Урок 1. Введение. История как наука.
Цель занятия: Осознание школьниками значимости и важности изучения истории, повышение интереса к исторической науке, к дальнейшему самообразованию.
Задачи:
- доказать необходимость изучения истории;
- использовать знания учащихся по видам исторических источников и периодизации истории;
- получить информацию о методах и принципах периодизации;
- определить предмет, содержание, функции и место истории в системе других наук;
- сопоставить концепции исторического развития.
Планируемые результаты занятия
В результате проведения занятия обучающиеся смогут:
- понимать смысл и необходимость изучения истории;
- определять предмет и объект исторической науки;
- называть не менее 3-х классификаций истории;
- перечислять не менее 3-х вспомогательных исторических дисциплин;
- самостоятельно формулировать функции исторической науки;
- характеризовать концепции исторического развития;
- называть методы и принципы периодизации в истории;
- выдвигать аргументы и контраргументы при обсуждении проблемных вопросов истории, а также самостоятельно формулировать вопросы для обсуждения;
- самостоятельно сформировать словарь темы.
Основные понятия (словарь занятия): регионоведение, страноведение, этнология, археология, источниковедение, архивоведение, историография, прогностический, концепция, цивилизация, менталитет, компаративистский метод, концепция культурно-исторических типов, линейно-стадиальная концепция, концепция исторических модернизаций, эшелоны развития, хронология, периодизация.
Материалы:
раздаточный материал (Приложения):
высказывания известных людей о значимости истории (1);
индивидуальные распечатки схемы «История как наука» с лакунами (2) и таблиц (3) с набором пиктограмм (4) для групповой работы;
материалы об исторических концепциях (5).
Демонстрационные слайды (6), видеоурок по теме (7).
Компьютер, проектор.
II. Вводная часть
В начале занятия учитель предлагает учащимся в своих тетрадях сделать две линии – времени и идей. На первой они могут по ходу занятия отмечать ключевые даты и события, связанные с развитием истории как науки. На второй – формулировать собственные идеи и выводы по рассматриваемой теме.
Среди ключевых дат на линии времени могут быть отмечены следующие: 4-5 млн. лет назад (первобытность); конец 4 тыс. до н.э. (древний мир); конец V в. (средние века); cер. XVII в. (новое время); нач. XX в. (новейшее время); 1-я половина XIX в. (создание концепции Г.Гегеля); 2-я половина XIX в. (появление линейно-стадиальной марксистской теории и теории культурно-исторических типов Н.Я.Данилевского); рубеж XIX-XX вв. («Протестантская этика» М.Вебера); 1-я половина XX в. (школа «Анналов» и концепция А.Тойнби - С.Хаттингтона); 2-я половина XX в. (модернизационная концепция, концепция пассионарности этносов Л.Н.Гумилева, концепция К.Ясперса).
Среди ключевых идей учащиеся могут назвать: сложность и комплексность истории, ее постоянное развитие, связь истории с другими науками, функции истории, объект и предмет истории, условность и многообразие периодизаций истории, исторический прогресс.
Мотивация.
Урок начинается с демонстрации слайда с определениями и предложения ответить, о какой науке идет речь и почему недостаточно одного определения.
Предположения учащихся выводят на сложность, комплексность истории как науки, после чего окончательно общими усилиями формулируется тема урока и учитель объясняет специфику изучения истории в 10 классе.
Проблемный вопрос: Зачем нужно изучать историю?
Учащимся предлагается, ознакомившись с цитатами (Приложение 1), ответить на проблемный вопрос. В ходе эвристической беседы учащиеся демонстрируют имеющиеся знания и социальный опыт, приводят собственные аргументы. Определяется, что любое историческое событие или идею невозможно понять вне знания их эпохи, и что историческая память формирует и каждого отдельного человека, и общество в целом. Общим выводом может стать понимание того, что несмотря на субъективность, осознание и изучение прошлого делает историю наукой.
Учащиеся могут прийти к выводу, что историю необходимо изучать по целому комплексу причин.
Среди этих причин могут быть названы следующие:
- изучая прошлое, мы строим свое будущее;
- увлекательный способ познать прошлое;
- формирование общечеловеческих ценностей;
- формирование гражданственности и патриотизма;
- история помогает развивать логическое мышление;
- история развивает нравственность человека и народа в целом;
- история помогает не повторять ошибок прошлого;
- цикличность истории помогает понять ее законы;
- с помощью изучения истории можно предсказывать будущее;
- история субъективна, но это наука;
- без знания истории нельзя считать себя образованным и умным человеком.
Другими словами - история выполняет в обществе определенные функции.
Итогом обсуждения может служить следующая схема:
Функции истории
Познавательная
Практическая
Прогностическая
Воспитательная
(2, 5, 9) (1, 10, 11) (3, 7, 12) (4, 6, 8)
(Схема дается на доске с пустыми прямоугольниками, здесь помеченными желтым цветом. Учитель сам группирует цитаты и предлагает учащимся найти обобщающее название функции.)
