СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитательная система "Шаги в будущее" (1-4 классы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитательная система "Шаги в будущее" построена с использованием элементов  проектно-рефлексивной технологии управления. Период реализации 4 года (1-4 классы) 

Просмотр содержимого документа
«Воспитательная система "Шаги в будущее" (1-4 классы)»

Областной конкурс «Педагог года-2017» направление «Воспитать человека»

Обобщение опыта работы по теме «Разработка воспитательной системы класса, обеспечивающей достижение личностных результатов при реализации ОП НОО»


Приложение №1


Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1

города Фурманова Ивановской области




СОГЛАСОВАНО


Руководитель методического объединения классных руководителей

_________/Е.В.Дубатолова/

«01» октября 2013 г.


УТВЕРЖДАЮ


Директор МОУ СОШ №1

_______/Е.К.Лебедева/


«01» октября 2013г.




ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА КЛАССА


«ШАГИ В БУДУЩЕЕ»



Период реализации:

2013-2017 учебный год



Автор:

Озорнова Юлия Вениаминовна,

учитель начальных классов

высшая кв. категория




2013 г.

г. Фурманов





СОДЕРЖАНИЕ:


  1. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КЛАССА 3

  2. АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА О КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ 4

  3. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 14

  4. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ 16

  5. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КЛАССА 17

  6. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КЛАССА

  7. СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  8. КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КЛАССА 100

  9. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 104































ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КЛАССА

Название воспитательной системы

«Шаги в будущее»

Автор

Озорнова Юлия Вениаминовна, учитель начальных классов МОУ СОШ №1

первая кв. категория

Адрес образовательного учреждения

155520 Ивановская область г. Фурманов

ул. Тимирязева, д. 42

Телефон

(49341)25075; (49341)25076

Руководитель образовательного учреждения

Директор школы: Лебедева Елена Константиновна

Период реализации системы

2013 – 2017 годы

Сроки этапов реализации системы

2013 – 2014 уч.год: 1 класс

2014 – 2015 уч.год: 2 класс

2015 – 2016 уч.год: 3 класс

2016 – 2017 уч.год: 4 класс

Участники

Администрация школы; классный руководитель; учащиеся класса и их родители; педагоги, работающие в классе, представители районного социума

Цель


Достижение личностных результатов при освоении учащимися образовательной программы начального общего образования МОУ СОШ №1

Задачи

  • создать условия для системной и многоаспектной деятельности обучающихся класса, включающей построение межличностных отношений, выбор форм общественного поведения, формирование побуждающих мотивов, как потребности действовать в соответствии с нравственными образцами;

  • создать условия для развития и реализации творческого и интеллектуального потенциалов личности каждого обучающегося;

  • создать условия для формирования активной позиции по каждому из реализуемых направлений деятельности.

Форма реализации

Разработка и реализация единичных проектов разработанных на основе восьми высших ценностей - понятий, определяющих направленность и содержание педагогического процесса выделенных В.А. Краковсковским:

Проект «Наследники» (Земля, Отечество)

Проект «Факел» (Знание, Труд)

Проект «Кодекс» (Семья, Культура)

Проект «МИР: мир изучаем и растем» (Мир, Человек)

Ожидаемые результаты

  1. Приобретение и присвоение каждым обучающимся социального знания (знания об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе нравственных категориях и т.д.);

  2. Получение каждым обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям российского общества;

  3. Получение каждым обучающимся опыта самостоятельного общественного действия.

Критерии и показатели

Образовательная программа начального общего образования МОУ СШ №1 (раздел 1.2.1)

2. АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА О КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ

(по состоянию на 01.10.2013 года)

Классный коллектив образован 01.09.2013 г. В классе 26 человек, из них 11 девочек и 15 мальчиков. Все дети одного возраста, проживают на микроучастке МОУ СОШ № 1, 10. Большинство детей воспитываются в полных семьях, в доброжелательной атмосфере. В классе 7 неполных семей, но воспитанию детей в них уделяется большое внимание. Трое детей воспитываются бабушками. Это дети из неполных семей, и их мамы работают в Москве и Московской области. Большинство детей воспитываются в полных семьях, в доброжелательной атмосфере. 13 человек в классе являются единственным ребёнком в семье. Большинство родителей регулярно интересуются жизнедеятельностью класса и достижениями своих детей.

