СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Возможности технологии развития критического мышления для обучения русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современные образовательные технологии, такие как метод проектов, педагогические мастерские, «Дебаты», исследовательские и дискуссионные технологии, кейс-метод, технология портфолио, построены на рефлексии, и в полной мере могут быть отнесены к метакогнитивным, рефлексивным технологиям, технологиям по «обучению мышлению». Они различаются по декларируемым задачам, по организации процесса обучения, одни в большей степени направлены на развитие творческого мышления, другие – на развитие коммуникативных способностей, но цели и конечный результат этих технологий можно в самом общем виде описать как формирование метапредметных умений, направленных развитии способности к самообразованию, т.е. на развитие рефлексивных способностей.

По заказу Министерства просвещения Российской Федерации ООО СП «СОДРУЖЕСТВО» проводит курсы повышения квалификации по вопросам совершенствования технологий и методов обучения, направленных на освоение обучающимися особенностей русского языка и русской культуры в процессе изучения русского языка как родного, неродного, иностранного в урочной и внеурочной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Возможности технологии развития критического мышления для обучения русскому языку»

  1. ВОЗМОЖНОСТИ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ
    КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ
    РУССКОМУ ЯЗЫКУ


Современные образовательные технологии, такие как метод проектов, педагогические мастерские, «Дебаты», исследовательские и дискуссионные технологии, кейс-метод, технология портфолио, построены на рефлексии, и в полной мере могут быть отнесены к метакогнитивным, рефлексивным технологиям, технологиям по «обучению мышлению». Они различаются по декларируемым задачам, по организации процесса обучения, одни в большей степени направлены на развитие творческого мышления, другие – на развитие коммуникативных способностей, но цели и конечный результат этих технологий можно в самом общем виде описать как формирование метапредметных умений, направленных развитии способности к самообразованию, т.е. на развитие рефлексивных способностей. Мы говорим о технологиях рефлексивного характера, целью которых и конечным результатом является овладение субъектом способами самого рефлексивного мышления, надпредметными когнитивными умениями, которые бы в дальнейшем входили в интеллектуальный аппарат личности и применялись в процессе самостоятельных поисков и открытий. Это технологии, которые мы определяем как метакогнитивные, рефлексивные, основанные на личностных механизмах мышления: осознание, самокритика, самооценка и т.д., формирующие интеллектуальные умения и усиливающие рефлексивные механизмы в образовательной деятельности технологии, формирующие культуру мышления, его самостоятельность.

Данные технологии обучают не только общим способам познания, но и вооружают ученика и учителя отдельными приемами, механизмами, усиливающими рефлексивную деятельность.

Технологией, которая в полной мере отвечает вышеперечисленным принципам и задачам: усиливать рефлексивные механизмы, обучать рефлексии, технологически ее обеспечивать мы считаем технологию развития критического мышления.

Сегодня в различных научных источниках можно найти разные определения критического мышления. Джуди А. Браус и Дэвид Вуд определяют критическое мышление как разумное рефлексивное мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности.

При всем разнообразии этих и других определений критического мышления можно увидеть в них близкий смысл. Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. В этом и есть отличие критического мышления от мышления творческого, которое не предусматривает оценочности, а предполагает продуцирование новых идей, очень часто выходящих за рамки жизненного опыта, внешних норм и правил. Однако провести четкую границу между критическим и творческим мышлением сложно. Можно сказать, что критическое мышление - это отправная точка для развития творческого мышления, более того, и критическое и творческое мышление развиваются в синтезе, взаимообусловлено.

Последние представления о критическом мышлении связаны с тем, что оно понимается как метакогнитивная способность. Мышление о мышлении – способность надстраиваться над мышлением (чужим и собственным) и деятельностью с целью выявления логических ошибок (мест возможного улучшения) и методологических промахов, с целью определения контекста деятельности и соответствия контексту. При этом одним из базовых учений является оценивание соответствия целей и средств, сообразности форм и содержания: оценивание, основанное на рефлексии. Каркас такого мышления составляют более мелкие навыки: различение понятий, деление объема понятий, сравнение по критериям, аналогия, интерпретация.

Принятие информации происходит в процессе кропотливого осмысления. При этом важно осмысление не только самой информации, но и собственных действий, их соотнесение с известными образцами и принятие на этой основе решения о выборе оптимального пути.

Таким образом, для достижения эффективности педагогического процесса необходимо параллельное и взаимопересекающееся его конструирование на основе активизации собственного опыта учителем и учащимися. При этом, важно обеспечить гарантированность достижения всех поставленных целей обучения и планируемых результатов, несмотря на объективные и субъективные трудности.

