Урок 1. Введение в изучение курса «История России. 7 класс»
Цели и задачи: познакомить с основным содержанием курса, его целями и задачами, объяснить его специфику и особенности; определить место учебной дисциплины в образовательном процессе; познакомить со справочным и методическим аппаратом учебника; вызвать интерес к курсу «История России. 7 класс».
Планируемые результаты: предметные: использовать текст исторического источника при ответе на вопросы; применять понятийный аппарат исторического знания; соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве; доказывать, что история России является частью мировой истории; соотносить и систематизировать информацию из различных источников;
метапредметные УУД — I) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения;
регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план действий;
познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения; использовать таблицы, схемы, модели для получения информации; анализировать материал учебника и дополнительный материал;
личностные УУД: развивать стартовую мотивацию изучения нового материала; осмысливать роль и значение истории в жизни человека.
Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах, схема.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Ход урока
Организационный момент
Мотивационно-целевой этап
История — это не собрание рассказов о событиях и деятелях прошлого, а наука, исследующая факты, события и процессы с помощью различных документальных источников.
Любой человек должен знать историю своей страны. Ведь история — это хранительница памяти народа. Она учит нас мудрости, воспитывает патриотизм, любовь к Родине. Познание истории своего государства помогает по-новому взглянуть на мир. Не зная историю, нельзя считать себя культурным человеком.
В прошлом учебном году вы начали изучать историю России.
Какие периоды отечественной истории вы изучили в прошлом учебном году?
С какими общественными деятелями вы познакомились?
Какие события вам запомнились больше всего? Почему?
Какие деятели отечественной истории вызвали ваше восхищение и уважение?
Интересно ли вам было знакомиться с курсом истории России в 6 классе?
(Ответы учеников.)
Тема урока: «Введение в изучение курса “История России. 7 класс”».
Как вы думаете, о чем мы будем говорить?
На какие вопросы нам предстоит ответить?
(Ученики высказывают свои предположения.)
План урока
Характеристика и содержание курса.
Исторические источники и науки — помощницы историка.
Знакомство со структурой учебника и формами работы.
Проблемный вопрос
Введение в новый материал
Сегодня мы начинаем увлекательное путешествие по страницам истории России XVI—XVII вв. В этот период Россия стала крупнейшей евразийской державой, завоевала и присоединила новые земли. Но в тоже время она переживала периоды угрозы потери национальной независимости. Как развивалась история нашей страны? Как мы узнаём о событиях прошлого? Надо ли человеку знать историю своего Отечества? Какую роль играет история в жизни общества? Эти и другие вопросы мы обсудим с вами на нашем уроке.
Работа по теме урока
Давайте сыграем в игру «Ассоциация». Ее суть состоит в том, что я называю слово, а вы должны не задумываясь назвать те ощущения, представления, идеи, которые у вас возникли.
Какие ассоциации вызывает у вас слово «Отечество»?
(Ответы учеников.)
Работая с текстом на с. 3 (оглавление) и 5, 6 учебника, ответьте на вопросы.
Вопросы к классу
Какой путь прошло российское государство за XVI—XVII вв.?
Почему значительное место в учебнике уделено истории населяющих Россию народов?
Каким образом формировалось единое национальное государство?
В чем проявилась противоречивость этой эпохи? Приведите примеры.
Какую цену заплатила наша страна за потрясения начала XVII в.?
Какие события последовали за Смутой?
Почему в XVII в. активизируется народные движения?
(Ученики изучают и комментируют схему.)
Особенности истории России в XVI—XVII вв.
Исторические источники и науки — помощницы историка
Откуда и как ученые узнают о событиях прошлого, о том, как жили люди в древности?
(Ответы учеников.)
Совершенно верно — д ля определения достоверности событий прошлого ученые используют различные исторические источники.
Исторические источники — это любые следы человеческой деятельности, случайно или сознательно оставленные на земле. Это комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и отдельные факты и события. На основании данных источников воссоздается представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы
о причинах или последствиях тех или иных действий человечества.
Воссоздать прошлое помогают и разные вспомогательные исторические науки.
Вспомогательные исторические науки
Наука | Предмет исследования |
Генеалогия | Родственные взаимосвязи людей, история родов, происхождение отдельных лиц, установление родственных связей, составление генеалогических древ |
Сфрагистика | Печати (матрицы) и их оттиски на различных материалах |
Историческая метрология | Употреблявшиеся в прошлом разными народами меры — длины, площади, объема, веса — в их историческом развитии |
Нумизматика | История монетной чеканки и денежного обращения |
Археология | Вещественные памятники материальной культуры (орудия труда, утварь, оружие, поселения, места погребений и т. д.) |
Лингвистика | Язык (говоры, диалекты и т. д.) |
Фольклористика | Народное творчество (былины, сказки, пословицы, песни, танцы) |
Этнография | Жизнь и обычаи отдельных народов |
Предлагаю подробнее познакомиться с некоторыми вспомогательными дисциплинами.
