Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4 г. Облучье»

Выступление из опыта работы
Тема: «Проектный метод в организации образовательной деятельности ДОУ»
Подготовила:
Старший воспитатель
Тикко М.П.
Апрель 2018 год
«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОУ»
Любая реформа образования должна опираться на личность человека. Если мы будем следовать этому правилу, ребенок, вместо того, чтобы обременять нас, проявит себя ,как самое великое и утешительное чудо природы».
Мария Монтессори.
Актуальность
Современный мир меняется с невероятной скоростью. Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьёзные изменения, которых не было с момента её создания.
Во-первых, в связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. Оно остаётся в отличие от общего образования необязательным, но существенным образом меняется отношение к дошкольному образованию как к ключевому уровню развития ребенка.
На сегодняшний день возросли требования к детям, поступающим в первый класс, следовательно, новая модель выпускника детского сада предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком: если раньше на первый план выходила задача воспитания стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков.
То сейчас, стоит необходимость формирования компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. То есть акцент идет на развитие качеств и социальную адаптацию.
В ФГОС Дошкольного образования, который вступил в действие с 1 января 2014г прописано – нужно развивать мотивационную готовность к обучению, а не просто учить ребенка чтению, письму и т.д. После дошкольной жизни должно появиться желание учиться.
Обоснование выбранной темы.
Проектная деятельность в ДОУ – это прежде всего сотрудничество, в которое вовлекаются дети, педагоги и родители.
Этот метод, всегда предполагает решение какой – либо проблемы и получение результата. Очень важно, чтобы у детей возник интерес к этой проблеме, а еще лучше, если ребенок сам обнаружит проблему и у него возникает желание решить её.
Поэтому перед педагогами стоит задача развивать и поддерживать детскую самостоятельность и инициативность.
В практику работы нашего ДОУ внедрение проектного метода начиналось с организации работы с педагогическими кадрами:
семинар по теме: «Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология».
Педсовет: «Проектная деятельность в ДОУ».
«Разработка проектов на основе проектно-исследовательской деятельности»;
«Консультации по составлению проектов, подбор необходимой методической литературы.
Литература:
Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М., 2014 год.
Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М., 2006.
Кочкина Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании: Методическое пособие. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 72 с.
Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. – М., 2010.
Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами. – Ярославль, 2008.
Журнал «Воспитатель» № 9 – 2016 год.
Журавлёва В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников. Волгоград 2008год.
Масленникова О.М.. Экологические проекты в детском саду. В соответствии с ФГОС ДО. Волгоград. Издательство «Учитель» 2015 год.
Воронкевич О.А. «Детские экологические проекты» Санкт - Петербург,
ЦЕЛЬ:
повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в данном вопросе.
Низкий уровень проектной культуры, проявляющийся в неумении педагогов ДОУ работать по методу проектов.
Создание копилки методического материала по обучению педагогов ДОУ проектной деятельности.
Задачи:
Работа программой профессионального самообразования поможет мне:
Провести диагностический анализ уровня развития проектной деятельности в ДОУ.
Подготовить методические рекомендации по теме проекта.
Разработать систему обучения педагогических кадров проектной деятельности.
Провести презентации проектов на МО.
ПРОЕКТ:
НЕТРАДИЦИЛННОЕ МАССАЖНОЕ ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ»
Тип проекта: творческий детско – родительский, познавательный.
Цель проекта: расширение предметно – развивающей среды путём создания нового различного оборудования, массажных тренажёров, ковриков, посредством воздействия на биологически активные точки стопы, руки и использование его для оздоровления организма ребенка.
Задачи: оздоравливать организм ребёнка через спортивные соревнования с нетрадиционными массажным физкультурным оборудованием, через использованием различных здоровьесберегающих технологий.
Расширить знания детей и родителей о средствах и методах оздоровления организма.
Уточнить понятия о строении организма человека.
Расширить взаимодействие с родителями, привлечь их к творческой деятельности, через создание нетрадиционного массажного оборудование.
Экологический проект «Сбережём планету вместе».
