Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение № 16
г. Липецка
Согласовано:
Зам.директора по ВР
С.С.Сапрыкина________
«____»__________20___г.
Воспитательная программа
«Шаги в будущее»
9-11 лет, 3-а, 4-а класс
(возраст детей, на которых рассчитана программа)
2017-2019 учебный год
(срок реализации программы)
Проскурина Эльмира Рауфовна , 11 лет, I — категория
(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую программу, стаж, квалификационная категория)
г. Липецк
2017-2019 уч.г.
Пояснительная записка
Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся и направлена на социализацию детей с нарушением интеллекта, как процесса вхождения ребенка в социальную среду, освоения и приобретения системы социальных связей. В силу специфики работы с детьми ОВЗ, предусматривается индивидуальная направленность приобретения учащимися знаний и умений, практических навыков, необходимых для адаптации к условиям взрослой жизни.
Ребенок как личность будет эффективно развиваться лишь при условии учета его возрастных интересов, поэтому в Программе в основу отбора форм и методов работы были положены два момента: мотивы и ведущие виды деятельности.
Так , для младшего школьного возраста основными мотивами являются следующие:
потребность во внешних впечатлениях, которая реализуется при участии взрослого, его поддержке и одобрении, что способствует созданию климата эмоционального благополучия;
потребность в общении, принимающая форму желания выполнять важную общественную значимую деятельность, имеющую значение не только для него самого, но и для окружающих.
Ведущий вид деятельности:
Игра в ее наиболее развитой форме: предметная, сюжетно-ролевая, драматизация. Ролевая игра выступает как деятельность, в которой формируется и развивается ориентация ребенка в самых общих, основных сферах человеческой деятельности;
Актуальность программы
Изменения, происходящие в обществе, определяют дополнительные требования к системе образования и воспитания. Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе, активная адаптация на рынке труда, формирование нравственного отношения к миру - являются одними из важнейших задач учебно-воспитательного процесса.
Сегодня наиболее оправданным является такой подход к организации воспитательной работы, при котором совокупность воспитательных средств направлена на выработку у каждого конкретного воспитанника своего собственного варианта жизни, достойного его как человека современного общества. Сегодня уже мало просто воспитывать традиционные ценностные отношения. Воспитанник должен сам на их основе формировать свою жизненную позицию, быть способным на разумный выбор, выработку самостоятельных идей. Речь идет о личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества.
С учетом такого подхода выделяются ряд общих положений, которые могут быть основой организации воспитательной работы в условиях коррекционной школы-интерната. Среди них наиболее актуальными являются понятия о «социализации» как процессе вхождения ребенка в социальную среду, усвоения им социального опыта, освоение и приобретение системы социальных связей.
Цель программы
– создание основы для воспитания социально адаптированного человека, то есть человека, приспособленного к требованиям общества.
Задачи программы
1. Воспитывать культуру поведения в обществе сверстников и взрослых.
2. Прививать культуру внешнего вида, поведения вне дома, обращая особое внимание на формирование культуры чувств: уважения, дружбы, товарищества, сострадания, доброты, чуткости, любви.
3. Формировать гражданско-патриотические чувства воспитанников, чувства
сопричастности к судьбе Отечества и малой родины;
4. Прививать навыки умственного и физического труда, воспитывать любовь и
уважение к труду и людям труда;
5. Осуществлять связи с окружающим миром для дальнейшей успешной социализации детей с нарушением интеллекта;
6. Формировать у детей сознательное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.
Принципы построения программы
Принцип гуманизма, предполагающий личностно-ориентированный подход;
Принцип взаимодействия и координации действий всех специалистов;
Принцип целенаправленной деятельности лечебных, социально-психологических, воспитательных и учебных служб;
Принцип вариантности, где учитываются интересы и возможности каждого ребенка;
Принцип целостности и системности педагогического процесса;
Принцип уважения к личности ребенка, в основе которого – разумная
требовательность к нему;
Формы и методы реализации программы
Данная воспитательная программа предлагает комплексный подход в коррекционной работе с детьми с нарушением интеллекта, а также, что особенно важно для социализации детей – развитие коммуникативных навыков. Нужно отметить, что мероприятия, проведенные во внеурочное время, содействуют всестороннему развитию воспитанников, успешной социализации. Педагоги применяют в своей работе различные формы воспитательских занятий, многие из которых проводятся с применением средств ИКТ.