III. Основная часть.
Информационный блок.
Учащиеся смотрят видеоурок по теме и выполняют задания по плану урока.
1. История как наука
В ходе демонстрации первого фрагмента видеоурока учащиеся должны заполнить пустые места в схеме (отмечены желтым цветом). Задание заполнить лакуны дается 4-м группам (Приложение 2). Распечатки с лакунами входят в раздаточный материал урока. После окончания демонстрации ролика схема транслируется на экран (или рисуется на доске), ребята после обсуждения заполняют лакуны.
Исторические источники
Система наук
Гуманитарные
Естественные
Точные
- социология - экономика - матлингвистика
I
- философия - биохимия - матстатистика
- искусствоведение - антропология - информатика
- филология - анатомия - радиология
ИСТОРИЯ
комплекс
Основные:
по территориальному признаку
- регионоведение
- страноведение
по сферам общественной жизни
- история политики
- история экономики и т.п.
по типам ист. событий
- история войн
- история революций и т.п.
по историческим эпохам
- история первобытного общества
- история средних веков и т.п.
Вспомогательные
общие:
- историография
- источниковедение
- архивоведение
специальные:
- сфрагистика
- геральдика
- нумизматика
- дипломатика
- хронология
- …
-
ПРЕДМЕТ:
Закономерности развития общества, прошлого и их фрагментов
Археология
Этнология
ОБЪЕКТ:
Прошлое
человечества
II
IV
III
2. Хронология
Учитель обращает внимание на последнюю запись в классификации вспомогательных исторических наук (хронология), и в ее рамках вводит понятие периодизации (деление процессов развития общества или природы на отличающиеся друг от друга периоды на основе определенных признаков или принципов), подчеркивает ее условность. В ходе демонстрации следующего фрагмента видеоурока учащиеся узнают о принципах современной хронологии и различных методах периодизации истории.
На линии времени учащиеся отмечают все основные периоды истории и их хронологические границы, учитель делает это на доске.
44-5 млн. 4 тыс. V XVII XX
Первобытность Древний мир Средние века Новое время Новейшее время
Учитель отмечает, что не только вся история делится на периоды, но и исторические события тоже имеют свою периодизацию, и просит ребят привести примеры. (Например, Вторая мировая война, Гражданская война и т.п.). Затем учитель показывает на схеме хронологические рамки курса истории в 10 классе.
3. Концепции исторического развития.
Учитель упоминает о многообразии подходов к периодизации и предлагает учащимся предположить, с чем это может быть связано.
Учащиеся могут прийти к выводу, что история как наука, с ее понятиями, характеристиками, отдельными законами сформировалась не сразу. Она формировалась и развивалась вместе с человечеством.
Учитель формулирует понятие исторической концепции и основных концептуальных направлений, дает задание учащимся по группам составить таблицу по каждому направлению и времени, используя при этом информацию из видеоматериала и из Приложения 5 (примерные ответы выделены курсивом), после чего демонстрирует оставшуюся часть видеоурока. Кроме того, в ходе работы ребятам предлагается отмечать время возникновения концепций на линии времени в тетрадях. Учащиеся могут также в ходе урока самостоятельно продолжить составлять словарь, занося туда основные понятия. В качестве задания каждая группа учащихся получают раздаточный материал: текст, пустая таблица и набор пиктограмм, обозначающих концепции (их потом надо будет прикрепить к линии времени на доске). Общая таблица «собирается» с помощью использования модели «Зигзаг».
Всемирно-историческое направление | Век | Культурно-историческое направление |
Представители, название теории | Основные идеи | XIX- нач.XX | Представители, название теории | Основные идеи |
Г.Гегель, теория исторической динамики | Развитие общества идёт по восходящей, от «несвободы» к свободе. | Н.Я.Данилевскийтеория культурно-исторических типов II | За 1500 лет каждый из 13 «культурно-исторических типов» проходит стадии: этнографическую, создания государства, творческую - и приходит к естественному концу. |
К.Маркс и Ф.Энгельс, теория ОЭФ (линейно-стад.) | Противоречие в развитии ПС и ПО приводит к смене ОЭФ |
М.Вебер, «Протестант-ская этика» I | На смену традиционному приходит харизматическое, а затем рациональное общество, построенное по требованиям разума. |
М.Блок, Л.Февр, школа «Анналов» III | Культура является самостоятельным фактором, развивается по собственным законам и во многом определяет развитие общества. Ввели понятие «менталитет». | XX | А.Тойнби, концепция круговорота цивилизаций IV | Каждая цивилизация имеет свой жизненный цикл, проходит в своем развитии фазы - возникновения, роста, надлома и распада. Причина генезиса цив-ции - ответ на вызов, поставлен-ный перед обществом. |
Концепция модернизации, теория «эшелонов» | Развитие общества определяется уровнем развития науки и техники. | Л.Н.Гумилев, пассионарная теория этногенеза | История человечества - история развития и взаимодействия этносов. |
Аналитический (практический) блок.
