СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лекция 1. Введение. Роль информационной деятельности в современном обществе: экономической, социальной, культурной, образовательной сферах.

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лекционный материал для студентов 1 курсов

Просмотр содержимого документа
«Лекция 1. Введение. Роль информационной деятельности в современном обществе: экономической, социальной, культурной, образовательной сферах.»

Лекция №1

Введение. Роль информационной деятельности в современном обществе: экономической, социальной, культурной, образовательной сферах.


Содержание:

  1. Правила поведения и техники безопасности в кабинете информатики

  2. Роль информационной деятельности в современном обществе

  3. Каналы передачи информации

Ход лекции:


  1. Правила поведения и техники безопасности в кабинете информатики

- ТБ перед началом работы.

Не входить в кабинет в верхней одежде, головных уборах, грязной обуви, с громоздкими предметами. Передвигаться в кабинете спокойно, не торопясь.

Работать разрешается только на том компьютере, который выделен на данное занятие.

Не разговаривать громко, не шуметь, не отвлекать других учеников.

Перед началом работы ученик должен убедиться в отсутствии видимых повреждений оборудования на рабочем месте.

Напряжение в сети кабинета включается и выключается только преподавателем.

- ТБ во время работы.

С техникой нужно обращаться бережно, на клавиатуре работать не спеша, клавиши нажимать нежно.

При появлении изменений в функционировании аппаратуры, самопроизвольного ее отключения необходимо немедленно прекратить работу и сообщить об этом преподавателю.

Контролировать расстояние до экрана и правильную осанку.

Не допускать работы на максимальной яркости экрана дисплея.


2. Роль информационной деятельности в современном обществе

Накопленный к сегодняшнему дню колоссальный информационный потенциал и появление новых информационных и коммуникационных технологий изменили социально-экономический характер современного общества.

Если до середины ХХ века общество имело ярко выраженный индустриальный характер, то нынешнее его состояние ученые характеризуют как постиндустриальное, рассматривая его в качестве переходного к информационному обществу.

Переход от индустриального общества к информационному характеризует перераспределение трудовых ресурсов в сферу обслуживания и информационную сферу:

Сфера услуг — часть экономики, которая включает в себя все виды коммерческих и некоммерческих услуг; оказываемых предприятиями, организациями, а также физическими лицами.

Сферу услуг составляет в экономически развитых странах основную часть экономики по числу занятых (больше 60 %).

В сферу услуг входят следующие услуги: финансовые, информационные, жилищно-коммунальные, бытовые, услуги аренды, туристические, юридические, гостиничные охранные, услуги переводчиков, торговые, транспортные услуги.

Информационная сфера представляет собой совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений.

Примеры применения компьютеров в различных сферах: АСУ, роботы, связь, САПР, строительство, банки, наука, торговля, образование (БД, дистанционное обучение), медицина, правоохранительные органы, сельское хозяйство, армия, искусство, социальная сфера, быт.

Таким образом, общество обладает информационными ресурсами. Сферы занятости в США в 1983 году сфера обслуживания 30% промышленность 20% с/х 5% информационные услуги 45%

В состав информационных ресурсов входят:

• Библиотеки (более 150 тыс. в России, идет создание электронных каталогов, оцифровка книг);

• центры научно-технической информации (регистрация новых изобретений и открытий),

• архивы (идет перевод в электронный вид),

• отраслевые ресурсы (компьютерные центры предприятий, организаций по обработке информации и управлению),

• социальные ресурсы (здравоохранение, образование, пенсионный фонд, система страхования, туризм и т.д.).

Для развития человеческого общества необходимы материальные, инструментальные, энергетические и другие ресурсы, в том числе и информационные. Настоящее время характеризуется небывалым ростом объема информационных потоков. Это относится практически к любой сфере деятельности человека. Наибольший рост объема информации наблюдается в промышленности, торговле, финансово-банковской и образовательной сферах.

В настоящее время распространение информации в информационном секторе экономики невозможно представить без применения новых информационных технологий (НИТ). Использование современных ИТ обеспечивает почти мгновенное подключение к любым электронным информационным массивам, поступающим из международных, региональных и национальных информационных систем и использование их в интересах успешного ведения бизнеса.

Благодаря стремительному развитию НИТ, в настоящее время не только появился открытый доступ к мировому потоку политической, финансовой, научно-технической информации, но и стала реальной возможность построения глобального бизнеса в сети Internet .

Рост популярности Internet связан с тем, что с использованием данной технологии можно реализовать практически все бизнес-процессы в электронном виде: покупать и продавать товары и услуги, вкладывать деньги, получать информацию, заключать соглашения и т.д. Настоящий момент развития Internet связан с лавинообразным развитием электронной коммерции.

К артины мира

Вещественно-энергетическая Информационная

1. Вещественно-энергетическая картина мира:

М егамир Макромир Микромир


Земля неживые живые элементарные

Луна объекты объекты частицы

Солнце атом

Галлактика молекула


Все материальные объекты взаимодействуют друг с другом, поэтому обладают энергией:

1. механическая

2. тепловая

3. электрическая

4. атомная

Все особенности указанных систем можно объяснить с точки зрения вещественно-энергетической картины мира.

2. информационная картина мира рассматривает мир под особым углом зрения, но он не противоречит вещественно-энергетической картине мира, но дополняет и развивает вещественно-энергетическую картину мира.

- информация в природе. По ВЭК любая замкнутая система в природе стремится к энтропии (хаос), но синтез в растениях доказывает обратное – антиэнтропию (информация).

- генетическая информация – информация, передающаяся по наследству.

- информация и человек

- информация и техника – получая информацию технические устройства меняют свой режим работы (холодильник, утюг и т.д.)

- информация и общество – история развития общества – это история поколения

NB! Процессы, связанные с получением, хранением, обработкой и передачей информации называются информационными процессами.

3. Аппаратные и программные средства информатизации.

NB! Совокупность устройств используемых для хранения, обработки, получения и передачи информации – аппаратные средства информатизации.

- компьютер универсальное средство для обработки информации, который управляется с помощью программ

NB! Совокупность компьютерных программ – программные средства информатизации.

4. Информационные и коммуникационные технологии.

NB! Информационные и коммуникационные технологии – совокупность методов устройств и произвольных процессов используемых обществом для хранения, сбора, обработки и распространения информации.

5. информационное общество характеризуется количеством компьютеров в данной стране, людей работающих на них и их информационной культуры. Информационная культура – умение использовать информационную технику, быть знакомым с юридическими и эстетическими нормами в этой сфере.

Информатика реализует информационный подход к исследованию мира.

3. Каналы передачи информации.

Человеку постоянно приходится участвовать в процессе передачи информации. Передача может происходить при непосредственном разговоре между людьми, через переписку, с помощью технических средств связи: телефона, радио, телевидения и др. Такие средства связи называются каналами передачи информации. Информационные каналы разделяются на два вида: биологические и технические.

Биологические информационные каналы – это органы чувств человека. Их пять: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. По способу восприятия человеком информация бывает зрительная, слуховая, тактильная, обонятельная, вкусовая, мышечная и вестибулярная.

Технические информационные каналы– это телефон, радио, телевидение, компьютер и др.

4. Обобщение


5. Задание на дом.

Дополнить конспект, выучить определения

Литература: Цветкова М.С., Великович Л.С. Информатика и ИКТ: учебник. – М.: Издательский центр «Академия», 2012, 1.2; Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов. – М.: Бином. Лаборатория Знаний, 2002. С.12-17