План реализации программы по направлениям
Как указывалось выше, социализация – многогранный процесс, затрагивающий всю систему взаимоотношений будущего выпускника с окружающим миром: от сферы коммуникативного общения до трудовой деятельности на производстве. Поэтому социализация воспитанника в условиях школы-интерната должна протекать в разных направлениях, непосредственно касающихся его деятельности. В предложенной программе выделяется несколько направлений социализации личности, соответствующих направлениям воспитательной работы педагогического коллектива класса:
1.Гражданско-патриотическое воспитание.
2.Правовое воспитание.
3.Духовно-нравственное воспитание.
4.Трудовое воспитание.
5.Здоровьесберегающее воспитание.
6. Художественно-эстетическое воспитание.
7.Экологическое воспитание.
Каждое направление воспитательной работы имеет свои конкретные цели и задачи, решение которых реализуется через разнообразные формы и методы воспитательной работы, а также самостоятельную деятельность воспитанников.
Духовно-нравственное воспитание
Цель: приобщение детей к общечеловеческим ценностям, содействие формированию у них основ культуры и общения, умений построения межличностных отношений;
Задачи:
Формировать положительные нравственные качества личности детей, определяемые Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников;
Развивать самостоятельность, чувство коллективизма и сотрудничества в ходе совместной деятельности.
Воспитывать в детях этические нормы и правила; прививать культуру поведения
Корригировать и развивать эмоционально-волевую сферу, навыков самоконтроля детей на основе участия в коллективно-творческих делах.
Реализация данного направления воспитательной деятельности предполагает проведение: дискуссий, тематических и этических бесед, практикумов, коммуникативных тренингов, ролевых игр, классных часов, родительских собраний.
№ п/п | Мероприятия | Сроки |
1 | Этическая беседа «Что такое добро и зло?» | сентябрь |
2 | Мастерская речи «Слово – средство общения» | сентябрь |
3 | Практикум «Как помочь другу на самоподготовке» | октябрь |
4 | Классный час «Отчего прибавляется счастье?» | октябрь |
5 | Аукцион мнений «Если с другом вышел в путь…» | ноябрь |
6 | Беседа-размышление «Что такое зависть, гордость?» | ноябрь |
7 | Азбука самопознания «Мир моей души» | декабрь |
8 | Книжный киоск «Книги для духовного чтения» | декабрь |
9 | Коммуникативный тренинг «Партнёры по делу: каким я должен быть?» | декабрь |
10 | Ролевая игра «Лучшая семья - моя» | январь |
11 | Классный час «Учимся говорить вежливо» | январь |
12 | Познавательный час «Темперамент» | январь |
13 | Анкетирование «Мои способности» | февраль |
14 | Азбука общения «Я умею дружить» | март |
15 | Классный час «Уважайте старость» | апрель |
16 | Коллективно-творческое дело «Здравствуй, лето!» | май |
Физическое воспитание
Цель: формирование осознанного представления воспитанников о здоровье, как одной из главных жизненных ценностей; приобщение обучающихся к здоровому образу жизни через участие в воспитательных мероприятиях.
Задачи:
Воспитывать мотивацию к соблюдению и выполнению режима дня;
Привлекать детей к регулярному занятию физической культурой, участию в спортивных мероприятиях.
Способствовать развитию и укреплению здоровья, формированию потребности ЗОЖ.
Формировать осознанные представления о безопасном поведении.
Корригировать и развивать двигательные навыки, общую и мелкую моторику на основе выполнения игр и упражнений.
Реализация данного направления воспитательной деятельности предполагает проведение: часов здоровья, спортивных игр и конкурсов, анкетирования, предупредительных и профилактических бесед, детских лекций, отработку санитарно-гигиенических навыков; встреч с медицинскими работниками.
