Тема: «Всё начинается с учителя…»
(Образ учителя в детской литературе)
Цели и задачи:
Расширить круг чтения подростков.
Развить умение составлять обобщённый портрет литературного героя и вписывать его в контекст эпохи.
Заставить учащихся более объективно и глубоко понять профессию учителя.
Развить представления учащихся об основных мотивах выбора профессии через поиск литературным героем своего места в жизни.
Форма урока: урок-проект, заочная экскурсия.
Оформление.
На доске: тема; в центре доски прикреплён коллаж, изображающий красное сердце.
На партах у учеников маленькое (размером с ладонь) вырезанное из бумаги сердечко, расписание уроков.
Оборудование: книжный стеллаж с подборкой книг по теме.
В центре класса школьная парта, на которой лежат предметы, связанные со школой ХХ века: школьная форма, перо и чернильница, школьный дневник 50-х годов, старые тетради, фотографии…
I. СЛОВО УЧИТЕЛЯ
Тема нашего проекта необычна.
Мы будем говорить о том, о чём обыкновенно ученики говорят друг с другом или со своими родителями.
Наш проект называется «Всё начинается с учителя (светлый образ учителя в художественной литературе)». Работая в школе, я поняла, что профессия учителя – самая главная на Земле, потому что в руках учителя Будущее. В начале третьего тысячелетия эта профессия перестала быть престижной. Но всё равно я считаю, что миссия учителя – самая благородная, ответственная, увлекательная, радостная и мучительная.
Светлой памяти учителей я посвящаю этот урок.
II. СЛОВО ВЕДУЩИХ
1-й
Вам памятник, учителя,
Я высек бы
Из красного гранита,
Установил бы на просторе
Большое человеческое сердце…
2-й
И думается, что это был бы самый удачный в мире памятник – человеческое сердце, открытое навстречу людям.
1-й
Учитель… Школа… Начало начал. Здесь истоки характеров, идеалов, убеждений. Врачи и строители, лётчики и инженеры – всё начинается здесь.
2-й
Учитель… Когда произносишь это слово, всегда охватывает какое-то волнение. И перед глазами встают конкретные учителя, с которыми нас свела жизнь.
1-й
Учитель не просто даёт знания по тому или иному предмету, но и оставляет след в душе каждого человека: ведь именно он помогает сформироваться этой душе.
III.
Девочки исполняют «Журавлиную песню».
IV. УЧИТЕЛЬ:
В ХХ веке, когда в школах учились ваши бабушки и дедушки, мамы и папы, профессия учителя долгое время была самой почётной и престижной. Наша литература это поняла и откликнулась множеством художественных произведений, где самые проникновенные страницы посвящены образу учителя.
Посмотрите на наше «Расписание уроков». Обратите внимание на выставку «Школьная повесть 19..0-19..0-х годов».
На официальном сайте юношеской библиотеки г. Санкт-Петербурга помещён список, состоящий из сотни произведений. В нашей школьной библиотеке мы нашли следующие книги, которые я рекомендую вам почитать.
Симон Соловейчик. «Мокрые под дождём». Редкая книга, издавалась 1 раз. Подарена гор. библ.
Эдуард Пашнев. «Белая ворона». Повесть 80-х годов; в ней говорится о том, как нелегко учителям учиться находить общий язык с современными детьми.
Людмила Разумовская. Пьеса «Дорогая Елена Сергеевна». Поднимает темы чести, долга, совести, актуальные во все времена.
Юрий Вяземский. «Шут». Книга 80-х годов; о негласном поединке мудрого учителя и одарённого ученика.
Новинка. Книга современного французского педагога и писателя Даниэля Пеннака «Как роман». Автор делится методами, как привить современным детям любовь к чтению.
Книг о школе написано очень много, но я думаю, что лучшая – ещё впереди!
V.
Мы с вами очень много прочитали книг. Сегодня перед нами пройдёт целая галерея образов, портретов. У каждого героя своя судьба, свой характер.
Перед вами лежит маленькое сердечко. В процессе урока вы должны будете ответить (письменно) на вопрос:
Что оставило след в вашей душе? За что вы отдаёте своё сердце этому литературному герою? Какие качества вы считаете главными, необходимыми? —
и приколоть это сердечко к большому панно.
Думаю, вы согласитесь, что всё начинается с первого учителя. Как здорово, если в начале жизненного пути малыша за руку поведёт добрый и требовательный, умный и внимательный, заботливый и неравнодушный человек.
Посмотрите на наше расписание.
Второй пункт нашей экскурсии в мир школы – путешествие в детство, в о времена начальных классов.
_____ написала сочинение о своей первой учительнице и сейчас поделится своими воспоминаниями.
УЧЕНИЦА
читает своё сочинение.