Учащиеся имеют хорошие успехи в освоении учебных дисциплин. Большая часть класса имеет положительную мотивацию учения. Есть дети, которые испытывают трудности, хотя, все имеют неплохой потенциал и способны добиться хороших результатов в освоении образовательной программы.

Учащихся с девиантным поведением нет. Три человека нуждаются в лечении у логопеда.

Взаимоотношения между учащимися дружеские, доброжелательные, т.к. многие были знакомы друг с другом ещё до школы, посещали одно и то же дошкольное учреждение.

100% учащихся охвачены дополнительным образованием ( в рамках реализации ФГОС). Кроме этого, 4 человека посещают музыкальную школу, 2 человека – художественную школу, 4 человека занимаются в танцевальных коллективах, 10 человек посещают спортивные секции, 2 человека – кружок авиамоделирования и 1- кружок рукоделия.

Все учащиеся имеют поручения, которые выбрали сами в соответствии со своими интересами и возможностями.

Проблемы во взаимоотношениях между мальчиками и девочками не выявлены. Но были случаи проявления немотивированной агрессии в отношении друг к другу, однако это не имеет систематического характера и не связано с антипатией по отношению к одноклассникам.

Работоспособность учащихся на уроках высокая, внимание устойчивое. Большинство ребят со слуховым типом памяти, но визуальным восприятием и способны анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы. Учеников с замедленным типом мыслительной деятельности нет. Познавательная активность ребят высокая, они с удовольствием учатся и ходят в школу, читают книги из домашней, школьной и классной библиотек.

Многие учащиеся обладают ярко выраженными творческими способностями, выступают в различных танцевальных коллективах, обладают яркими актёрскими способностями.

Все ребята класса из благополучных семей. Они всегда опрятно одеты, носят школьную форму, соблюдают правила внутреннего распорядка школы: не пропускают занятия без уважительной причины, не опаздывают на уроки.

Дисциплина на уроках удовлетворительная. Но есть серьёзные проблемы в поведении некоторых учащихся вне уроков: в перемену толкают друг друга, громко разговаривают, стараясь перекричать собеседника. Другими словами, культура поведения вне учебной деятельности требует серьёзной корректировки, т.к. некоторых учащихся не останавливает даже присутствие их родителей или родителей одноклассников.

77% учащихся имеют основную группу здоровья. Из них 75% детей являются абсолютно здоровыми детьми.10 человек посещают спортивные секции. Так же в классе не выявлены учащиеся, склонные к воровству.

Выводы:

  • необходимы мероприятия по сплочению классного колектива;

  • не достаточно сформированы культура поведения и навыки общения многих учащихся;

  • необходимо проведение мероприятий по духовно-нравственному воспитанию учащихся с целью формирования у них системы ценностей, с позиции которых они будут оценивать свои действия и поступки, воспринимать окружающий мир.


3. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ФГОС НОО ориентирует весь образовательный процесс на «воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества; переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся; ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования; признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся; учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения».

По концепции Стандарта, становление личностных характеристик выпускника начальной школы отражает его ценностные ориентации («любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни»).

Главной целью создания воспитательной системы класса «Шаги в будущее» стала необходимость организации непрерывного воспитательного процесса в отдельно взятом классе в соответствии с требованиями нового стандарта ФГОС НОО к достижению личностных результатов в освоении образовательной программы начального общего образования.

Настоящая воспитательная система класса направлена на обеспечение условий для духовно-нравственного развития обучающихся в единстве внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе, семьи и районного социума.

В основу данной системы положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества, обеспечивающие формирование у обучающихся гражданской идентичности.

Воспитательная система класса «Шаги в будущее» обеспечивает:

- создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих каждому обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания;

- формирование целостной воспитательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность, учитывающую историко-культурную, этническую и региональную специфику;

- формирование у каждого обучающегося активной деятельностной позиции.

Целеполагание определяется общими задачами воспитания, систематизированными по основным направлениям воспитания и социализации младших школьников представленых в ОП НОО МОУ СОШ №1:

- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

- воспитание нравственных чувств и этического сознания;

- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

- формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;

- воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);

- воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Данная воспитательная система разработана на основе проектно-рефлексивной технологии, которая обеспечивает целенаправленное построение и развитие системы руководства многоплановой деятельностью каждого ребенка, включающей построение межличностных отношений, выбор форм общественного поведения, формирование побуждающих мотивов, как потребности действовать в соответствии с нравственными образцами.

