СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Введение в курс изучения истории

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Введение в курс изучения истории»

Введение в курс изучения истории Преподаватель Истории и обществознания Журавская Е.В.

Введение в курс изучения истории

Преподаватель

Истории и обществознания

Журавская Е.В.

ВОПРОСЫ Интересуетесь ли вы историей ? Какой период и на какой территории вам наиболее интересен? Какие даты отечественной истории вы помните? Нравиться ли вам узнавать новое о прошлом человечества?

ВОПРОСЫ

  • Интересуетесь ли вы историей ?
  • Какой период и на какой территории вам наиболее интересен?
  • Какие даты отечественной истории вы помните?
  • Нравиться ли вам узнавать новое о прошлом человечества?
Эпиграф к уроку История – это учительница жизни. Потому что не знать того, что было до твоего рождения, означает навсегда остаться ребенком. Цицерон.

Эпиграф к уроку

История – это учительница жизни. Потому что не знать того, что было до твоего рождения, означает навсегда остаться ребенком.

Цицерон.

Форма урока – эвристическая беседа. Оборудование – на доске высказывания известных людей о значимости истории; меловые схемы «периодизация истории» и «виды исторических источников».

Форма урока – эвристическая беседа.

Оборудование – на доске высказывания известных людей о значимости истории; меловые схемы «периодизация истории» и «виды исторических источников».

План:   Понятие «история» и вспомогательные исторические дисциплины Виды исторических источников Необходимость изучения истории Периодизация истории Предмет изучения истории в техникуме и краткая характеристика учебника Требования к изучению истории и ведению тетрадей. Домашнее задание

План:

  • Понятие «история» и вспомогательные исторические дисциплины
  • Виды исторических источников
  • Необходимость изучения истории
  • Периодизация истории
  • Предмет изучения истории в техникуме и краткая характеристика учебника
  • Требования к изучению истории и ведению тетрадей.
  • Домашнее задание
Понятие  «история» «Энциклопедический словарь» братьев А. и И. Гранат установление и объяснение фактов прошлого, а в более специальном смысле есть наука, устанавливающая факты развития человеческого общества, начиная от его возникновения «Толковый словарь» В. Даля то, что было или есть, в противоположность сказке, басне «Энциклопедический словарь» Брокгауза и Ефрона 1. Совокупность фактов прошлого как в жизни народов и государств вообще, так и разных сторон духовной и общественной жизни человечества. 2. Наука о прошлом человечества или какой-либо группы явлений или знаний «Толковый словарь» С. Ожегова 1. Действительность в ее развитии, движении. Законы истории. 2. Совокупность наук, изучающих прошлое человеческого общества

Понятие «история»

«Энциклопедический словарь» братьев А. и И. Гранат

установление и объяснение фактов прошлого, а в более специальном смысле есть наука, устанавливающая факты развития человеческого общества, начиная от его возникновения

«Толковый словарь» В. Даля

то, что было или есть, в противоположность сказке, басне

«Энциклопедический словарь» Брокгауза и Ефрона

1. Совокупность фактов прошлого как в жизни народов и государств вообще, так и разных сторон духовной и общественной жизни человечества. 2. Наука о прошлом человечества или какой-либо группы явлений или знаний

«Толковый словарь» С. Ожегова

1. Действительность в ее развитии, движении. Законы истории. 2. Совокупность наук, изучающих прошлое человеческого общества

История  – это наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях
  • История

это наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях

по широте изучения объекта

по широте изучения объекта

Исторические науки

Исторические науки

Вспомогательные исторические дисциплины  (специальные исторические дисциплины), изучают определенные виды или отдельные стороны формы и содержания исторических источников.

Вспомогательные исторические дисциплины

(специальные исторические дисциплины), изучают определенные виды или отдельные стороны формы и содержания исторических источников.

вспомогательные исторические дисциплины хронология , изучающая системы отсчета времени; палеография – рукописные памятники и старинное письмо;  дипломатика – исторические акты;  нумизматика – монеты, медали, ордена, денежные системы, историю торговли; метрология – систему мер; геральдика – гербы стран, городов, отдельных семей; сфрагистика – печати;  эпиграфия – надписи на камне, глине, металле;  генеалогия – происхождение городов и фамилий; топонимика – происхождение географических названий; краеведение – историю местности, региона, края.

