- Как я уже говорила, что вся планета окутана прозрачным покрывалом – воздух (говорят дети). Воздух есть на улице, в комнате, в земле, в воде. Ветер – это движение воздуха. - Как называется слой воздуха, окружающий нас и нашу планету? - Атмосфера – это гигантская воздушная оболочка, которая простирается вверх на сотни километров. - Люди, растения и животные живут на дне воздушного океана. Без воздуха на земном шаре вечно царствовали бы пустота и безмолвие. Если бы Земля утратила воздух, она, подобно Луне, была лишь безжизненным небесным телом. - Ребята, скажите, а что такое воздух? - Во́здух — смесь газов, образующая земную атмосферу. Всего лишь 2 века назад учёные узнали, что воздух – смесь многих газов, в основном азота – 78%, кислорода – 21% и 1% - другие газы, в него входят углекислый газ, неон, водород. Углекислый газ - 0,0314%. - Много или мало углекислого газа? Вот кислорода 21%, а углекислого газа 0,0314%. А если будет больше углекислого газа, то что будет? - Да, трудно представить, что миллионы лет тому назад на нашей земле не было жизни и виной всему – отсутствие кислорода. - А откуда берется в воздухе кислород, знаете? - Не было растений и не было кислорода. - Всё живое давно бы задохнулось, если бы не растения. И дуб-великан, и травинка, и крохотные водоросли жадно ловят углекислый газ, он необходим растениям для питания. А возвращают в воздух кислород, так важный для дыхания людям, животным. Леса, луга, поля, парки, сады – все растения на Земле вместо углекислого газа дают нам живительный кислород. Соответственно: чем больше вокруг зелени, тем чище воздух. - А какими же свойствами обладает воздух, мы сейчас узнаем. 1) Мы знаем, что воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде. – Поднимите тетрадь, видите ли вы через неё другие предметы?
– Через стену мы видим соседний класс? – А предметы, которые находятся в классе, вы видите? - В классе мы видим доску, парту, стены, за окном – дома, деревья, облака. А можем ли мы видеть воздух? – О каком свойстве воздуха это говорит? Вывод: Воздух прозрачен. Об этом свидетельствует то, что мы видим через него все окружающие предметы. 2) – Посмотрите на комнатные растения. Какого они цвета?. – Какого цвета школьная доска? – А какого цвета воздух? – И у нас есть еще одно свойство воздух бесцветен. Вывод: Воздух бесцветен. 3) - Можно ли попробовать воздух на вкус? Лизните его. - Какое свойства воздуха мы откроем? Вывод: Воздух не имеет вкуса. 4) - А сейчас вдохните глубоко, что вы почувствовали? - Пахнет чем-нибудь воздух? - Какое свойство воздуха мы откроем? Вы замечали, что в разных помещениях пахнет по-разному? – В лесу, на кухне, в аптеке частицы пахучих веществ смешиваются с частицами воздуха, и мы ощущаем разные запахи. А чистый воздух пахнет? Вывод: Воздух не имеет запаха 5) Показать надутый шарик. - Попробуем немного сжать шарик руками. - Что произошло с шариком? -Разожмем шарик. - А теперь что мы видим? - Воздух сопротивляется сжатию. - Это свойство воздуха называется упругостью. 6) Посмотрите на окно. -Какая температура на улице? А в классе? - О каком свойстве воздуха это говорит? Вывод: Воздух плохо проводит тепло. - Многие растения, зимующие под снегом, не замерзают потому, что между холодными частицами снега много воздуха, и снежный сугроб напоминает теплое одеяло, укрывающие стебли и корни растений. – При дыхании мы поглощаем кислород, а выделяем углекислый газ. 600 литров кислорода необходимо человеку для дыхания только на один день - Почему растения называют лёгкими нашей планеты. - Какой чудесный воздух в лесу! В нем много кислорода и полезных веществ. Ведь деревья выделяют особые летучие вещества – фитонциды, которые убивают бактерии. Смолистые запахи ели и сосны, аромат дуба, берёзы и лиственницы очень полезны для человека. - А вот в городах воздух совсем другой, загрязненный. Вы можете объяснить с чем или с кем это связано? - Существует два главных источника загрязнения воздуха: естественный и антропогенный. - Антропогенный – это связанный с человеком, происходящий от человека, возникший в результате его