СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Всероссийский конкурс «Словарный урок»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Словарь – это не просто книга, он собой завершает и одновременно предвосхищает множество книг.

Словари заслуживают своего праздника, и в России нет для этого более подходящей даты чем день рождения великого российского лексикографа В. И. Даля. Ежегодно проводится всероссийский конкурс "День словаря".

Просмотр содержимого документа
«Всероссийский конкурс «Словарный урок»»

20


Учебный предмет: русский язык

Класс: 2

УМК: «Школа России»

Тема урока: «Корень слова. Однокоренные слова».

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

-сформировать потребность эффективного использования печатных и интерактивных словарей для обогащения словарного запаса;

-способствовать развитию умений учащихся подбирать однокоренные слова;

-совершенствовать навыки работы с известными словарями;

–воспитывать культуру работы со словарями разных типов;

Планируемые результаты:

Личностные:

Обучающийся получит возможность для формирования

- положительного отношения к языковой деятельности;

- развития навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке;


Метапредметные результаты:

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД

  • высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи;

  • в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД

  • пользоваться словарями и справочным материалом учебника;

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД

  • Слушать собеседника и понимать речь других;

  • работать в парах, группах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру;

Предметные результаты

-пользоваться словарями учебника для решения языковых и речевых задач;

-соблюдать нормы произношения, употребления и написания слов, имеющихся в словарях учебника;





№ п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД:

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные


1.

Организацион

ный этап

Организует молитву учащихся в начале урока.


произносят слова молитвы перед учением.




Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.


Организует опрос учащихся с целью проверки знания алфавита.

-На прошлом уроке мы с вами вспоминали алфавит. Я прошу вас по порядку назвать все буквы русского алфавита. Если буква названа верно-

кивну, и вы можете сесть. Если не верно, придется снова вспоминать правильное название букв и их порядок в алфавите.



по цепочке называют буквы алфавита.

  • Коммуникативные: слушать собеседника и понимать речь других;



  • Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу;




Мотивация учебной деятельности учащихся.

1. Организует минутку чистописания.

Предлагает записать полстроки безотрывное соединение буквы с; продолжить до конца строки соединением буквы «с» с буквами, обозначающими гласные звуки.



2. Организует работу с пословицей


«Добрые сл.ва душу радуют, злые

сл.ва-душу уродуют».


-Прочитайте предложение. Что записано на доске? Почему люди так говорят?

Спишите.

Объясните выбор безударной гласной.

3. Подводит учащихся к постановке цели урока.

-Как эта пословица может быть связана со знанием алфавита и темой урока?


-Конечно, предметом изучения на нашем уроке будет «Слово» и его родственные, однокоренные слова.

4. Мотивирует к выполнению учебной деятельности. Выводит на тему урока

На доске выставляется карточка со словом «СЛОВО»

-Составьте устно СИНКВЕЙНА к данному слову.

Организует работу по повторению способов выделения корня в однокоренных словах.

- Составьте и запишите в тетрадь слова по словообразовательным моделям:

-Что мы должны вспомнить при записи однокоренных слов?

-Поставьте ударение;

-Выделите корень;

-Докажите, что записанные слова являются однокоренными;

-В каких слова возникла проблема безударной гласной в корне?

-Какое слово будет являться проверочным?

-Найдите среди данных слов словообразовательную пару;










- Как вы понимаете слово «СЛОВАРИК»?




-Можно ли из данных слов составить словообразовательную цепочку?

Запишите её.

В словах выделите корень.





записывают в рабочую тетрадь безотрывное соединение

сссссссссссасосусысэси





определяют смысловое значение пословицы, соотносят её с жизненной ситуацией;

записывают пословицу в тетрадь;

определяют орфограмму в словах с пропущенной буквой;




высказывают предположение








Устно составляют СИНКВЕЙН по теме «СЛОВО»











Записывают корень, рядом в столбик однокоренные слова, заменяя знак пропущенного корня –V корнем –СЛОВ; выделяют корень в однокоренных словах. Вспоминают и озвучивают правило единообразного написания корня.

Составляют устно словообразовательные пары:

-слово «СЛОВАРЬ» образовалось от слова «СЛОВО» при помощи частички –АРЬ, значит они составляют словообразовательную пару.

-слово «СЛОВАРИК» образовалось от слова «СЛОВАРЬ» при помощи частички –ИК

Озвучивают правило нахождения корня в однокоренных словах.


Предполагают, что СЛОВАРИК-это маленький СЛОВАРЬ.


Записывают словообразовательную цепочку

СЛОВО-СЛОВАРЬ-СЛОВАРИК

Выделяют корень слова в однокоренных словах;











Познавательные: осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных

Коммуникативные:

оформлять свои мысли в устной форме; слушать собеседника.

