СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитательное мероприятие "Путешествие в Средние века"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное мероприятие проходило как воспитательное мероприятие в 4-А классе после ознакомления темы " Средние века" по окружающему миру . После защиты ученических  проектов о рыцарях, рыцарских замках возникла эта идея, которую мы совместно с родителями класса воплотили в реальность. Вот что из этого получилось.

Просмотр содержимого документа
«Воспитательное мероприятие "Путешествие в Средние века"»

ДОНЕЦКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА I-III СТУПЕНЕЙ №82









Путешествие в Средние века













Открытое воспитательное мероприятие в 4-А классе

Учитель Папуч





Донецк - 2016

















Тема: Путешествие в Средние века



Предварительная подготовка:  учащиеся готовили плакат «Рыцарский замок», костюмы рыцарей, информацию о средневековых замках, рыцарях, учили средневековый танец.

Цель: расширить представления учащихся о  Средневековье; познакомить с замками и рыцарями, совершенствовать прием отбора и переработки необходимой информации. 

Задачи:

1.  расширить представления обучающихся о  рыцарстве и ритуале посвящения в рыцари, о правилах этикета, пришедших из Средних веков;

2. воспитывать уважительное отношение к истории, формировать интерес к историческому прошлому; расширять кругозор ;

3.  развивать познавательную самостоятельность и коммуникативные умения,  умения осуществлять поиск и переработку информации; развивать творческие способности учащихся.

ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, иллюстрации, музыкальный файл.

ХОД УРОКА

1. ОРГ. МОМЕНТ
Учитель. Мы с вами совершим путешествие в Средние века. Чтобы путешествие было интересным и полезным, вы должны быть внимательными, любознательными и активными.

Голомах Лиза.

Иные люди, иные времена,
Всё это безусловно интересно.
Все говорят про Средние века,
Мы приоткроем тайные завесы.
Сегодня мы совершим путешествие в далёкое прошлое, когда жили короли и королевы – в таинственный мир СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.

Сотникова Вероника. .

В Средние века у людей появились фарфоровая посуда, вилки, мыло, очки, пуговицы, механические часы. Были изобретены порох и огне­стрельное оружие. Средневековые мореплаватели открыли Америку и Австралию. В Средние века образовались многие государства, суще­ствующие и поныне, — Англия, Франция, Италия, Россия. Вот какое интересное время мы называем Средневековьем.

Финько Виктория. Эта эпоха продолжалась с конца пятого века до конца 15 века. За это время на территории Европы появились величественные города, были положены дороги. Торговые пути соединяли все эти города и страны в единое целое. Многие из городов Средневековья существуют и по сей день: Берлин, Копенгаген, Амстердам, Москва. В некоторых европейских городах можно даже прогуляться по улицам, построенным еще в Средние века.

Гречаник Илья. Начиная с 8 века для защиты от нападений норманнов и венгров в Европе было построено немало замков. Постепенно каждый господин старался соорудить себе замок: в зависимости от возможностей – огромный или скромный. Место для замков выбирали со старанием. Обычно их воздвигали на высоком холме, обрывистом утёсе , острове посреди реки. Вокруг замков высились двойные или тройные кольца крепостных стен с башнями и бойницами.



Замок был окружен глубоким рвом с водой. К воротам шел подъёмный мост на прочных цепях. При угрозе нападения мост поднимали. В рыцарское жилище вели тяжёлые ворота, скованные железом. Вход в замок преграждала металлическая решетка с острыми зубьями наверху. Внутри замка находились главная башня и другие постройки.



Это было безопасное, но не очень удобное жилище. В них было сыро, холодно, гуляли сквозняки. Первые замки не имели стекол в окнах и водопровода. Помещения освещались факелами из веток деревьев или пучков тростника. Согреваться в таком жилище можно было только у пылающего камина.

Чем занимались обитатели замка? В мирную пору хозяин охотился, принимал гостей, устраивал пиры. Женщины проводили время за рукоделием. Одним из любимых рыцарских развлечений были турниры.

Но какой замок без балов? В Средневековье на балах танцы состояли из шагов . (2 шага вперёд, поворот и поклон, 2 шага назад, поворот и поклон).
Сейчас представим, что мы очутились на таком балу. 

(Дети исполняют танец под средневековую музыку).
Учитель. Давайте на время представим эту эпоху и окажемся среди благородных воинов и увидим их жизненный уклад.
Кто скажет, а как по другому называли этих воинов?
- Как вы понимаете слово РЫЦАРЬ?

Котяш Богдан. РЫЦАРЬ – это смелый, благородный, безупречный человек. Слово «рыцарь» первоначально означало «всадник». Рыцарями мог­ли быть только люди благородного происхождения, достаточно богатые, чтобы приобрести коня и вооружение — меч, щит, латы.

