Урок по теме «Всё вокруг геометрия»
Орг. момент
Вступительное слово учителя
«Я думаю, что никогда, до настоящего времени,
мы не жили в такой геометрический период.
Всё вокруг – геометрия».
Эти слова великого французского архитектора Ле Корбюзье очень тонко характеризуют и наше время. Мир, в котором мы живём, наполнен геометрией домов и улиц, гор и полей, творениями природы и человека. Лучше ориентироваться в нём, открывать новое, понимать красоту и мудрость окружающего мира поможет вам эта наука.
Представим себе, что сегодня наш класс – научно-исследовательский институт. Вы, ученики, - сотрудники этого института. А именно, сотрудники различных лабораторий по проблемам математики. Вас всех пригласили принять участие в заседании учёного совета этого НИИ. В процессе работы в НИИ вы должны: обобщить свои знания и умения, показать уровень усвоения знаний, разобраться в непонятных ранее моментах, оценить свои знания.
А девизом нашего заседания является слова древнегреческого математика Фалеса:
- что есть больше всего на свете? – Пространство
- что быстрее всего? – Ум
- что мудрее всего? – Время
- что приятнее всего? – Достичь желаемого
Хочется, чтобы каждый из вас на сегодняшнем уроке достиг желаемого результата.
У каждого из вас на столе оценочный лист, где вы будете фиксировать свои достижения, и в конце урока оцените свою работу.
Пропуск в лаборатории | Лаборатория теоретиков | Лаборатория построений | Лаборатория вычислений | Активность на уроке | Всего баллов | Оценка |
| | | | | | |
Актуализация опорных знаний.
Прежде, чем войти в лаборатории НИИ, вам необходимо пройти испытание, которое будет пропуском в эти лаборатории.
Из каких геометрических фигур состоит рисунок?

С какими из них мы познакомились на последних уроках математики?
Правильно окружность и круг. Что называется окружностью, кругом?
Распределите слова на две группы «Окружность» и «Круг». Объясните свои действия. (На доске с помощью магнитов прикреплены слова, ученики выходят по одному к доске и распределяют слова по группам, объясняя свой ответ)
Слова: плоская тарелка, блин, пяльцы для вышивания, резинка для волос, компакт-диск, покрышка для колёс, обруч, пластинка, кольцо.
Молодцы, вы отлично поработали. Пропуск получен и отправляемся в лабораторию теоретиков.
Незабываем выполнить самооценку и результат занести в оценочный лист. Максимальная оценка 5 баллов.
Лаборатория теоретиков
С
О – это …(центр окружности)
ОА – это …(радиус окружности)Что называем радиусом?
В
О
ВС – это …(хорда) Что называется хордой?
А
Диаметр окружности – это …..(хорда проходящая через центр окружности)
Во сколько раз диаметр длиннее радиуса?
Сейчас вам предстоит соотнести начало и конец фразы. Работаем в парах.
Окружность - замкнутая линия, без …,все точки которой находятся на
Самопересечений одинаковом расстоянии от центра.
Круг- это часть плоскости …, ограниченная окружностью.
Радиус – это отрезок . . . две точки окружности
Диаметр- это отрезок, соединяющий … две точки окружности и проходящей через центр
Хорда- это отрезок, соединяющий … проходящая через центр
Диаметр – это хорда, … соединяющий центр окружности
с любой точкой на окружности .
Обменялись листами и выполнили проверку: правильно 6 - 5 баллов
Правильно 5 - 4 балла
Правильно 4 - 3 балла
Правильно 3 и меньше - 2 балла
Заносим результаты в оценочный лист.
Физминутка
Закрепление знаний и умений
Лаборатория построений
Вам необходимо выполнить построение окружностей. Каким инструментом вы будете пользоваться? (Циркулем)
Танцевальное движенье
Совершеннейшей ноги
И круги, круги, круги
Вызывают восхищенье.
Балерина создавала
Точный круг в один момент,
Подивился ей немало
Достославный геометр.
О прекрасной балерине
Вспоминал частенько он
Не по этой ли причине
Циркуль был изобретён.
Из истории возникновения циркуля
Сейчас уже нельзя сказать, кто именно изобрел этот инструмент - история не сохранила для нас его имя, но легенды Древней Греции приписывают авторство Талосу, племяннику знаменитого Дедала, первого «воздухоплавателя» древности. История циркуля насчитывает уже несколько тысяч лет - судя по сохранившимся начерченным кругам, инструмент был знаком еще вавилонянам и ассирийцам (II - I века до нашей эры). На территории Франции, в галльском кургане был найден железный циркуль (I век нашей эры), во время раскопок в Помпеях было найдено много древнеримских бронзовых циркулей.
Начертить окружность.
Отметить центр
Провести радиус окружности
Измерить и записать
Провести диаметр, не измеряя, определить чему он равен
Построить окружность с центром в точке Р, проходящую через точку Т. Провести радиус, чему он равен?

