Введение в курс изучения истории
Преподаватель
Истории и обществознания
Журавская Е.В.
ВОПРОСЫ
- Интересуетесь ли вы историей ?
- Какой период и на какой территории вам наиболее интересен?
- Какие даты отечественной истории вы помните?
- Нравиться ли вам узнавать новое о прошлом человечества?
Эпиграф к уроку
История – это учительница жизни. Потому что не знать того, что было до твоего рождения, означает навсегда остаться ребенком.
Цицерон.
Форма урока – эвристическая беседа.
Оборудование – на доске высказывания известных людей о значимости истории; меловые схемы «периодизация истории» и «виды исторических источников».
План:
- Понятие «история» и вспомогательные исторические дисциплины
- Виды исторических источников
- Необходимость изучения истории
- Периодизация истории
- Предмет изучения истории в техникуме и краткая характеристика учебника
- Требования к изучению истории и ведению тетрадей.
- Домашнее задание
Понятие «история»
«Энциклопедический словарь» братьев А. и И. Гранат
установление и объяснение фактов прошлого, а в более специальном смысле есть наука, устанавливающая факты развития человеческого общества, начиная от его возникновения
«Толковый словарь» В. Даля
то, что было или есть, в противоположность сказке, басне
«Энциклопедический словарь» Брокгауза и Ефрона
1. Совокупность фактов прошлого как в жизни народов и государств вообще, так и разных сторон духовной и общественной жизни человечества. 2. Наука о прошлом человечества или какой-либо группы явлений или знаний
«Толковый словарь» С. Ожегова
1. Действительность в ее развитии, движении. Законы истории. 2. Совокупность наук, изучающих прошлое человеческого общества
– это наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях
по широте изучения объекта
Исторические науки
Вспомогательные исторические дисциплины
(специальные исторические дисциплины), изучают определенные виды или отдельные стороны формы и содержания исторических источников.
вспомогательные исторические дисциплины
- хронология , изучающая системы отсчета времени;
- палеография – рукописные памятники и старинное письмо;
- дипломатика – исторические акты;
- нумизматика – монеты, медали, ордена, денежные системы, историю торговли;
- метрология – систему мер;
- геральдика – гербы стран, городов, отдельных семей;
- сфрагистика – печати;
- эпиграфия – надписи на камне, глине, металле;
- генеалогия – происхождение городов и фамилий;
- топонимика – происхождение географических названий;
- краеведение – историю местности, региона, края.
Виды исторических источников
ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ
УСТНЫЕ
ВЕЩЕСТВЕННЫЕ
ПИСЬМЕННЫЕ
Принципы изучения исторических данных
- Принцип историзма требует рассмотрения всех исторических фактов, явлений и событий в соответствии с конкретно-исторической обстановкой, в их взаимосвязи и взаимообусловленности.
- Принцип объективности предполагает опору на факты в их истинном содержании, не искаженные и не подогнанные под схему.
- Принцип социального подхода предполагает рассмотрение историко-экономических процессов с учетом социальных интересов различных слоев населения, различных форм их проявления в обществе.
- Принцип альтернативности определяет степень вероятности осуществления того или иного события, явления
Предмет истории
- закономерности развития общества
- человек (личность) в самореализации естественных прав, дарованных природой.
- Известный французский историк Марк Блок определил историю “как науку о людях во времени”
Научные категории
Научные категории
- Историческое время движется только вперед. Каждый отрезок движения в историческом времени соткан из тысяч связей, материальных и духовных, он уникален и не имеет себе равных
- историческое пространство - совокупность природно-географических, экономических, политических, общественно-культурных процессов, протекающих на определенной территории
- Исторический факт — это реальное событие прошлого
Теории изучения истории
(Движение человечества к Богу. Высшая ценность : Душа)
(Общемировое развитие, прогресс человечества. Высшая ценность: материальные блага)
- Локально-историческая (Единство человечества и среды его обитания. Высшая ценность: гармония мироздания, сохранение и укрепление здоровья, продление жизни)
Для чего необходимо изучать историю?
Подумайте, какое значение имеет история для всего человечества и для вас лично?
?
Историю необходимо изучать для того, чтобы
- Учитывая накопленный человечеством опыт, не повторять его ошибок, учиться на ошибках других и своих стран, народа, лидеров и т.п.;
- Чтобы использовать в своей деятельности уже имеющиеся у человечества знания и опыт в различных областях деятельности, чтобы «не изобретать велосипед»:
- История учит осмысливать и анализировать события прошлого, помогает лучше понять и объяснить многие современные проблемы. Кто управляет прошлым, тот правит будущим
- Расширить свой кругозор, развить свои способности, быть эрудированным человеком. (Это важно при освоении любой профессии);
Цитаты о значимости истории
Главный урок истории заключен в том, что человечество необучаемо.
У. Черчилль
Не любить историю может только человек совершенно неразвитый умственно.
Н.Г. Чернышевский
История – это фонарь в будущее, который светит нам из прошлого.
В.О. Ключевский
Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости.
А.С. Пушкин.
История человечества – это непрерывное стремление от темноты к ясности.
Ф. Нансен
Вся история есть не что иное, как образование человека человеческим трудом.
К. Маркс
История – свидетельница веков, факел истины, душа памяти, наставница жизни.
