 109 с.
8. Журнал «Справочник классного руководителя» №4, 2010. - П.С. Кудешов. Долгосрочная воспитательная программа класса.
http://mon.gov.ru/
http://pedagogik.mgou.ru/
http://standart.edu.ru/
http://www.ug.ru