«Тебе скажут — ты забудешь,
Тебе покажут — ты запомнишь,
Ты сделаешь — ты поймёшь»
Возможности личностного развития учащихся и оптимизация воспитательной работы с использованием ИТ
Необходимость их использования продиктована социальным заказом на включение такой деятельности в систему образования, необходимостью поиска средств повышения ее эффективности. Кроме того, ИТ усиливают мотивацию и вовлекают учащихся в активную деятельность, что позволяет развивать личность воспитанников.
Результаты мониторинга личностных качеств учеников ЛСШИ в 2009-2010 учебном году показали низкий уровень информационной, психологической и коммуникативной культур. Дети использовали ресурс ПК и интернета не для поиска образовательной информации, а исключительно для игр и «пустого» общения. Только 5% учащихся пользовались компьютером с образовательной целью. Стремление к самоактуализации и самообразованию на фоне адекватной самооценки и высоком уровне волевого потенциала отмечалось у 10%.
Исследование уровня эмпатийных тенденций К. Роджерса показало, что 38% детей предпочитают уединение, испытывают затруднения в установлении контактов с новыми людьми в реальной жизни.
Такие проблемы заставили изыскивать резервы для организации более систематизированной и эффективной воспитательной работы.
Целью моей работы является включение учащихся в активную внеклассную деятельность с использованием ИТ, которая будет способствовать совершенствованию коммуникативных навыков, становлению личности в информационно-коммуникационной среде и повышению качества ВР.
Программа личностного роста подростков, разработанная мной, называется «Пойми себя» и основывается на использовании в ходе воспитательных часов и внеклассных мероприятий мультимедийных технологий. Занятия ведутся в течение всего года раз в неделю в актовом зале с использованием мультимедийного проектора и звуковой аппаратуры.
Первый этап работы был посвящен установлению и сплочению контакта педагога и детей, созданию атмосферы доверия, повышению коммуникативной грамотности участников.
Для самых первых занятий мультимедийное сопровождение я подбирал сам, и упражнения выглядели следующим образом.
Игра «Автогонки» направлена на снятие эмоционального напряжения и сплочение группы. Инструкция: На экране изображение гоночного автомобиля или болида. «Ребята, организуем автогонки! Слышите рёв автомобиля? Все вместе начинаем рычать. На старт, внимание, марш!» Вначале дети рычат под фонограмму, затем звук постепенно затухает и ребята сами озвучивают изображение.
Для последующих занятий дети уже получают простые задания для самостоятельного поиска. Например, «Прогноз погоды»: «Подберите в Интернете картинку с изображением природы, которая в наибольшей степени соответствует вашему настроению на этой неделе». Дети осуществляли поиск во время посещения компьютерного класса школы-интерната, дома на выходных или пользовались моим личным ноутбуком и модемом.
Большое разнообразие картинок получилось у моих ребят: у кого-то "плохая погода" или "штормовое предупреждение", для некоторых во всю светило солнце.
На втором этапе мы работали над развитием способности к сопереживанию, обучению навыкам выражения собственных эмоций и чтения их у других людей, осознанием жизненных целей, путей и способов их достижения.
Так, упражнение «Официант, в моем супе таракан!»
Участникам группы предлагается поучаствовать в конфликтной ситуации, случившейся в одном из ресторанов. Заранее снимается небольшой видеоролик в исполнении учащихся, который демонстрируется в начале занятия.
После просмотра несколько учеников группы принимают на себя роль клиента или управляющего и пытаются разрешить конфликт наиболее выгодным образом
После проигрывания ситуации следует анализ игры.
Итогом становится вывод: никто не в силах указать «наилучший способ» решения проблем, важно, чтобы результатом общения стал выгодный для обеих сторон компромисс.
Также применялось упражнение: «В мире эмоций», с целью обогащения словаря эмоций у участников. Дети подбирали в И-нете картинки с изображением заданной мной человеческой эмоции, затем эти картинки демонстрировались на занятии, обсуждалось соответствие картинки той или иной эмоции.
Более сложным было задание «Моя жизнь», целью которого было осмысление своего жизненного пути и построение планов на будущее.
Детям давалось задание написать небольшую историю о своей жизни и предполагаемом будущем, и уже на основе её создать видеоролик, используя свои детские фотографии и картинки из интернета. В процессе создания такого ролика дети учились работать с периферийными устройствами и программами для видео монтажа.
В этом году, на первый план в нашей с ребятами работе выходит уже коллективная творческая деятельность по созданию мультимедийного оформления внутриклассных и общешкольных праздников - подбор в Интернете информации, видео, фонограмм и фоновой музыки с помощью поисковых систем Google и Yandex. Их обработка с помощью программ AdobeAudition и Virtual DJ Home, создание презентаций, видеороликов в программах Microsoft Power Point, COREL VideoStudio и PowerDirector.
Таким образом, проводимые мероприятия становятся более яркими, насыщенными, легче воспринимаются и усваиваются детской аудиторией.
Кроме того, в ходе активного использования интернет-ресурсов, наметилось новое направление в нашей с детьми деятельности – это дистанционная воспитательная деятельность в выходные и каникулярные дни.
Чтобы избежать длительной адаптации детей к школе-интернату после каникул и сделать их досуг более содержательным, мной была разработана программа дистанционного воспитания учащихся, которая заключается в том, что каждый ученик получает на каникулы задание отыскать в интернете ту или иную информацию (видео, аудио, фото, текст) для предстоящих мероприятий. Контроль за их самостоятельным поиском я осуществляю через социальные сети, где на протяжении каникул мы с ребятами встречаемся раз в день (или в неделю). Это позволяет не утрачивать навык общения, и я остаюсь в курсе всех проблем моих ребят.
В целом же, об эффективности работы в направлении личностного развития учащихся и оптимизации воспитательной работы педагога на основе использования ИТ можно судить по следующим показателям развития личности учащихся, который был проведен в апреле 2012 г.
Вы видите значительную динамику роста информационной, коммуникативной и психологической культуры учащихся по сравнению с результатами предыдущего исследования.
Таким образом, эмоциональное погружение, лежащее в основе ИТ, позволяет оптимизировать воспитательный процесс и личностное развитие учащихся.
3