№ п/п | Мероприятия | Сроки |
1 | Участие в общешкольных акциях здоровья | в течении года |
2 | Участие в реализации оздоровительных программ. | в течение года |
3 | Азбука здоровья «Дружба с водой» | сентябрь |
4 | Разговор на заданную тему «Как защитить себя от гриппа?» | сентябрь |
5 | Классный час «В мире здоровья» | сентябрь |
6 | Конкурс рисунков «Мой режим дня» | октябрь |
7 | Беседа-предупреждение «Будь молодцом - не кури! » | октябрь |
8 | Эвристическая игра «Один дома» | октябрь |
9 | Игровой практикум «Физкультминутки на каждый день » | ноябрь |
10 | Интеллектуальный ринг «Польза правильного питания» | ноябрь |
11 | Анкетирование «Вредные привычки в моей семье» | декабрь |
12 | Занятие-презентация «Гигиена зрения» | январь |
13 | Познавательный час «Удивительная сила сна» | февраль |
14 | Спортивная мозаика «Веселые игры» | март |
15 | Клуб здоровячков «Спорт и я» | апрель |
16 | Детская лекция «Бесценный дар природы – слух» | май |
17 | Интеллект-шоу «Загадки тела человека» | май |
18 | Классный час «Безопасный отдых» | май |
Трудовое воспитание
Цель: содействие формированию осознания детьми собственного «Я»; оказание помощи обучающемуся в самоопределении и самореализации;
Задачи:
Знакомить детей с будущими профессиями;
Подготовить воспитанников к практической деятельности;
Воспитать аккуратность, бережливость, трудолюбие ; прививать навыки самообслуживания
Реализация данного направления воспитательной деятельности предполагает проведение: практических занятий, анкетирования, часов общения, тренингов, занятий-презентаций, интеллектуальных игр, тренингов, акций самостоятельности, трудовых десантов по благоустройству школьной территории.
№п/п | Мероприятия | Сроки |
1 | Акции и трудовые десанты по благоустройству школьной территории. | в течение года |
2 | Участие в работе кружков | в течение года |
3 | Анкетирование «Кем я хочу стать?» | сентябрь |
4 | Азбука домоводства «Уборка комнаты – от А до Я» | октябрь |
5 | Урок эстетики «Пусть в комнате живёт уют!» | октябрь |
6 | Акция «Поможем книге!» | ноябрь |
7 | Познавательный час «Современные средства ухода за домом» | ноябрь |
8 | Фито-мастерская «Уход за зимним садом» | декабрь |
9 | Психологический тренинг «Мои способности» | декабрь |
10 | Занятие-презентация «Мой кораблик в море профессий» | январь |
11 | Классный час «Мы славим труд» | февраль |
12 | Детская лекция «Труд – основа жизни» | март |
13 | Конкурс эскизов «Интерьер: весна в моём доме» | апрель |
14 | Интеллектуальный ринг «Все профессии важны, все профессии нужны!» | май |
15 | Экскурсия (виртуальная) на предприятия города | май |
Гражданско-патриотическое воспитание
Цель: содействие формированию гражданского самосознания детей, ответственности за судьбу Родины, любви к своему краю;
Задачи:
Привлекать внимание детей к значимым событиям, происходящим в республике, стране, мире;
В доходчивой форме знакомить учащихся с политическим, экономическим, социальным и культурным устройством России;
Воспитывать уважение и толерантное отношение к представителям других национальностей;
Воспитывать гордость за героическое прошлое России и родного края;
Реализация данного направления воспитательной деятельности предполагает проведение: исторических бесед, проблемно-этических бесед, диспутов, устных журналов, классных часов
№п/п | Мероприятия | Сроки |
1 | Исторический журнал «Как это было: окончание Второй мировой войны» | сентябрь |
2 | Этическая беседа «Я – гражданин своей страны» | октябрь |
3 | Урок в школьном музее «Страницы истории родного города» | ноябрь |
4 | Энциклопедия школьника «Ленинград – город герой» | декабрь |
5 | Виртуальная экскурсия «Достопримечательности города» | январь |
6 | Коллаж-кафе «Наша Родина – Россия» | февраль |
7 | Спортивно-патриотическая игра «Зарничка» | февраль |
8 | Конкурс рисунков «Защитникам Отечества» | февраль |
9 | Урок гражданственности «Крым – российский полуостров» | март |
10 | Устный журнал «День Космонавтики» | апрель |
11 | Занятие-презентация «У войны не женское лицо..» | апрель |
12 | Урок мужества «Имя твоё неизвестно, подвиг твой – бессмертен» | май |
13 | Читательская конференция «Слава тебе, солдат!» | май |
14 | Экскурсия «Улицы нашего города» | май |
Правовое воспитание
Цель: создание основы для формирования осознанных представлений воспитанников о необходимости соблюдения установленных в обществе законов и норм.