вспомогательные исторические дисциплины

  • хронология , изучающая системы отсчета времени;
  • палеография рукописные памятники и старинное письмо;
  • дипломатика исторические акты;
  • нумизматика монеты, медали, ордена, денежные системы, историю торговли;
  • метрология систему мер;
  • геральдика гербы стран, городов, отдельных семей;
  • сфрагистика печати;
  • эпиграфия надписи на камне, глине, металле;
  • генеалогия происхождение городов и фамилий;
  • топонимика происхождение географических названий;
  • краеведение историю местности, региона, края.
Виды исторических источников               ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ                                      ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ УСТНЫЕ  ВЕЩЕСТВЕННЫЕ  ПИСЬМЕННЫЕ

Виды исторических источников

 

ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ

 

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ

УСТНЫЕ

ВЕЩЕСТВЕННЫЕ

ПИСЬМЕННЫЕ

Принципы изучения исторических данных Принцип историзма  требует рассмотрения всех исторических фактов, явлений и событий в соответствии с конкретно-исторической обстановкой, в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Принцип объективности  предполагает опору на факты в их истинном содержании, не искаженные и не подогнанные под схему. Принцип социального подхода предполагает рассмотрение историко-экономических процессов с учетом социальных интересов различных слоев населения, различных форм их проявления в обществе. Принцип альтернативности  определяет степень вероятности осуществления того или иного события, явления

Принципы изучения исторических данных

  • Принцип историзма требует рассмотрения всех исторических фактов, явлений и событий в соответствии с конкретно-исторической обстановкой, в их взаимосвязи и взаимообусловленности.
  • Принцип объективности предполагает опору на факты в их истинном содержании, не искаженные и не подогнанные под схему.
  • Принцип социального подхода предполагает рассмотрение историко-экономических процессов с учетом социальных интересов различных слоев населения, различных форм их проявления в обществе.
  • Принцип альтернативности определяет степень вероятности осуществления того или иного события, явления
Предмет истории  закономерности развития общества  человек (личность) в самореализации естественных прав, дарованных природой. Известный французский историк Марк Блок определил историю “как науку о людях во времени”

Предмет истории

  • закономерности развития общества
  • человек (личность) в самореализации естественных прав, дарованных природой.
  • Известный французский историк Марк Блок определил историю “как науку о людях во времени”
Научные категории

Научные категории

Научные категории Историческое время движется только вперед. Каждый отрезок движения в историческом времени соткан из тысяч связей, материальных и духовных, он уникален и не имеет себе равных историческое пространство - совокупность природно-географических, экономических, политических, общественно-культурных процессов, протекающих на определенной территории Исторический факт — это реальное событие прошлого

Научные категории

  • Историческое время движется только вперед. Каждый отрезок движения в историческом времени соткан из тысяч связей, материальных и духовных, он уникален и не имеет себе равных
  • историческое пространство - совокупность природно-географических, экономических, политических, общественно-культурных процессов, протекающих на определенной территории
  • Исторический факт — это реальное событие прошлого
Теории изучения истории Религиозно-историческая  (Движение человечества к Богу. Высшая ценность : Душа) Всемирно-историческая (Общемировое развитие, прогресс человечества. Высшая ценность: материальные блага) Локально-историческая (Единство человечества и среды его обитания. Высшая ценность: гармония мироздания, сохранение и укрепление здоровья, продление жизни)

Теории изучения истории

  • Религиозно-историческая

(Движение человечества к Богу. Высшая ценность : Душа)

  • Всемирно-историческая

(Общемировое развитие, прогресс человечества. Высшая ценность: материальные блага)

  • Локально-историческая (Единство человечества и среды его обитания. Высшая ценность: гармония мироздания, сохранение и укрепление здоровья, продление жизни)
Для чего необходимо изучать историю? Подумайте, какое значение имеет история для всего человечества и для вас лично?      ?

Для чего необходимо изучать историю?

Подумайте, какое значение имеет история для всего человечества и для вас лично?

?

 Историю необходимо изучать для того, чтобы   Учитывая накопленный человечеством опыт, не повторять его ошибок, учиться на ошибках других и своих стран, народа, лидеров и т.п.; Чтобы использовать в своей деятельности уже имеющиеся у человечества знания и опыт в различных областях деятельности, чтобы «не изобретать велосипед»: История учит осмысливать и анализировать события прошлого, помогает лучше понять и объяснить многие современные проблемы. Кто управляет прошлым, тот правит будущим Расширить свой кругозор, развить свои способности, быть эрудированным человеком. (Это важно при освоении любой профессии);

Историю необходимо изучать для того, чтобы

  • Учитывая накопленный человечеством опыт, не повторять его ошибок, учиться на ошибках других и своих стран, народа, лидеров и т.п.;
  • Чтобы использовать в своей деятельности уже имеющиеся у человечества знания и опыт в различных областях деятельности, чтобы «не изобретать велосипед»:
  • История учит осмысливать и анализировать события прошлого, помогает лучше понять и объяснить многие современные проблемы. Кто управляет прошлым, тот правит будущим
  • Расширить свой кругозор, развить свои способности, быть эрудированным человеком. (Это важно при освоении любой профессии);

Цитаты о значимости истории   Главный урок истории заключен в том, что человечество необучаемо.        У. Черчилль Не любить историю может только человек совершенно неразвитый умственно.       Н.Г. Чернышевский История – это фонарь в будущее, который светит нам из прошлого.       В.О. Ключевский Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости.        А.С. Пушкин.

