СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитательный аспект на уроках математики

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации представлена подборка задач для патриотического, трудового, эстетического и др. видов воспитания на уроках математики.

Просмотр содержимого документа
«Воспитательный аспект на уроках математики»

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Патриотическое воспитание :  проявление интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностное отношение к дости-жениям российских математиков и российской математической школы, воспитание бережного отношения к историческим памятникам России.

Патриотическое воспитание : проявление интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностное отношение к дости-жениям российских математиков и российской математической школы, воспитание бережного отношения к историческим памятникам России.

Сложение и вычитание десятичных дробей (5 класс) Башни Кремля 1. Первоначально Боровицкая башня имела высоту 16,68 м. В XVII в. над башней возвели завершение, состоящее из трёх четырёхугольных башен высотой 4,16, 3,47 и 4,16 м, восьмиугольной башенки высотой 4,16 м и восьмиугольной шатровой крыши высотой 18,07 м. Какой высоты стала Боровицкая башня?

Сложение и вычитание десятичных дробей (5 класс)

Башни Кремля

1. Первоначально Боровицкая башня имела высоту 16,68 м. В XVII в. над башней возвели завершение, состоящее из трёх четырёхугольных башен высотой 4,16, 3,47 и 4,16 м, восьмиугольной башенки высотой 4,16 м и восьмиугольной шатровой крыши высотой 18,07 м. Какой высоты стала Боровицкая башня?

  2. Боровицкая башня в XVII в. имела высоту 50,7 м. С 1935 г., когда над ней установили звезду, она стала на 3,35 м выше. Вычислите высоту Боровицкой башни со звездой.  3. Пользуясь результатом предыдущей задачи, вычислите высоту Спасской и Водовзводной башен, если Спасская – на 16,95 м выше Боровицкой, а Водовзводная – на 9,15 м ниже Спасской.

2. Боровицкая башня в XVII в. имела высоту 50,7 м. С 1935 г., когда над ней установили звезду, она стала на 3,35 м выше. Вычислите высоту Боровицкой башни со звездой. 3. Пользуясь результатом предыдущей задачи, вычислите высоту Спасской и Водовзводной башен, если Спасская – на 16,95 м выше Боровицкой, а Водовзводная – на 9,15 м ниже Спасской.

Трудовое воспитание:  установка на активное участие в решении практических задач  математической направленности, осознание важности математичес-кого образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых  умений

Трудовое воспитание: установка на активное участие в решении практических задач математической направленности, осознание важности математичес-кого образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений

Компетентностные задания направлены на формирование умений применять полученные знания для решения практических и творческих, личностно значимых задач.  Специфика таких заданий – они всегда относятся к реальной действительности, предполагают личный опыт ученика, социальную и личностную значимость их решения. Эти задания всегда направлены на решение, необходимое каждому человеку в его жизни.

Компетентностные задания направлены на формирование умений применять полученные знания для решения практических и творческих, личностно значимых задач. Специфика таких заданий – они всегда относятся к реальной действительности, предполагают личный опыт ученика, социальную и личностную значимость их решения. Эти задания всегда направлены на решение, необходимое каждому человеку в его жизни.

Числа и вычисления (7 класс) Букет и числа 4. В цветочный магазин привезли 2145 белых роз, 238 красных и 1541 жёлтую. К праздничному огоньку букеты нужно будет подарить сотрудникам одной фирмы, причём сотрудникам нужно подарить либо всем одинаковые букеты, либо разделить их на несколько групп, и вручить одинаковые букеты каждой группе. Представьте заместителю директора фирмы по персоналу свои варианты такого распределения с математическими выкладками.

Числа и вычисления (7 класс)

Букет и числа

4. В цветочный магазин привезли 2145 белых роз, 238 красных и 1541 жёлтую. К праздничному огоньку букеты нужно будет подарить сотрудникам одной фирмы, причём сотрудникам нужно подарить либо всем одинаковые букеты, либо разделить их на несколько групп, и вручить одинаковые букеты каждой группе. Представьте заместителю директора фирмы по персоналу свои варианты такого распределения с математическими выкладками.