Базовым основанием построения системы являются единичные проекты разработаные на основе восьми высших ценностей - понятий, определяющих направленность и содержание педагогического процесса выделенных В.А. Краковсковским:

Проект «Наследники» (Земля, Отечество). Реализация проекта обеспечивает гражданско-патриотическое воспитание.

Проект «Факел» (Знания, Труд). Реализация проекта обеспечивает воспитание положительного отношения к труду и творчеству, интеллектуальное воспитание:

Проект «Кодекс» (Семья, Культура). Реализация проекта обеспечивает нравственно-духовное, культуротворческое и эстетическое воспитание учащихся, воспитание семейных ценностей.

Проект «МИР: мы изучаем мир и растем» (Мир, Человек)

Реализация проекта обеспечивает здоровьеформирующее, правовое, экологическое, социокультурное и медиакультурное воспитание, а также формирование коммуникативной культуры и культуры безопасности.

Базовыми условиями для реализации воспитательной системы являются:

1. многогранность личности педагога;

2. конструктивное содружество с семьей;

3. индивидуальная педагогическая поддержка каждого ребенка;

4. интеграция возможностей общего и дополнительного образования, районного социума;

5. оперативная диагностика изменений ситуации развития ребенка включающая в себя рефлексивные технологии;

6. уровневый подход к определению воспитательных результатов:

1 уровень – приобретение школьником социального знания (знания об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.);

2 уровень – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества;

3 уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия;

7. каждому уровню воспитательного результата соответствует своя образовательная форма

Уровни результата/ название проекта

1 уровень Приобретение школьником социального знания

2 уровень Формирование ценностного отношения к социальной реальности

3 уровень

Получение опыта самостоятельного общественного действия

Формы достижения

Во взаимодействии с педагогом, родителями

В дружественной детской среде

Во взаимодействии с социальными субъектами

Проект «Наследники»

Занятия в кружке «Краеведение»

Участие в региональном проекте «Путешествие по губернии».

Организованные экскурсии по достопримечательным местам соседних регионов

Сотрудничество с объединениями учреждений дополнительного образования, ведущими работу по данному направлению (школьный музей, картинная галерея, музей ПЛ №7 и т.д.)

Участие в акциях и проектах, организованных школьным военно-патриотическим клубом «Рубеж»

Проект «Кодекс»

Посещение внеурочных курсов «



Занятия в детских объединениях УДО по различным направлениям

Организация художественных выставок, фестивалей искусств, спектаклей в классе, школе. Проведение КТД с привлечением родителей, представителей районного социума

Участие в художественных акциях и проектах, КТД, организованных социумом района

Проект «Факел»

Занятия в кружках, экскурсии, участие в конкурсах, олимпиадах, труд по самообслуживанию

Ведение летописи класса «Жизнь замечательных людей нашего класса».

Организация предметных недель, олимпиадок, конкурсов, смотров, трудовых акций

Участие в мероприятиях районного социума: субботники, акции, смотры, олимпиады соревнования и т.д.

Проект «МИР»

Занятия спортивных секций, участие в оздоровительных процедурах

«Социальные пробы»


Участие в проектах класса и школьного уровня, в т.ч. в спортивных турнирах, оздоровительных акциях, мероприятиях экологической направленности


Реализация собственного «Я» через участие в акциях и проектах спортивной, оздоровительной и экологической направленности, проводимых социумом района

8. системный подход в изучении эффективности воспитательного процесса в целом.

Ведущими принципами реализации воспитательной системы класса «Шаги в будущее» являются:

  • Принцип природосообразности (надо принимать ребёнка таким, каков он есть);

  • Принцип целостности (охватывает образ окружающего мира, образ себя, урочную и внеурочную деятельность);

  • Принцип сотрудничества (работа строится на отношениях партнёрства, уважения, доверия);

  • Принцип деятельностного подхода (в деятельности изменяются, укрепляются взаимоотношения);

  • Принцип личностно – ориентированного подхода (уважение личности ребёнка, его индивидуальности, бережное отношение к его мыслям, чувствам, ожиданиям).