Построить окружность с центром в точке А и радиусом, равным расстоянию между точками М и N.

Построить окружность с диаметром 6 см. чему равен радиус?
Провести самооценку, максимум 5 баллов. Результаты заносятся в оценочный лист.
Лаборатория вычислений
Сейчас вы будете работать в группах. Распределите позиции и пристегните бейджики:
Организатор (организует работу в группе и следит за выполнением заданий и позиций в группе).
Теоретик (человек, который знает теоретический материал)
Докладчик (человек, докладывающий у доски результат работы группы).
Хранитель времени (человек, который следит за временем, отведенным на работу в группе).
Приступайте к работе. Девиз работы: «Научился сам - научи другого».
Заполните таблицу
Радиус окружности | 4 см | 6, 2 м | 3,5 дм | 1,8 см | | |
Расстояние от центра окружности до прямой | 7 см | 5,12 м | 3,5 дм | | 9,3 см | 8,25 м |
Вывод о взаимном расположении окружности и прямой | | | | Прямая пересекает окружность | Прямая касается окружности | Прямая не пересекает окружности |
Соотнести рисунок и высказывания, заполнить таблицу

А ) Расстояние между центрами окружностей равно сумме их радиусов
Б ) Расстояние между центрами окружностей меньше суммы их радиусов.
В ) Расстояние между центрами больше суммы двух радиусов.
Г ) Расстояние между центрами равно разности двух радиусов.
Д ) Расстояние между центрами окружностей равно нулю.
Е ) Расстояние между центрами двух окружностей меньше разности радиусов.
Задача № 292 из учебника
Сверка с верным решением, записанным на скрытой доске. Максимум 5 баллов. Результаты заносим в оценочный лист.
Творческое задание
Лаборатория творчества
Приглашаю вас посетить лабораторию творчества
Окружность и круг всегда привлекали к себе внимание художников и архитекторов. С использованием окружностей можно получить очень красивые узоры. И сейчас Рубан Алина представит нам проект на тему «Круглое вокруг нас».
VI Домашнее задание
У: стр. 102 тест
VII Рефлексия
Оцените свою работу:
Я молодец, справился сам – зелёный кружок;
Мне было трудно, но я справился сам – желтый кружок;
Мне нужна помощь – красный кружок.


Я молодец, справился сам Мне было трудно, но я справился сам

Мне нужна помощь
VIII. Итог урока
Наше заседание НИИ по теме «Всё вокруг геометрия» подходит к завершению и пора подвести итоги. За активность на уроке вы получите 5 баллов, который занесете в оценочный лист. Сумму всех заработанных баллов разделите на 5 и вы получите свою оценку за урок.
Сегодня мы ещё раз убедились в совершенстве окружности и круга.
Кругла планета наша, яблоко кругло
И сердце кругло, круглота не зла,
Округлыми глазами смотрит кукла…
Я круг люблю, он выдуман хитро:
В нем нет конца,
Сыщи-ка в нем огрехи…
Недаром кругу поклонялись греки.
Урок окончен. Досвидания!