Задачи на построение (7 класс) Эра транспортира 5. В геометрии особое место отводится задачам на построение только с помощью линейки без делений и циркуля. Откроем новую эру – эру задач на построения с помощью транспортира (будем считать, что с помощью транспортира можно откладывать углы и чертить прямые). Составьте задачу на построение с помощью транспортира и предоставьте ее решение.

Задачи на построение (7 класс)

Эра транспортира

5. В геометрии особое место отводится задачам на построение только с помощью линейки без делений и циркуля. Откроем новую эру – эру задач на построения с помощью транспортира (будем считать, что с помощью транспортира можно откладывать углы и чертить прямые). Составьте задачу на построение с помощью транспортира и предоставьте ее решение.

Равнобедренный треугольник (7 класс) 6. Элефуга – в переводе означает «бегство несчастного». В 13 веке такое страшное название получила теорема, над доказатель-ством которой под угрозой розг бились средневековые ученики: «В равнобедренных треугольниках углы при основании равны, а если продолжить равные стороны, то и углы под основанием равны». Докажите эту «ужасную теорему» и придумайте для нее продолжение! Сформулируйте свою элефугу и приведите ее доказательство

Равнобедренный треугольник (7 класс)

6. Элефуга – в переводе означает «бегство несчастного». В 13 веке такое страшное название получила теорема, над доказатель-ством которой под угрозой розг бились средневековые ученики: «В равнобедренных треугольниках углы при основании равны, а если продолжить равные стороны, то и углы под основанием равны». Докажите эту «ужасную теорему» и придумайте для нее продолжение! Сформулируйте свою элефугу и приведите ее доказательство

Эстетическое воспитание:  способность к эмоциональному и эстетическому восприятию  математических объектов, задач, решений, рассуждений;  умение видеть математические закономерности в искусстве.

Эстетическое воспитание: способность к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; умение видеть математические закономерности в искусстве.

Тела и фигуры в пространстве (5 класс) 7. Какие пространственные геометрические фигуры можно увидеть на фотографии?

Тела и фигуры в пространстве (5 класс)

7. Какие пространственные геометрические фигуры можно увидеть на фотографии?

 8. Для каждого строения укажите геометрическое тело, соответствующее его форме.  А)     Б)          В)     Г)          Геометрические фигуры:  1) конус; 2) цилиндр; 3) пирамида;  4) шар.

8. Для каждого строения укажите геометрическое тело, соответствующее его форме. А) Б) В) Г) Геометрические фигуры: 1) конус; 2) цилиндр; 3) пирамида; 4) шар.

Ценности научного познания:  овладение языком  математики и математической культурой как средством познания мира; овладение простейшими навыками исследовательской  деятельности.

Ценности научного познания: овладение языком математики и математической культурой как средством познания мира; овладение простейшими навыками исследовательской деятельности.

Исследовательские задания позволяют ученикам отыскивать знания о реальных объектах математики с помощью эвристического наблюдения, поиска фактов, постановки вопросов, выдвижения гипотез, сравнения разных версий, формулирование понятий, эмоционально-образное познание, «вчувствование» в состояние объекта и др.

Исследовательские задания позволяют ученикам отыскивать знания о реальных объектах математики с помощью эвристического наблюдения, поиска фактов, постановки вопросов, выдвижения гипотез, сравнения разных версий, формулирование понятий, эмоционально-образное познание, «вчувствование» в состояние объекта и др.

Простые и составные числа. (5 класс).  Числовые атомы 9. Натуральные числа состоят из «атомов». И эти атомы – простые числа. Действительно, любое число можно представить в виде суммы простых чисел. Например, 8=5+3, 21=17+2+2=13+5+3. Проведите исследование «атомного состава» числа. Представьте в виде суммы двух или трех простых чисел следующие составные числа: 10, 14, 15, 36, 49, 50, 65, 100, выберите и свои числа для исследования.  Какие закономерности вы обнаружили? Какие простые числа-атомы встречаются в суммах чаще? Предложите таблицу, или схему, которая поможет быстро «разложить на атомы» любое двузначное число.