Технология построена на рефлексии, и одновременно обеспечивает ее развитие. Технологическое обеспечение рефлексии в обучении можно определить как сочетание определенных средств и методов, обеспечивающих реализацию диагностично поставленных учителем и учениками целей в процессе активно конструированного субъектами обучения процесса, основанного на осмыслении значимого для них опыта. Эта деятельность:

  • формирует самостоятельность мышления;

  • вооружает способами и методами самостоятельной работы;

  • дает возможность сознательно управлять образовательным процессом в системе «учитель-ученик»;

  • позволяет влиять на цели, способы, методы и результаты образовательного процесса и т.д.

В учебном процессе, построенном в режиме технологии развития критического мышления, рефлексия «работает» на всех этапах урока: позволяет осуществить рефлексивное взаимодействие и на этапе совместной постановки цели и в совместной деятельности при изучении нового, на заключительном этапе урока-стадии рефлексии оценить собственную деятельность, методы, предлагаемые учителем, деятельность других учащихся, провести рефлексию процесса учения с целью определения достижения учениками и учителем
запланированных результатов, т.е. осуществляется технологическое обеспечение рефлексии.

Механизмы рефлексии воплощаются в метакогнитивных и метапредметных умениях, которые в отличие от конкретно-содержательных умений, формирующихся по законам логики, формируются на основе рефлексии. Процесс рефлексии заключается в осознании собственных мыслей и действий, в осознании мыслей и действий другого, и это особенно важно в педагогике.

В результате этого взаимодействия и формируются метакогнитивные умения, которые можно оценить и использовать.

Технология, построенная на рефлексии, позволяет сформировать определенные метапредметные умения. Для этого в арсенале данной технологии большое количество различных педагогических действий: приемов, методов и стратегий ведения урока. Важным является то, что учащиеся при решении образовательных задач сами формируют и пользуются метакогнитивными умениями, тем самым развивается способность учащихся к саморегуляции учебной деятельности и к самообразованию в целом.

Важным в данной технологии является следование трем фазам: evocation (вызов, пробуждение), realization (осмысление новой информации), reflection (рефлексия) и соблюдение определенных условий: активность участников процесса, разрешение высказывать разнообразные «рискованные» идеи и т.д. Урок, занятие, серия уроков (занятий), тема, курс могут быть построены в соответствии с заявленным алгоритмом.

Главная цель технологии развития критического мышления – развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих учиться самостоятельно. Развитие критического рефлексивного мышления, обучение рефлексии, развитие когнитивных и метакогнитивных умений высокого уровня – основной путь к самообразованию.

Работа, построенная в режиме данной технологии, позволяет осуществить рефлексивное взаимодействие и на этапе совместной постановки цели, и в совместной деятельности на стадии осмысления. А на стадии рефлексии оценить собственную деятельность, методы, предлагаемые учителем, деятельность других учащихся – провести рефлексию процесса учения с целью определения достижения учениками и учителем запланированных результатов.

Технология представляет собой систему стратегий, объединяющих приемы учебной работы по видам учебной деятельности независимо от конкретного предметного содержания. Базовая модель («вызов – осмысление – рефлексия») задает не только определенную логику построения урока, но также последовательность и способы сочетания конкретных технологических приемов. Это позволяет говорить об универсальном, надпредметном характере предлагаемой технологии.

Достоинство – открытость технологии развития критического мышления по отношению к другим педагогическим подходам и технологиям, ориентированным на развитие ученика и учителя. Технология помогает ученику овладеть способами работы с информацией, вдумчивого чтения, структурирования материала, умения задавать вопросы, постановки и решения проблем, рефлексивного письма, овладеть методами групповой работы, умению аргументировано вести дискуссию. Технология объединяет известные и новые методические приемы в определенной логике построения урока (занятия).

Концепция новых стандартов, отходя от терминологии знания, умения, навыки, предлагает новую версию формулировки общеучебных достижений, которые закладываются в школе – предметные, метапредметные, личностные. Учение и практике ищут пути формирования вышеназванных достижений. Технология развития критического мышления один из путей, способствующих их развитию.

Предлагаем вам систематизацию приемов технологии по формированию определенных учебных достижений (умений).

Умение систематизировать и анализировать информацию на всех стадиях ее усвоения:

  • Кластеры.

  • Таблица «Инсерт».

  • Прием «Общее-уникальное».

  • Таблицы: концептуальная, сводная, «ПМИ» или «ПМ?».

  • Стратегия «Фишбон».

  • «Бортовой журнал».

Умение осознанного, «вдумчивого» чтения:

  • «Инсерт».

  • Дневники: двухчастный и трехчастный.

  • Чтение с остановками.

  • Стратегия «Идеал».

  • Стратегии работы с вопросами: «Ромашка Блума», таблица «толстых» и «тонких» вопросов.

  • Таблица «сравнение источников».

Умение формулировать и решать проблемы:

  • Стратегия «Фишбон».

  • Стратегия «Идеал».

Умение работать с понятиями:

  • Прием «Выглядит как... Звучит как ...»

  • Синквейн.

  • «Концептуальное колесо».

  • Денотатный граф.

