СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Все вокруг геометрия

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок разработан как обобщающий по теме "Окружность"

Просмотр содержимого документа
«Все вокруг геометрия»

Урок по теме «Всё вокруг геометрия»

  1. Орг. момент

  2. Вступительное слово учителя

«Я думаю, что никогда, до настоящего времени,

мы не жили в такой геометрический период.

Всё вокруг – геометрия».

Эти слова великого французского архитектора Ле Корбюзье очень тонко характеризуют и наше время. Мир, в котором мы живём, наполнен геометрией домов и улиц, гор и полей, творениями природы и человека. Лучше ориентироваться в нём, открывать новое, понимать красоту и мудрость окружающего мира поможет вам эта наука. 

Представим себе, что сегодня наш класс – научно-исследовательский институт. Вы, ученики, - сотрудники этого института. А именно, сотрудники различных лабораторий по проблемам математики. Вас всех пригласили принять участие в заседании учёного совета этого НИИ. В процессе работы в НИИ вы должны: обобщить свои знания и умения, показать уровень усвоения знаний, разобраться в непонятных ранее моментах, оценить свои знания. 

А девизом нашего заседания является слова древнегреческого математика Фалеса:

- что есть больше всего на свете? – Пространство

- что быстрее всего? – Ум

- что мудрее всего? – Время

- что приятнее всего? – Достичь желаемого

Хочется, чтобы каждый из вас на сегодняшнем уроке достиг желаемого результата.

У каждого из вас на столе оценочный лист, где вы будете фиксировать свои достижения, и в конце урока оцените свою работу.

Пропуск в лаборатории

Лаборатория теоретиков

Лаборатория построений

Лаборатория вычислений

Активность на уроке

Всего баллов

Оценка










  1. Актуализация опорных знаний.

Прежде, чем войти в лаборатории НИИ, вам необходимо пройти испытание, которое будет пропуском в эти лаборатории.

Из каких геометрических фигур состоит рисунок?

С какими из них мы познакомились на последних уроках математики?

Правильно окружность и круг. Что называется окружностью, кругом?

Распределите слова на две группы «Окружность» и «Круг». Объясните свои действия. (На доске с помощью магнитов прикреплены слова, ученики выходят по одному к доске и распределяют слова по группам, объясняя свой ответ)

Слова: плоская тарелка, блин, пяльцы для вышивания, резинка для волос, компакт-диск, покрышка для колёс, обруч, пластинка, кольцо.

Молодцы, вы отлично поработали. Пропуск получен и отправляемся в лабораторию теоретиков.

Незабываем выполнить самооценку и результат занести в оценочный лист. Максимальная оценка 5 баллов.

Лаборатория теоретиков

С

О – это …(центр окружности)

ОА – это …(радиус окружности)Что называем радиусом?

В

О

ВС – это …(хорда) Что называется хордой?

А

Диаметр окружности – это …..(хорда проходящая через центр окружности)

Во сколько раз диаметр длиннее радиуса?

Сейчас вам предстоит соотнести начало и конец фразы. Работаем в парах.

Окружность - замкнутая линия, без …,все точки которой находятся на

Самопересечений одинаковом расстоянии от центра.


Круг- это часть плоскости …, ограниченная окружностью.

Радиус – это отрезок . . . две точки окружности

Диаметр- это отрезок, соединяющий … две точки окружности и проходящей через центр

Хорда- это отрезок, соединяющий … проходящая через центр

Диаметр – это хорда, … соединяющий центр окружности

с любой точкой на окружности .

Обменялись листами и выполнили проверку: правильно 6 - 5 баллов

Правильно 5 - 4 балла

Правильно 4 - 3 балла

Правильно 3 и меньше - 2 балла

Заносим результаты в оценочный лист.

