МБОУ с.Новочуртах.
11 класс
Преподаватель математики – Асилдаров Я.А..
Цель урока – повторить и обобщить знания по данной теме.
На доске:
«Обобщение понятия часто бывает полезным
для достижения его сущности»
А.Н.Колмогоров
1этап (организационный момент)
Сегодня у нас с вами обобщающий урок по теме : «Вычисление площадей плоских фигур с помощью интеграла».
Эпиграфом к нему я взяла слова известного русского математика Андрея Николаевича Колмогорова : «Обобщение понятия часто бывает полезным для достижения его сущности». Прямое вычисление площадей некоторых фигур проделывали ещё математики Древней Греции и Рима. Эти задачи носили название – задачи о квадратуре.
Классической задачей является задача о квадратуре круга. Она заставила задуматься ни один ум . И лишь в XVII веке Ньютону и Лейбницу удалось открыть общий способ вычисления площадей плоских фигур. Этим способом и пользуемся и сегодня.
Начнём урок.
2 этап (повторение основных теоретических фактов)
а) Ранее мы с вами делали опорные конспекты по этой теме, теперь сложим всё воедино.
В 4 основных случаям нахождения площадей, представленных на доске справа, записать условия, накладываемые на функции, определить, чем ограничены данные фигуры и записать формулы вычисления площадей.
(1 человек самостоятельно у доски)
б)В это время повторим теорию. Внимательно слушайте вопросы. Я жду чётких ответов.
1.Что называется криволинейной трапецией?
(Фигура,ограниченная графиком непрерывной, не меняющей знака на [a;b] функции, отрезком [a;b] оси ОХ , прямыми х=a и х= b ).
2.Формула Ньютона-Лейбница.
(Интеграл от а до b функции эф от икс дэ икс называется приращение функции эф большое от х на отрезке от а до b, где эф большое от х есть первообразная для функции эф.
3.Каков алгоритм вычисления площади плоской фигуры , ограниченной заданными линиями.
( 1. Построить фигуру.
2. Найти пределы интегрирования.
3. Записать формулу вычисления площади через интеграл, используя 4 основных случая.
4. Вычислить интеграл, используя формулу Ньютона-Лейбница.
5.Записать ответ.)
А теперь проверим выполнение задания на доске.
1 случай
Фигура ограничена графиком непрерывной, неотрицательной на [a;b] функции, отрезком [a;b] оси ОХ , прямыми х=a и х= b ,является криволинейной трапецией .
2 случай
Фигура ограничена графиком непрерывной, неположительной на [a;b] функции, отрезком [a;b] оси ОХ , прямыми х=a и х= b ,является криволинейной трапецией .
3 случай
Фигура ограничена графиками непрерывных на [a;b] функций, при чём fg на [a;b], прямыми х=a и х= b ,её площадь является либо суммой (в случае когда f и g разного знака на [a;b]) площадей криволинейных трапеций,либо разностью(в случае когда f и g одного знака на [a;b])
4 случай
Фигура ограничена графиками непрерывных, неторицательных на [a;b] функций, отрезком [a;b] оси ОХ ,прямыми х=a и х= b ,её площадь является суммой площадей криволинейных трапеций.Где с-абсцисса точки пересечения графиков функций f и g.
3 этап(Совместная устная работа.Отработка алгоритма)
На доске слева построены различные фигуры .Необходимо определить,чем ограничена площадь и записать формулу для её вычисления.
1 рис.
Площадь ограничена графиком функции у=2sinx, отрезком [0;
] оси ОХ, прямой х=
.Фигура является криволинейной трапецией и её площадь вычисляется по формуле
2 рис.
Площадь ограничена графиками функций у1=-(х-2)2+2 и у2=1, является
разностью площадей криволинейных трапеций и вычисляется по формуле
4 этап (Решение задачи с параметром)
Переходим к 4 этапу нашего урока.
Решим задачу с параметром, предлагаемую на вступительных экзаменах в ВУЗ.
ЗАДАЧА.
При каком а площадь, ограниченная линиями у=х2, х=а , х=а+1, у=0 принимает наименьшее значение. Найдите эту площадь.
Решение:
Так как фигура ограничена графиком неотрицательной ,непрерывной функции, осью абсцисс, прямыми х=а, х=а+1, то она является криволинейной трапецией и её площадь вычисляется по формуле
Итак,
Рассмотрим квадратичную функцию у=х2+х+1/3
Её наименьшее значение достигается в вершине соответствующей параболы, т.е. при х=-1/2
Итак, при а=-1/2 площадь принимает наименьшее значение и равна
S= 1/12
Ответ :
При а=-1/2 площадь принимает наименьшее значение равное 1/12 кв.ед.
5 этап (индивидуальная работа по карточкам)
На следующем этапе мы перейдём к работе по карточкам.
Дабы, как сказал Лев Николаевич Толстой : «Ум человеческий только тогда понимает обобщение, когда он сам его сделал и проверил»
На карточках записаны варианты ответов и соответствующие им слоги, а на карточках повышенной сложности - целые слова.