Задачи:
1.Формировать ответственное отношение к соблюдению правовых норм и правил;
2.Повышать уровень знаний детей о правонарушениях и ответственности за их совершение;
3.Воспитывать неприятие отрицательных поступков;
4.Развивать и корригировать аналитическое мышление на основе анализа совершённых действий.
Реализация данного направления воспитательной деятельности предполагает проведение: исторических бесед, проблемно-этических бесед, диспутов, устных журналов.
№п/п | Мероприятия | Сроки |
1 | Проблемно-этическая беседа «Мои хорошие черты». | Сентябрь |
2 | Диспут «Человеком мало родиться, им ещё надо стать». | Октябрь |
3 | Час общения « Я могу учиться!» | ноябрь |
4 | Час общения «Мои права» | декабрь |
5 | Правовой час «Основной закон государства». | Январь |
6 | Дискуссия «Проступок или преступление?» | февраль |
7 | Анкетирование «Как я знаю свои права и обязанности» | март |
8 | Клуб любознательных «Я бы в армию пошёл» | апрель |
10 | Тестирование «Склонен ли я к правонарушениям?» | май |
Художественно-эстетическое воспитание
Цели: формирование представлений воспитанников о красоте как неотъемлемой стороне духовной жизни человека; раскрытие творческих способностей детей.
Задачи:
Развивать творческие способности детей на основе участия в конкурсах, выставках, занятиях кружка;
Способствовать развитию интереса к познанию мира искусства;
Прививать эстетические нормы, воспитывать любовь к прекрасному, способность видеть красоту окружающего мира.
Реализация данного направления воспитательной деятельности предполагает проведение: устных журналов, конкурсов рисунков, виртуальных и заочных экскурсий, эвристических викторин, литературных праздников.
№п/п | Мероприятия | Сроки |
1 | Участие детей в творческих конкурсах различного уровня (в том числе в сети Интернет). | В течение года |
2 | Аукцион творческих идей «Королева Осень» | сентябрь |
3 | Конкурс рисунков «Мотивы природы ». | Октябрь |
4 | Музыкальная гостиная. | ноябрь |
5 | Экскурсия в школьный музей «Изюминка русского костюма» | ноябрь |
6 | Устный журнал «Зима в творчестве русских художников». | Декабрь |
7 | Музыкальный киоск . | январь |
8 | Калейдоскоп творчества «Очарование природы». | февраль |
9 | Литературный час «У Лукоморья дуб зелёный» | февраль |
10 | Конкурс юных художников «Весенние цветы». | Март |
11 | Эвристическая викторина «Путешествие в Пушкиниану» | апрель |
12 | Занятие-презентация «Народные промыслы в Липецком крае» | апрель |
13 | Устный журнал «Поэты и писатели – о родном крае» | май |
14 | Литературный праздник «Чтение полезно всем!» | май |
Экологическое воспитание
Цель: создание основ для формирования экологического мировоззрения воспитанников
Задачи:
Формировать у детей познавательный интерес к изучению природы;
Воспитывать любовь к природе родного края;
Расширять кругозор детей в области натуралистических знаний;
Формировать представления об экологических проблемах своей местности и способах их решения.
Реализация данного направления воспитательной деятельности предполагает проведение: познавательных викторин, интеллект-шоу, занятий-презентаций, устных журналов.