Физминутка

  1. Закрепление знаний и умений

Лаборатория построений

Вам необходимо выполнить построение окружностей. Каким инструментом вы будете пользоваться? (Циркулем)

Танцевальное движенье
Совершеннейшей ноги
И круги, круги, круги
Вызывают восхищенье.
Балерина создавала
Точный круг в один момент,
Подивился ей немало 
Достославный геометр.
О прекрасной балерине
Вспоминал частенько он
Не по этой ли причине
Циркуль был изобретён.
Из истории возникновения циркуля

Сейчас уже нельзя сказать, кто именно изобрел этот инструмент - история не сохранила для нас его имя, но легенды Древней Греции приписывают авторство Талосу, племяннику знаменитого Дедала, первого «воздухоплавателя» древности. История циркуля насчитывает уже несколько тысяч лет - судя по сохранившимся начерченным кругам, инструмент был знаком еще вавилонянам и ассирийцам (II - I века до нашей эры). На территории Франции, в галльском кургане был найден железный циркуль (I век нашей эры), во время раскопок в Помпеях было найдено много древнеримских бронзовых циркулей.

  1. Начертить окружность.

  • Отметить центр

  • Провести радиус окружности

  • Измерить и записать

  • Провести диаметр, не измеряя, определить чему он равен

  1. Построить окружность с центром в точке Р, проходящую через точку Т. Провести радиус, чему он равен?

  1. Построить окружность с центром в точке А и радиусом, равным расстоянию между точками М и N.

  1. Построить окружность с диаметром 6 см. чему равен радиус?

Провести самооценку, максимум 5 баллов. Результаты заносятся в оценочный лист.

Лаборатория вычислений

Сейчас вы будете работать в группах. Распределите позиции и пристегните бейджики:

  • Организатор (организует работу в группе и следит за выполнением заданий и позиций в группе).

  • Теоретик (человек, который знает теоретический материал)

  • Докладчик (человек, докладывающий у доски результат работы группы).

  • Хранитель времени (человек, который следит за временем, отведенным на работу в группе).

    Приступайте к работе. Девиз работы: «Научился сам - научи другого».

  1. Заполните таблицу

Радиус окружности

4 см

6, 2 м

3,5 дм

1,8 см



Расстояние от центра окружности до прямой

7 см

5,12 м

3,5 дм


9,3 см

8,25 м

Вывод о взаимном расположении окружности и прямой




Прямая пересекает окружность

Прямая касается окружности

Прямая

не пересекает окружности




  1. Соотнести рисунок и высказывания, заполнить таблицу

А ) Расстояние между центрами окружностей равно сумме их радиусов

Б ) Расстояние между центрами окружностей меньше суммы их радиусов.

В ) Расстояние между центрами больше суммы двух радиусов.

Г ) Расстояние между центрами равно разности двух радиусов.

Д ) Расстояние между центрами окружностей равно нулю.

Е ) Расстояние между центрами двух окружностей меньше разности радиусов.


А

Б

В

Г

Д

Е







  1. Задача № 292 из учебника

Сверка с верным решением, записанным на скрытой доске. Максимум 5 баллов. Результаты заносим в оценочный лист.

  1. Творческое задание

Лаборатория творчества

Приглашаю вас посетить лабораторию творчества

Окружность и круг всегда привлекали к себе внимание художников и архитекторов. С использованием окружностей можно получить очень красивые узоры. И сейчас Рубан Алина представит нам проект на тему «Круглое вокруг нас».

VI Домашнее задание 

У: стр. 102 тест

VII Рефлексия

Оцените свою работу: 
Я молодец, справился сам – зелёный кружок;
Мне было трудно, но я справился сам – желтый кружок;
Мне нужна помощь – красный кружок.




Я молодец, справился сам Мне было трудно, но я справился сам



Мне нужна помощь

VIII. Итог урока

Наше заседание НИИ по теме «Всё вокруг геометрия» подходит к завершению и пора подвести итоги. За активность на уроке вы получите 5 баллов, который занесете в оценочный лист. Сумму всех заработанных баллов разделите на 5 и вы получите свою оценку за урок.

Сегодня мы ещё раз убедились в совершенстве окружности и круга.

Кругла планета наша, яблоко кругло 
И сердце кругло, круглота не зла,
Округлыми глазами смотрит кукла…
Я круг люблю, он выдуман хитро:
В нем нет конца,
Сыщи-ка в нем огрехи…
Недаром кругу поклонялись греки.

Урок окончен. Досвидания!