Тема: Введение. Роль информационной деятельности в современном обществе, его экономической, социальной, культурной, образовательной сферах. Значение информатики при освоении специальностей СПО. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов.
ТИП: получение новых знаний.
ЦЕЛИ:
УЧЕБНАЯ:
Познакомить студентов с понятием информационное общество;
Рассмотреть основные этапы развития информационного общества;
Изучить каналы передачи информации;
Рассмотреть основные этапы развития технических средств и информационных ресурсов.
РАЗВИВАЮЩАЯ:
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ:
Структура занятия
1. Организационный момент (3 мин)
2. Сообщение темы, цели занятия (5 мин)
4. Выдача теоретического материала (45 мин)
5. Проверка полученных знаний (20 мин)
6. Подведение итогов, выставление оценок (5 мин)
7. Выдача домашнего задания (2 мин)
План занятия
Роль информационной деятельности в современном обществе
Каналы передачи информации.
Этапы развития технических средств и информационных ресурсов.
Литература
Цветкова М.С., Великович Л.С. Информатика и ИКТ: учебник. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.
Гаевский А.Ю. Информатика: 7-11 класс: Учебное пособие, - К., 2006. - 536с.
Вопросы для закрепления материала:
Что такое информационное общество?
Что входит в состав информационных ресурсов?
Что такое каналы передачи информации?
Что такое биологические информационные каналы?
Что такое технические информационные каналы?
Что такое информация?
Какие этапы развития технических средств и информационных ресурсов вы знаете?
Что изучает информатика?
Ход занятия
1. Роль информационной деятельности в современном обществе
Информация всегда являлась немаловажным фактором общественного развития. С ее помощью человечество концентрировало многовековой опыт жизни прежних поколений. Поговорка «Кто владеет информацией - тот владеет миром» подчёркивает социальную роль информации. Владение информацией открывает новые модели управления, формирует новые социальные структуры общества.
Под влиянием быстро развивающейся системы социальных коммуникаций и информации формируется информационный сектор экономики. Возникает новый капитал - знание. Под воздействием этих процессов меняется характер труда: внедряются безлюдные технологии, т.е. исчезает сам труд в непосредственном производстве, расширяется участие работников в управлении производством.
Информация как орудие продвижения прогрессивных идей способствует всё большей прозрачности границ между странами и народами. Складывается новая система общественного богатства с использованием информационных технологий, где ценятся, прежде всего, умственные способности человека.
По данным ЮНЕСКО, более половины всего занятого населения наиболее развитых стран прямо или косвенно принимает участие в процессе производства, хранения и распространения информации.
Если до середины ХХ века общество имело ярко выраженный индустриальный характер, то нынешнее его состояние ученые характеризуют как постиндустриальное, рассматривая его в качестве переходного к информационному обществу.
Информационное общество — общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы — знаний.
Переход от индустриального общества к информационному характеризует перераспределение трудовых ресурсов в сферу обслуживания и информационную сферу:
Сфера услуг — часть экономики, которая включает в себя все виды коммерческих и некоммерческих услуг; оказываемых предприятиями, организациями, а также физическими лицами.
Сферу услуг составляет в экономически развитых странах основную часть экономики по числу занятых (больше 60 %).
В сферу услуг входят следующие услуги: финансовые, информационные, жилищно-коммунальные, бытовые, услуги аренды, туристические, юридические, гостиничные охранные, услуги переводчиков, торговые, транспортные услуги.
Информационная сфера представляет собой совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений.
Примеры применения компьютеров в различных сферах: АСУ, роботы, связь, САПР, строительство, банки, наука, торговля, образование (БД, дистанционное обучение), медицина, правоохранительные органы, сельское хозяйство, армия, искусство, социальная сфера, быт.
В состав информационных ресурсов входят:
• Библиотеки (более 150 тыс. в России, идет создание электронных каталогов, оцифровка книг);
• центры научно-технической информации (регистрация новых изобретений и открытий),
• архивы (идет перевод в электронный вид),
• отраслевые ресурсы (компьютерные центры предприятий, организаций по об-работке информации и управлению),
• социальные ресурсы (здравоохранение, образование, пенсионый фонд, система страхования, туризм и т.д.).
Для развития человеческого общества необходимы материальные, инструментальные, энергетические и другие ресурсы, в том числе и информационные. Настоящее время характеризуется небывалым ростом объема информационных потоков. Это относится практически к любой сфере деятельности человека. Наибольший рост объема информации наблюдается в промышленности, торговле, финансово-банковской и образовательной сферах.
В настоящее время распространение информации в информационном секторе экономики невозможно представить без применения новых информационных технологий (НИТ). Использование современных ИТ обеспечивает почти мгновенное подключение к любым электронным информационным массивам, поступающим из международных, региональных и национальных информационных систем и использование их в интересах успешного ведения бизнеса.
Благодаря стремительному развитию НИТ, в настоящее время не только появился открытый доступ к мировому потоку политической, финансовой, научно-технической информации, но и стала реальной возможность построения глобального бизнеса в сети Internet .
Рост популярности Internet связан с тем, что с использованием данной технологии можно реализовать практически все бизнес-процессы в электронном виде: покупать и продавать товары и услуги, вкладывать деньги, получать информацию, заключать соглашения и т.д. Настоящий момент развития Internet связан с лавинообразным развитием электронной коммерции.
Каналы передачи информации.
Человеку постоянно приходится участвовать в процессе передачи информации. Передача может происходить при непосредственном разговоре между людьми, через переписку, с помощью технических средств связи: телефона, радио, телевидения и др. Такие средства связи называются каналами передачи информации. Информационные каналы разделяются на два вида: биологические и технические.
