СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитательная система класса: опыт работы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Если Вас интересует ответ на вопрос: как сделать воспитательный процесс более целенаправленным, целостным, управляемым, а, самое главное, эффективным, то эта статья для Вас. Из неё Вы узнаете об опыте использования системного подхода в воспитании школьников.

Просмотр содержимого документа
«Воспитательная система класса: опыт работы.»

Воспитательная система класса: опыт работы.



Покинут счастьем будет тот,

Кого ребёнком плохо воспитали.

Побег зелёный выпрямить легко,

Сухую ветвь один огонь исправит.

Саади (персидский писатель и мыслитель)

Нам, учителям, доверено самое дорогое, самое ценное – воспитание детей, нашей надежды, нашего будущего. Какими вырастут наши ученики? Добрым и отзывчивым? Или равнодушным и черствым? Будут ли они шагать по жизни с гордо поднятой головой? Сумеют ли не согнуться под тяжестью неудач? Вот те вопросы, которые волнуют каждого из нас.

Восточная мудрость гласит: “Если ты думаешь на год вперед, посади семя, если ты думаешь вперед на десятилетие, посади дерево, если ты думаешь на век вперед, воспитай человека”.

Но как сделать воспитательный процесс более целенаправленным, целостным, управляемым, а самое главное эффективным? Решение этой проблемы мы нашли в использовании системного подхода в воспитании школьников. Так, четыре года назад, мы пришли к необходимости построения воспитательной системы.

Воспитательная система класса – это целостная совокупность взаимодействующих компонентов, взаимосвязь и интеграция которых способствует целенаправленному и эффективному развитию всех членов классного коллектива.

Каждый классный руководитель моделирует воспитательную систему своего класса с учетом интересов, возможностей, особенностей своих воспитанников.

Цель воспитательной системы нашего класса состоит в обеспечении целостного и систематического подхода к воспитанию и развитию личности ученика с учётом возрастных изменений; создание максимально благоприятных условий для раскрытия способностей каждой отдельной личности.

Задачи:

  1. Содействовать формированию классного коллектива и созданию в нём нравственно и эмоционально благоприятной среды для развития.

  2. Создавать условия для развития творческих и интеллектуальных способностей детей.

  3. Формировать самостоятельность, расширять возможности для развития трудовых, художественно-эстетических умений и навыков.

  4. Создать условия для поддержания стабильного здоровья обучающихся.

  5. Повышать педагогическую и психологическую культуру родителей.

Исходя их поставленных задач, можно выделить 6 приоритетных направлений воспитания школьников.


  • Направление 1. «Интеллект».

  • Направление 2. « Здоровье».

  • Направление 3. «Нравственность».

  • Направление 4. «Патриотизм».

  • Направление 5. «Профилактика».

  • Направление 6 «Семья».

Раскрою основные идеи и формы работы по каждому направлению.

1. «Интеллект».

Главная идея:

Учащиеся должны осознавать, что развитие интеллекта необходимо им для успешного будущего.


Формы работы:

Интеллектуальные марафоны, олимпиады в классе, в школе, городе.

Внеурочная деятельность в классе: «Умники и умницы», «Учусь создавать проект».

Творческие конкурсы.

Научно – практические конференции младших школьников.

Экскурсии, посещение выставок и т.д.


2. «Здоровье».


Главные идеи:

Сохранение собственного здоровья – одна из основных обязанностей человека.

Воспитание привычки к постоянным занятиям физкультурой и спортом не с целью спортивных достижений, с целью ежедневного оздоровления своего организма.


Содержание работы:

Изучение спортивных интересов учащихся.

Контроль результативности занятий физкультурой и спортом.

Демонстрация достижений учащихся занятиями физкультурой и спортом.

3. «Нравственность».

Главные идеи:

Принятие учащимися нравственных ценностей и обусловленных ими принципов.

Предъявление нравственных требований к себе и своему поведению.

Воспитание нравственной культуры.


Содержание работы:

Использование воспитательного потенциала литературных произведений, возможностей внеурочной деятельности «По дорогам сказок», отбор литературного материала с учетом его нравственного содержания, возможностей спецкурса ОРКСЭ.


4. «Патриотизм».

Главные идеи:

Углубление знаний учащихся о Родине, своём родном крае, месте рождения. Привитие любви и уважения к родному дому, школе, улице, к родному городу; уважение к защитникам Отечества, гордости за мужество воинов, одержавших победу в Великой Отечественной войне.


Содержание работы:

Соблюдение нравственных тенденций и правовых норм в организации досуговой деятельности учащихся.

Экскурсии по городу с целью изучения его истории, посещение музеев.

Поддержка инициативы и творческих начинаний учащихся, их стремления к общению и совместному досугу и другие формы.


5. «Профилактика».

Главные идеи:

Предотвращение ДТП, пристрастия к вредным привычкам, нарушения норм общежития и пр. правонарушений.


Содержание работы:

Изучение взаимоотношений детей и родителей, атмосферы в семьях учащихся;

Своевременное выявление детей группы риска;

Сотрудничество с общественными и правовыми организациями с целью предупреждения автотранспортного травматизма, пожарной безопасности и др.;

Просвещение детей и родителей по вопросам профилактики.

6 «Семья».

Главные идеи:

Ребёнок должен расти и развиваться в атмосфере любви, доброты и поддержки;

Ребенок должен осознавать значимость семьи;

Школа должна помочь ребёнку сохранить и укрепить связи с семьёй.


Содержание работы:

Создания благополучной среды общения «учитель – ученик – родитель»;

Просвещение родителей по вопросам психологии, педагогики и воспитания учащихся;

Организация и проведение совместного досуга учащихся и родителей.

Привлечение родителей к активному участию в жизни школы, в жизни классного коллектива и др.

Как и во всех классах, в нашем классе существуют свои традиции, например:

  • Начинать и заканчивать учебный год выездом на природу всем коллективом (учитель, дети, родители, братья и сестры, иногда и бабушки);

  • поздравлять каждого ученика с днем рождения;

  • коллективно готовить и проводить праздника (с участием родителей);

  • поздравлять участников и победителей различных конкурсов, выставок, спортивных соревнований и др.

Соблюдение традиций позволяют раскрыть возможности детей, увидеть, какие таланты заложены в ребенке, ощутить гордость за свою семью, почувствовать радость от собственных успехов и успехов товарищей, сплотить коллектив детей и родителей.

Мерилом эффективности функционирования воспитательной системы могут служить следующие критерии:

  • уровень воспитанности учащихся;

  • сформированность классного коллектива, межличностные отношения;

  • защищенность и комфортность ребенка в классе;

  • удовлетворенность учащихся и их родителей жизнедеятельностью в классе.


Основные результаты воспитательной работы в нашем классе за три года следующие:

  • наблюдается постепенное повышение уровня воспитанности учащихся;

  • определенных успехов удалось достичь в деле сплочения коллектива детей и родителей: дети поддерживают дружеские отношения с одноклассниками, участвуют в организации праздников, соблюдают традиции класса;

  • стабильно высоким остается уровень познавательной активности – дети являются постоянными участниками олимпиад, конкурсов, акций;

  • класс имеет свое «лицо» в школе.


«Воспитание - есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги», - писал Антон Семёнович Макаренко. Успешных результатов можно добиться лишь совместной деятельностью учителей, родителей и детей, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща. И школа, и семья должны заботиться о том, чтобы создать все условия для радостной и творческой жизни своих детей. Только тогда мы можем сказать, что сделали все, чтобы подготовить их к взрослой жизни, к труду и созиданию.

6