Среди книг, которые вы прочитали, есть книги о первом учителе. Ученицы 10б (гуманитарного) класса, которые серьёзно изучают историю нашей страны, прочитали книги, со страниц которых предстаёт послереволюционная Россия, с её проблемами и надеждами. В отдалённых уголках страны многим людям только тогда дана была возможность получить образование. А учителям приходилось не только ликвидировать безграмотность, но и стать духовными наставниками, «учителями жизни».
ВЫСТУПЛЕНИЕ _______________
Андрей Платонов написал рассказ «Песчаная учительница» в 1926 году. Прототипом главноё героини Марии Никифоровны Нарышкиной была Мария Александровна Кашинцева, жена писателя.
Двадцатилетняя учительница попала по распределению в дальнее село, которое находилось на границе с пустыней, «среди безлюдных песков». Бедность, смиренное отчаяние увидела она. «Школа часто пустовала, так как детям не во что было одеться, хлеб подходил к концу, дети худели и умирали, учить больных и голодных детей было нельзя». Мария Никифоровна решила главным предметом сделать борьбу с песками. За 3 года жизнь в деревне преобразилась, зазеленели посадки кустарников и деревьев, а школа наполнилась детьми и взрослыми.
Молодую учительницу заметили – и дали новое задание.
Мария Никифоровна встала перед вопросом всей жизни – личное счастье или счастье «пустынного народа» – и она согласилась на второе. Рассказ заканчивается словами завкроно: «Вы могли бы заведовать целым народом, а не школой»…
ВЫСТУПЛЕНИЕ _____________
Повесть Ч.Айтматова «Первый учитель».
Написана в 1061 году. В ней рассказывается, как энтузиаст-бедняк Дюйшен создаёт первую сельскую школу. Он преодолевает одно из самых убийственных общественных явлений – косность людей, которые считали, что простому народу грамотность не нужна. Он был первым учителем не потому, что учил читать и писать, а потому, что первый заставил людей уважительно относиться к себе.
УЧИТЕЛЬ:
Посмотрите на расписание. Третьим уроком сегодня будет история, один из самых сложных предметов.
Замечательные образы учителей истории оставили нам писатели Агния Кузнецова в повести «Земной поклон» и Эдуард Пашнев в повести «Белая ворона».
ВЫСТУПЛЕНИЕ _____________
Главный герой повести А.Кузнецовой – совсем молодой человек Николай Михайлович Грозный. Ученики дали ему прозвище «Иоанн Грозный». Но по характеру он не был грозным. Он не кричал на учеников, всегда заступался за них, умел хранить их тайны. Он был и воспитателем, и другом. Вместе с учениками он обустроил старую баню и сделал «Избу раздумий».По вечерам учитель и его питомцы собирались там и вели дискуссии о времени, об истории…
Николай Михайлович Грозный не только преподаёт историю, он восстанавливает историческую справедливость. Он возвращает на страницы истории города имя директора приюта Саратовкина, пишет о нём книгу. Николай Михайлович воспитывает учеников своим примером, он умеет зажечь в них искорку познания. Он уверен, что знание истории страны невозможно без знания истории малой родины.
ВЫСТУПЛЕНИЕ _____________
В повести Э.Пашнева «Белая ворона» рассказывается о том, что учителям, которые долго проработали в школе, стало трудно находить общий язык с современными детьми; ученики могут позволить себе уйти с урока всем классом. А вот у Андрея Николаевича, учителя истории, ученикам интересно. Он записывал на магнитофон ответы учеников, а затем давал им прослушать. Отметку ставил лишь тогда, когда ученик поправлял свой ответ. Он задавал им вопросы: «О чём ты забыл здесь сказать? А как можно выразить твою мысль другими словами?» Он заставлял их не учить историю, а исторически мыслить.
Но Андрей Николаевич постоянно думал: «Как бы за всеми этими магнитофонами, ЭВМ не потерять человека».
УЧИТЕЛЬ:
В любом школьном расписании есть перемена. Есть она и у нас.
Учащиеся 10б класса сняли ролик «Во время перемен». Давайте посмотрим его.
Описание ролика.
Ученики-журналисты подходят к учителям, работающим в классе, с вопросами:
Почему вы стали учителем?
Чем отличаются современные ученики от своих предшественников?
Согласны ли вы с тем, что учитель должен учить ребёнка не только предмету, но и нравственности?
Какой вы представляете школу будущего?
УЧИТЕЛЬ:
Не обошли писатели вниманием и учителей математики. Сейчас мы заглянем в кабинет математики и посмотрим, что там происходит.
Фазиль Искандер. «Последний подвиг Геракла» (рассказ читает ____________).
Главный герой – Харлампий Диогенович. Он приучает ребят относиться к ошибкам, промахам с чувством юмора. Он не даёт никому привилегий, у него нет любимчиков. Может быть, в годы учёбы он не вызывал у учеников симпатий, но прошло время, и рассказчик понял… (читается отрывок из произведения).