Чтобы стать рыцарем, нужно было пройти специальную подготовку. В 7 лет мальчиков отдавали учиться к опытным воинам. Они обучали их скакать верхом, стрелять из лука, метать копьё, владеть мечём. Кроме этого пением и танцами. Мальчиков приучали держать данное слово, быть предупредительным и вежливым, выручать друг друга в беде, заступаться за слабого человека, благородно и возвышенно относиться к женщинам. А чтобы в мирное время не притупилось их мастерство в военном искусстве, рыцари участвовали в специально организованных военных состязаниях, которые назывались турнирами. На турнире два рыцаря скакали навстречу друг другу верхом на конях и, нанося удары длинными копьями, старались выбить противника из седла.

Навальный Дима. Рыцарь был вооружен большим мечом и длинным копьем; нередко он пользовался боевым топором и палицей – тяжелой дубиной с металлическим утолщенным концом. Большим щитом рыцарь мог прикрыться с головы до ног. Тело рыцаря защищала кольчуга – рубаха, сплетенная из колец и доходившая до колен. Позднее кольчугу сменили латы –доспехи из стальных пластин. На голову рыцарь надевал шлем, а в минуту опасности опускал на лицо забрало – металлическую пластинку с прорезями для глаз. Вес снаряжения доходил до 50-60 кг. Рыцарь имел 2-3 коня: обычного и боевого, в доспехах такого коня можно

было поразить только в брюхо. Голову лошади закрывали металлическим или кожаным наглавником, грудь – железными бляхами, бока – кожей. Кроме того, коня накрывали попоной или чепраком из бархата или другой дорогой материей. Лошади, вооруженные таким образом, назывались «латными».

Учитель. Для того, чтобы стать настоящим воином – рыцарем, требовалось много времени и сил.

А вот умение читать и писать для рыцарей считалось не обязательным. Как, вы, считаете, это достоинство или недостаток рыцарей? А можно ли в настоящее время представить себе такого рыцаря?

– Но зато они изучали такую науку, которую не изучают современные дети ни в одной школе. Как вы думаете, что это за наука?

– Это наука геральдика. Приложение.

– Посмотрите на разнообразные гербы рыцарей.

– Как вы считаете, в каких жизненных ситуациях рыцарю мог пригодиться герб?

Например,

– на войне, ведь лицо рыцаря было закрыто шлемом, и распознать его можно было только по гербу;

– на турнире, герольд, глядя на герб, изображённый на щите, или тунике, одетой поверх доспехов, объявлял имена рыцарей.

Шилин Денис. У каждого рыцаря был свой отличительный знак – это герб.
Герб рассказывает о своём хозяине. На гербе могут быть изображены различные животные, растения, геометрические фигуры, девиз, который кратко рассказывает о жизненных принципах своего хозяина.

Учитель. А какими должен качествами обладать рыцарь? Давайте выберем. (на доске с обратной стороны находятся карточки с качествами) (благородный, отзывчивый, культурный, аккуратный, дисциплинированный, задиристый, грубый, злой, вежливый ) 
Благородный, отзывчивый, культурный, аккуратный, дисциплинированный, вежливый.
Учитель. Средневековье – это красивая эпоха, оставившая яркий след в истории. Ни одна историческая эпоха не проходит бесследно, есть что-то, чем мы с вами пользуемся и в настоящее время. Например, правила этикета.

1) Обычай снимать шапку, когда входишь в дом. Почему? Этот обычай возник во времена рыцарей, которые постоянно странствовали по стране об­лаченные в доспехи. Входя в дом, рыцарь снимал шлем как бы говоря этим жестом хозяину: «Я не опасаюсь тебя». Су­ровые времена Средневековья прошли, но обычай — входя в комнату, снимать головной убор — остался. Этим человек показывает хозяевам, что уважает дом, в который вошел, живущих в нем людей. И это им приятно

2) Обычай – здороваясь, снимать перчатки. Почему? С рыцарских времен идет обычай здорова­ясь, снимать перчатку с правой руки. Сняв перчатку, рыцарь показывал, что в его руке нет оружия, что он относится к встречному доброжелательно. И сейчас люди снимают пер­чатку или варежку из уважения к человеку.)

Из средних веков к нам пришло высказывание:

“Мой дом – моя крепость”.

Эпоха рыцарства породила множество легенд, преданий, ей посвящено множество романов. О рыцарях писали Вальтер Скотт и Александр Дюма, Роберт Стивенсон и Марк Твен. А кто не знает о знаменитом рыцаре Дон Кихоте из Ламанчи, рожденном гением испанского писателя Мигеля Сервантеса. Найдите книги о рыцарях — они поразят вас и своими сю­жетами, и своими тайнами, и образами рыцарей. .

