Основная часть Цель: ознакомление детей с понятиями «Поступок» и «Ответственность», и содействие формированию умения отвечать за свои поступки. Заключительная часть Цель: обобщение всего, что было сказано ранее, воспитание чувства ответственности за свои поступки. | - Ребята, посмотрите пожалуйста на слайд. - Что на нем изображено? - Верно, на картинках изображены поступки людей. - Ребята, а как вы понимаете слово «поступок»? - Верно, «поступок» — это совершенное кем-нибудь действие с определённой целью, намерениями и последствиями. - Как вы думаете, какие бывают поступки? - Да, вы правы, поступки бывают хорошими и плохими. - А по каким признакам можно определить поступок хороший или нет? -Хороший поступок добрый, приносит пользу людям. Плохой поступок приносит неприятности, зло, обиду, боль, горе и огорчение людям. Кто согласен со мной, поднимите руку! -Ребята, сейчас на партах у вас лежат карточки – одна на двоих. На них записаны ситуации и варианты того, как бы вы поступили в каждой из них. - Обсудите в парах, как бы вы поступили в каждой из предложенных ситуаций и обведите кружочком выбранный вами ответ. Карточка: 1. Ваш товарищ не сделал задачу, так как не знает, как делать. Как вы поступите: а) дадите списать; б) скажете, что нужно на уроке внимательно слушать учителя; в) после уроков объясните товарищу решение задачи. 2. На улице плачет девочка. Как вы поступите: а) попытаетесь ей помочь; б) подумаете о том, что же могло произойти; в) не обратите внимания. 3. Ваш одноклассник на вас обиделся. Как вы поступите: а) подумаете о его чувствах и о том, что можете сделать в этой ситуации; б) обидитесь в ответ; в) докажете ему, что он не прав. - Ребята, а теперь давайте обсудим ситуации вместе. - Что вы отметили в 1 ситуации? - Почему вы так решили? - Что вы отметили во 2 ситуации? - Почему вы так решили? -Что вы отметили в 3 ситуации? -Почему вы так решили? - Можно сделать вывод, что каждый из нас должен думать о том, как его поступок повлияет не только на самого себя, но и на окружающих людей. – А теперь я предлагаю поиграть в игру под названием «Сделай правильный выбор». - Я буду называть поступки человека. Если это хороший поступок, хлопните в ладоши, если это плохой поступок – топните ногой. -Порвал блузку или рубашку, вежливо разговаривает, защитил слабого, обидел друга, помог одеться братику, поссорился с мамой, уступил место в транспорте пожилому человеку, толкнул ногой щенка, разрушил птичье гнездо, помог убрать посуду. (Слова на слайде) - Каждый день мы совершаем разные поступки. Действия мы совершаем в отношении к самому себе, к людям, к окружающему миру. И чтобы не навредить окружающим вас людям, да и самим себе, старайтесь не совершать плохих поступков. - Ребята, предлагаю немного отдохнуть и выполнить разминку вместе с Крошем. -Присаживайтесь на свои места. Сядьте правильно: спина прямая, ноги ровно стоят на полу, руки лежат на парте. - Как вы знаете, за плохие поступки нам приходится отвечать, то есть нести ответственность! - Как вы понимаете, что такое ответственность? Ответственность – это умение осознавать, что ты делаешь и как ты делаешь, что будет после твоего действия. - Чему мы должны научиться на нашем занятии? - Учиться вести себя ответственно и анализировать свои поступки, научиться отвечать за свои поступки - А сейчас мы с вами просмотрим мультфильм. Во время просмотра проследите за тем, какие поступки совершает каждый герой. (Просмотр фрагмента мультфильма «Лунтик и его друзья. Самый старший») -Ребята, скажите мне о чём мультфильм? - Верно, мультфильм о приключениях Лунтика и его друзей. - Что делали жучки в начале мультфильма? - Да, они играли в детские игры: катали машинку, строили домики из песка, играли в куклы. – А кто к ним пришёл? - Верно, гусеницы – Вупсень и Пупсень. - Давайте вспомним, что они сделали? – Да, они забрали у жучков игрушки, разрушили их домики из песка. - Ребята, скажите, а вы когда-нибудь поступали так? - Надеюсь, после нашего занятия вы поймете, как нужно себя вести и отвечать за свои поступки! - А о чём просили гусениц жучки? -Верно, жучки просили, чтобы гусеницы не трогали их игрушки. - Как отреагировали гусеницы на их просьбу? -Верно, они громко смеялись, и с ухмылкой отвечали, что просто играют. – А кто к ним подошёл после этого? -Молодцы, помните, это Лунтик и Кузя! – Ребята, а что Лунтик и Кузя увидели ? -Верно, они увидели разрушенные домики из песка и нагло смеющихся и ухмыляющихся гусениц. - Что они сказали гусеницам? Помните? -Они сказали: «Как вам не стыдно? Разве можно обижать маленьких?». - А что на это ответили гусеницы? Да, Вупсень и Пупсень ответили, что просто играли, а жучки начали хныкать. - Что на это