Умение вести аргументированную дискуссию:

  • Таблица «перекрестной дискуссии».

Умение интерпретировать, творчески перерабатывать новую информацию, давать рефлексивную оценку пройденного:

  • Синквейн.

  • Кластеры.

  • Эссе и другие приемы рефлексивного письма.

  • Прием «Общее-уникальное».

  • Сводная таблица.

  • Двухрядный круглый стол.

Умения в области само- и взаимооценки:

  • Лист взаимооценки.

  • Парная письменная взаимооценка.

  • Градация.

  • Совокупная оценка.

Умение планировать собственную учебную деятельность:

  • Таблица «Верные-неверные утверждения».

  • Вопросы «Верите ли Вы?».

  • Кластеры.

  • Портфолио.

Коммуникативные умения:

Приемы парной и групповой работы:

Зигзаг

Таблицы: концептуальная, сводная, стратегии решения проблем и многие другие.

Этот список можно было бы продолжить. Как видно, каждый прием, используемый в технологии развития критического мышления многофункционален, работает на развитие интеллектуальных и личностных умений, а, выстроенные в логике «вызов – осмысление – рефлексия», они способствуют развитию рефлексивных способностей, помогают научиться учиться самостоятельно.

Хотим обратить особое внимание на один из приемов технологии. Прием «Двухрядный круглый стол» имеет своей целью обмен мнениями по наиболее актуальной проблеме для участников. В процессе проведения «Двухрядного круглого стола» преподаватель образует из участников две группы. Первая группа образует «внутренний» круг. Участники этой группы имеют возможность свободных высказываний по обсуждаемой проблеме. При этом важно, чтобы участники не критиковали точку зрения других, а коротко и четко высказывали свое собственное мнение. Участники второй группы («внешний круг») фиксируют высказывания участников внутреннего круга, готовя свои комментарии и вопросы. Комментарии могут касаться сути обсуждаемого вопроса, процесса обсуждения во внутреннем круге, закономерностей в высказываемых позициях, возможных причин подобных высказываний. Участники внутреннего круга должны четко и кратко выразить свое мнение, связывая его с предыдущими высказываниями. Преподаватель осуществляет координацию работы, не вмешиваясь в содержание высказываний, направляя диалог в рамки обсуждаемой проблемы, фиксируя различные точки зрения. После окончания работы внутреннего круга, преподаватель обращается к группе, образующей внешний круг. Участники внешнего круга работают в соответствии с правилами, описанными выше. В заключение работы, преподаватель просит участников сформулировать выводы в устной или письменной форме, после чего представляет свои замечания и комментарии.

Обобщая ситуацию «большого и малого круга» необходимо остановить внимание на одной чрезвычайно важной проблеме, относящейся к развитию рефлексивного мышления. Мы имеем в виду, что развитие это есть результат двунаправленного процесса: с одной стороны, человек осознает и оценивает собственные действия и мысли, использует при решении задач метапредметные умения, сформированные у него ранее; с другой стороны, сама эта рефлексивная саморегуляция подвергается вторичной рефлексии более высокого уровня, становясь специальным предметом анализа и оценки другими людьми, выступающими в функции своеобразных «наблюдателей». В той мере, в какой индивид учитывает эти оценки, он и получает возможность осознавать собственные метакогнитивные качества и при необходимости их корректировать (например, открытость своего мышления, степень терпимости к критике, умение постигать смысл деятельности, адекватность самооценки и т.д.).

Нужно добавить, что подобного рода ситуации многоуровневой рефлексии довольно часто возникают в технологиях рефлексивного характера. Так, в технологиях, связанных с разработкой педагогических проектов, нередко деятельность большой «команды» распределяется по малым группам проектов, которые разрабатывают отдельные подпроекты; затем их результаты выносятся на общее обсуждение, в процессе которого проводиться их рефлексивный анализ, осмысление и оценка. Таким образом, результаты первичной рефлексии как бы становятся предметом рефлексии более высокого уровня.

Все это есть непременное условие совершенствования и развития рефлексивных процессов и основанных на них метакогнитивных умениях. Внутренняя диалогичность мышления позволяет все более качественно осуществлять смысловой анализ методологии своей деятельности и общения, превращая свое критическое мышление в мышление творческо-созидающее.

Обобщая вышесказанное, мы определяем значимость рефлексии как актуального объекта педагогической науки. Другим важнейшим направлением современного образования становиться инновационное движение, внедрение современных а, значит, отвечающих задачам современного образования, технологий. Предлагаем пути развития вышеперечисленных умений, компетенций современного учителя и ученика. Мы делаем попытку объединить и осмыслить эти тенденции, используя при этом их позитивный потенциал и опыт апробации инноваций, психолого-педагогические исследования в области рефлексии и технологий.




