Введение
Выбор темы обусловлен тем, что в современной системе обучения метапредметный подход выходит на ключевые позиции, занимая главенствующее место. Уже нельзя преподавать ни один предмет без опоры на другие предметы. И в этой связи информатика занимает центральное место. Информатика, стоящая на стыке естественно научных и общественно научных дисциплин включает в себя все основные принципы построения этих наук. Информационные процессы вытекают из описания природных и социальных процессов. Ни один другой предмет не имеет более мощного аппарата, чем информатика. Применение его на практике означает переход от объяснительно-иллюстративного подхода в обучении к активно-деятельностному, что и предполагают ФГОС.
Это – время, когда мало быть «погруженным в «свой» предмет», но необходимо знать особенности его устройства, прорывные зоны развития и методы конфигурирования с другими типами знаний. Любой педагог-предметник должен быть еще хотя бы немножко полипредметником, метапредметником.
Новизна работы состоит в активном поиске преодоления взаимного отчуждения учебных предметов. В качестве одного из вариантов решения был разработан метапредметный тип интеграции.
Актуальность её связана в первую очередь с разработкой нового содержания образования. Метапредметный подход – это очень хорошее знание своего предмета, что собственно и позволяет деятельностно пересобирать учебный материал и заново его интерпретировать с точки зрения деятельностных единиц содержания. Метапредметный подход хотя и помогает избежать опасностей узкопредметной специализации, при этом не предполагает отказ от предметной формы, но, напротив, предполагает развитие ее – на рефлексивных основаниях.
Информатика, информационные и коммуникационные технологии оказывают существенное влияние на мировоззрение и стиль жизни современного человека. Общество, в котором решающую роль играют информационные процессы, свойства информации, информационные и коммуникационные технологии, - реальность настоящего времени.
Практическая значимость метапредметного подхода в образовании состоит в том, что он позволяет сохранять и отстаивать в обществе культуру мышления и культуру формирования целостного мировоззрения. Метапредметный подход вбирает в себя лучшие дидактико-методические образцы развития предметной формы знания. Но он при это открывает новые перспективы развития для такой образовательной формы, как учебный предмет и учебное занятие.
Цель работы: создание методической системы, обеспечивающей повышение качества обучения информатики в основной школе на основе реализации метапредметного подхода.
Объект исследования: процесс обучения информатике в основной школе.
Предмет исследования: метапредметный подход, как средство повышения качества образования на уроках информатики.
Исходя из цели исследования были поставлены следующие задачи:
1.Раскрыть понятие и методическую основу «метапредметного подхода».
2.Проанализировать имеющийся педагогический опыт по реализации метапредметного подхода в обучении информатике.
3.Учитывая особенности предмета информатики, провести отбор содержания, методов, организационных форм и средств обучения информатике.
4.Разработать методические рекомендации по организации мастер-класса в рамках метапредметного подхода.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
- Анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования.
- Наблюдение за процессом обучения информатике в условиях информационно-предметной среды.
- Выбор и апробирование приемов работы, используемых для стимуляции познавательного активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в предметной области "Информатика".
- Анализ результатов исследования и обобщение их в виде рекомендации.