Людмила Разумовская. «Дорогая Елена Сергеевна».
УЧЕНИКИ _____________
Предыдущие герои – мужчины. Им в какой-то мере легче. Наша героиня – одинокая, хрупкая, несчастная женщина.
Во время выпускных экзаменов ребята-выпускники предложили ей пойти на сделку – заменить неправильные контрольные на исправленный вариант. Выпускники подкупали её, унижали, но она оказалась нравственно сильнее своих учеников. Последний урок, который она им дала, стал уроком чести, совести, духовности.
ИНСЦЕНИРОВКА фрагмента кульминации пьесы.
УЧИТЕЛЬ:
Следующий урок в нашем расписании – иностранный язык.
В рассказе Валентина Григорьевича Распутина «Уроки французского» и повести Майи Фроловой «Современная девочка» рассказано о нелёгкой стезе учителей французского и немецкого языка. В 1950-60-е годы иностранный язык не был приоритетным для учеников. А немецкий язык после войны тем более не почитался у школьников.
УЧЕНИЦА__________________
Майя Фролова. «Современная девочка».
Действие повести происходит в послевоенные годы. Главная героиня – учительница немецкого языка Регина Чеславовна. В войну она была узницей концентрационного лагеря, потеряла сына, семью. Несмотря на это, она не ожесточилась на жизнь, согласилась работать классным руководителем в самом сложном классе, где учились «взрослые дети». Она не обижалась на детские шутки, издевательства и капля за каплей лепила из неуправляемого стихийного «роя» настоящий коллектив.
_____________ Валентин Распутин. «Уроки французского».
Главный герой повести с благодарностью вспоминает Лидию Михайловну, которая приняла материнское участие в его судьбе. Она отступила от общепринятых мерок (игра на деньги), тем самым потеряла работу, но своим участием, теплотой она отогрела душу мальчика.
УЧИТЕЛЬ:
Последним уроком в нашем расписании стоит классный час, ведь школа невозможна без классных наставников. Замечательный образ «наставника жизни» дан в нашумевшей в 80-х годах повести Анатолия Алексина «Безумная Евдокия».
Беседу-интервью ведут _____________
Вопросы:
Почему героиню называли «безумная Евдокия»?
Как относились к классной руководительнице родители?
Как воспитывала учеников Евдокия Васильевна?
В чём она права, а в чём нет?
«Тот, кто любой ценой хочет быть первым, обречён на одиночество».
Только в конце повести читатель понимает, что смотрит на «безумную Евдокию» глазами Оли и её отца. Она не стремилась выстраивать в один ряд учеников – она лишь Олю хотела повернуть к людям, от которых та в упоении своими успехами оторвалась.
УЧИТЕЛЬ:
Ребята, сегодня в вашем расписании не оказалось урока литературы.
У Вениамина Каверина есть замечательная повесть «Загадка». Старый педагог Николай Егорович говорит: «…предметов много, и никому даже невдомёк, что в этой программе нет очень важного предмета, который я назвал бы «совесть». Впрочем, есть такой предмет. Это наша литература.
Я знаю, что вы, помимо упомянутых здесь названий, прочитали ещё очень много умных, поучительных книг
«ОТКРЫТЫЙ МИКРОФОН»
УЧИТЕЛЬ:
Какие произведения прочитаны вами?
Какие проблемы поставлены в них?
Чему можно поучиться у литературных героев?
(Учащиеся представляют прочитанные ими книги. Среди них
Ю.Поляков. «Работа над ошибками»;
В.Тендряков. «60 свечей»;
В.Тендряков. «Ночь после выпуска»;
А.Лиханов. «Благие намерения».
Другие учащиеся могут задавать вопросы выступающим.)
УЧИТЕЛЬ подходит к панно:
Как много сердец появилось на нашем панно! Давайте посмотрим, каков же он, собирательный образ учителя.
(Учитель читает надписи на сердечках.)
Все эти качества входят в понятие учительского таланта, а формула жизни и труда заключается в словах: «Хочешь владеть душами и сердцами ребят – отдай им свою душу и сердце».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1-й
Всё начинается с учителя. Вот поэтому я считаю, что рядом с именем героя, совершившего подвиг учёного, сделавшего замечательное открытие, конструктора, создавшего новую машину, по праву всегда должно стоять имя их учителя, который помог им найти своё призвание, научил любить труд, сформировал мужественных и честных людей.
2-й
Именно учитель приобщает детей к труду, учит учиться. И учительская профессия – одна из самых ответственных и благородных.
Человек своим трудом может преобразовать природу. Но труд учителя тем ценен и велик, что он формирует природу самого человека.
Литература же помогает нам глубже понять и осознать это.