Педагогическая идея системы заключается в формировании и укреплении психического и физического, духовного, нравственного здоровья младших школьников, создание условий для приобретения ими позитивного социального опыта, готовности строить свою жизнедеятельность на основе саморазвития, самореализации и самоопределения.

Цель системы: Создание условий для достижения личностных результатов при освоении учащимися образовательной программы начального общего образования МОУ СОШ №1.

Задачи системы:

  • создать условия для системной и многоаспектной деятельности обучающихся класса, включающей построение межличностных отношений, выбор форм общественного поведения, формирование побуждающих мотивов, как потребности действовать в соответствии с нравственными образцами;

  • создать условия для реализации и развития творческого и интеллектуального потенциалов личности каждого обучающегося;

создать условия для формирования активной позиции по каждому из реализуемых направлений деятельности.

Итогом реализации данной воспитательной системы должны стать следующие прогнозируемые результаты:

1. Приобретение и присвоение каждым обучающимся социального знания (знания об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе нравственных категориях и т.д.);

2. Получение каждым обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям российского общества;

3. Получение каждым обучающимся опыта самостоятельного общественного действия.

Нормативно-правовой и документальной основой воспитательной системы являются Закон «Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт началь-ного общего образования, Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников, ОП НОО МОУ СОШ №1.


4. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ


Для обоснования педагогической целесообразности создания воспитательной системы класса можно привести следующие аргументы:

  • Ребёнок, являясь сложной целостной системой, должен развиваться в условиях целостного интегрированного воспитательного процесса, в котором все компоненты максимально взаимосвязаны;

  • Воспитательная система класса – это благоприятная среда жизнедеятельности и развития ребёнка, эффективно содействующая его личностному росту;

  • Системный подход позволяет классному руководителю рационально распределить свои усилия при организации воспитательного процесса в классе;

  • В процессе построения воспитательной системы формируется «лицо» класса, его неповторимый облик, что имеет немаловажное значение в развитии индивидуальности членов классного сообщества;

  • Воспитательная система класса позволяет расширить диапазон педагогического влияния на детей в процессе их развития.

Главную роль в построении и функционировании воспитательной системы класса играет классный руководитель. Его ценностные ориентации, педагогические воззрения и позиция, интересы и увлечения являются одним из наиболее существенных системообразующих факторов.

Важнейшей составляющей классной воспитательной системы в целом, являются учащиеся класса. С одной стороны, они – полноправные субъекты своего развития, жизнедеятельности классного сообщества, создания воспитательной системы, а с другой – объекты преднамеренно сфокусированного и непроизвольного влияния совместной деятельности, общения и отношений.

Родители не должны остаться вне рамок процесса моделирования и функционирования воспитательного процесса.

Важным элементом системы является интеграция возможностей общего и дополнительного образования, районного социума.

Выбор системообразующего вида деятельности зависит, прежде всего, от интересов и потребностей учащихся.

Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного коллектива, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности в коллективе.

Объекты систематизации и проектирования:

1. воспитательный процесс, как педагогически обоснованное взаимодействие детей и взрослых, целесообразное их взаимоотношение, направленное на реализацию воспитания и развития его субъектов в определенном микросоциуме;

2. воспитательное пространство как совокупность предметов и объектов педагогически ориентированной социальной реальности, способствующей формированию отношений.

Результат: воспитательная система класса, представляющая собой специально организованное условие жизнедеятельности детей и взрослых с целью их самоактуализации.

В концепции ФГОС акцент делается на усиление воспитательной составляющей учебного процесса, достижение личностных результатов образования, а также заявлены новые позиции учителя (классного руководителя): «наставник», «фасилитатор», «консультант», которые относятся к управленческим функциям. Все это ставит классного руководителя перед необходимостью работать в режиме развития, осваивать новые подходы и технологии в работе с детским коллективом и каждым учащимся в отдельности.

В новых условиях я стала осваивать проектно-рефлексивную технологию, так как в трудах педагогов новаторов она заявлена как особенно эффективная в условиях ввода нового вида продуктов (услуг) и управления изменениями.

Проектное управление – это тип управления, при котором посредством планирования, организации, руководства и контроля процессов развития и освоения новшеств наращивается образовательный потенциал, повышается уровень его использования и, как следствие, улучшается качество его работы.