№пп | Мероприятия | Сроки |
1 | Участие в школьных экологических акциях | в течение года |
2 | Тематические экскурсии в природу | в течение года |
3 | Детская энциклопедия «Что такое экология?» | сентябрь |
4 | Зоовикторина «Животные нашего края" | сентябрь |
5 | Познавательный час «Почему приходит осень?» | октябрь |
6 | Конкурс рисунков «Войди в природу другом" | октябрь |
7 | Занятие-лаборатория «Волшебница-вода» | ноябрь |
8 | Устный журнал «В царстве царя Берендея» | ноябрь |
9 | Клуб юннатов «Птицы – наши верные друзья» | декабрь |
10 | Дискуссия "От кого мы защищаем природу?» | декабрь |
11 | Творческий практикум «Чудо-кормушка» | январь |
12 | Занятие-презентация «Отходы – в доходы» | февраль |
13 | Интеллект- шоу «В мире декоративных растений» | март |
14 | Классный час «Планета Земля в опастности» | март |
15 | Устный журнал «По страницам Красной книги» | апрель |
16 | Книжная выставка «22 апреля – День Земли» | апрель |
17 | Акция «Письмо Земле» | апрель |
18 | Экологический марафон «Кладовая солнца» | май |
Ожидаемые результаты
Духовно-нравственное воспитание:
- способность обучающихся сознательно выстраивать отношение к себе, к другим людям, к Отечеству, миру в целом;
-сформированные навыки коммуникативного поведения;
-уважительное отношение к другим людям, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
-неприятие аморальных поступков; критическое отношение к своему поведению;
-уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
-знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
Продукт реализации программы: выставка рисунков детей на тему «Моя семья», памятки «Что такое хорошо и что такое плохо», презентация «Мой класс – самый лучший!»; результаты участия детей и педагогов в конкурсах различного уровня, в том числе и в Интернет-проектах (грамоты, свидетельства, сертификаты).
Физическое воспитание:
- стремление воспитанников вести и пропагандировать здоровый образ жизни;
-владение достоверной информацией о вредных привычках и их пагубном воздействии на организм человека;
-умение делать осознанный выбор поступков, поведения, образа жизни, позволяющих сохранить и укрепить здоровье;
-способность выполнять правила личной гигиены;
-сформированное представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре;
-умение соблюдать правила безопасности жизнедеятельности;
-приобщение к разумной физической активности, сформированная потребность заниматься физической культурой и спортом, вести активный образ жизни.
Продукт реализации программы: сборник рисунков детей на тему «Здоровый образ жизни», разработка комплекса утренней зарядки «Осанка – стройная спина», фотоальбом «С физкультурой я дружу!», памятки «Безопасность на каждый день»; результаты участия детей и педагогов в конкурсах различного уровня, в том числе и в Интернет-проектах (грамоты, свидетельства, сертификаты).
Трудовое воспитание
-развитые навыки самообслуживания;
- сформированные представления об опрятности, бережливости, аккуратности;
-сформированные представления о необходимости труда в дальнейшей жизни;
- уважительное отношение к своему и чужому труду;
-развитые представления о многообразии профессий.
Продукт реализации программы: презентация «Мир профессий», тематическая раскладушка «Профессии, к которым нас готовят», выставка рисунков на тему «Какого цвета ремёсла?», кормушки для птиц, изделия детей, выполненные на кружковых занятиях; результаты участия детей и педагогов в конкурсах различного уровня, в том числе и в Интернет-проектах (грамоты, свидетельства, сертификаты).
Гражданско-патриотическое воспитание:
- чувство гордости за свою страну и Республику Марий Эл;
- принятие ценности традиций и обычаев других народов ;
- стремление трудиться на благо Отечества
Продукт реализации плана по данному направлению: тематический альбом «Наша Родина – Россия», фотовыставка на тему «Родная сторонка», экспозиция в школьном музее «Мой прадедушка – герой!», мини-проект «Этих дней не смолкнет слава»; результаты участия детей и педагогов в конкурсах различного уровня, в том числе и в Интернет-проектах (грамоты, свидетельства, сертификаты).