сказали Лунтик и Кузя? -Верно, они сказали, чтобы гусеницы играли в другом месте. - А как отреагировали гусеницы? Помните? Да, так они и сказали. - Хороший ли поступок совершили гусеницы, как вы думаете? А почему вы так думаете? - Что им следовало бы сделать? -Верно, им следовало попросить у жучков прощения. - Ребята, а вы часто просите прощения, если вы не правы? - Разве можно так поступать, даже если ты старший? - Почему? -Да, ребята, потому что старшие должны помогать младшим, а не обижать их. –А теперь давайте досмотрим мультфильм до конца и узнаем, что же произошло дальше. -Ребята, что же придумали друзья, чтобы проучить гусениц? -Верно, друзья поступили по отношению к гусеницам так, как гусеницы поступили с жучками. - Понравилось ли это гусеницам? - Конечно нет! - Осознали ли гусеницы свою ошибку? - Что они пообещали? Да, ребята, они пообещали, что больше никогда не будут обижать младших. - А попросили ли гусеницы прощения у жучков? – Скажите, а что они сделали в конце мультфильма? -Вы внимательные, верно, гусеницы построили жучкам домики из песка. - Ребята, что вы поняли, просмотрев мультфильм? - За свои поступки нужно нести ответственность. Нельзя обижать младших. Как гласит мудрость «поступай с людьми так, как хочешь, чтобы поступали с тобой» - Какой вывод мы можем сделать? – Верно, каждый человек должен нести ответственность за свои поступки. - А теперь предлагаю выполнить в парах одно интересное задание. Посмотрите пожалуйста на слайд. (Интерактивное задание) -Ваша задача подумать над вопросом «Какие качества характера свойственны ответственному человеку?» и выбрать варианты ответов, которые вы считаете правильными. Слова: Честность, мужество, замкнутость, доброта, недоброжелательность, внимательность, трудолюбие, лень, боязнь трудностей, умение преодолевать трудности, умение отвечать за свои поступки. (На слайде) - Как будете готовы, продемонстрируйте готовность, сделайте руки домиком. - Проверим, как вы выполнили задание. - Скажите, какого же человека можно назвать ответственным? (Честного, мужественного, общительного, доброго, внимательного, активного человека, который может преодолевать трудности и отвечать за свои поступки) – (правильный ответ) -Ребята, так какой же человек, называется ответственным? -Верно, ответственным называется человек, который отвечает за свои поступки. - О чем заставило вас задуматься наше сегодняшнее занятие? -Сейте, т. е. совершайте только хорошие поступки! Творите добро! - Сегодня мы с вами вели серьёзный разговор на одну из важнейших тем. - Мне хотелось бы узнать, к какому выводу вы пришли, а для этого поднимите зеленую карточку – если вы теперь, будете думать, прежде чем, что-то делать, а красную – если вы не поняли, что значит быть ответственным человеком и отвечать за свои поступки. - Ребята, в течение всего занятия вы были внимательны, активно работали над предложенными заданиями. Я надеюсь, что наша беседа не прошла даром, и вы отметили для себя что-то важное и нужное в жизни. - Спасибо, можете быть свободны! | - На картинках изображены поступки людей. - Поступок – это действие, совершенное человеком - Хорошие и плохие - За хороший поступок тебя могут отблагодарить, а за плохой поругать -Поднимают руку - В парах выполняют задание на карточке - Высказывают свои мнения - Хлопают руками/ топают ногой - Выполнят разминку - Ответственность — это, когда ты вовремя выполняешь поручения. - Учиться думать прежде, чем, что-то сделать -О приключениях Лунтика - Играли, строили домики из песка. - Вупсень и Пупсень - Забрали игрушки, разрушили домики из песка -Да/Нет - Не трогать их игрушки - Смеялись над ними -Лунтик и Кузя - Разрушенные домики Да/Нет -Вупсень и Пупсень, сказали, что просто играли - Они сказали играть в другом месте - Они сказали: «Что ты нами командуешь? Мы старше вас, а значит, делаем что хотим!» - Нет/Да - Плохой поступок совершили, разрушили домики, нагрубили и даже прощения не попросили. -Попросить прощения -Да/Нет -Да/Нет -Старшие не должны обижать младших. - Лунтик и Кузя, поступили с ними также, как они с жучками - Нет - Да -Пообещали, что не будут обижать младших - Да - Построили новые домики - Всегда нужно отвечать за свои поступки - Всегда думать прежде чем делать -Выполняют задание - Высказывают свои мнения - Человек, который несет ответственность за свои поступки. - За каждый поступок мы должны нести ответственность - Поднимают карточку | Формы: фронтальная, парная Методы: рассказ, беседа. Средства: образцовая речь учителя, презентация, карточки, видео(разминка), видеозапись (мультфильм «Лунтик и его друзья») Формы: фронтальная Методы: беседа. Средства: образцовая речь учителя, презентация, карточки(рефлексия) |