Цитаты о значимости истории

Главный урок истории заключен в том, что человечество необучаемо.

У. Черчилль

Не любить историю может только человек совершенно неразвитый умственно.

Н.Г. Чернышевский

История – это фонарь в будущее, который светит нам из прошлого.

В.О. Ключевский

Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости.

А.С. Пушкин.

История человечества – это непрерывное стремление от темноты к ясности.       Ф. Нансен Вся история есть не что иное, как образование человека человеческим трудом.        К. Маркс История – свидетельница веков, факел истины, душа памяти, наставница жизни.        Цицерон Народ умирает, когда становится населением. А населением он становится тогда, когда забывает свою историю.       Ф. Абрамов

История человечества – это непрерывное стремление от темноты к ясности.

Ф. Нансен

Вся история есть не что иное, как образование человека человеческим трудом.

К. Маркс

История – свидетельница веков, факел истины, душа памяти, наставница жизни.

Цицерон

Народ умирает, когда становится населением. А населением он становится тогда, когда забывает свою историю.

Ф. Абрамов

Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории       В.М. Васнецов  Надо знать прошлое , чтобы понимать настоящее и предвидеть будущее.       В.Г. Белинский  История — это исключительно процесс очеловечивания человечества.       Л. Фейербах  История – самый лучший учитель, у которого самые плохие ученики.        И. Ганди

Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории В.М. Васнецов Надо знать прошлое , чтобы понимать настоящее и предвидеть будущее. В.Г. Белинский История — это исключительно процесс очеловечивания человечества. Л. Фейербах История – самый лучший учитель, у которого самые плохие ученики. И. Ганди

Многие скверные ученики стали знаменитыми историческими личностями. Как видно, историю легче делать, чем учить ее.       Л. Фелеки Все действительно всемирно-исторические события происходят дважды: первый раз в виде великой трагедии, во второй - в виде жалкого фарса.        Г. Гегель

Многие скверные ученики стали знаменитыми историческими личностями. Как видно, историю легче делать, чем учить ее.

Л. Фелеки

Все действительно всемирно-исторические события происходят дважды: первый раз в виде великой трагедии, во второй - в виде жалкого фарса.

Г. Гегель

 История — то происходящее, которое, пересекая время, уничтожая его,  соприкасается с вечным.       К. Ясперс  Чтобы писать историю достойным образом, надо забыть о своей вере, своем  отечестве, своей партии.         П. Буаст  История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков.      В. Ключевский  История учит лишь тому, что она никогда ничему не научила народы. Г. Гегель

История — то происходящее, которое, пересекая время, уничтожая его, соприкасается с вечным. К. Ясперс Чтобы писать историю достойным образом, надо забыть о своей вере, своем отечестве, своей партии. П. Буаст История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков. В. Ключевский История учит лишь тому, что она никогда ничему не научила народы. Г. Гегель

А что такое периодизация?  Что вам известно о периодизации истории?   Периодизация - это  деление процессов развития общества или природы на отличающиеся друг от друга периоды на основе определенных признаков или принципов

А что такое периодизация? Что вам известно о периодизации истории?

Периодизация

- это деление процессов развития общества или природы на отличающиеся друг от друга периоды на основе определенных признаков или принципов

Периодизация истории    3 млн. 3 тыс. Н.Э. V  XV  XX         Новейшее время     Новое время     Средние века    Древний мир Первобытность                   

Периодизация истории

3 млн. 3 тыс. Н.Э. V XV XX

Новейшее время

Новое время

Средние века

Древний мир

Первобытность

 

 

Закрепление материала Проанализируйте текст источников и ответьте на вопросы:  -назовите факторы, повлиявшие на развитие истории России; Что создавало препятствия на пути модернизации России?  -в чем исключительность истории России? Американский социолог и историк Р. Пайпс и английский историк Т. Самуэли так определили исключительность истории России и ее место во всемирно-историческом процессе: 1. Бедность почвенно-климатических условий. 2. Влияние татаро-монгольского ига, передавшего русскому обществу восточную форму общественного устройства. 3. Заимствование христианства у Византии, которое привело к игнорированию «аналитического разума», к упрочению авторитарной власти. 4. Особые, свойственные русской нации этнические характеристики. Сравните точки зрения этих ученых с мнением В. О. Ключевского и В. Г. Хорос

