СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Введение 7 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Введение 7 класс»

Урок 1. Введение в изучение курса «История России. 7 класс»

Цели и задачи: познакомить с основным содержанием курса, его целями и задачами, объяснить его специфику и особенности; определить место учебной дисциплины в образовательном про­цессе; познакомить со справочным и методическим аппаратом учебника; вызвать интерес к курсу «История России. 7 класс».

Планируемые результаты: предметные: использовать текст ис­торического источника при ответе на вопросы; применять поня­тийный аппарат исторического знания; соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки лично­стей во времени и пространстве; доказывать, что история России является частью мировой истории; соотносить и систематизиро­вать информацию из различных источников;

метапредметные УУД — I) коммуникативные: организовывать учебное сотрудни­чество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения;

регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план действий;

познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения; использовать таблицы, схемы, модели для получения информации; анализиро­вать материал учебника и дополнительный материал;

личностные УУД: развивать стартовую мотивацию изучения нового материала; осмысливать роль и значение истории в жизни человека.

Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для ра­боты в группах, схема.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Мотивационно-целевой этап

История — это не собрание рассказов о событиях и деятелях прошлого, а наука, исследующая факты, события и процессы с помощью различных документальных источников.

Любой человек должен знать историю своей страны. Ведь история — это хранительница памяти народа. Она учит нас муд­рости, воспитывает патриотизм, любовь к Родине. Познание ис­тории своего государства помогает по-новому взглянуть на мир. Не зная историю, нельзя считать себя культурным человеком.

В прошлом учебном году вы начали изучать историю России.

  • Какие периоды отечественной истории вы изучили в про­шлом учебном году?

  • С какими общественными деятелями вы познакомились?

  • Какие события вам запомнились больше всего? Почему?

  • Какие деятели отечественной истории вызвали ваше вос­хищение и уважение?

  • Интересно ли вам было знакомиться с курсом истории Рос­сии в 6 классе?

(Ответы учеников.)

Тема урока: «Введение в изучение курса “История России. 7 класс”».

  • Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

  • На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения.)

План урока

  1. Характеристика и содержание курса.

  2. Исторические источники и науки — помощницы историка.

  3. Знакомство со структурой учебника и формами работы.

Проблемный вопрос

  • Почему историю России называют коллективной памятью?

  1. Введение в новый материал

Сегодня мы начинаем увлекательное путешествие по стра­ницам истории России XVI—XVII вв. В этот период Россия стала крупнейшей евразийской державой, завоевала и присоединила новые земли. Но в тоже время она переживала периоды угрозы потери национальной независимости. Как развивалась история нашей страны? Как мы узнаём о событиях прошлого? Надо ли человеку знать историю своего Отечества? Какую роль играет история в жизни общества? Эти и другие вопросы мы обсудим с вами на нашем уроке.

  1. Работа по теме урока

  • Характеристика и содержание курса

Давайте сыграем в игру «Ассоциация». Ее суть состоит в том, что я называю слово, а вы должны не задумываясь назвать те ощу­щения, представления, идеи, которые у вас возникли.

Какие ассоциации вызывает у вас слово «Отечество»?

(Ответы учеников.)

Работая с текстом на с. 3 (оглавление) и 5, 6 учебника, от­ветьте на вопросы.

Вопросы к классу

  1. Какой путь прошло российское государство за XVI—XVII вв.?

  2. Почему значительное место в учебнике уделено истории населяющих Россию народов?

  3. Каким образом формировалось единое национальное го­сударство?

  4. В чем проявилась противоречивость этой эпохи? Приведите примеры.

  5. Какую цену заплатила наша страна за потрясения начала XVII в.?

  6. Какие события последовали за Смутой?

  7. Почему в XVII в. активизируется народные движения?

(Ученики изучают и комментируют схему.)

Особенности истории России в XVI—XVII вв.

  1. Исторические источники и науки — помощницы историка

  • Откуда и как ученые узнают о событиях прошлого, о том, как жили люди в древности?

(Ответы учеников.)

Совершенно верно — д ля определения достоверности событий прошлого ученые используют различные исторические источники.

Исторические источники — это любые следы человеческой дея­тельности, случайно или сознательно оставленные на земле. Это комплекс документов и предметов материальной культуры, непо­средственно отразивших исторический процесс и отдельные факты и события. На основании данных источников воссоздается представ­ление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы

о причинах или последствиях тех или иных действий человечества.

Воссоздать прошлое помогают и разные вспомогательные ис­торические науки.

Вспомогательные исторические науки

Наука

Предмет исследования

Генеалогия

Родственные взаимосвязи людей, история родов, происхождение отдельных лиц, установление род­ственных связей, составление генеалогических древ

Сфрагистика

Печати (матрицы) и их оттиски на различных ма­териалах

Историческая

метрология

Употреблявшиеся в прошлом разными народами меры — длины, площади, объема, веса — в их исто­рическом развитии

Нумизматика

История монетной чеканки и денежного обращения

Археология

Вещественные памятники материальной культуры (орудия труда, утварь, оружие, поселения, места погребений и т. д.)

Лингвистика

Язык (говоры, диалекты и т. д.)

Фольклористика

Народное творчество (былины, сказки, пословицы, песни, танцы)

Этнография

Жизнь и обычаи отдельных народов

Предлагаю подробнее познакомиться с некоторыми вспомо­гательными дисциплинами.