Проектное управление предполагает подход к любой задаче как к проекту. Движущая сила реализации проектных направлений – команда, объединяющая учителя, учащихся и их родителей.

Это позволяет решить современные проблемные моменты воспитания в системе образования:

- избыточная сосредоточенность на организационных действиях в ущерб реализации ценностного содержания воспитания;

- недостаточный уровень развития инфраструктуры воспитательного процесса в школе и его ресурсного обеспечения;

- доминирование мероприятийного подхода к воспитанию, недостаточное количество форм, методов, технологий работы по формированию выбора мировозренческих, нравственных, политических идеалов, формированию социально-культурной идентичности учащихся и т.д.

Данная воспитательная система основывается на ведущих подходах к организации воспитательного процесса, которые не могут рассматриваться в отдельности, они дополняют друг друга и реализуются в комплексе.

Системный подход в полной мере позволяет преодолеть фрагментарность воспитательной работы, объединить и усилить педагогический потенциал различных субъектов воспитания, поднять воспитание на новый качественный уровень. Данный подход предполагает рассмотрение всех компонентов воспитания не изолировано, а в их взаимосвязи, целостности.

Технологический подход повышает эффективность управления воспитательным процессом, направленность на достижение воспитательных целей.

Синергический подход позволяет рассматривать каждого субъекта воспитательного процесса как саморазвивающуюся подсистему, осуществляющую переход от развития к саморазвитию.

Аксиологический подход способствует выявление обучающимся смысла ценности и ее значения, осознанному принятию данной ценности, закреплению ценостного отношения к окружающей действительности в его деятельности и поведении.

Личностно-ориентированный подход реализует индивидуальный подход к подрастающему человеку как личности и понимание ее как системы.

Критерием эффективности функционирования классной воспитательной системы могут быть признаны следующие показатели:

­ Воспитанность учащихся;

­ Защищённость и комфортность ребёнка в классе;

­ Удовлетворённость учащихся и их родителей жизнедеятельностью в классе;

­ Сформированность классного коллектива;

­ Репутация класса;

­ Проявление индивидуальности («лица») классной общности.


5. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КЛАССА


Воспитательная система класса «Шаги в будущее» предполагает четырехлетний срок реализации, который позволит в максимальном объеме решить поставленные задачи при осуществлении деятельности в 7 основных направлениях обозначенных в ОП НОО МОУ СОШ №1:

1.2.1.2.1. Гражданско-патриотическое воспитание:

1.2.1.2.2. Нравственное и духовное воспитание:

1.2.1.2.3. Воспитание положительного отношения к труду и творчеству:

1.2.1.2.4. Интеллектуальное воспитание:

1.2.1.2.5. Здоровьесберегающее воспитание:

1.2.1.2.6. Социокультурное и медиакультурное воспитание:

1.2.1.2.7. Культуротворческое и эстетическое воспитание:

1.2.1.2.8. Правовое воспитание и культура безопасности:

1.2.1.2.9. Воспитание семейных ценностей:

1.2.1.2.10. Формирование коммуникативной культуры

1.2.1.2.11. Экологическое воспитание:

Основным методом реализации воспитательной системы является проектно-рефлексивное управление, которое за короткий срок способно решить целый комплекс воспитательных и образовательных задач, используя разнообразные формы и методы работы. Немаловажным является тот факт, что именно проектная деятельность – наиболее эффективный метод сотрудничества детей, родителей, педагогов и социума.

Обязательным условием является мониторинг эффективности работы воспитательной системы, который систематически осуществляется не только психологом школы, но и классным руководителем, администрацией школы, родительским коллективом.

Детское самоуправление – необходимый элемент функционирования воспитательной системы, предусматривающий взаимодействие классного коллектива с педагогами, родителями, социумом, способность к самостоятельному принятию решений и организации деятельности.

