Введение
Проблема измерения интеллекта занимает особое место в современном образовании. Система образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества. Она должна быть направлена на развитие личности школьника, его умственных способностей, на создание условий для его самоопределения и самореализации. Уровень умственного развития в большой степени влияет на эффективность осуществления этих проблем. Ведь чем раньше замечено отставание в развитие того или иного психического процесса, тем раньше оно будет исправлено. Если все психические процессы соответствуют уровню умственного развития личности, то можно говорить об успешно сложившейся личности, которая принесет пользу обществу.
Диагностика интеллекта играет важную роль в повышении качества образования школьников, позволяет выявить отклонения в умственном развитии учащихся и, как следствие, правильно организовать педагогическую работу, специально направленную на развитие тех или иных способностей.
Изучением интеллектуальных способностей занимались ученые и психологи: А. Бине, Г. Ю. Айзенк, Д. Б. Векслер, Б. К. Рассел, Дж. М. Кеттелл, Т. О. Симон, В.У. Штерн, Ч. Э. Спирмен, Л. Л. Терстоун, Д. Д. Равен, Д. О. Хебб, Л. С. Термен, Р. Амтхауэр, М. К. Акимова, Е. М. Борисова, К. М. Гуревич, В. Т. Козлова, Л. С. Выготский, А. Ю. Панасюк, Л. С. Цветкова и другие.
Можно говорить, что в настоящий момент сложилось противоречие между необходимостью зучения интеллектуальных способностей детей младшего школьного возраста и недостатком современных методов для проведения такой работы деятельности педагога-психолога.
С учетом вышесказанного нами была сформулирована проблема данного исследования: каковы возможности изучения интеллектуальных способностей детей младшего школьного возраста.
Цель работы - изучение интеллектуальных способностей в младшем школьном возрасте.
Объект исследования: дети младшего школьного возраста.
Предметом является развитие интеллектуальных способностей у младших школьников.
На основе сформулированного противоречия, объекта и предмета исследования определена гипотеза, которая заключается в том что, изучение интеллектуальных способностей младших школьников позволит разработать программу по развитию интеллектуальных способностей детей младшего школьного возраста.
В соответствии с объектом, предметом и гипотезой в исследовании решались следующие задачи:
1. Изучить проблему интеллектуальных способностей в психолого-педагогической литературе и раскрыть особенности развития интеллектуальных способностей в младшем школьном возрасте.
2. Рассмотреть возможности работы педагога-психолога по развитию интеллектуальной сферы младших школьников.
3. Выявить интеллектуальные способности детей младшего школьного возраста и проанализировать результаты исследования интеллектуальных способностей детей младшего школьного возраста.
4. Разработать программу по развитию интеллектуальных способностей детей младшего школьного возраста.
Методологическими основами исследования являются принцип детерминизма, принцип развития, принцип единства сознания и деятельности, положение о переходе количественных изменений в качественные; исследования отечественных и зарубежных ученых в области профессионального самоопределения.
Теоретическую основу исследования составили труды ученых и психологов: А. Бине, Г. Ю. Айзенк, Д. Б. Векслер, Б. К. Рассел, Дж. М. Кеттелл, Т. О. Симон, В.У. Штерн, Ч. Э. Спирмен, Л. Л. Терстоун, Д. Д. Равен, Д. О. Хебб, Л. С. Термен, Р. Амтхауэр, М. К. Акимова, Е. М. Борисова, К. М. Гуревич, В. Т. Козлова, Л. С. Выготский, А. Ю. Панасюк, Л. С. Цветкова и другие.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
-теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
-эмпирические: методика Дэвида Векслера «Шкала вербального интеллекта», матрицы Равена.
Опытно-экспериментальной базой исследования является МБОУ Тепловская CОШ Нижегородской области. В исследовании приняли участие учащиеся 3 класса в количестве 20 человек.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе изучена проблема развития интеллектуальных способностей младших школьников в психолого-педагогических исследованиях, раскрыты особенности развития интеллекта в младшем школьном возрасте; выявлены возможности работы педагога-психолога по развитию интеллектуальной сферы младших школьников.
Практическая значимость исследования заключается в том, что была дана характеристика объекта и метода исследования, проанализированы результаты исследования интеллектуальных способностей детей младшего школьного возраста и на основе этого была предложена программа по развитию интеллектуальных способностей детей младшего школьного возраста.
Структура курсовой работы: работа включает введение, две главы, выводы по ним, заключение, список литературы и приложения.