темы рефератов:
Введение в курс экологии
1. Экология как наука о взаимодествии. Связь ее с другими науками.
2. Краткая история развития экологии.
3. Трактовки понятия "экология", принятый в курсе взгляд на экологию, как биологическую науку.
4. Роль экологии для других областей биологии.
5. Фундаментальные свойства биологических систем.
Аутэкология и средоведение
6. Экологическая среда и экологические факторы. Разные классификации экологических факторов.
7. Антропические («антропогенные») факторы и их особенности.
8. Закон минимума Ю. Либиха (1840) и правило толерантности В. Шелфорда (1913).
9. Разнообразие организмов по диапазонам толерантности к разным факторам. Понятие адаптации.
10. Солнечная радиация: ее состав (спектр), поглощение атмосферой и действие на организмы. Различные биологические эффекты, связанные с солнечной радиацией.
11. Адаптации разнообразных организмов к количеству и качественному составу электромагнитной радиации.
12. Фотопериодизм.
13. Тепловой баланс организма. Термобиологические типы организмов.
14. Температура и количество тепла, концепция эффективных температур.
15. Клинальная изменчивость. Экологические правила Бергмана, Аллена и Глогера.
16. Особенности организмов, связанные с их размерами.
17. Вода и влажность. Соленость и осмотическое давление. Водный баланс. Адаптации к экономии воды у наземных организмов.
18. Источники энергии для организмов. Автотрофы и гетеротрофы.
19. Фотосинтез и дыхание: кислород атмосферы как продукт фотосинтеза.
20. Хемосинтез, жизнь в анаэробных условиях.
21. Трофические отношения между организмами: продуценты, консументы и редуценты.
22. Констелляция (одновременное действие на организм) разных экологических факторов. Концепция ниши по Хатчинсону.
23. Концепция стресса по Селье.
24. Особенности наземно-воздушной среды существования организмов. Адаптации организмов к жизни в этой среде.
25. Особенности почвенной среды существования организмов. Адаптации организмов к жизни в этой среде.
26. Особенности водной среды существования организмов. Адаптации организмов к жизни в этой среде.
27. Особенности других организмов как среды существования организмов. Адаптации организмов к жизни в этой среде.
28. Жизненные формы, их классификации.
Взаимодействие между видами и регуляция численности популяций
29. Популяции и их свойства.
30. Характеристики популяций.
31. Демографические таблицы, пирамиды, кривые выживания.
32. Экспоненциальный и логистический рост численности популяции.
33. Модель Лотки-Вольтерра
34. Классификация взаимодействия между видами (на основе знаков влияния видов друг на друга в модели Лотки-Вольтерра).
35. Мутуализм и протокооперация. Оптимальные стратегии взаимодействующих видов; примеры взаимодействия; примеры морфологических, физиологических и этологических адаптаций видов к взаимодействию друг с другом.
36. Комесализм. Оптимальные стратегии взаимодействующих видов; примеры взаимодействия; примеры морфологических, физиологических и этологических адаптаций видов к взаимодействию друг с другом.
37. Разнообразие форм эксплуатации. Оптимальные стратегии взаимодействующих видов; примеры взаимодействия; примеры морфологических, физиологических и этологических адаптаций видов к взаимодействию друг с другом.
38. Конкуренция. Оптимальные стратегии взаимодействующих видов; примеры взаимодействия; примеры морфологических, физиологических и этологических адаптаций видов к взаимодействию друг с другом.
39. Конкуренция. и экологические ниши.
40. Аменсализм и нейтрализм. Оптимальные стратегии взаимодействующих видов; примеры взаимодействия; примеры морфологических, физиологических и этологических адаптаций видов к взаимодействию друг с другом.
41. Экологические стратегии.
42. Регуляция численности популяции. Первичные и вторичные факторы регуляции численности. Многообразие механизмов оптимизации численности популяций.
43. Стратегии внутрипопуляционного взаимодействия.
44. Правило Гаузе; примеры его применимости и случаи, когда оно не работает. Различные подходы к описанию понятия экологической ниши.
45. Специфика популяционной организации различных видов.
Экосистемы и биосфера
46. Экосистемы и биогеоценозы. Компоненты. Системы регуляции.
47. Биомы. Классификация, принципы выделения.
48. Экологический баланс.
49. Продукция экосистем и ее измерение.