Приложение

Конспект урока по теме «Приложение»1

(8 класс)

(на основе технологии развития критического мышления)


Цель: дать учащимся понятие о приложении как особом виде определения; познакомить со способами выражения приложений; формировать правописные умения; монологическую и диалогическую речь; способствовать овладению выразительными средствами языка; воспитывать и обогащать художественный вкус детей.


Задачи:

Образовательные:

- научить восьмиклассников находить приложения в предложении, определять, чем выражены приложение и определяемое слово, как они согласуются;

- отработать навыки опознавания приложений в тексте и употребления их в устной и письменной речи;

- выработать умения пунктуационного оформления приложений;

Развивающие:

- способствовать развитию коммуникативности;

- способствовать развитию критического мышления;

- способствовать развитию рефлексивности (осмысление собственных действий и поступков);

- способствовать развитию креативности.

Воспитательные:

- развивать способность брать на себя ответственность;

- развивать способность участвовать в совместном принятии решения;

- развивать способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;

- развивать умение сотрудничать. 


Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Формы и методы:

- групповая работа;

- прием «зигзаг»;

- синквейн;

- цветные шары мышления;

- эссе-резюме;

- творческое сочинение;

- самостоятельная работа.


Ход урока


I. Организационный момент: разбить класс на 5 групп по 5 человек в каждой.

II. Стадия вызова

Посмотрите, пожалуйста, на слайды. В них наверняка вы заметите одну особенную закономерность. Какую?

На слайдах:

Афиши и объявления (официально-деловой стиль речи):

Приглашаем на выставку В. А. Гиляровского – летописца Москвы.

Из художественной литературы:

А. С. Пушкин в семье своих дальних родственников на Мясницкой читал «Бориса Годунова» – свою еще никому не известную трагедию. (Ю. Нагибин)

Итак, два почтенные мужа, честь и украшение Миргорода, поссорились между собою! (Н. Гоголь)

Какая-то ненатуральная зелень – творение скучных беспрерывных дождей – покрывала жидкою сетью поля и нивы. (Н. Гоголь)

Вьется улица-змея. (В. Маяковский)

Из научной литературы:

На фото: улитка-прудовик скользит по поверхности воды.

Вавилонский царевич женился на мидийской царевне – дочери его недавнего врага.

Есть части предложений, которые мы выделяем интонационно, а на письме они выделены то дефисами, то запятыми. Что это? Какие это члены предложения? Почему этот материал представлен в виде отдельного урока? Сложен этот материал или нет? (Все вопросы записаны на доске).

III. Стадия осмысления по технологии «зигзаг»

1-й этап

Учитель. Предлагаю вам самим попробовать разобраться в новом материале. Для этого исполь­зуем прием «зигзага». Каждая группа получит сейчас текст, разбитый на абзацы. Каждый участник команды работает с одним абзацем: читает, переосмысливает, составляет вопросы, если ему что-то непонятно.

1.1. Ученики работают с частями текста (3–4 мин.).


2-й этап («зиг»)

Учитель. Теперь прошу всех перегруппироваться так, чтоб в одной команде оказались только те, кто работает с одним и тем же абзацем.

2.1. Обсудите свой материал.

2.2. Ответьте на вопросы друг друга.

2.3. Подумайте, как лучше объяснить то, что вы узнали, членам своей первичной команды.

2.4. Составьте схему, отображающую ваш материал.

2.5. Заполните «Лист для самоподготовки к выступлению в группе».


3-й этап («заг»)

Учитель. Прошу вас всех вернуться в свои команды и начать объяснение нового материала друг другу.


Текст для изучения

1. Приложение – это особый вид определения, который выражен именем существительным и согласуется с определяемым словом в падеже: врач-терапевт, у врача-терапевта, к врачу-терапевту.

В отличие от приложения, несогласованное оп­ределение, выраженное существительным, не со­гласуется с определяемым существительным, то есть стоит в другом падеже и выражает признак предмета путем указания на его соотношение с другим предметом. Сравните: кот Васька {Васька – приложение) и кот Васьки {Васьки – несогласованное определение); сестра (какая?) учительница и сестра (чья?) учительницы.

Своеобразие приложений состоит в том, что с их помощью выражаются отношения тождества.

Определяемое слово и приложение – это разные обозначения одного предмета, так как признак предмета выражают путем дополнительного (повторного) наименования того же предмета: старик-ветеран, Волга-река.

Признаки, выражаемые приложением, очень разнообразны. Приложения могут обозначать качества, свойства предмета (девочка-умница, завод-гигант), характеризовать назначение предмета (вагон-ловушка, изба-читальня), конкретизировать предмет указанием его собственного имени (река Москва), обозначать возраст, звание, занятие лица (девочка-школьница, сосед-генерал, осетин-извозчик).

Бывает, что в отдельных случаях приложение выражается неизменяемой формой существительного: озеро Байкал, на озере Байкал, в журна­ле «Неделя», с журналом «Неделя». Приложение может присоединяться к определяемому существительному с помощью слов, указывающих на характер собственного имени: собака по кличке Дружок, человек по фамилии Овсов, мальчик по имени Иван, старик по прозвищу Мзда.