1. Работа с загадками

Учитель. Отгадав загадки, вы узнаете о великих открытиях и изо­бретениях Средневековья, которыми мы пользуемся и се­годня.

Сидит Цахом на коне верхом,

Сам неграмотный, а читать помогает. (Очки.)

При виде еды не считают ворон,

Бросаются дружно с обеих сторон:

Один разрезает, другая — цепляет.

Обоим работы в тарелке хватает. (Нож, вилка.)

Мы ходим ночью, ходим днем,

Но никуда мы не уйдем.

Мы бьем исправно каждый час.

А вы, друзья, не бейте нас! (Часы.)

—Отгадайте слово по лексическому значению,

Застежка, обычно в виде твердого кружка, продеваемого в петлю. (Пуговица.) Как называется взрывчатое соединение или смесь? (Порох.)

  • Какое изобретение было главным в Средние века? (Книго­печатание.)

2. Викторина

  1. Как ученые узнают о жизни людей в Средневековье?
    (В Средневековье были напечатаны первые книги.)

2. Кто такой рыцарь Средневековья? (Воин на коне, закованный в латы, в шлеме, с мечом и щитом.)

  1. Для чего строили замки? (Замки служили надежной защитой.)

  2. Где строили замки? (Их воздвигали на высоком холме, обры­вистом утесе, острове посреди реки.)

  3. Какие укрепительные сооружения были у замков? (Замки были окружены глубоким рвом с водой. У ворот был подъемный мост. В жилище вели тяжелые дубовые ворота, окованные железом. В ход в замок преграждала металлическая решетка с острыми зубьями наверху.)

  4. Удобное ли было это жилище? (Жилище было не очень удоб­ным. Стекол в окнах не было. В замке было холодно, сквозняки гуляли по комнатам и коридорам.)

  5. Чем занимались обитатели замка? (Женщины занимались рукоделием, хозяин охотился, принимал гостей, устраивали рыцарские турниры.)

  6. Кто первым создал печатную книгу? (Немец Иоганн Гутенберг.)

  7. Что он предложил использовать? (Разборный шрифт.)

  8. Как назывались металлические буквы? (Литеры)

Уварова Арина. Когда-то в средние века
Повсюду жили рыцари.
И жизнь была их нелегка
В железной амуниции.

Гордились рыцари собой,
Мечами и доспехами.
Играли рыцари судьбой
И на турниры ехали.

Но вот полтыщи лет назад
Не стало их на свете.
Но так лишь только говорят,
Я не согласна с этим.
Учитель. Ребята, вы согласны с этим утверждением?
- Да, ребята, и в наше время были и есть такие люди, которых смело можно назвать рыцарями: участники Вов, войны Афганцы, солдаты нашей республики. Эти рыцари защищали нашу Родину и наше светлое будущее. 
В каких профессиях нашего города, мы можем встретить таких героических людей? (Ответы детей)
Учитель. Конечно, эпоха средневековья очень яркая и красивая.

Но самым ярким пятном в истории Средневековья и в жизни рыцаря был обряд “Посвящение в рыцари”.

Каждый рыцарь должен был обязательно следовать “Кодексу рыцарской чести”.

Кодекс рыцарской чести

1.Рыцарь должен искать подвиги.

2.Бороться с врагами христианской веры.

3.Защищать честь дам, а также слабых и обиженных, особенно вдов и сирот.

4.Быть справедливым и галантным.



– А закончить наш урок я предлагаю тоже посвящением.

Но обряд этот будет современным.



– Я предлагаю девочкам посвятить мальчиков в рыцари.

Девочки начнут посвящение со слов: “Будь …”. (Будь: смелым, верным, воспитанным, порядочным, отважным, справедливым, храбрым, вежливым, добрым, преданным Родине, люби и почитай родителей своих…)

Посвящение в рыцари

Девочки. Клянитесь рыцарями быть

И рыцарство в борьбе добыть !

Мальчики. Долой и латы, и забрало !

Мы – рыцари добра –

И в этом наша слава !

Котяш Данил. 1.Клянёмся рыцарями быть!
Всегда спасибо говорить,
Добрый день, до – свидания-
Нет в мире выше звания!
Клянёмся!
Котяш Богдан. 2. Клянёмся рыцарями быть!
И лень и грубость позабыть,
Учиться этикету –
Науку помнить эту!
Клянёмся
Клименко Кирилл.3. Клянёмся рыцарями быть!
В борьбе со злом добро добыть,
Невежу разить мечём волшебным,
И строгим словам и целебным 
Клянёмся!
Прошу встать. Теперь вы настоящие рыцари, вы дали клятву.

5. ИТОГ
Наше путешествие подошло к концу
Какие тайны Средневековья, вы, познали?
Вы сегодня все очень хорошо работали, спасибо за урок!





Иллюстрации к уроку