а) Учащимся предъявляется на доске (или на экране) пустая Итоговая таблица, после чего дается задание обсудить в новых группах, а затем заполнить ее, а также прикрепить в нужном месте пиктограммы на линии времени.
б) Представление работы групп: заполненная таблица и расстановка пиктограмм на линии времени на доске.
Выполненное задание может выглядеть следующим образом:
Всемирно-историческое направление | Культурно-историческое направление |
Различия |
История всего человечества - это единый процесс поступательного развития от низшего к высшему. Все народы, одни раньше, другие позже, неизбежно проходят через одни и те же ступени развития. | История человечества представляет собой не однонаправленный линейный процесс, а историю отдельных цивилизаций. История не есть развитие единого человечества, а развитие сосуществующих или сменяющих друг друга культур. |
История подчиняется определенным законам, и законы эти, как и законы природы, в принципе познаваемы. | Каждая цивилизация имеет завершающийся цикл развития: она рождается, достигает расцвета и гибнет. |
Общее |
Каждая цивилизация проходит свой цикл развития, на ее место приходит новая, впитавшая в себя достижения предшествующих культур, а все вместе они составляют линию развития единой человеческой цивилизации. |
XIX XX
Работа с понятийным аппаратом (задание для учащихся по итогам рассмотрения темы): разделите перечисленные понятия на два столбца – что относится к основным, а что – к вспомогательным историческим дисциплинам. Можно дополнить список терминов в одном и другом столбце таблицы, основываясь на имеющихся исторических знаниях.
Регионоведение, архивоведение, хронология, страноведение, новейшая история, история дипломатии, сфрагистика, история политических учений, историография, дипломатика.
Основные | Вспомогательные |
Регионоведение, страноведение, новейшая история, история дипломатии, история политических учений | архивоведение, хронология, сфрагистика, историография, дипломатика |
Дискуссия на тему «Почему единой исторической концепции до сих пор не существует?»
Почему создаются исторические концепции? Как это связано с функциями истории, с моральными ценностями? Как с течением времени меняется количество исторических концепций? Какие факторы влияют на создание новых исторических концепций? Какое направление стало развиваться раньше? Почему цивилизационный подход получил свое развитие только в XIX веке? Какие сильные и слабые стороны вы видите в концепциях поступательного развития? В цивилизационных концепциях? Возможно ли создать единую концепцию? Может ли история считаться наукой? Существует ли исторический прогресс человечества?
IV. Заключительная часть.
Подведение итогов (обобщение):
История – сложная, разветвленная, комплексная наука, тесно связанная с науками всех циклов, использующая их достижения. Собственно история как наука включает в себя основные, подразделяющиеся на группы в зависимости от способа классификации, и вспомогательные исторические дисциплины, включающие общие и специальные. Поскольку объектом истории является прошлое человечества, а предметом - закономерности развития общества, прошлого и их фрагментов, которые изучаются также людьми, история как наука неизбежно субъективна.
Необходимость изучения истории напрямую связана с ее функциями в обществе. Изучение истории способствует формированию как отдельной личности, так и общества в целом, а также нравственному прогрессу человечества. Знание истории расширяет кругозор, развивает интеллект, помогает правителям избегать прошлых ошибок и прогнозировать будущее.
Для удобства изучения историки делят прошлое на определенные периоды, опираясь на общепринятую в научном мире хронологию, однако исследования в этой области не закончены, и существует многообразие мнений.
В связи с общим научно-техническим прогрессом в XIX веке появилась тенденция научно осмыслить и историю, что породило множество исторических концепций, относящихся к двум основным направлениям: всемирно-историческому и культурно-историческому. Противоречия между ними не так уж велики и связаны с различием в объектах исследования. Если человечество в целом развивается по восходящей линии от низшего к высшему, то каждая цивилизация проходит свой цикл развития. Применительно к современному миру, всё человечество переходит от традиционного общества к индустриальному и постиндустриальному, но каждая цивилизация осуществляет этот переход по-разному, в зависимости от особенностей своего развития.
Учащимся в конце занятия дается возможность сделать собственные выводы по рассмотренной теме. Они могут поместить их на Линии идей. В конце урока оценивается работа групп и участие в дискуссии, кроме того, учащиеся сдают на проверку заполненные схемы.
Рефлексия
- Что вас больше всего удивило на уроке?
- Какая информация была для вас наиболее полезной? Поясните свою точку зрения.
- Чему вы научились на занятии?