Детское самоуправление

Учреждения и организации

культуры:

ЦДК,

картинная галерея,

музеи

Районные УДО:

МАОУ ЦДТ,

художественная школа,

ДЮСШ,

музыкальная школа

ОП НОО МОУ СШ №1:

  • Программа духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся при получении начального общего образования

  • Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

Внеурочная деятельность

Реализация проектов:

«НАСЛЕДНИКИ»

«ФАКЕЛ»

«КОДЕКС»

«МИР»


Проект «Путешествие по губернии»

Посещение достопримечательных мест соседних регионов







МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ



6. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ


I. Проектировочный этап (апрель 2013 г. – сентябрь 2014 г.):

  • Анализ ситуации, определение проблем и перспектив жизнедеятельности классного коллектива;

  • Разработка концепции воспитательной системы и программы ее построения:

  • Перевод ситуации в комплекс организационных задач,

  • Выработка и отбор идей, позволяющих изменить ситуацию и достичь поставленных целей в конкретных условиях;

  • Структуризация цели, определение ключевых показателей достижения результата;

  • Определение системообразующего вида деятельности;

  • Разработка единичных проектов;

  • Разработка плана по воплощению и реализации идей (реализации единичных проектов).

  • Создание команды для реализации идей (Проектный совет: педагог, обучающиеся, родители).

II. Этап реализации (октябрь 2014 г. - март 2017 г.)

  • Реализация единичных проектов.

  • Оперативная рефлексия процесса и результатов деятельности, в том числе коллективная с участием родителей.

  • Отслеживание результативности воспитательного процесса в целом,

  • Внесение корректирующих изменений.

III. Рефлексивно-обобщающий этап (апрель-май 2017 г.).

  • Диагностика и итоговая оценка достижения учащимися личностных результатов в освоении ОП НОО.

  • Внешняя экспертиза воспитательной практики и жизнедеятельности класса

  • Определение перспектив развития воспитательной системы.

  • Обобщение и презентация опыта и результата воспитательной деятельности.




7. СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


1. Проект «Наследники»


Ведущие ценности:

Земля, Отечество

Организационные формы мероприятий:


1. Занятия в кружке «Краеведение»;

2. Серия тематических классных часов;

3. Проектная деятельность на уроках;

4. Участие в региональном проекте «Путешествие по губернии»;

5. Организованные экскурсии по достопримечательным местам соседних регионов;

6. Сотрудничество с объединениями учреждений дополнительного образования, ведущими работу по данному направлению: школьный музей, картинная галерея, музей ПЛ №7, музей им. Д.А.Фурманова и т.д.);

7. Участие в акциях и проектах, организованных школьным военно-патриотическим клубом «Рубеж» и т.д.

Планируемый результат:


Выпускник:

  • идентифицирует свою принадлежность к народу, стране, государству;

  • проявляет интерес и ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;

  • имеет элементарные представления о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

  • имеет первоначальный опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

  • имеет первоначальный опыт межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми – представителями разных народов России;

  • проявляет уважительное отношение к воинскому прошлому и настоящему нашей страны, уважение к защитникам Родины.

Итоговое КТД

«День России» (ноябрь, ежегодно)


2. Проект «КОДЕКС»


Ведущие ценности:

Культура, Семья

Организационные формы мероприятий:


  1. Серия тематических классных часов;

  2. Проектная деятельность на уроках;

  3. Занятия в детских объединениях УДО по различным направлениям;

  4. Организация художественных выставок, фестивалей искусств, спектаклей в классе, школе;

  5. Проведение КТД, соревнований, с привлечением родителей, представителей районного социума;

  6. Участие в художественных и культурных акциях, проектах, мероприятиях, организованных социумом района

Планируемый результат:


Выпускник:

  • имеет активную нравственную позицию;

  • проявляет интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;

  • различает основные нравственно-этические понятия;

  • соотносит поступки с моральными нормами;

  • оценивает ситуации (свои и чужие поступки) с точки зрения правил поведения и этики;

  • мотивирует свои действия;

  • выражает готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения;

  • проявляет в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.

  • имеет начальные представления о традиционных для российского общества моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

  • имеет нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с традиционными нравственными нормами;

  • имеет уважительное отношение к традиционным религиям народов России;

  • имеет неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

  • способен эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом;

  • анализирует нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

  • уважительно относится к родителям (законным представителям), к старшим, заботливо относится к младшим;

  • знает традиции своей семьи и образовательной организации, бережно относится к ним;

  • имеет первичные навыки использования информационной среды, телекоммуникационных технологий для организации межкультурного сотрудничества;

  • имеет умение видеть красоту в окружающем мире;

  • имеет первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;

  • имеет элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры, этнокультурных традициях, фольклоре народов России;

  • имеет первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;

  • понимает важность реализации эстетических ценностей в семье, в быту, в стиле одежды;

  • имеет элементарные представления о семье как социальном институте, о роли семьи в жизни человека;

  • имеет первоначальные представления о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни, этике и психологии семейных отношений, нравственных взаимоотношениях в семье;

  • имеет первоначальный опыт позитивного взаимодействия в семье в рамках школьно-семейных программ и проектов.