Правовое воспитание:
- соблюдение воспитанниками правил поведения в школе, общественных местах, на улице;
- негативное отношение к правонарушениям и преступлениям;
- понимание ответственности за совершение правонарушений и преступлений;
Продукт реализации плана по данному направлению: памятки на тему «Правила поведения в школе»,коллаж на тему «Не только права, но и обязанности», презентация «Главный закон государства»; результаты участия детей и педагогов в конкурсах различного уровня, в том числе и в Интернет-проектах (грамоты, свидетельства, сертификаты).
Художественно-эстетическое воспитание:
- развитое чувство прекрасного; любовь и интерес к культуре Марийского края, Отечества и к мировой культуре;
- эстетическое отношения к окружающему миру и самому себе;
-потребность самореализации в различных видах творческой деятельности.
Продукт реализации плана по данному направлению: рисунки и литературные работы детей на различную тематику, стенгазета «Наши таланты», участие детей в концертах; результаты участия детей и педагогов в конкурсах различного уровня, в том числе и в Интернет-проектах (грамоты, свидетельства, сертификаты).
Экологическое воспитание:
- понимание экологических проблем;
- участие в деятельности, направленной на решение экологических проблем;
-устойчивые знания об особенностях природы родного края, её неповторимости и значимости в жизни человека;
- бережное отношение к природе, животному и растительному миру.
Продукт реализации плана по данному направлению: гербарий «Осенние листья», альбом рисунков на тему «Сезоны года», дневник экскурсий и наблюдений, мини-проект «Здравствуй, зелёный листик»; сборник творческих работ детей «Живи, Земля!»; результаты участия детей и педагогов в конкурсах различного уровня, в том числе и в Интернет-проектах (грамоты, свидетельства, сертификаты).
Диагностический инструментарий
Изучение особенностей учащихся, понимание мотивов их поведения дают возможность предвидеть их реакции в различных ситуациях, что, в свою очередь, делает воспитательную работу более рациональной и экономной.
Направления диагностики:
1. Изучение индивидуальных особенностей личности учащегося:
2. Изучение межличностных отношений:
3. Формы диагностики:
анкетирование;
тестирование
наблюдение;
беседы.
Материално-техническое обеспечение
- мультимедийное оснащение кабинета 3 класса (ноутбук, проектор, экран)
- компьютерные презентации на различную тематику;
- наглядный материал для проведения занятий;
- магнитофон;
- аудиозаписи и видеозаписи на различную тематику;
- принадлежности для рисования;
- природный материал;
- цифровой фотоаппарат;
- памятки для учащихся и родителей на различную тематику;
- разработки мероприятий;
- спортивное оборудование;
- рабочий инвентарь для проведения трудовых акций;
- диагностический материал;
- набор портретов писателей, поэтов, художников;
Литература:
Алексеева А. “О православном дошкольном воспитании в России”. - м. “Дошкольное воспитание “,2015 г. (1).
Воронов В.А. «Разнообразные формы воспитательной работы» - «Воспитание школьника», 2001 г.
«Воспитание трудного ребёнка»/ дети с девиантным поведением – Под редакцией Рожкова М.И.-Москва, 2001.
Гуткина Л.Д. Планирование и организация воспитательной работы в школе. – М, 2016.
Карпова Г.А. «Методы педагогической диагностики» - Учебное пособие, Екатеринбург 2015.
Кряжева Н.Л. «Развитие эмоционального мира детей» - Ярославль, 1997.
Лизинский В.М. «Практическое воспитание в школе» 1-2 части – Москва, 2002.
Матвеева О.А. «Развивающая и коррекционная работа с детьми» – Москва, 2001.
Сергеева В. П «Классный руководитель: планирование и организация работы от А до Я » - Москва, 2002.Солодянкина О.В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье. / О.В. Солодянкина. М.: АРКТИ, 2007. 80 с.
Смирнова Е.Е. На пути к выбору профессии.- С – Пб, 2003.
Трубина Л.А. «Комплексно-целевая программа духовно-нравственного воспитания школьников» // Практика административной работы в школе,
№ 1, 2007,с.66