5 класс Урок №1 Дата:
Тема: Ввод информации в память компьютера. Изучаем клавиатуру.
Практическая работа № 1. Приёмы управления компьютером.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Приветствие обучающихся, проверка отсутствующих. Проверка готовности обучающихся к уроку. Положительный, эмоциональный настрой учащихся на работу.
Проверка д\з
Стр. 13-15 уч. ПТБ – устный опрос
§1 чит., стр. 35-37 чит. до файлы и папки, отвеч. на вопросы (у) – вызываю несколько учеников
Что такое информация?
Приведите примеры числовой, текстовой, графической, звуковой и видеоинформации.
Чем отличается память человека от памяти человечества?
Почему информацию, которую мы помним наизусть, можно назвать оперативной? Приведите примеры оперативной информации, которой вы владеете.
Какие сведения вы храните в своей записной книжке? Как можно назвать записную книжку с точки зрения хранения информации?
Объясните своими словами, что такое носитель информации. Какие носители информации вам известны? Каким носителем информации вы пользуетесь чаще всего?
С помощью чего мы получаем информацию?
Сколько существует органов чувств?
Какие виды информации вы знаете? Назовите их.
Можем ли мы полностью доверять своим органам чувств? Почему?
Какие действия человек совершает с информацией?
Что такое память человека?
Чем отличаются память человека и память человечества?
Какие вы знаете виды памяти у человека и компьютера? Как они еще называются?
Что такое оперативная память, долговременная? Приведите примеры.
выполнить задание на листочке – собирает учитель
Формулирование темы и целей урока.
Об устройстве компьютера вы знаете хорошо. Возникает другой вопрос – «Как информация вводится в память компьютера?»
Запись темы «Ввод информации в память компьютера. Изучаем клавиатуру».
Объяснение нового материала.
Проблемная ситуация – посмотрите сколько присутствует загадочных клавиш на клавиатуре и все они выполняют определённые действия. А вот какие мы узнаем сегодня.
Рассказ учителя сопровождается презентацией и учебником, при этом ученики записывают следующую информацию в тетрадь. Клавиатура - важнейшее устройство ввода информации в память компьютера, содержащее внутри микросхемы и друге детали. В 1890 году придумали раскладку “QWERTY”, которую мы используем и до сих пор при наборе текста латинскими буквами. А русскую раскладку клавиш, как ни парадоксально, придумали в Америке в конце XIX века. С тех пор она не претерпела сильных изменений. Название раскладки “QWERTY” происходит от первых шести латинских букв на клавиатуре, начиная от левого верхнего угла слева направо.
До сих пор, для того чтобы успешно работать на компьютере, необходимо хорошо ориентироваться в клавишах клавиатуры Они различаются формой, размером и предназначением. Как правило, она содержит от 101 до 104 клавиш.
Клавиатура состоит из следующих групп клавиш:
· Функциональные клавиши заранее запрограммированы на выполнение определённых действий.
· В центре расположены символьные клавиши. На них нанесены цифры, буквы, специальные символы.
Клавиши управления курсором. Стрелки – клавиши перемещения курсора соответственно: вверх, вниз, влево, вправо;
PgUp, PgDn – клавиши перемещения на одну экранную страницу вверх/ вниз соответственно;
Home, End – клавиши перемещения курсора к началу и концу строки соответственно;
Delete – клавиша удаления символа справа от курсора (или над курсором);
Insert – клавиша переключения режимов вставки/ замены: ввод с раздвижением символов (вставка) и ввод с замещением символов (замена).
Клавиши HOME, END, PgUp, PgDn называют клавишами управления курсором. Но в комбинации с клавишами CTRL, ALT, SHIFT они имеют другие значения.
· Специальные клавиши не собраны в одну группу, а размещены так, чтобы их было удобно нажимать.
Enter – клавиша ввода команды;
Shift – клавиша верхнего регистра;
Caps Lock – клавиша фиксации верхнего регистра;
Ctrl, Alt – управляющие клавиши, используются для изменения назначения других клавиш;
Tab – клавиша табуляции, предназначена для перемещения курсора на несколько позиций вправо (курсор – мигающий знак (¦), указывающий место ввода следующего символа);
Backspace – клавиша удаления символа слева от курсора.
Esс – клавиша отмены команды;
Pause (Break) – клавиша временной остановки программы.
· Дополнительная клавиатура может работать в двух режимах, переключаемых клавишей Num Lock:
При включенном индикаторе Num Lock это удобная клавишная панель с цифрами и знаками арифметических операций, расположенными, как на калькуляторе;
Если индикатор Num Lock выключен, то работает режим управления курсором.
Учитель: Теперь, когда мы выяснили, из каких групп клавиш состоит клавиатура и для чего она нужна, давайте дадим ей правильное определение:
Клавиатура – это электронное устройство ввода алфавитно-цифровой информации и команд управления. Обращаться с клавиатурой следует бережно и аккуратно. Нельзя допускать загрязнения клавиатуры пылью, мелким мусором, металлическими скрепками и т.д. Нет нужды сильно стучать по клавишам. Движения ваших пальцев должны быть легкими, короткими и отрывистыми.
Кроме клавиш, на клавиатуре есть индикаторы (они находятся в правой верхней части клавиатуры). Индикаторы – это лампочки, которые показывают, в каком режиме работает клавиатура.
Как правильно одновременно нажимать на клавиши (получить сочетание клавиш)? Надо сначала нажать на клавишу Shift, держать ее, затем нажать на клавишу с буквой, потом отпустить клавишу Shift.
Дополнительная цифровая клавиатура содержит как цифры, так и стрелки (клавиши управления курсором). Переключают режимы работы клавишей Num Lock.
Клавиша Enter - это клавиша ввода. Она подтверждение выполнение каких-либо команд на клавиатуре.
21 сентября
Классная работа
Изучаем клавиатуру
Устройства ввода информации – это устройства, которые информацию из формы, понятной человеку, преобразуют в цифровую форму, которая воспринимается компьютером.
Устройства ввода:
Клавиатура
Компьютерная мышь
Трекбол
Джойстик
Сканер
Цифровые фото- и видеокамеры
Микрофон
Веб-камера
Клавиатура – это электронное устройство ввода алфавитно-цифровой информации и команд управления.
Таблица групп клавиш распечатка.
Закрепление новых знаний.
Физкультминутка:
Раз-два – потянулись
Три-четыре все прогнулись,
Пять-шесть – наклонились,
А теперь все распрямились,
Раз-два – потянулись,
Три-четыре – все прогнулись
Пять-шесть – тихо сесть.
Практическая работа
Выполнение пр.р. №1(в учебнике) и пр.р. №2 (на карточке).
Итоги урока.
Что такое устройства ввода?
Какие устройства ввода информации вам известны?
Что такое клавиатура?
Назовите основные группы клавиш?
Назовите сочетания клавиш, которые вам известны?
Что такое метод 10-ти пальцевой печати?
Домашнее задание.
§3 чит.,уч., отв. на вопр.
Дополнительно – подг. сообщение об истории раскладки клавиатуры.