СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выполнение заданий №9, 16 ЕГЭ по литературе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Критерии оценивания, рекомендации по выполнению, примеры работ.

Просмотр содержимого документа
«Выполнение заданий №9, 16 ЕГЭ по литературе»

  1. Какие герои русской литературы, подобно Пьеру и Андрею, спорят о жизни и общественном устройстве? В ответе укажите авторов и названия произведений. (5 – 10 предл) Критерии оценивания задания приведены ниже.

Рекомендации по ответу на вопрос 9 и 16

  1. Внимательно читаем вопрос и понимаем предмет анализа.

  2. Внимательно читаем вопрос и понимаем, из чего выбираем.

спрашивают о прозе, следовательно, только прозаические произведения вспоминаем;

спрашивают о стихотворениях, следовательно, только стихи вспоминаем; спрашивают о произведениях, следовательно, выбор расширяется.

  1. Находим (вспоминаем) 2-а произведения, которые соответствуют вопросу, и называем их в начале сочинения (или последовательно в начале каждой из частей сочинения).

  2. Выдвигаем первый тезис, в котором формулируем один из аспектов, заложенных в вопросе, чтобы сопоставить первое из нами предлагаемых стихотворений (произведений) с данным.

  3. Сопоставляем первое из предлагаемых нами стихотворений (произведений) в направлении предложенного тезиса.

  4. Выдвигаем второй тезис, в котором формулируем один из аспектов, предполагаемых вопросом, чтобы сопоставить второе из наших стихотворений (произведений) с данным.

  5. Сопоставляем второе из предлагаемых нами стихотворений (произведений) в направлении предложенного тезиса.































В произведении Тургенева «Отцы и дети» главные герои, Евгений Базаров и Павел Кирсанов, подобно Пьеру и Андрею, спорят о жизни и общественном устройстве. Герои расходятся во мнениях почти всё время, о чём бы они не вели беседу. Чаще всего причинами их столкновений становятся разговоры: о нигилизме, сути крестьянской общины, роли дворянства в обществе. Поскольку Базаров является нигилистом, то спорили персонажи довольно часто, так как его взгляды не соответствовали традиционному складу ума общества в то время.

Спорят о жизни и насущных социальных вопросах и главные герои романа Достоевского «Преступление и наказание» Родион Раскольников и Порфирий Петрович. На протяжении всего произведения следователь Порфирий Петрович пытается добиться от Раскольникова признания в убийстве. Во время этого он узнаёт о теории бывшего студента и его взглядах на жизнь. Следователь считает теорию Родиона антигуманной и неподобающей общественным порядкам.

В произведении Тургенева «Отцы и дети» главные герои, Евгений Базаров и Павел Кирсанов, подобно Пьеру и Андрею, спорят о жизни и общественном устройстве. Герои расходятся во мнениях почти всё время, о чём бы они не вели беседу. Чаще всего причинами их столкновений становятся разговоры: о нигилизме, сути крестьянской общины, роли дворянства в обществе. Поскольку Базаров является нигилистом, то спорили персонажи довольно часто, так как его взгляды не соответствовали традиционному складу ума общества в то время.

Спорят о жизни и насущных социальных вопросах и главные герои романа Достоевского «Преступление и наказание» Родион Раскольников и Порфирий Петрович. На протяжении всего произведения следователь Порфирий Петрович пытается добиться от Раскольникова признания в убийстве. Во время этого он узнаёт о теории бывшего студента и его взглядах на жизнь. Следователь считает теорию Родиона антигуманной и неподобающей общественным порядкам.