50. Сукцессии.
51. Природа и характеристики сообществ.
52. Трофические связи и уровни.
52. Экологические пирамиды.
54. Биосфера.
55. Ноосфера.
56. Основные системы регуляции на экосистемном и биосферном уровнях.
57. Антропный парадокс
Экологический кризис современности
58. Популяционная структура человека. Причины роста численности человечества и его перспективы.
59. Ресурсы, используемые человечеством.
60. Сравнение естественных и искусственных экосистем. Факторы, ограничивающие в них продуктивность.
61. Сравнение разных типов сельского хозяйства с точки зрения их продуктивности агросистем, их устойчивости, воздействия на среду обитания.
62. Плюсы и минусы органического земледелия.
63. Основные экологические проблемы современого человечества (проблемы взаимодействия человечества со средой своего обитания) и возможные пути их решения.
64. Биомы и культура человека.
Социальная экология
65. Предмет социальной экологии и ее отношение к другим наукам . Развитие экологических представлений людей с древнейших времен до наших дней Становление предмета социальной экологии.
66. Социально - экологическое взаимодействие и его субъекты . Человек и общество как субъекты социально - экологического взаимодействия . Среда человека и ее элементы как субъекты социально - экологического взаимодействия.
67. Взаимоотношения общества и природы в истории цивилизации. Культура охотников и собирателей. Аграрная культура. Индустриальное общество. Постиндустриальное общество, идеал ноосферы и концепция устойчивого развития.
68. Поведение человека в естественной и социальной среде. Характеристика экологических потребностей .
69. Адаптация человека к природной и социальной среды. Своеобразие поведения в природной и социальной среде.
70. Поведение человека в критических и экстремальных ситуациях.
71. Экология среды обитания. Социально - бытовая среда. Трудовая среда . Рекреационная среда.
Экологическая этика
72. Элементы экологической этики.
73. Моральный аспект взаимоотношений человека , общества и природы.
74. Природа как ценность. Антропоцентризм и натуроцентризм.
75. Ненасилие как форма отношения к природе и как нравственный принцип. Проблема ненасильственного взаимодействия человека , общества и природы в религиозных концепциях.
Экологическая психология
76. Элементы экологической психологии. Предмет экологической психологии.
77. Субъективное отношение к природе и его разновидности. Субъективное восприятие мира природы.
78. Экологическое сознание.
79. Элементы экологической педагогики. Проблема формирования экологической культуры. Экологическое образование и воспитание. Экологизация образования.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТА
Требования к выполнению
Содержание реферата должно соответствовать теме и ее плану.
Текст реферата должен отражать авторскую позицию по проблеме.
При подготовке реферата используйте не менее 7-10 источников (желательно, разных видов, в том числе Интернет-ресурс).
Текст реферата записывайте лаконичным литературным языком, понятным для слушателей (студентов).
Правильно используйте терминологию.
При первом применении новых терминов объясните их значение, избегая сложных конструкций, а также предложений, не имеющих прямого отношения к определению термина.
Правильно оформляйте используемые цитаты.
Примерные этапы работы над рефератом
1. Выбор проблемы, его обоснование, формулирование темы.
2. Отбор основных источников по теме.
3. Составление библиографии.
4. Конспектирование или тезирование необходимого материала.
5. Систематизация зафиксированной и отобранной информации.
6. Определение основных понятий.
7. Разработка логики исследования, составление плана.
8. Реализация плана, написание реферата.
9. Самоанализ, предполагающий новизну текста, степень раскрытия сущности проблемы, обоснованности выбора источников.
10. Проверка правильности оформления списка литературы.
11. Редакторская правка.
12. Оформление реферата и проверка текста с точки зрения грамотности и стилистики.
Правила оформления и представления рефератов
Объем реферата – не более 20 страниц машинописного текста. Печать только на одной стороне листа. Текст набирается на компьютере: шрифт Times New Roman -12, интервал 1,5, с полями: справа 1 см, слева 3 см, сверху и снизу 2 см. Нумерация страниц в верхнем правом углу без точек и тире, начиная с третьей страницы (с введения). Выравнивание по ширине.
На первой странице печатается план, включающий в себя введение, параграфы, раскрывающие суть проблемы, заключение.
В конце реферата представляется список использованной литературы (не менее 5 источников) с точным указанием авторов, названия, места и года ее издания.