При правильном решении мы вместе получим с вами имя известного математика.
Если кто-то уже получил ответ, работает с дополнительными заданиями на обратной стороне карточки. В путь!
Примеры карточек даны в приложении.
Итак, на доске полученные вами слоги:
ГОТ НИЦ
ЛЕЙБ ГЕЛЬМ
ВИЛЬ ФРИД
На доску вывешивается портрет.
Готфрид Вильгельм Лейбниц
(1646-1716)-
немецкий математик, физик, философ,
создатель Берлинской академии наук.
Основоположник дифференциального и
Интегрального исчисления, ввёл знак
интеграла ∫.
«Предупреждаю,чтобы остерегались отбрасывать dx,- ошибка, которую часто допускают и которая препятствует продвижению вперёд».
Г.В.Лейбниц
Оценки за решение вы узнаете на следующем уроке, так как в 11 классе очень важно не только получить правильный ответ, но и записать его решение.
6этап (домашнее задание)
Запишем домашнее задание:
Повторить теорию.
Решить в тетради:
1 уровень- стр.298 №275(а,г)
2 уровень – стр 298 №290
Уровень каждый определяет для себя сам.
7этап(дополнительное задание)
В оставшееся время (разворачивается крыло доски с готовым заданием)
хочу вернуться к проблеме квадратуры круга.
Задача на сообразительность.
Вычислите
Решение :
Так как данная фигура является полукругом, то её S = ½ пR2 , т.е.
S = ½ па2 , значит
До свидания. Урок прошёл плодотворно.
Приложение
I. Обучающая карточка, рассчитана на слабого учащегося.
Справа - решённое задание, слева - необходимо решить аналогичную задачу.
С помощью интеграла вычисли площадь фигуры, ограниченную линиями
у= х2 и у = 4 у= х2 и у = 1
Решение: Решение:
Построим фигуру:
Найдём пределы интегрирования:
х2 = 4
х = 2 или х = -2
3.
Выбери ответ.
II. Карточка, рассчитана на среднего учащегося.
С помощью интеграла вычисли площадь фигуры, ограниченную линиями
y = sin
, y = √x, x = п и выбери ответ.
III. Карточка, рассчитана на сильного учащегося.
Вычислите площадь фигуры, ограниченной графиком функции
у= 8х - 2х2, касательной к этой параболе в точке с абсциссой х=1 и прямой х=0.
Выберите ответ.
Гаусс | Пифагор | Лейбниц | Колмогоров |
| | | |
Учебник : А.Н.Колмогоров, А.М.Абрамов, Ю.П.Дудницын, Б.М.Ивлев,С.И.Шварцбурд,М.:Просвещение
Это заключительный урок по данной теме. Навыки и умения выработаны. Далее будут разбираться другие приложения интеграла.
Цели урока
– обобщить и привести в порядок (собрать воедино) полученные знания,
- рассмотреть решение нестандартной задачи, делая акцент на оформление её решения,
- каждому учащемуся определить степень усвоения данного материала
Организационный момент урока даёт возможность плавно войти в тему, прочувствовать цель урока и просто настроиться на рабочий лад.
Заметна алгоритмизация всей темы. 4 основных случая решения, выработанные учащимися ранее должны быть зафиксированы в «долговременной» памяти. Для этого на уроках используются:
метод постоянного повтора, запись опорного конспекта (легко воспроизводимого в разных вариантах, а на данном уроке – полностью),
активизация зрительной памяти (на доске весь урок записан конспект, ярко выделенный цветным мелом), требовательность учителя к своей речи и речи учащихся.
Весь урок явно разбит на блоки.
Смена видов деятельности, не даёт уставать. При этом не потеряна взаимосвязь между решаемыми задачами. От простого к сложному, от сложного к нестандартному.
Пик урока завершился. Дети устают, необходимо «искусственно» заинтересовать их новой проблемой.
И начинается новый этап – индивидуальная работа по карточкам, но с целью узнать имя великого математика. Каждый занят индивидуальным заданием, но в тоже время, он частица в достижении общей цели. И работа, совершаемая для удовлетворения какого-либо интереса ни столь утруждает.
Работа по карточкам – дело тонкое. Одни их катастрофически бояться,
другие , наоборот , готовы весь урок работать самостоятельно. Поэтому карточки раздаются с учётом не только знаний учащегося, но их индивидуальных особенностей.
Цель достигнута, имя математика известно. И каждый может подвести итог своей работы. Учитель оценит их позже, ведь работа в 11 классе предполагает, не только правильный ответ, но и логическое решение.
Домашнее задание разбито на два уровня, и каждый выбирает для себя свой.
В оставшееся время можно отдохнуть, решив задачу на сообразительность. Оказывается можно вычислять интегралы, не имея о них никакого представления.
Цель урока достигнута. Дети удовлетворены своими знаниями.
10