Регулятивные:

-принимать и сохранять учебную задачу.


























Познавательные:

пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в учебнике и учебных пособиях для решения учебных и практических задач;

осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя);


  • Коммуникативные: принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);


  • Регулятивные: проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;


















Регулятивные:


-принимать и сохранять цель и учебную задачу;


2

Постановка цели и задач урока.

Сегодня на уроке мы будем расширять свой словарный запас, продолжая работать по теме «Однокоренные слова».

К концу нашего урока мы составим кластер однокоренных слов с корнем СЛОВ-О

В поиске таких слов мы обратимся к словарям.

Как выбрать слово для кластера?

Предлагает записать на табличках найденные слова.

Подготовить отчет работы группы по «движению» работы с карточкой.

Вспоминают, значение слова «КЛАСТЕР» по теме СЛОВО.


Приводят доказательство, что слово является однокоренным если:

-имеет сходное значение, общее исходное слово, общую часть, общий корень.



  • Познавательные: осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;


  • Коммуникативные: выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками;


  • Регулятивные: учитывать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника – в памятках) в планировании и контроле способа решения;



3.

Закрепление изученного материала.

Организует групповую работу по поиску и отбору однокоренных слов с использованием ранее изученных словарей.


  1. Работа с толковым словарем.

Выдает карточку-задание для

1 группы:


1.Найдите в словаре толкование слова «СЛОВАРЬ».

-Каким словарем вы воспользовались?

-Кто автор-составитель словаря?

-Что помогло вам быстро отыскать толкование слова?



Кратко запишите в тетрадь его значения.

Контролирует выполнение задания, при необходимости помогает.











Определяют вид словаря, который содержит толкование данного слова, находят его значение;

докладывают классу.

  • Познавательные: пользоваться словарями и справочным материалом учебника;

работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема

  • Коммуникативные: работать в группе, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру;


  • Регулятивные: выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника – в памятках);





  1. Работа со словарем однокоренных слов

Выдает карточку-задание для 2 группы.

В словаре найдите и запишите в тетрадь еще несколько однокоренных слов с корнем «СЛОВ». Выделите корень.


Помните правило единообразного написания корня в однокоренных словах!

-Каким словарем воспользовались для поиска слов? Почему?

Кто автор-составитель словаря?

Что помогло быстро отыскать толкование слова?

Можно ли добавить это сочетание слов в кластер?





В группе выполняют задание.


Предполагают, что такие слова есть в словаре однокоренных слов учебника на стр 135.

Находят и дописывают найденные слова СЛОВЕЧКО и СЛОВЕСНЫЙ Записывают слова для кластера на приготовленных карточках. Выделяют корень. Доказывают, что они однокоренные.




  1. Работа с фразеологическим словарем

Выдает карточку-задание для 3 группы.

«СЛОВО В СЛОВО»

-Когда так говорят?

Найдите в словаре и запишите в тетрадь толкование этого словосочетания. Как оно называется?

-Каким словарем вы воспользовались?

-Кто автор-составитель словаря?

- Что помогло вам быстро отыскать толкование слова?

-Можно ли добавить этот фразеологизм в кластер? Докажите.

Какие еще устойчивые сочетания слов вы найдете по теме «СЛОВО»?


Можно ли добавить это сочетание слов в кластер?


Передать что-либо совершенно точно, без искажений...значит..

ДОСЛОВНО.

-Можем ли мы это слово добавить в наш кластер?

Докажите, что оно однокоренное. Запишите в тетрадь его рядом с фразеологизмом «СЛОВО В СЛОВО»


Оставим эти слова в кластере?

Предполагают, что такое сочетание слов есть во фразеологическом словаре, расположенном в словаре по русскому языку под редакцией Т.В. Игнатьева, Л.Е. Тарасовой. (С 146)

Находят и дописывают фразеологизм в тетрадь.

Доказывают, что это слово можно добавить в кластер, что оно однокоренное. Также можно добавить слово «СЛОВОСОЧЕТАНИЕ»

Приводят доказательство, что слово является однокоренным если:

-имеет сходное значение, общее исходное слово, общую часть, общий корень.

Записывают в тетрадь Слово в слово, дословно.

Словосочетание

Эти слова записывают на карточки в кластер, выделяя корень.





  1. Работа со словарем устаревших слов.

Выдает карточку-задание для

4 группы:

Запишите в тетрадь слово

СЛОВЕСА

-Что обозначает это слово?

Можем мы найти его лексическое значение в толковом словаре?


Какой словарь дает толкование этого слова?

-Какие еще однокоренные слова вы нашли в этом словаре?