2. Приложения могут быть необособленными и обособленными; могут быть выражены одним существительным и сочетанием слов.

Рассмотрим случаи, когда они обособляются.

1) Всегда обособляется распространенное приложение, относящееся
к имени нарицательному (независимо от места по отношению к определяемому слову):

а) Несчастью верная сестра, надежда в мрачном подземелье разбудит радость и веселье... (А. Пушкин)

б) И ворон, птица умная, присел, сидит на дереве у самого костра.
(Н. Некрасов)

в) Ветер, нарушитель тишины, шумит, скользя во мраке вдоль стены.
(М. Лермонтов)

2) Распространенное приложение, относящее­ся к имени собственному, обособляется, если стоит после него:

а) Онегин, добрый мой приятель, родился на брегах Невы... (АЛушкин)

б) Ксюша, младшая девочка, подала ему чистое длинное полотенце.
(И. Бунин)

в) Дело касается моей падчерицы Сони. (А. Чехов) (Здесь распространенное приложение стоит перед именем собственным).

3) Приложение (распространенное или нераспространенное), выраженное именем собственным и стоящее после нарицательного, обособляется, если служит для уточнения. В этом случае оно может присоединяться с помощью слов по имени, по фамилии, по кличке, по прозвищу и т.п.:

а) Отец мой, Андрей Петрович Гринёв, служил при графе Минихе.
(А. Пушкин)

б) Завел он себе медвежонка, по имени Яша. (К. Паустовский)

в) Со старшей, Верочкой, меня связывала долгая дружба. (И. Бунин)

г) В нижнем этаже со своей семьей живет сам хозяин, Филипп Иванович, по прозванию Дядя. (А. Чехов)

4) Нераспространенное приложение, выраженное существительным нарицательным, обособляется в следующих случаях:

- если относится к существительному собственному и стоит после него:

а) Тут был и капитан, и поручик, и Онисим Михайлович, фельдфебель. (Л. Толстой)

б) Следом за Деевым прошел к саням и Сапожков, железнодорожник.
(С. Крутилин)

- если относится к нарицательному существительному, распространенному зависимыми словами:

а) Тут на широкой улице встретился им повар генерала Жукова, старичок. (А. Чехов)

б) Хозяин мой, доктор, был вечно занятый молчаливый человек.
(Ю. Казаков)

в) Ее отец, ботаник, был командирован на Канарские острова... (М. Горький)

3. Конечно, вы заметили, что при приложении иногда ставятся запятые, а иногда - дефис или тире.

Например:

а) Вы ведь знаете Гаврилу, слободского плот­ника? (И. Тургенев)

б) Девушка-француженка, привезенная из-за границы, вошла предложить ей одеваться. (И.Тургенев)

в) Коня взял себе мельник – Панкрат. (К. Паустовский)

г) Хозяйка дома, по имени Люся, пугливо смотрела в сторону солдат...
(В. Астафьев)

Вместо запятой при обособлении приложений употребляется тире в следующих случаях.

1) Перед приложением, которое стоит в конце предложения и является разъяснением к сказанному (как правило, перед таким приложением можно вставить союза именно):

а) У дверей, на солнышке, зажмурившись, лежала любимая борзая собака отца – Милка. (Л. Толстой)

б) На маяке жил только сторож – старый глухой швед, бывший шкипер. (К. Паустовский)

в) Путь мой шел мимо Бердской слободы – пристанища пугачевского.
(А. Пушкин)

2) Если приложение относится к одному из однородных членов, чтобы не смешивать приложе­ние с однородным членом:

За столом сидели хозяйка дома, ее сестра - подруга моей жены, двое незнакомых мне лиц, моя жена и я.

3) Для выделения с двух сторон приложений, имеющих пояснительное значение:

Моя бабушка – набожная, несколько романтичная католичка – любила посещать кладбища в разных городах и потом рассказывала о них.
(К. Паустовский)

Дефис ставится, если однословное приложение и определяемое им существительное являются именами нарицательными (вне зависимости от места), например:

Чаще всего я встречался с ворчливым дедом-корзинщиком.
(К. Паустовский)

Девочки-подростки на другом углу площади уже выводили хороводы.
(Л. Толстой)

Кругом вставали волны-стены, спадали, вспе­нивались вновь... (Н. Гумилев)

Ипполит поражал своим необыкновенным сходством с сестрою-красавицей. (Л. Толстой) (Приложение стоит после определяемого существительного).

Дефис ставится и в том случае, когда нари­цательное существительное стоит после имени собственного и тесно сливается с ним по смыслу, например:

Ступайте в дворовую избу, а не то к Аграфене-ключнице. (И. Тургенев)

Ходил Стенька Разин в Астрахань-город. (А. Пушкин)

Владимир узнал Архипа-кузнеца. (А. Пушкин)

Приехал из Москвы к Неве-реке. (А. Пушкин) (Но: река Нева.)