Итоговое КТД

«Забота» (октябрь, ежегодно)


3. Проект «ФАКЕЛ»


Ведущие ценности:

Знания, Труд

Организационные формы мероприятий:


  1. Серия тематических классных часов;

  2. Проектная деятельность на уроках;

  3. Программа внеурочной деятельности «Умники и умницы»;

  4. Программа внеурочной деятельности «Удивительное рядом»;

  5. Участие в школьном проекте внеклассной воспитательной работы «Я! Ты! Он! Она! Все мы вместе мастера!».

  6. Реализация творческого проекта «Бумажные фантазии или Волшебный квилинг»;

  7. Участие в добровольческой (волонтерской) деятельности;

  8. Труд по самообслуживанию

  9. Занятия в кружках, экскурсии, участие в конкурсах, олимпиадах, труд по самообслуживанию

  10. Ведение летописи класса «Жизнь замечательных людей нашего класса».

  11. Организация предметных недель, олимпиадок, конкурсов, смотров, трудовых акциях;

  12. Участие в мероприятиях районного социума: субботники, акции, смотры, олимпиады соревнования и т.д.

Планируемый результат:


Выпускник:

  • имеет активную нравственную позицию;

  • проявляет интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;

  • различает основные нравственно-этические понятия;

  • соотносит поступки с моральными нормами;

  • оценивает ситуации (свои и чужие поступки) с точки зрения правил поведения и этики;

  • мотивирует свои действия;

  • выражает готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения;

  • проявляет в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.

  • имеет начальные представления о традиционных для российского общества моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

  • имеет нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с традиционными нравственными нормами;

  • имеет уважительное отношение к традиционным религиям народов России;

  • имеет неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

  • способен эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом;

  • анализирует нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

  • уважительно относится к родителям (законным представителям), к старшим, заботливо относится к младшим;

  • знает традиции своей семьи и образовательной организации, бережно относится к ним;

  • имеет первичные навыки использования информационной среды, телекоммуникационных технологий для организации межкультурного сотрудничества;

  • имеет умение видеть красоту в окружающем мире;

  • имеет первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;

  • имеет элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры, этнокультурных традициях, фольклоре народов России;

  • имеет первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;

  • понимает важность реализации эстетических ценностей в семье, в быту, в стиле одежды;

  • имеет элементарные представления о семье как социальном институте, о роли семьи в жизни человека;

  • имеет первоначальные представления о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни, этике и психологии семейных отношений, нравственных взаимоотношениях в семье;

  • имеет первоначальный опыт позитивного взаимодействия в семье в рамках школьно-семейных программ и проектов.

Итоговое КТД

«Восхождение на Олимп» (декабрь, ежегодно)



4. Проект «МИР: мир изучаем и растем»


Ведущие ценности:

Мир, Человек

Организационные формы мероприятий:


  1. Занятия в спортивных секциях, участие в оздоровительных процедурах;

  2. «Социальные пробы»;

  3. Участие в проектах класса и школьного уровня, в т.ч. в спортивных турнирах, оздоровительных акциях, мероприятиях экологической направленности;

  4. Реализация собственного «Я» через участие в акциях и проектах спортивной, оздоровительной и экологической направленности, проводимых социумом района

Планируемый результат:


Выпускник:

  • имеет первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;

  • развит познавательный интерес, умение наблюдать, рассуждать, обобщать сведения об объектах и явлениях окружающего мира;

  • освоены (в соответствии с возрастом) знания об окружающем мире, обществе, человеке;

  • проявляет эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, обществу, человеку;

  • проявляет потребность проявлять заботу об окружающих людях и животных;

  • анализирует и характеризует эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учётом;

  • применяет правила делового сотрудничества: сравнивает разные точки зрения;

  • считается с мнением другого человека;

  • проявляет терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности;

  • проявляет уважение к людям другой национальности;

  • имеет первоначальные представления о здоровье человека как абсолютной ценности, о физическом, духовном и нравственном здоровье, о неразрывной связи здоровья человека с его образом жизни;

  • имеет элементарный опыт пропаганды здорового образа жизни;

  • имеет представление о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;

  • имеет представление о негативном влиянии психоактивных веществ, алкоголя, табакокурения на здоровье человека;

  • проводит регулярные занятия физической культурой и спортом, проявляет осознанное к ним отношение.