-Выпишите однокоренные устаревшие слова через запятую, выделите корень.


Помогает в выборе словаря. Обращает внимание, что в словаре Т.В. Игнатьева есть словарь устаревших слов.

Предлагает открыть словарь на с. 240.






Группа слов помещается в кластер однокоренных слов.

Предполагают, что слово старинное, мы его сейчас не употребляем, его нужно искать в словаре, который содержит слова, которые уже устарели.

В словаре по русскому языку под редакцией Т.В. Игнатьева, Л.Е. Тарасовой видели раздел из словаря устаревших слов.

Находят слово и его толкование. Выполняют задание карточки.


Замечают, что кроме этого слова имеются и другие однокоренные слова с изучаемым корнем. Называют их и толкование.

Выписывают слова:

СЛОВЕСА

СЛОВЕСНОСТЬ

СЛОВОПРЕНИЕ

СЛОВОПРОИЗВОДСТВО

Выделяют корень.

Запичывают слова на карточки, выделяют корень.




2. Организует работу по словообразованию и словоизменению

1. Выдает карточку-задание для

5 группы:


Образуйте от слова «СЛОВАРЬ» при помощи частички слова –Н новое слово;




-Что можете сказать о слове, которое получится в итоге? Докажи.



Выберите верный ответ:

Сейчас мы выполняли работу по:

  • словообразованию

  • словоизменению

Отметьте галочкой.

-Можем ли полученное слово поместить в кластер?


На наборном полотне при помощи карточек

СЛОВАРЬ Н ЫЙ составляют слово;

Озвучивают, что Ь в образовании новых слов не участвует, поэтому его убирают.



Слово будет обозначать признак предмета, на конце этого слова окончания -ЫЙ

Записывают новое слово, находят исходное слово, доказывают, что получившееся слово-однокоренное. Добавляют слово «СЛОВАРНЫЙ» в кластер.





  1. Выдает карточку-задание для

6 группы:

Составьте словосочетания со словом «СЛОВАРНЫЙ», изменив где нужно форму. Запишите в тетрадь словосочетания.

Диктант, запас (какой?)…..

Работа, статья (какая?)……

Слово (какое?)……

Что изменилось? Образовались ли в процессе изменения новые слова?



Определяют выбор формы слова для каждой группы слов, записывают их, выделяя корень и окончание;


В кластер берут только 1 слово, так как другие-это лишь его формы, а нужны однокоренные слова.




Выберите верный ответ:

Сейчас мы выполняли работу по

  • словообразованию

  • словоизменению

Отметьте галочкой правильный ответ.

Можно ли добавить к кластеру слово «СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ»?

Высказывают предположение об изменении формы слова;

Добавляют к кластеру слово «СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ»




Организует работу по отчету групп.


Обобщает знания о видах известных словарей и способах работы с ними.

-Какими словарями вы сегодня воспользовались, при выборе слов для кластера?

Как в словарях располагаются искомые слова?

В процессе доклада групп открываются слайды презентации с 6 по 14 (свой для каждой группы)


От группы выступает 1 участник, который представляет исследовательскую работу группы и предлагает в кластер новые однокоренные слова.

Доказывает, что эти слова однокоренные по ранее условленному алгоритму.

Объясняет выбор данного словаря для выполнения задания.

Читают задание, определяют верно ли группа выполнила задание, дополняют, задают вопросы)

  • Регулятивные:

адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, другими лицами;

Познавательные:

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;




Физкультминутка

Слайд 15.




Регулятивная:

4.

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)


Знакомит с новыми словарями и способами поиска при работе с ними.


Предлагает определить как слово «СЛОВО» появилось в русском словаре?






Предлагают известные словари, например толковый.

Приходят к выводу, что в толковом словаре дается лексическое значение слова, а не история его происхождения.

Познавательные: воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений

Коммуникативные: задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания

Регулятивные: учитывать выделенные ориентиры действий





Предлагает воспользоваться Школьным этимологическим словарём русского языка Составители: Н. М. Шанский,

Т. А. Бобров.

Использует интерактивный поиск в режиме онлайн.

Определяет и озвучивает историческое происхождение данного слова.





Слова «СЛОВО» и «СЛАВА» имеют одинаковый исторический корень?

Подберите однокоренные слова к слову СЛАВА.

Можно ли эти слова добавить в наш кластер?


Организует работу по наблюдению за употреблением искомых слов в составе предложений.


-Где вы слышали эти строки?

От чьего имени эта песнь?

- Что прославляет этот гимн?

Спишите в тетрадь 2 и 3 предложение.

Совместное устное проговаривание характеристики данного предложения. «Мы гордимся тобой!»

  1. По числу грамматических основ это предложение…

  2. По цели высказывания…

  3. По интонации….