4. Приложения, присоединяемые союзом как, обособляются, если имеют добавочное значение причины, например:

Как всякий литературный новатор, Некрасов был крепко связан с традициями своих великих предшественников. (К. Чуковский) (= так как он был
новатором)

Как истинный художник, Пушкин не нуждался в выборе поэтических средств для своих произве­дений, но для него все предметы были равно ис­полнены поэзии. (В. Белинский) (= не нуждается в выборе, так как был истинный художник)

Пьер, как законный сын, получил все. (Л. Толстой) (= так как Пьер был сыном Безухова)

Приложения с союзом как, имеющим значение «в качестве, в роли», не обособляются, например:

Крылов писал комедии весьма значительные, но слава его как баснописца не могла не затмить его славы как комика. (В. Белинский)

Не являются приложениями:

1) сочетания синонимов или антонимов: путь-дорога, купля-продажа;

2) сочетания слов по ассоциации: хлеб-соль;

3) сложные слова: плащ-палатка, диван-кровать.

В отличие от сочетаний с другими видами определений, в сочетаниях с приложением подчинительные отношения часто стерты, затушеваны: не всегда ясно, какое существительное является главным словом, какое приложением; оба существительных в сочетаниях с приложением часто воспринимаются как относительно равноправные, например, друзья-студенты. Эта особенность порождает тенденцию к слиянию определяемого слова и приложения в единый член предложения, а иногда даже в единое слово (часто полное наименование предмета предполагает одновременное употребление нарицательного и собственного имени, например: князь Андрей, полуостров Таймыр).

5. Приложения не обособляются в следующих случаях.

1) Если приложение стоит перед именем собственным (в этой позиции оно обособляется только тогда, когда имеет добавочное обстоятельственное значение):

В канун трудного и великого двадцатого века мне встретился милый чудак и поэт Андерсен и научил меня вере в победу солнца над мраком...
(К. Паустовский)

2) После слов товарищ, гражданин, господин и т.п., например:

Гражданин фининспектор! Простите за беспокойство. (В. Маяковский)

3) Если первое слово обозначает родовое понятие, а второе – видовое: цветок лилия, гриб боровик, птица снегирь и т.п. (исключение составляют сложные научные термины типа жук-олень, гриб-паразит, бабочка-капустница и др.).

4)Несогласованные приложения (названия газет, журналов и книг, предприятий и т.п.) заключаются в кавычки, например: журнал «Наука и жизнь», балет «Лебединое озеро», работать на заводе «Чайка».

Лист для самоподготовки к выступлению в первичной группе

Информация, сведения, которые нужно сообщить (о чем?)

Способ передачи
информации (как?)

Ожидаемые
вопросы участников группы

Краткое содержание,
выделение ключевых моментов,
самые яркие примеры

Рассказ, схема, конспект, план, таблица

Сложные моменты

IV. Первая стадия рефлексии. Прием «цветные шары мышления»

Командам предлагается выбрать цвет и соответствующее ему задание и критически осмыслить полученную информацию (таблицы лежат на партах).


Цвет

Характеристика

Задание

Белый

Нейтральный
и объективный

Изложить факты, информацию беспристрастно

Черный

Критический,
негативный

Обратить внимание на то, что плохо,
не­осуществимо, обосновать негативные аспекты

Желтый

Солнечный,
положитель­ный

Подразумевается оптимизм при изложении темы, акцентируется внимание на положительном

Зеленый

Изобретательный,
бредовый

Ориентируясь на творческое мышление,
предложите свой вариант поиска
зако­номерностей

Красный

Эмоциональный,
страстный

Передайте непосредственную реакцию читателя,
как эмоционально воспринимался текст


V. Вторая стадия рефлексии

Предлагаю переосмыслить информацию, полученную от всех членов группы, и составить один из вариантов рефлексии:

- эссе-резюме по теме,

- синквейн,

- таблицу,

- кластер,

- схему.

Полученные варианты рефлексии

Эссе-резюме

Приложение – это определение, выраженное существительным, которое дает другое название, характеризующее предмет. Например: Мороз-воевода дозором обходит владенья свои. На бугре береза-свечка в лунных перьях серебра.

Приложение может давать характеристику предмета, указывать на степень родства, нацио­нальность, звание, профессию, занятия: Белые чайки-рыболовы с криком носились над морем.

Не обособляются приложения, если нарушаются отношения: предмет + характеристика.

Важно усвоить пунктуационные навыки напи­сания приложений, чтобы при их использовании в письменной речи не допускать ошибок. Необхо­димо запомнить и речевую норму: в газете «Известия», газетой «Известия».


Синквейн

Приложение.

Существительное, существительное-словосочетание.

Найди, подумай, посмотри.

Не возраст ли, профессия, национальность?

Да? Ставь знак!