деятельности. - Кто мне скажет, что входит в естественный фактор и антропогенный? - Сейчас я вам буду показывать картинки, а вы будете говорить какой фактор загрязнения и источник. - В естественный фактор входят: 1) Вулканы. При их извержении в воздух выбрасывается огромное количество газов, твёрдых частиц и пепла, водные пары и пыль, которые держатся в атмосферных слоях на протяжении нескольких лет. Факты. В 1883 году при извержении вулкана Кракатау в воздух поднялась чёрная туча высотой 27 километров, на 80 километров ввысь было выброшено 150 миллиардов пыли и пепла. Газы, песок и пыль развеялись на расстояние в 827000 километров 2) Лесные и торфяные пожары. Дым от горения лесов загрязняет атмосферный воздух и распространяется на большие площади. Гарь от торфяников наполняет воздух мелкими взвешенными частицами. Факты. В 2010 году по причине торфяных пожаров в столице России сложилась чрезвычайная экологическая ситуация. Предельно допустимые нормы загрязняющих веществ были превышены в десятки раз. Жители Москвы из-за смога не могли свободно дышать и пользовались респираторами и противогазами. Многие были вынуждены покинуть город. 3) Пыльные бури Они бывают при сильном ветре, который поднимает с земли и переносит на далёкие расстояния обломки горных пород. Смерчи и ураганы засоряют атмосферный воздух тоннами пыли. Факты. В 1928 году в Украине мощный ветер поднял вверх 15 миллионов тонн чернозёма и перенёс его на высоте 750 метров на запад. Слой земли осел в Прикарпатье, Румынию и Польшуна площади 6 миллионов квадратных километров. - А в антропогенные: 4) Бытовые отходы Появляются при сжигании топлива в помещениях, например, при приготовлении пищи, дым от печного отопления, а также то, что осталось от потребления человеком, проще говоря, бытового мусора. 5) Производственные Получаются в результате работы промышленности и представляют собой выбросы от технологических процессов. Особо опасными из них являются радиоактивные вещества, источниками которых служат взрывы атомных бомб, работа предприятий, где используются радиоактивные компоненты, атомные станции и реакторы. 6) Транспортные Источниками таких загрязнителей являются автомобили, воздушные и морские суда, поезда. Это те же выхлопные газы. Факты. В 1900 году в мире было всего 11 тысяч автомобилей, в 1950 их стало 48 миллионов, к 1980 году количество увеличилось до 330 миллионов, а сегодня их насчитывается порядка 500 миллионов. В отработанных машинами газах содержится примерно 280 вредных для атмосферного воздуха компонентов. - Вот мы перечислили причины загрязнения воздуха. А к чему это может привести? - Озоновая дыра – это значительные пространства в озоновом слое атмосферы с заметно пониженным содержанием озона. - Озон – газ, который вырабатывается из кислорода под действием ультрафиолетовых лучей. Атмосфера Земли имеет озоновый слой: слой этого газа плотно окружает нашу планету, защищая ее от высокой концентрации ультрафиолета. Если бы не этот газ, интенсивное излучение могло бы убить все живое на Земле. Озоновый слой довольно тонкий, он не может полностью оградить планету от проникновения радиации, которая губительно действует на состояние экосистем и вызывает заболевания у людей - Загрязнение атмосферы последние годы очень беспокоит человечество. - Ребята, так что же надо делать для охраны чистоты воздуха? - И я сейчас вам предлагая разделиться на группы и нарисовать знаки, символы за сохранение чистоты воздуха. - Воздух один из основных жизненно важных элементов окружающей природной среды. Его чистота имеет для жизни исключительное значение. Если человек может прожить несколько дней без воды и еды, то без воздуха считанные минуты. Надо чтобы воздух был чистым, прозрачным, насыщенным кислородом, дарил нам силу и здоровье. Сегодня на уроке мы достаточно говорили о воздухе, о Земле. И урок хочу закончить словами из стихотворения Люби родную природу – Озера, леса и поля. Ведь это же наша с тобою Навеки родная земля. Здесь мы с тобой родились, Живем мы с тобой на ней. Так будем же, люди, все вместе К земле относится добрей! |