Разделитесь на три группы. Каждая группа, изучив дополнительный материал, представит краткую характеристику вспомогательной исторической науки.
Первая группа познакомит нас с исторической метрологией. Вторая группа расскажет о сфрагистике.
Третья группа характеризует фольклористику.
(Помимо дополнительного материала группы могут использовать интернет-ресурсы, справочники, энциклопедии и т. д.)
Дополнительный материал для первой группы
Историческая метрология — вспомогательная дисциплина, предметом изучения которой являются применявшиеся и еще применяемые в различных странах собственные единицы длины, площади, объема, массы и т. д., системы единиц (мер), а также денежные единицы в их историческом развитии.
Задача исторической метрологии — выяснение соотношений между единицами и их выражение в современных единицах, а также изучение происхождения названий единиц. Эта вспомогательная наука необходима при исследовании истории экономических и правовых отношений, материальной культуры и контактов между народами.
Древнерусские меры длины
Пядь — длина кисти руки.
Малая пядь — расстояние от большого пальца до конца вытянутого указательного пальца (18-19 см).
Великая пядь — расстояние от конца вытянутого большого пальца до конца вытянутого мизинца (22—23 см).
Пядь с кутыркой — малая пядь плюс два-три сустава указательного пальца (27-31 см).
Локоть — расстояние от локтевого сустава до конца вытянутого среднего пальца (от 39 до 54 см). Использовался усредненный вариант — 46—47 см.
Малая сажень — соответствует размаху вытянутых рук от большого пальца одной руки до большого пальца другой руки (152 см).
Мерная сажень — соответствует размаху вытянутых рук от среднего пальца одной руки до среднего пальца другой руки (176 см).
Косая сажень — расстояние от пальцев ноги до конца пальцев вытянутой вверх руки (216 см).
Тьмутараканская сажень — 2 шага (наиболее употребляемая мера длины).
Верста (поприще) — 750 саженей.
Перестрел - полет стрелы (60—70 м).
Вержение камня — дальность броска (40—60 м).
День пути пешего или конного — соответственно 25—40 км и 50—70 км.
Древнерусские меры объема
Кадь - 14 пудов ржи, т. е. 229,3 кг.
Половник — половина кади.
Ведро — 9,8 л воды.
Бочка — 10 ведер.
Корчага - 1,5-1,75 ведра.
Древнерусские меры площади
Плуг — предположительно расстояние между двумя поворотами плуга.
Кадь — территория, для засева которой необходима кадь зерна.
Древнерусские меры веса
Золотник — 4,3 г.
Пуд — 16 кг.
Берковец - 10 пудов. Применялся в оптовой торговле, главным образом для взвешивания воска.
{Гусарова Т. П. и др. Историческая метрология)
Знакомство со структурой учебника и формами работы
Друзья, учебник истории — ваш главный навигатор в путешествии в мир знаний. Учебник «История России. 7 класс» состоит из двух частей.
На с. 112 учебника (часть 1) вы видите обобщающие вопросы к изученной теме. Так авторы учебника помогают вам сконцентрировать ваше внимание на главных и ключевых моментах пройденного материала.
Изучив оглавление (части 1, 2 учебника) и текст на с. 4 (часть 1), ответьте на вопросы.
Вопросы к классу
Что означает значок ? Для чего авторы учебника его используют?
С какой целью используется раздел «Подведем итоги»?
Каким образом значок поможет вам в изучении нового материала?
Может ли помочь вам приведенный в учебнике богатый иллюстративный ряд? Каким образом? Для ответа используйте любую предложенную авторами иллюстрацию.
Какое значение для решения учебных задач имеет рубрика «История в лицах: современники»?
Каков алгоритм работы с рубрикой «Вопросы и задания для работы с текстом параграфа»?
Каково значение рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем»? Может ли она помочь вам в решении творческих задач?
Какие материалы учебника помечены значком
Какие материалы учебника помечены значком
Почему некоторые события прошлого и сейчас вызывают неоднозначные оценки историков? Для чего необходимо обсуждать проблемные вопросы истории? Для ответа используйте материалы рубрики «Историки спорят».
Какую роль в изучении истории играют документы прошлых эпох? Какие рубрики учебника помогут вам их эффективно использовать на уроке?
Какая рубрика учебника направит ваше внимание на работу с картами? Как они могут помочь нам в работе?
Какие вспомогательные и справочные материалы расположены в конце учебника? Какова их роль? Как они могут помочь в решении учебных задач?
(Проверка выполнения заданий.)
V. Рефлексия
Для того чтобы понять, с каким настроением вы уходите с урока, предлагаю выполнить задание «Смайлики». Выберите тот смайлик, который соответствует вашему настроению и отражает степень удовлетворенности своей работой на уроке.
Домашнее задание
Письменно (в виде тезисов) ответить на вопрос: «Зачем мне надо изучать историю своего Отечества?»
Начать работу над исследовательским проектом «Место и роль России в Европе в ХУ1-ХУП вв.». Разработать универсальный план исследования, результаты занести в интернет-дневник проекта.