Обособление приложений

Таблица

Лексическое значение

Способы
выражения

Место относительно определяемого слова

Примеры

Качество
предмета

Нарицательное

До, после нарица­тельного

Чижа захлопнула злодейка-западня. Девушка-красавица ручку подала


Нарицательное

После собственного

Все пути ведут в Москву, столицу нашей Родины

Возраст

Нарицательное

После нарицатель­ного

Остались в селе одни ветераны-старички.

Профессия

Нарицательное

После нарицательного и собственного

На встречу пришел фронтовик-артиллерист. Это Вера, корреспондент газеты «Известия»

Кличка,
прозвище, имя

Собственное

После нарицатель­ного

Собака, по кличке Шарик, превратилась в Шарикова

Добавочное
обсто­ятельствен-ное значение
(= будучи)

Нарицательное

Перед собственным

От природы блестящий оратор,

Илья тем не менее тщательно готовился к речи

Уточняющий смысл
(= а именно)

Нарицательное

В конце предложения

Их напугала енотовидная собака небольшое лохматое
чудовище

С союзом как
и значением причинности

Нарицательное

До, после нарицательного, собственного

Как главнокомандующий, Кутузов принял решение отступать


Схема написания дефиса при приложении

Дефис

ставится

*

1) сущ. нариц. + сущ. нариц.

2) сущ. собств. + сущ. нариц.

не ставится

*

1) сущ. нариц = род + сущ. нариц. = вид

2) сущ. нариц. + сущ. собств.


VI. Третья стадия рефлексии



Задание. Составьте текст, используя в нем мак­симальное количество различных видов приложе­ния.


Групповое задание:

1-я группа составляет текст научного стиля,

2-я – официально-делового,

3-я – публицистического,

4-я – художественного,

5-я – разговорного.


Озвучивание текстов.

Самооценка.

Прогнозирование результативности работы.

Домашнее задание. Проиллюстрируйте изученный материал примерами из учебника (по 2 примера на каждое правило).


Прием ТРКМ «Шесть шляп»


При самостоятельном решении определенных проблем у ребенка закладываются основы ответственного отношения к принятию решения, собственной личности.

Обычно, когда учащиеся пытаются думать над решением практической задачи, они сталкиваются с несколькими трудностями. Во-первых, учащиеся часто вообще не склонны думать над решением, вместо этого ограничиваясь эмоциональной реакцией, которая предопределяет их дальнейшее поведение. Во-вторых, ребята испытывают неуверенность, не зная, с чего начать и что делать. В-третьих, они пытаются одновременно удерживать в уме всю информацию, относящуюся к задаче, быть логичными, следить, чтобы наши собеседники были логичными, быть креативными, быть конструктивными и так далее, и всё это обычно не вызывает ничего, кроме путаницы и смятения. Особенно сложно бывает учащимся-инофонам, т.к. они не успевают следить за информацией, структурировать ее логично, не понимая или не вполне понимая речевую и проблемную ситуацию.

Эту задачу (подход к личности каждого учащегося) помогает решить методика Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления».

Ребята делятся на группы, выбирая лидера (командира).

Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения школьников разного уровня обученности, информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга. В ходе работы поощряется совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу. Это положительно сказывается на увеличении лексического запаса инофонов.

Каждой группе дается шляпа определенного цвета.

Белая шляпа. Надевая белую шляпу, внимание учащихся ориентировано на получение информации. В этом режиме мышления учащихся интересуют только факты.

Красная шляпа. В режиме красной шляпы учащиеся высказывают свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать.

Черная шляпа. Черная шляпа позволяет дать волю критическим оценками, опасениям и осторожности. Она исключает безрассудные и непродуманные действия, указывает на возможные риски и подводные камни.

Желтая шляпа. Желтая шляпа переключает внимание учащихся на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи.

Зеленая шляпа. Находясь под зеленой шляпой, учащиеся придумывают новые идеи, модифицируют уже существующие, ищут альтернативы.

Синяя шляпа: управление процессом. Эту шляпу примеряет учитель.

Обладатель синей шляпы ставит проблему, на которую каждая группа должна посмотреть с разных точек зрения: критической, позитивной, креативной и т.д.

Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:

1) подготовка к выполнению группового задания:

а) постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);

б) инструктаж о последовательности работы;

в) раздача дидактического материала по группам (инструктивные карточки).

2) Групповая работа:

а) знакомство с материалом, планирование работы в группе;

б) распределение заданий внутри группы;

в) индивидуальное выполнение задания;

г) обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;

д) обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения);

е) подведение итогов группового задания.

3) Заключительная часть:

а) сообщение о результатах работы;

б) анализ познавательной задачи, рефлексия;

в) общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи. Дополнительная информация учителя на группу.

Последовательность ответов определяется исходя из решаемой задачи. Синяя шляпа следит за процессом.

Использование шляп.