  4. По наличию второстепенных членов….


-Чем мы, граждане своей страны можем прославлять свое Отечество?

Мы с вами люди православные..

Что значит быть православным?









Есть такое слово «СЛАВОСЛОВИЕ»

- Как вы его понимаете?



Показывает способ поиска и работы с интерактивными словарями на портале Дневник. ру.





Знакомство со словарями приложения к образовательной платформе «Дневник.ру» Начало формы

Конец формы

Определяет толкование слова «СЛОВОСЛОВИЕ» в большом толковом словаре современного русского языка в режиме онлайн на портале Дневник ру.



Наблюдение за организацией слов в словарях.



-А чем мы славим Господа?

-Где собраны молитвы?

-Зачем нам нужен молитвослов?

Поиск синонимов к слов МОЛИТВА в словаре синонимов Абрамова

МОЛИТВА-

моление, мольба, молитвословие, молебен, молебствие, прошение, славословие, песнопение

Молитва и славословие- это слова синонимы?

Можно ли их назвать родственными?

Это однокоренные слова?







Слово «СЛАВОСЛОВИЕ» можно включить в кластер?















Сравнивают значение слов с корнем –слав и

–слов.




рассуждают




Подбирают однокоренные слова к слову «СЛАВА»:

славный, славить, прославлять, православие..






Узнают слова гимна РФ.


Определяют, что песнь исполняется от имени русского народа.

Прославляют нашу страну, наше Отечество.


Записывают в тетрадь 2 последних предложения.



Определяют какие предложения нобходимо списать. Доказывают.

Славься, страна!

Мы гордимся тобой!




договаривают предложение …




хорошими делами, добрыми словами…


дают ответы:

быть Крещенным в Православной Церкви;
знать Священное Писание;
участвовать в Таинствах Церкви.
жить благочестиво и искренне верить в Бога;
исполнять заповеди Бога.


Наблюдают за поиском толкования слова в режиме онлайн;

Записывают в тетрадь алгоритм открытия словарей;

Определяют, что в Приложениях портала Дневник.ру в режиме онлайн можно пользоваться 2 словарями, это:

1.Большой толковый словарь русского языка

2.Словарь синонимов Абрамова.


Наблюдают, читают толкование слова.





Определяют, что и в этом словаре все слова выстроены по алфавиту.


молитвой


в молитвослове


чтобы легко найти нужную молитву










Определяют, что слово СЛАВОСЛОВИЕ подходит для кластера, а слово МОЛИТВА нет, объясняют, что слово «МОЛИТВА» является синонимом, а не однокоренным словом, поэтому его нельзя записывать в кластер слов.

Слово «СЛОВОСЛОВИЕ» записывается на карточке и выставляется.





























Познавательные:

работать с информацией, представленной в разных формах

Коммуникативные: принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);

  • Регулятивные: Принимать и сохранять цель и учебную задачу;





































  • Познавательные:

пользоваться словарями и справочным материалом в режиме онлайн.




























  • Познавательные:

находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;


















Организует чтение и проверку составленного кластера по теме «однокоренное СЛОВО»

Чтение вслух по указке учителя составленных и найденных слов .

Читают;

Проверяют все ли слова записаны в соответствии с моделью определения однокоренного слова.

5

Рефлексия (подведение итогов занятия)

Организует процесс самооценки детьми своего внутреннего состояния и самочувствия по отношению к выполняемым на уроке заданиям при помощи игры «Светофор»

Определяют личный уровень достижений на уроке, соотносят с цветами светофора, на полях рисуют кружок :

Красный- Стоп! Мне нужна помощь!

Желтый- Нужна небольшая помощь.

Зеленый- Можно двигаться дальше. Все понятно.

  • Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;


Регулятивные:

адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, другими лицами;



6.

Этап разъяснения домашнего задания

Найти и записать в тетрадь 5 фразеологических оборотов по теме СЛОВО. По желанию нарисовать к нему рисунок.


Познавательные:

составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме





Литература:

    1. Г.Л. Копотева, И.М. Логвинова «Проектируем урок, формирующий универсальные учебные действия»-Волгоград. Издательство «Учитель», 2015 г.

    2. Н.Ю. Яшина, В.И. Овсянникова «Развитие логического мышления младших школьников на уроках русского языка». – Н.Н. НИРО 2012 г.

    3. Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС: Методическое пособие/под ред. Н.Н. Деменевой. – М.: АРКТИ, 2012 г.
    4. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России» авторов В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого. 1-4 классы.-Москва «Просвещение» 2019 г.
  • http://www.uroki.net
  • http://www. Standart.edu.ru
  • http://www.ug.ru/new_standards/3