СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитательный потенциал урока как средство формирования развивающейся личности

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Воспитательный потенциал урока как средство формирования развивающейся личности»

Воспитательный потенциал урока

как средство формирования развивающейся личности.


«Обучение само по себе, вне

воспитания, есть бессмыслица,

ничего кроме вреда, не приносящая»

К.Д.Ушинский


«Знания без воспитания - меч в руках сумасшедшего»

Д.И. Менделеев


Проблема развития воспитания в школе, а тем более в нашем учреждении, несомненно, заслуживает самого пристального рассмотрения, так как, именно воспитания ждут от нас родители, опекуны, другие учебные заведения, куда отправятся наши воспитанницы после выпуска из Куртамышского СУВУ.

Особенно важна проблема воспитания в настоящее время. Мы работаем с детьми с девиантным поведением, и наша задача нивелировать те промахи, которые были допущены родителями: родители не оказывали должного внимания воспитанию своих детей, кто-то не замечает недостатки воспитания своего ребенка, кроме того существует много неблагополучных, неполных, молодых и неопытных в воспитании детей семей.

Поэтому вся тяжесть воспитания и перевоспитания легла сейчас на наши плечи, как бы это ни было печально.

Наши воспитанницы большую часть своего времени проводят за учебой: уроки в школе и мастерских, воспитательные занятия на отряде, классные часы и внеурочная деятельность, кружки. В наших силах продумать каждое свое мероприятие , чтобы воспитательная компонента была главной, чтобы не вооружить сумасшедшего мечом, как предупреждал Д.И.Менделеев.

Остановлюсь на воспитательном потенциале урока.

Несомненно, у любого урока большой воспитательный потенциал. Уроки литературы способствуют умению анализировать поступки героев, а значит, сопоставлять их действия со своими и давать оценку уже не только героям литературных произведений, но и себе.

Приведу пример. На уроках чтения в 8 (АООП) по программе есть внеклассное чтение. Тема одного урока – «А.С.Макаренко. Педагогическая поэма». Познакомившись на уроке с отрывком из книги, воспитанницы посмотрели отрывок из фильма «Педагогическая поэма». Выразили желание посмотреть фильм целиком. Мной было принято решение посмотреть фильм целиком. Смотрели небольшими отрывками на уроках художественного слова в течение 2 недель и обсуждали каждый эпизод. Особенно потрясли кадры, когда «горьковцы» приехали принимать новую колонию. Обучающиеся сделали вывод, что сами они походили на таких наглых, развязных, грубых беспризорников. Но сейчас постараются стать похожими на «горьковцев».

На уроках русского языка уделяем внимание воспитанию чуткого отношения к языку, уважительного отношения к носителям различных языков, знакомим с межъязыковой диффузией, даем задания для расширения словарного запаса обучающихся, показываем примеры использования слов писателями, поэтами, учеными.

Знаю, что и другие учителя активно используют воспитательный потенциал своих уроков. Материалы о событиях Великой Отечественной войны, краеведение, личности ученых и мн.др.– благодатная почва для воспитательного момента урока.

Одной из главных составляющих духовно-нравственного воспитания я считаю экологическую культуру, потому что без нее у человечества не может быть будущего. Ведь оберегая природу, человек, прежде всего, оберегает себя от духовно-нравственного падения, очищает свой внутренний мир, гармонируя с природой. Поэтому эта тема актуальна и на уроках гуманитарного цикла, и на уроках биологии, географии, химии.

В своей деятельности на каждом уроке ищу воспитательный потенциал в содержании тем. Недавно в литературе обнаружила интересные строки. В книге Рафаила Батманова «Властелин Окси - мира» приводится интересный прием, который использовала на уроке учитель химии:
«Это было год назад, в восьмом классе. Надежда Фёдоровна (она ведёт у нас химию) заявила вдруг, что наши знания – всего класса – её совершенно не удовлетворяют. «Вы не понимаете специфики предмета! – уверяла она.

 – Для вас химия – книжка. А химия – жизнь. Не зная химии, не чувствуя её, вы просто не сможете жить! Ясно?
Надежда Фёдоровна достала из туго набитого портфеля пачку плотных белых картонок и разложила их, как экзаменационные билеты, на столе. Мы насторожились. Ожидалось что-то интереснее разговоров.
Надежда Фёдоровна объяснила условия. Мы берём по одному билету. В каждом билете три химических элемента. О первом нужно написать подробно, о двух других – коротко. Срок – месяц. Можно пользоваться книгами и учебниками. Только не списывать. Главное – наши собственные впечатления об элементе. Именно по личным впечатлениям она будет оценивать работы.
Но поразило нас не это. Вместо двоек и пятёрок – номера. Тот, кто лучше всего напишет,
 – «Химик № 1», следующий – «Химик № 2». Поскольку у нас в классе было тридцать учеников, кому-то предстояло стать «Химиком № 30» – удовольствие сомнительное…» 

Что получится, предложи мы своим ученикам такие «билеты»? Может быть, ничего, а может …

И в заключении можно добавить только одно. «Человечество будет извлекать из новых открытий больше блага, чем зла», если мы объясним своим ученикам - будущим жителям XXII века, что такое добро и что – зло, научим тонкому искусству отличать одно от другого.

Потенциал уроков в решении воспитательных задач велик, кроме того, у уроков очень широкий круг направлений в области воспитания. Если учитель на уроке успешно раскрывает и использует воспитательный и развивающий потенциал своего предмета, у учеников формируются все необходимые компетентности, что и служит конечным ориентиром в работе системы образования.





2