  1. Надеть шляпу. Группа использует шляпу конкретного цвета в течение определенного времени.

  2. Сменить шляпу. Класс не делится на группы. Ставится проблема. Предлагается классу снять одну шляпу и надеть другую, т.е. переключить мышление. Такой метод позволяет призвать к переключению хода мысли, не обижая обучаемых. Мы не нападаем на высказываемые мысли, а просим
    об изменении.

Опыт показал, что такая деятельность включает взаимную работу учащихся на уроке и взаимные действия. Учащиеся должны постоянно обсуждать некоторые проблемы друг с другом, включаться в диалоги, чтобы уметь понять позиции других и в то же время научиться смотреть на себя глазами других, т.е. выработать в себе качество саморефлексивности. В процессе занятий постоянно поддерживается «ситуация успеха», и из мимолетного интереса вырастают и совершенствуются способности, о которых никто и не подозревал.

Актуальность предлагаемой методики на уроке заключается в том, что:

  • обычно умственная работа представляется скучной и абстрактной. Шесть шляп позволяет сделать ее красочным и увлекательным способом управления своим мышлением;

  • цветные шляпы – это хорошо запоминающаяся метафора, которой легко научить и которую легко применять;

  • метод шести шляп можно использовать на любом уровне сложности, от школ до советов директоров;

  • шляпы является своего рода ролевым языком, на котором легко обсуждать и переключать мышление, отвлекаясь от личных предпочтений и никого не обижая;

  • метод позволяет избежать путаницы, поскольку только один тип мышления используется всей группой в определенный промежуток времени;

  • этот метод предполагает личностный подход: проблема одна, но путей решения несколько, а каждый учащийся понимает, что есть несколько возможностей выбора; это учит учащегося в жизни гибкости, осознанию того, что любая проблема решаема.

Приложения

1.

Фрагмент урока по русскому языку с использованием метода
«Шести шляп»


На уроке русского языка в 7 классе перед учащимися ставится задача высказаться на тему «Школа». Данное задание можно выполнять индивидуально и в группах с использованием метода « Шесть шляп». Каждая группа должна проанализировать предложенный план с позиции способа мышления, характерного для цвета выбранной шляпы.

Белая шляпа – Подготовьте 1-минутный рассказ о своей школе, включив только факты, цифры, без аргументации.

Красная шляпа – Подготовьте 1-минутный рассказ о своей школе,
включив как можно больше различных прилагательных, как негативных, так и позитивных.

Черная шляпа – Подготовьте 1-минутный рассказ о своей школе, включив как можно больше негативных черт.

Желтая шляпа – солнечный, жизнеутверждающий цвет. Желтая шляпа полна оптимизма, под ней живет надежда и позитивное мышление. Образ мыслей «цвета солнца» – это настойчивый поиск положительных моментов, присущих данной ситуации, и построение позитивных умозаключений. (Подготовьте 1-минутный рассказ о своей школе, включив как можно больше позитивных черт).

Зеленая шляпа – Подготовьте 1-минутный рассказ о своей школе, включив как можно больше будущих инноваций.

Синяя шляпа – Подготовьте 1-минутный рассказ о своей школе, включив как можно больше интересных идей, представленных другими группами.


Вопросы для самоконтроля

  1. Какова главная цель технологии развития критического мышления?

  2. Назовите три обязательных стадии базовой модели технологии развития критического мышления.

  3. Назовите основные приемы технологии развития критического мышления.

Литература

  1. Герасимова, О. Я. Конспект урока по технологии критического мышления в 8 классе по теме «Приложение». URL: http://pedportal.net/starshie-klassy/russkiy-yazyk/konspekt-uroka-po-tehnologii-kriticheskogo-myshleniya-v-8-klasse-po-teme-laquo-prilozhenie-raquo-879282.

  2. Заир-Бек, С. И. Развитие критического мышления на уроке /
    С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. – М., 2011.

  3. Колеченко, А. К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей / А. К. Колеченко. – СПб., 2005.

  4. Ксензова, Г. Ю. Инновационные технологии обучения и воспитания школьников : учебное пособие / Г. Ю. Ксензова. – М. : Педагогическое общество России, 2005.

  5. Кулюткин, Ю. Н. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия / Ю. Н. Кулюткин, И. В. Муштавинская. – СПб., 2002.

  6. Муштавинская, И. В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя : методическое пособие / И. В. Муштавинская. – СПб., 2009.

  7. Технология развития критического мышления на уроках русского языка. URL: https://docs.google.com/Doc?docid=dhr26bbg_219fd9tz4wt&hl=ru.



1Герасимова О. Я. Конспект урока по технологии критического мышления в 8 классе по теме «Приложение». URL: http://pedportal.net/starshie-klassy/russkiy-yazyk/konspekt-uroka-po-tehnologii-kriticheskogo-myshleniya-v-8-klasse-po-teme-laquo-prilozhenie-raquo-879282.