Цицерон
Народ умирает, когда становится населением. А населением он становится тогда, когда забывает свою историю.
Ф. Абрамов
Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории В.М. Васнецов Надо знать прошлое , чтобы понимать настоящее и предвидеть будущее. В.Г. Белинский История — это исключительно процесс очеловечивания человечества. Л. Фейербах История – самый лучший учитель, у которого самые плохие ученики. И. Ганди
Многие скверные ученики стали знаменитыми историческими личностями. Как видно, историю легче делать, чем учить ее.
Л. Фелеки
Все действительно всемирно-исторические события происходят дважды: первый раз в виде великой трагедии, во второй - в виде жалкого фарса.
Г. Гегель
История — то происходящее, которое, пересекая время, уничтожая его, соприкасается с вечным. К. Ясперс Чтобы писать историю достойным образом, надо забыть о своей вере, своем отечестве, своей партии. П. Буаст История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков. В. Ключевский История учит лишь тому, что она никогда ничему не научила народы. Г. Гегель
А что такое периодизация? Что вам известно о периодизации истории?
Периодизация
- это деление процессов развития общества или природы на отличающиеся друг от друга периоды на основе определенных признаков или принципов
Периодизация истории
3 млн. 3 тыс. Н.Э. V XV XX
Новейшее время
Новое время
Средние века
Древний мир
Первобытность
Закрепление материала
- Проанализируйте текст источников и ответьте на вопросы: -назовите факторы, повлиявшие на развитие истории России;
- Что создавало препятствия на пути модернизации России? -в чем исключительность истории России?
- Американский социолог и историк Р. Пайпс и английский историк Т. Самуэли так определили исключительность истории России и ее место во всемирно-историческом процессе: 1. Бедность почвенно-климатических условий. 2. Влияние татаро-монгольского ига, передавшего русскому обществу восточную форму общественного устройства. 3. Заимствование христианства у Византии, которое привело к игнорированию «аналитического разума», к упрочению авторитарной власти. 4. Особые, свойственные русской нации этнические характеристики.
- Сравните точки зрения этих ученых с мнением В. О. Ключевского и В. Г. Хорос
В. О. Ключевский. «Курс русской истории» (Извлечение)
- Начиная изучение истории какого-либо народа, встречаем силу, которая держит в своих руках колыбель каждого народа, — природу его страны. Россия — не разделяет... выгодных природных особенностей Европы, или, говоря точнее, разделяет их в одинаковой степени с Азией. Море образует лишь малую долю ее границ, береговая линия ее морей незначительна... Однообразие — отличительная черта ее поверхности; одна форма господствует почти на всем ее протяжении: эта форма — равнина, волнообразная плоскость... От однообразия формы поверхности в значительной мере зависит и климат страны, распределение тепла и влаги в воздухе и частью направление ветров... Климат этого пространства... обыкновенно характеризуют такими общими чертами: зима не особенно суровая, но продолжительная; ...весна поздняя, с частыми возвратами холодов; лето умеренно теплое, благоприятное для земледелия; температура изменяется часто и быстро зимой и весной, реже и постепеннее летом и осенью.
В. Г. Хорос. «Русская история в сравнительном освещении» (Извлечение)
- Небольшие группы славянского населения осваивали обширную территорию, намного большую, чем Западная Европа. Но природные и климатические условия этой громадной равнины были гораздо более трудными, чем в западноевропейском регионе. Значительная часть территории нынешней России находится на широтах, где преобладают лес и лесостепь со сравнительно бедными почвами. В части лесостепи и степи почвы более плодородные. Но климатическая зона здесь такова, что период, пригодный для сельскохозяйственных работ, не превышает 5—6 месяцев (по сравнению с 8—9 месяцами в Западной Европе). В Северной России этот срок сокращается до 4 месяцев. При этом осадки обильнее всего на западе и северо-западе, то есть в районах с неплодородными почвами, тогда как в черноземной зоне и в степной части нередки засухи. Все это превращает большую часть России в зону так называемого рискованного земледелия. Примерно раз в 3 года случается неурожай. Да и сама урожайность невелика. В России она долгое время (вплоть до XIX в.) не превышала «сам-треть» (т. е. когда одно посеянное зерно дает три), что дает уровень, достаточный лишь для простого воспроизводства либо чуть выше его. Немногим лучше обстояло дело с животноводством. Длинная зима сокращает сроки выпаса скота. Подобная природная среда обычно диктует прогресс несельскохозяйственного производства, различного рода промыслов. Но, во-первых, малая продуктивность сельского хозяйства приводит к недостаточному производству сырья для промышленности, а также к узости внутреннего рынка в силу бедности и низкой покупательной способности крестьянства. Во-вторых, ряд факторов (отсутствие в течение долгого периода выхода к морям, окружение агрессивных степных народов) мешал развитию внешней торговли и связей с более развитыми странами. Наконец, величина территории, обилие леса, болот при редком населении — все это затрудняло коммуникации, устройство дорог. Правда, территория России богата реками, впадающими в моря. Речная сеть долгое время служила основным средством сообщения.
Домашнее задание
Написать сочинение — рассуждение об:
1. Личной значимости изучения истории.
ИЛИ
2. Факторах повлиявших на развитие истории России.