- 10 декабря 1948 г . - «Всеобщая декларация прав человека»
- 12 декабря 1993 г . - Конституция Российской Федерации
- право на жизнь
- достоинство личности
- свободу и личную неприкосновенность
- свободу передвижения
- тайну переписки
- выбор места жительства
- тайну личной и семейной жизни
- на справедливое и открытое правосудие
Политические:
- Свободу мысли и совести
- Мирные собрания, шествия, демонстрации
- Участие в управлении делами государства
Социально – экономические:
- Неприкосновенность частной собственности
- Право на предпринимательство
- Труд в нормальных условиях
- Социальную защиту
- Право на отдых
- Достойную оплату труда
- Право на жильё
- Охрану здоровья
- На благоприятную окружающую среду
Культурные:
- право на образование
- свободное участие в культурной жизни общества
- право на использование мировых достижений науки и культуры
- право на свободу творчества
Конвенция – это международный договор, соглашение по определенному вопросу с взаимными обязательствами .
Конвенция о правах ребенка
Главный документ, защищающий права детей.
Конвенция была принята
20 ноября 1989 года Организацией Объединенных Наций (ООН).
На территории нашей страны Конвенция вступила в силу
2 сентября 1990 года.
В этом документе 54 статьи, и они касаются не только прав и свобод детей, но и обязательств государств по защите детских прав.
- Право на жизнь
- Право на имя при рождении
- Право на защиту жизни, чести и достоинства
- Право свободно выражать свое мнение
- Право на медицинскую помощь, охрану здоровья
- Право на образование
- Право на отдых и досуг
- Право иметь имущество
- Право на свободное перемещение
- Право на заботу и воспитание родителями
- Право на защиту от всех форм эксплуатации, насилия
ПОДВЕДЕМ ИТОГИ
Итоговый тест:
1. Какова цель ООН?
А) проведение олимпийских игр
Б) защита прав человека
В) охрана окружающей среды
Итоговый тест:
2. Что является высшей ценностью в России по Конституции РФ?
А) промышленный и военный потенциал
Б) государство
В) человек, его права и свобода
Итоговый тест:
3. В каком документе изложены права ребенка?
А) в Конституции РФ
Б) в декларации прав человека
В) в Конвенции о правах ребенка
Итоговый тест:
4. Кем была принята Конвенция о правах ребенка?
А) президентом страны
Б) ООН
В) директором школы
Какие права нарушены?
- Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах её сестёр.
Право на свободный труд, отдых и досуг, свободно участвовать в культурной жизни.
Какие права нарушены?
- Опекун всемирно известного Гарри Поттера перехватывает и читает письма, адресованные мальчику.
Тайна переписки, неприкосновенность частной жизни.
Какие права нарушены?
- Ткачиха с поварихой, со сватьей бабой Бабарихой оговорили царицу
Посягательство на честь и репутацию.
Нет прав без
обязанностей,
нет обязанностей без прав!
Ситуация №1.
Мама:
– Сколько раз тебе говорить – после 11 часов вечера ты должен отправить своих гостей по домам! Ваша ужасная музыка действует всем на нервы!!!
Сын:
– Но, мама!!! Ты же всё равно не спишь. Кроме того, имею я право на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний?
О чём нужно знать маме, чтобы грамотно ответить на вопрос, поставленный её непослушным сыном
В данном случае поведение сына ущемляет права и свободы других лиц, проживающих в этой квартире, и является нарушением порядка
Ситуация №2.
Студент:
– Марья Ивановна! Я к Вам больше на историю ходить не буду. Зачем она мне, если я шофером буду? Да и сами Вы историю не знаете, путаетесь часто, уроки у Вас неинтересные. Пусть нам другого преподавателя найдут, поумнее...
Преподаватель:
- Как ты смеешь, Иванов, так со мною разговаривать?
Студент:
– Смею, Марья Ивановна! У меня есть право свободно формулировать взгляды по всем вопросам, меня касающимся . А Ваше преподавание меня касается, потому что я от него вчера пострадал – меня за вашу двойку знаете как наказали... Не разрешили в кино сходить. Так что слушайте – преподаватель вы плохой, неумелый...
Закон в этой ситуации на стороне Марьи Ивановны. А чего нельзя допускать, заявляя о своих правах?
– Что бы пострадала репутация других людей.
Ситуация №3.
Преподаватель:
- Оля, ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, доску и полей цветы.
Оля:
- Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенцией ребенка запрещено насилие над детьми!
Кроме прав у Оли есть и обязанности - дежурного (как и всех детей группы). Кроме того, есть обязанность уважать права других людей на чистоту в кабинете. Ее права действуют, если не нарушают права других!)
Ситуация №4.
Преподаватель:
- Миша, убери пожалуйста за собой посуду.
Миша:
- Почему я должен убирать? Пусть работники столовой убирают.
Обучающиеся обязаны уважительно относится к работникам столовой.
Студенты обязан после приема пищи убрать со стола посуду.