Закрепление материала

  • Проанализируйте текст источников и ответьте на вопросы: -назовите факторы, повлиявшие на развитие истории России;
  • Что создавало препятствия на пути модернизации России? -в чем исключительность истории России?
  • Американский социолог и историк Р. Пайпс и английский историк Т. Самуэли так определили исключительность истории России и ее место во всемирно-историческом процессе: 1. Бедность почвенно-климатических условий. 2. Влияние татаро-монгольского ига, передавшего русскому обществу восточную форму общественного устройства. 3. Заимствование христианства у Византии, которое привело к игнорированию «аналитического разума», к упрочению авторитарной власти. 4. Особые, свойственные русской нации этнические характеристики.
  • Сравните точки зрения этих ученых с мнением В. О. Ключевского и В. Г. Хорос
В. О. Ключевский. «Курс русской истории»  (Извлечение)          Начиная изучение истории какого-либо народа, встречаем силу, которая держит в своих руках колыбель каждого народа, — природу его страны.        Россия — не разделяет... выгодных природных особенностей Европы, или, говоря точнее, разделяет их в одинаковой степени с Азией. Море образует лишь малую долю ее границ, береговая линия ее морей незначительна... Однообразие — отличительная черта ее поверхности; одна форма господствует почти на всем ее протяжении: эта форма — равнина, волнообразная плоскость...        От однообразия формы поверхности в значительной мере зависит и климат страны, распределение тепла и влаги в воздухе и частью направление ветров...        Климат этого пространства... обыкновенно характеризуют такими общими чертами: зима не особенно суровая, но продолжительная; ...весна поздняя, с частыми возвратами холодов; лето умеренно теплое, благоприятное для земледелия; температура изменяется часто и быстро зимой и весной, реже и постепеннее летом и осенью.

В. О. Ключевский. «Курс русской истории» (Извлечение)

  •        Начиная изучение истории какого-либо народа, встречаем силу, которая держит в своих руках колыбель каждого народа, — природу его страны.       Россия — не разделяет... выгодных природных особенностей Европы, или, говоря точнее, разделяет их в одинаковой степени с Азией. Море образует лишь малую долю ее границ, береговая линия ее морей незначительна... Однообразие — отличительная черта ее поверхности; одна форма господствует почти на всем ее протяжении: эта форма — равнина, волнообразная плоскость...       От однообразия формы поверхности в значительной мере зависит и климат страны, распределение тепла и влаги в воздухе и частью направление ветров...       Климат этого пространства... обыкновенно характеризуют такими общими чертами: зима не особенно суровая, но продолжительная; ...весна поздняя, с частыми возвратами холодов; лето умеренно теплое, благоприятное для земледелия; температура изменяется часто и быстро зимой и весной, реже и постепеннее летом и осенью.

В. Г. Хорос. «Русская история в сравнительном освещении» (Извлечение)

  •        Небольшие группы славянского населения осваивали обширную территорию, намного большую, чем Западная Европа. Но природные и климатические условия этой громадной равнины были гораздо более трудными, чем в западноевропейском регионе. Значительная часть территории нынешней России находится на широтах, где преобладают лес и лесостепь со сравнительно бедными почвами. В части лесостепи и степи почвы более плодородные. Но климатическая зона здесь такова, что период, пригодный для сельскохозяйственных работ, не превышает 5—6 месяцев (по сравнению с 8—9 месяцами в Западной Европе). В Северной России этот срок сокращается до 4 месяцев. При этом осадки обильнее всего на западе и северо-западе, то есть в районах с неплодородными почвами, тогда как в черноземной зоне и в степной части нередки засухи.       Все это превращает большую часть России в зону так называемого рискованного земледелия. Примерно раз в 3 года случается неурожай. Да и сама урожайность невелика. В России она долгое время (вплоть до XIX в.) не превышала «сам-треть» (т. е. когда одно посеянное зерно дает три), что дает уровень, достаточный лишь для простого воспроизводства либо чуть выше его. Немногим лучше обстояло дело с животноводством. Длинная зима сокращает сроки выпаса скота.       Подобная природная среда обычно диктует прогресс несельскохозяйственного производства, различного рода промыслов. Но, во-первых, малая продуктивность сельского хозяйства приводит к недостаточному производству сырья для промышленности, а также к узости внутреннего рынка в силу бедности и низкой покупательной способности крестьянства. Во-вторых, ряд факторов (отсутствие в течение долгого периода выхода к морям, окружение агрессивных степных народов) мешал развитию внешней торговли и связей с более развитыми странами. Наконец, величина территории, обилие леса, болот при редком населении — все это затрудняло коммуникации, устройство дорог. Правда, территория России богата реками, впадающими в моря. Речная сеть долгое время служила основным средством сообщения.
Домашнее задание Написать сочинение — рассуждение об: 1. Личной значимости изучения истории. ИЛИ 2. Факторах повлиявших на развитие истории России.

Домашнее задание

Написать сочинение — рассуждение об:

1. Личной значимости изучения истории.

ИЛИ

2. Факторах повлиявших на развитие истории России.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!