  • Разделитесь на три группы. Каждая группа, изучив допол­нительный материал, представит краткую характеристику вспомогательной исторической науки.

Первая группа познакомит нас с исторической метрологией. Вторая группа расскажет о сфрагистике.

Третья группа характеризует фольклористику.

(Помимо дополнительного материала группы могут использо­вать интернет-ресурсы, справочники, энциклопедии и т. д.)

Дополнительный материал для первой группы

Историческая метрология — вспомогательная дисциплина, предме­том изучения которой являются применявшиеся и еще применяемые в различных странах собственные единицы длины, площади, объема, массы и т. д., системы единиц (мер), а также денежные единицы в их историческом развитии.

Задача исторической метрологии — выяснение соотношений между единицами и их выражение в современных единицах, а также изучение происхождения названий единиц. Эта вспомогательная наука необходи­ма при исследовании истории экономических и правовых отношений, материальной культуры и контактов между народами.

Древнерусские меры длины

Пядь — длина кисти руки.

Малая пядь — расстояние от большого пальца до конца вытянутого указательного пальца (18-19 см).

Великая пядь — расстояние от конца вытянутого большого пальца до конца вытянутого мизинца (22—23 см).

Пядь с кутыркой — малая пядь плюс два-три сустава указательного пальца (27-31 см).

Локоть — расстояние от локтевого сустава до конца вытянутого среднего пальца (от 39 до 54 см). Использовался усредненный вариант — 46—47 см.

Малая сажень — соответствует размаху вытянутых рук от большого пальца одной руки до большого пальца другой руки (152 см).

Мерная сажень — соответствует размаху вытянутых рук от среднего пальца одной руки до среднего пальца другой руки (176 см).

Косая сажень — расстояние от пальцев ноги до конца пальцев вытя­нутой вверх руки (216 см).

Тьмутараканская сажень — 2 шага (наиболее употребляемая мера длины).

Верста (поприще) — 750 саженей.

Перестрел - полет стрелы (60—70 м).

Вержение камня — дальность броска (40—60 м).

День пути пешего или конного — соответственно 25—40 км и 50—70 км.

Древнерусские меры объема

Кадь - 14 пудов ржи, т. е. 229,3 кг.

Половник — половина кади.

Ведро — 9,8 л воды.

Бочка — 10 ведер.

Корчага - 1,5-1,75 ведра.

Древнерусские меры площади

Плуг — предположительно расстояние между двумя поворотами плуга.

Кадь — территория, для засева которой необходима кадь зерна.

Древнерусские меры веса

Золотник — 4,3 г.

Пуд — 16 кг.

Берковец - 10 пудов. Применялся в оптовой торговле, главным об­разом для взвешивания воска.

{Гусарова Т. П. и др. Историческая метрология)


  1. Знакомство со структурой учебника и формами работы

Друзья, учебник истории — ваш главный навигатор в путеше­ствии в мир знаний. Учебник «История России. 7 класс» состоит из двух частей.

На с. 112 учебника (часть 1) вы видите обобщающие вопро­сы к изученной теме. Так авторы учебника помогают вам скон­центрировать ваше внимание на главных и ключевых моментах пройденного материала.

  • Изучив оглавление (части 1, 2 учебника) и текст на с. 4 (часть 1), ответьте на вопросы.

Вопросы к классу

  • Что означает значок ? Для чего авторы учебника его используют?

  • С какой целью используется раздел «Подведем итоги»?

  • Каким образом значок поможет вам в изучении нового материала?

  • Может ли помочь вам приведенный в учебнике богатый иллюстративный ряд? Каким образом? Для ответа исполь­зуйте любую предложенную авторами иллюстрацию.

  • Какое значение для решения учебных задач имеет рубрика «История в лицах: современники»?

  • Каков алгоритм работы с рубрикой «Вопросы и задания для работы с текстом параграфа»?

  • Каково значение рубрики «Думаем, сравниваем, размыш­ляем»? Может ли она помочь вам в решении творческих задач?

  • Какие материалы учебника помечены значком

  • Какие материалы учебника помечены значком

  • Почему некоторые события прошлого и сейчас вызывают неоднозначные оценки историков? Для чего необходимо обсуждать проблемные вопросы истории? Для ответа ис­пользуйте материалы рубрики «Историки спорят».

  • Какую роль в изучении истории играют документы про­шлых эпох? Какие рубрики учебника помогут вам их эф­фективно использовать на уроке?

  • Какая рубрика учебника направит ваше внимание на работу с картами? Как они могут помочь нам в работе?

  • Какие вспомогательные и справочные материалы распо­ложены в конце учебника? Какова их роль? Как они могут помочь в решении учебных задач?

(Проверка выполнения заданий.)

V. Рефлексия

Для того чтобы понять, с каким настроением вы уходите с урока, предлагаю выполнить задание «Смайлики». Выберите тот смайлик, который соответствует вашему настроению и отражает степень удовлетворенности своей работой на уроке.

Домашнее задание

  • Письменно (в виде тезисов) ответить на вопрос: «Зачем мне надо изучать историю своего Отечества?»

  • Начать работу над исследовательским проектом «Место и роль России в Европе в ХУ1-ХУП вв.». Разработать уни­версальный план исследования, результаты занести в ин­тернет-дневник проекта.