1. Сопоставление первого выбранного произведения с предложенным

текстом

2 Названо произведение, и указан его автор, произведение

убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном

направлении анализа

1 Названо только произведение без указания автора, или указан

только автор без указания произведения, произведение

убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном

направлении анализа,

ИЛИ названо произведение, и/или указан его автор, произведение

поверхностно, формально2 сопоставлено с предложенным

текстом в заданном направлении анализа

0 Не названо произведение, и не указан его автор,

И/ИЛИ не проведено сопоставление произведения с

предложенным текстом в заданном направлении анализа

2. Сопоставление второго выбранного произведения с предложенным

текстом

2 Названо произведение, и указан его автор, произведение

убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном

направлении анализа

1 Названо только произведение без указания автора, или указан

только автор без указания произведения, произведение

убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном

направлении анализа,

ИЛИ названо произведение, и/или указан его автор, произведение

поверхностно, формально сопоставлено с предложенным текстом

в заданном направлении анализа

0 Не названо произведение, и не указан его автор,

И/ИЛИ не проведено сопоставление произведения с

предложенным текстом в заданном направлении анализа

3. Привлечение текста произведения при сопоставлении для

аргументации

4 При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух

выбранных произведений, оба текста привлекаются на уровне

анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов,

микротем, деталей и т.п., авторская позиция исходного и

выбранных произведений не искажена, фактические ошибки

отсутствуют

2 Формальным _______сопоставлением считается случай, когда экзаменуемый ограничивается

повторением слов из формулировки задания для обозначения аспекта сопоставления.

3 При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух

выбранных произведений, но текст одного произведения

привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания

фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., а текст другого

на уровне его пересказа или общих рассуждений о содержании,

авторская позиция исходного и выбранных произведений не

искажена,

И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка

2 При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух

выбранных произведений на уровне пересказа или общих

рассуждений об их содержании (без анализа важных для

выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и

т.п.), авторская позиция исходного и выбранных произведений не

искажена,

ИЛИ текст одного выбранного произведения привлекается на

уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов,

образов, микротем, деталей и т.п., а текст другого выбранного

произведения не привлекается, авторская позиция исходного и

выбранного произведений не искажена,

И/ИЛИ допущены две фактические ошибки

1 При сопоставлении для аргументации текст одного выбранного

произведения привлекается на уровне пересказа произведения

или общих рассуждений о его содержании (без анализа важных

для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей

и т.п.), а текст другого произведения для сопоставления не

привлекается, авторская позиция исходного и выбранного

произведений не искажена,

ИЛИ авторская позиция одного из произведений (исходного или

одного из двух выбранных) искажена (при любых уровнях

привлечения текста, описанных для 4, 3 и 2 баллов),

И/ИЛИ допущены три фактические ошибки

0 При сопоставлении для аргументации суждений не привлекается

текст ни одного из выбранных произведений,

И/ИЛИ искажена авторская позиция единственного

выбранного произведения, или двух выбранных

произведений, или исходного и выбранного(-ых) произведений,

И/ИЛИ допущены четыре или более фактические ошибки

4. Логичность и соблюдение речевых норм

2 Отсутствуют логические, речевые ошибки

1 Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая,

и/или речевая) – суммарно не более двух ошибок

0 Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от

наличия/отсутствия ошибок других видов)

Максимальный балл – 10__






Какие герои русской литературы, подобно Пьеру и Андрею, спорят о жизни и общественном устройстве? В ответе укажите авторов и названия произведений.

Так же, как Пьер Безухов и Андрей Болконский, главные герои комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» - Чацкий и Фамусов - пространно рассуждают о проблемах современности, приводя доводы, доказывая свою правоту. Их столкновения происходят по многим вопросам: это отношение к крепостному праву, к государственной службе, к отечественной науке и культуре, к образованию, национальным традициям и языку. Подобно Болконскому, Чацкий воспринимает проблемы общества, как свои личные, имеет активную гражданскую позицию. Например, он говорит: «служить бы рад, прислуживаться тошно». Значит, Чацкий не станет ради карьеры льстить, угодничать, унижаться. Он хочет служить «делу, а не лицам» и не желает искать развлечения, если занят делом. Павел Афанасьевич Фамусов, как и Пьер, – богатый барин, который мало задумывается об общественных проблемах, которому нет дела до других людей. Однако он уверен, что высокого статуса и успешного продвижения по служебной лестнице следует достигать любыми средствами: сгибаться в поклонах перед начальством или представителями власти, льстить, выступать при необходимости в роли шута.

В романе И. С. Тургенева «Отцы и Дети» главные герои спорят о русском народе, о нравственных нормах, о принципах нигилизма, о науке, об искусстве, о природе. Павел Петрович Кирсанов такой же мечтатель, как и Пьер Безухов: он живёт отдалённо от народа, не знает о проблемах и тяготах простых крестьян. Евгений Базаров, подобно Андрею Болконскому, имеет более реалистичные, скептические взгляды на жизнь, близок к простым людям: подчеркивает свою связь с народом, и даже гордится тем, что его «дед землю пахал».