Биологические информационные каналы – это органы чувств человека. Их пять: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. По способу восприятия человеком информация бывает зрительная, слуховая, тактильная, обонятельная, вкусовая, мышечная и вестибулярная.
Технические информационные каналы – это телефон, радио, телевидение, компьютер и др.
Процесс передачи информации всегда двусторонний: есть источник, и есть приемник информации. Источник передает (отправляет) информацию, а приемник её получает (воспринимает). Каждый человек постоянно переходит от роли источника к роли приемника информации.
Человеку почти непрерывно приходится заниматься обработкой информации.
Информация, воспринимаемая человеком в речевой или письменной форме, называется символьной (или знаковой) информацией.
Человеческая речь и письменность тесно связаны с понятием языка.
Язык - это знаковая система для представления информации, обмена информацией. Запахи, вкусовые и осязательные ощущения не сводятся к каким-то знакам, не могут быть переданы с помощью знаков. Безусловно, они несут информацию, поскольку мы их запоминаем, узнаем. Такую информацию называют образной информацией. К образной относится также информация, воспринимаемая через зрение и слух, но не сводящаяся к языкам (шум ветра, пение птиц, картины природы, живопись).
Хотя информация связана с материальным носителем, а её передача - с затратами энергии, одну и ту же информацию можно хранить на различных материальных носителях (на бумаге, в виде фотографии, на магнитной ленте) и передаваться с различными энергетическими затратами (по почте, по телефону, с курьером и т.д.).
В качестве средства для хранения, переработки и передачи информации научно-технический прогресс предложил обществу компьютер (электронно-вычислительную машину, ЭВМ).
3. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов.
Современное общество часто называют информационным.
Информация – сведения об окружающем нас мире и протекающих в нем процессах.
Не только в современном обществе, но и самого появления разумной жизни на земле, информация стала жизненно необходимым ресурсом общества. Рассмотрим основные этапы информационного развития общества в виде следующей таблицы:
Время | Этап | Достоинства | Материальные носители |
2-3 млн. лет назад* | Речь | Формирование трудового коллектива, способ сохранения и передачи накопленного опыта | Мозг человека |
30 тыс. лет назад | Письменность | Накопление и распространение знаний | Камень, кость, дерево, глина, папирус, шелк, бумага |
Середина XVI века | Книгопечатание | Массовая доступность к информации → промышленная революция | Книга |
С конца XIX века - … | Средства связи | Быстрая передача информации на любые расстояния | Электромагнитные колебания |
С середины ХХ века - … | Информатика | Компьютерные сети принципиально изменили обработку, хранение и передачу информации. | Перфоленты, перфокарты, магнитные карты и ленты, диски (гибкие, жесткие, оптические), flash-накопители, … |
В середине ХХ века возникает новая наука «Информатика»:
Информатика – наука об информации и технических средствах ее сбора, хранения, обработки, передачи.
Этапы развития технических средств и информационных ресурсов
Ручной. Данный этап основывался на применении пальцев рук и ног. Ведение счета при помощи перекладывания различных предметов и группировки представляет собой предшественника счета на абаке – самом развитом древнем счетном приборе. В качестве аналога данного средства можно привести счеты, которые используются некоторыми людьми по сегодняшний день.
Вычислительные приборы и устройства. Такие приспособления появились за счет значительного развития механики в XVII веке, вследствие чего появился механический способ вычислений. В 1642 г. появилась механическая счетная машина - Паскаль изобрел восьмиразрядную модель счетной суммирующей машины, в 1673 г. Лейбниц создал первый так называемый арифмометр, при помощи которого можно было выполнять все четыре действия арифметики. А первой машиной с запоминающим устройством была машина, созданная английским ученым Чарльзом Бэббиджем в 1823 г. Первым в мире программистом была дочь известного английского поэта Джоржа Байрона герцогиня Ада Лавлейс.
Электромеханический. Данный этап является наименее продолжительным, так как продолжался он на протяжении 60 лет, начиная от возникновения первой электромеханической машины и заканчивая формированием первых счетно-аналитических комплексов, содержащих в своей структуре сортировочную машину, табулятор и ручной перфоратор. В частности, последние изделия использовались для обработки результатов переписи населения в различных странах, включая Россию. В 30-40 е годы Конрад Цузе работал над машинами Z.
Электронный. Именно он связан с появлением электронной вычислительной машины под названием ENIAC в 1945 году в США и носила название ENIAK. Руководителями проекта построения ENIAK были Дж.Еккерт и Дж.Моучли. Первые серийные ЭВМ начали выпускать в 1954 г. В Украине первая ЭВМ была создана под руководством С. А. Лебедева в Киеве в 1951 г.
В истории дальнейшего развития ЭВМ принято выделять сразу несколько поколений, в каждом из которых есть свои уникальные характеристики и отличительные признаки. Таким образом, каждый отдельный этап внес собственный вклад в развитие современных информационных технологий и формирование такого общества, которое известно нам на сегодняшний день.
Основные характеристики ЭВМ разных поколений
Поколение | Годы | Элементные базы | Быстродействие (операции в секунду) | Ёмкость оперативной памяти |
І | 1950 – 1960 | Электронные лампы | 103 | 103 |
ІІ | 1960 – 1970 | Транзисторы | 105 | 105 |
ІІІ | 1970 – 1980 | Интегральные схемы | 107 | 107 |
ІV | 1980 – 1990 | Большие интегральные схемы | 109 | 109 |
V | 1990 – настоящее время | Микропроцессоры | 1011 | 1011 |