  • имеет первоначальные представления о правах, свободах и обязанностях человека;

  • имеет элементарный опыт ответственного социального поведения, реализации прав школьника;

  • получил первоначальный опыт общественного школьного самоуправления;

  • имеет элементарные представления об информационной безопасности, о девиантном и делинквентном поведении, о влиянии на безопасность детей отдельных молодежных субкультур;

  • имеет первоначальные представления о правилах безопасного поведения в школе, семье, на улице, общественных местах;

  • имеет первоначальные представления о значении общения для жизни человека, развития личности, успешной учебы;

  • знает правила эффективного, бесконфликтного, безопасного общения в классе, школе, семье, со сверстниками, старшими;

  • имеет первоначальные представления о безопасном общении в интернете, о современных технологиях коммуникации;

  • имеет элементарные навыки межкультурной коммуникации;

  • имеет ценностное отношение к природе;

  • имеет элементарные представления об экокультурных ценностях, о законодательстве в области защиты окружающей среды;

  • имеет первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;

  • имеет элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;

  • имеет первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;

  • имеет элементарный опыт, межкультурного, межнационального, межконфессионального сотрудничества, диалогического общения;

  • имеет первичный опыт социального партнерства и диалога поколений;

  • имеет первичный опыт добровольческой деятельности, направленной на решение конкретной социальной проблемы класса, школы, прилегающей к школе территории;

  • имеет первоначальное представление о значении понятий «миролюбие», «гражданское согласие», «социальное партнерство»;

  • имеет умения и навыки самообслуживания в школе и дома.

Итоговое КТД

«Здравствуй мир! Здравствуй Я!» (апрель, ежегодно)


8. КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

КЛАССНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ


­ Уровень воспитанности учащихся класса

- Уровень достижения личностных результатов в освоении ОП НОО МОУ СОШ №1;

­ Уровень защищённости и комфортности каждого обучающегося в классе;

­ Уровень удовлетворённости обучающихся и их родителей жизнедеятельностью в классе;

­ Уровень сформированности классного коллектива;

­ Положительная репутация класса в школе;

­ Проявление индивидуальности («лица») классной общности.


9. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Литература:

  1. Методика воспитательной работы: учебник для студенческих учреждений СПО/ под ред. В.П.Сергеевой.- 6-е издание доп.-М.: Издательский центр «Академия», 2015 г., 384 стр.;

  2. Воспитательная работа в современной школе: от коллективизма к взаимодействию. / Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. - Ростов-на-Дону: «Учитель», 2006. – 272 с.

  3. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под ред. Е. Н. Степанова.- М.: ТЦ «Сфера», 2001. - 128с.

  4. Организация воспитательной работы в школе./Сост. Семенов Г.С. М.: школьная пресса,2002. – 158 с.

  5. Программа воспитания школьника. / Щуркова Н.Е. М.: Центр «Педагогический поиск», 2010.-80 с.

  6. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. — М.: Новая школа, 1996.

  7. Словарь-справочник по теории воспитательных систем /Сост. П.В. Степанов. — М.: Педагогическое общество России, 2002;

  8. Ниязова Х.Н. Методические рекомендации к разработке Концепции воспитательной системы в ОУ/методические рекомендации, под общей ред. Ниязовой Х.Н.-Ханты-Мансийск, РИО ИРО, 2012, 35с/;

Статьи:

  1. Что такое духовно-нравственное воспитание в школе?/Информационно-публицистический бюллетень «Просвещение», № 25, 2009. – 8 с.

  2. Л.И.Клочкова Современные подходы к развитию воспитания школьников: поиск теоретико - методических инвариантов /Кафедра психологии и педагогики, Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования РФ; Вестник РУДН, серия Психология и педагогика, 2013, №3;

  3. Елизова Е.А. Воспитательная система класса и особенности управления ею./ГОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева», 2013 г.

15