Простые и составные числа. (5 класс). Числовые атомы

9. Натуральные числа состоят из «атомов». И эти атомы – простые числа. Действительно, любое число можно представить в виде суммы простых чисел. Например, 8=5+3, 21=17+2+2=13+5+3. Проведите исследование «атомного состава» числа. Представьте в виде суммы двух или трех простых чисел следующие составные числа: 10, 14, 15, 36, 49, 50, 65, 100, выберите и свои числа для исследования. Какие закономерности вы обнаружили? Какие простые числа-атомы встречаются в суммах чаще? Предложите таблицу, или схему, которая поможет быстро «разложить на атомы» любое двузначное число.

Перпендикулярные прямые (7 класс) 10. Ученик для построения перпендикулярных прямых вырезал из бумаги острый угол и отложил его от лучей ОА и ОС прямой a в одну полуплоскость так, что  АОВ =  СОD. Затем построил биссектрису ОМ угла ВОD (рис. 56). Докажи, что прямые ОМ и a перпендикулярные.  

Перпендикулярные прямые (7 класс)

10. Ученик для построения перпендикулярных прямых вырезал из бумаги острый угол и отложил его от лучей ОА и ОС прямой a в одну полуплоскость так, что  АОВ =  СОD. Затем построил биссектрису ОМ угла ВОD (рис. 56).

Докажи, что прямые ОМ и a перпендикулярные.

 

«Прямоугольные треугольники» (геометрия, 7 класс)   11. В тетради выполнены построения (рис. 165). Докажи, что углы АВС прямые. Подметь принцип построения прямых углов и построй с помощью его три прямых угла.

«Прямоугольные треугольники» (геометрия, 7 класс)

11. В тетради выполнены построения (рис. 165). Докажи, что углы АВС прямые. Подметь принцип построения прямых углов и построй с помощью его три прямых угла.

Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:  готовность применять математические знания в интересах своего здоровья, ведение здорового образа жизни, сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.

Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: готовность применять математические знания в интересах своего здоровья, ведение здорового образа жизни, сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.

Рефлексивные задания направлены на осознание учеником своих чувств, эмоций, ценностных ориентиров, способов достижений значимых результатов.  Математические рефлексивные задания востребуют от ученика умение абстрагироваться, переносить математические свойства и законы на область человеческих отношений.

Рефлексивные задания направлены на осознание учеником своих чувств, эмоций, ценностных ориентиров, способов достижений значимых результатов. Математические рефлексивные задания востребуют от ученика умение абстрагироваться, переносить математические свойства и законы на область человеческих отношений.

Таблицы и диаграммы (6 класс) Графики моего дневника 12. Осталась одна (две, три) четверти до окончания учебного года. Сколько оценок уже получено! Полистай свой дневник, каких оценок там больше? Исследуй свои оценки в прошедшей четверти, отрази результаты с помощью графиков или диаграмм. Найди всевозможные закономерности, например, есть ли зависимость оценок от дня недели, предмета, времени года, предложи свои варианты

Таблицы и диаграммы (6 класс)

Графики моего дневника

12. Осталась одна (две, три) четверти до окончания учебного года. Сколько оценок уже получено! Полистай свой дневник, каких оценок там больше? Исследуй свои оценки в прошедшей четверти, отрази результаты с помощью графиков или диаграмм. Найди всевозможные закономерности, например, есть ли зависимость оценок от дня недели, предмета, времени года, предложи свои варианты

Задачи на движение (6 класс ) Движение – жизнь 13. В походе человек проходит за день до 30-35 км. Для здоровья советуют ходить в день по 5-6 км. Проведи расчет, сколько в среднем километров проходишь ты за один день. Сравни это количество с рекомендуемым. Рассчитай, как в течение недели можно преобразовать график ходьбы в лучшую сторону.

Задачи на движение (6 класс )

Движение – жизнь

13. В походе человек проходит за день до 30-35 км. Для здоровья советуют ходить в день по 5-6 км. Проведи расчет, сколько в среднем километров проходишь ты за один день. Сравни это количество с рекомендуемым. Рассчитай, как в течение недели можно преобразовать график ходьбы в лучшую сторону.

 Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:  готовность к действиям в условиях неопределённости, повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других

Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: готовность к действиям в условиях неопределённости, повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других

Коммуникативные задания направлены на формирование умения представлять свою работу, получения опыта работы в группе.  Результатами работы могут быть презентация своей версии, вопросы самого ученика и ответы на вопросы оппонентов, игровой сценарий, описание выигрышной стратегии и др.

Коммуникативные задания направлены на формирование умения представлять свою работу, получения опыта работы в группе. Результатами работы могут быть презентация своей версии, вопросы самого ученика и ответы на вопросы оппонентов, игровой сценарий, описание выигрышной стратегии и др.

Числа и вычисления (7 класс) Сюрприз с делителем 14. Запишите день, номер месяца и год рождения своего друга или подруги. Для каждого из записанных чисел отыщите как можно больше интересных свойств и запишите их (например, 12 – наименьшее число, имеющее четыре делителя; 25 – наименьшее число, которое можно представить как сумму двух квадратов; 81 – число, равное квадрату суммы цифр). Представьте найденные свойства чисел в виде сюрприза для своего друга (например, в виде поздравительного текста ко дню рождения) и удивите его своими познаниями в математике!

Числа и вычисления (7 класс)

Сюрприз с делителем

14. Запишите день, номер месяца и год рождения своего друга или подруги. Для каждого из записанных чисел отыщите как можно больше интересных свойств и запишите их (например, 12 – наименьшее число, имеющее четыре делителя; 25 – наименьшее число, которое можно представить как сумму двух квадратов; 81 – число, равное квадрату суммы цифр). Представьте найденные свойства чисел в виде сюрприза для своего друга (например, в виде поздравительного текста ко дню рождения) и удивите его своими познаниями в математике!

Подобные треугольники (8 класс)  Подобие на скорость 15. Если в треугольниках два угла равны, то такие треугольники подобны. Подготовьтесь к геометрической игре, в которой необходимо начертить на нелинованной бумаге как можно большее количество пар подобных треугольников за 1 минуту, используя любые чертёжные инструменты. Результаты своего «минутного хода» представьте на чертеже и укажите количество пар подобных треугольников. Опишите свой алгоритм построения как можно большего количества подобных треугольников за 1 минуту.

Подобные треугольники (8 класс) Подобие на скорость

15. Если в треугольниках два угла равны, то такие треугольники подобны. Подготовьтесь к геометрической игре, в которой необходимо начертить на нелинованной бумаге как можно большее количество пар подобных треугольников за 1 минуту, используя любые чертёжные инструменты. Результаты своего «минутного хода» представьте на чертеже и укажите количество пар подобных треугольников. Опишите свой алгоритм построения как можно большего количества подобных треугольников за 1 минуту.

 Литература  1. Перли С.С., Перли Б.С. Страницы русской истории на уроках математики: Нетрадиционный задачник. 5-6 классы. – М.: Педагогика-Пресс, 1994.  2. Математика, 5-8 классы. Сборник эвристических заданий. Учебно-методическое пособие/ под ред. А.В.Хуторского. – М.: Издательство «Эйдос», 2013.  3. Математика, 9-11 классы. Сборник эвристических заданий. Учебно-методическое пособие/ под ред. А.В.Хуторского. – М.: Издательство «Эйдос», 2013.  4. Цукарь А.Я. Дидактические материалы по геометрии с элементами исследования для 7 класса. – М.: Просвещение, 1998.

Литература 1. Перли С.С., Перли Б.С. Страницы русской истории на уроках математики: Нетрадиционный задачник. 5-6 классы. – М.: Педагогика-Пресс, 1994. 2. Математика, 5-8 классы. Сборник эвристических заданий. Учебно-методическое пособие/ под ред. А.В.Хуторского. – М.: Издательство «Эйдос», 2013. 3. Математика, 9-11 классы. Сборник эвристических заданий. Учебно-методическое пособие/ под ред. А.В.Хуторского. – М.: Издательство «Эйдос», 2013. 4. Цукарь А.Я. Дидактические материалы по геометрии с элементами исследования для 7 класса. – М.: Просвещение, 1998.