Формы работы по реализации проекта:
*Познавательное чтение;
*наблюдения и экологические прогулки;
*Беседы;
*продуктивная деятельность;
*лаборатория (опыты);
*экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры, игры- путешествия.
*Эколого- познавательные занятия, праздники, развлечения.
Просмотр и обсуждение презентаций.
Заучивание стихотворений о правилах поведения в природе.
Участие в субботнике по уборке территории детского сада.
Взаимодействие с семьей (создание мини-книжек с исчезающими экспонатами-животными и птицами, оформление стенда «Живая душа природы»)
*АКЦИЯ « Помогите перезимовать птицам»«(изготовление кормушек и скворечников).
В рамках проекта «Сбережем планету вместе», дети и родители создали в группе «Красную книгу глазами детей», а родители с детьми сделали небольшие книжечки с исчезающими экспонатами в живой природе, которые занесены в Красную книгу.
ПРОЕКТ «В мире сказок».
Цель: Закрепление и систематизация знаний детей о сказках.
Задачи:
1. Образовательные:
• Создать необходимые условия для знакомства со сказками.
• Развивать познавательные способности ребенка, любознательность, творческое воображение, память, фантазию.
• Работать над звукопроизношением, развивать звуковую культуру речи детей.
• Формировать умение пересказывать сказки.
2. Развивающее:
• Развивать групповую сплоченность, самооценку детей.
3. Воспитательные:
• Воспитывать у детей уважение к самому себе и другим детям.
• Пробуждать интерес к сказкам.
Идея проекта: выстраивание всех видов детской деятельности вокруг данной темы
Участники проекта: воспитатели, дети группы, родители.
Акция: «Поможем птицам перезимовать
Проект: «Эти удивительные камни»
Актуальность проекта:
Живя в стране богатой полезными ископаемыми, у детей нет знаний об окружающих нас камнях и минералах.
Знакомство детей с разнообразием камней помогает ближе познакомиться с природой России.
Непосредственное общение с камнями оказывает большое влияние на формирование нравственных чувств у ребенка, способствует формированию активного словаря, развивает воображение, способствует гармоничному развитию личности…
Приобщение детей к исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса и бережного отношения к природным богатством.
Цель проекта:
Создание условий для развития познавательных и исследовательских способностей воспитанников
Задачи проекта:
1.Обучать детей исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира.
2. Развивать мыслительные операции, уметь выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей.
3. Формировать представления у детей о разнообразии и особенностях камней.
4. Познакомить детей с ролью камней в жизни человека.
5. Воспитывать бережное отношение к неживой природе.
6. Развивать эмоциональную отзывчивость, любознательность, интерес к разнообразным природным ресурсам
Информация для родителей о предстоящей деятельности.
Подбор демонстрационного материала по данной теме.
Подбор художественной литературы.
«Полезные ископаемые» Детская энциклопедия;
«Как живут камни» Е. Чуйко
Продуктивная деятельность:
•Экспериментирование «Какие бывают камешки»
•Аппликация «Гора»
•Лепка из солёного теста «Горы».
•Рисование «Горный пейзаж»
Просмотр мультфильмов
По мотивам сказок П. Бажова «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок»
Цель: Продолжать знакомить с творчеством П. Бажова, его литературными героями.
Подвижные игры: «Мы скалолазы», «Царь горы», «Найди свой камень»
Цель: Развивать двигательные умения и навыки детей, разучивать и запоминать правила игры. Играть самостоятельно
Просмотр презентаций: «Мир камней», «Драгоценные камни»
Цель: Развивать познавательный интерес. Знакомить с названиями минералов, камней
Дидактические игры с камнями на развитие сенсорных способностей, мелкой моторики: «Что лишнее?», «Найди пару», «Продолжи ряд».
Настольно-печатные игры: «Живая, неживая природа»,
Сюжетно-ролевые игры: «В поисках клада»
Цель: Развивать логическое мышление, внимание, зрительное восприятие, умение подбирать предмет по цвету. Воспитывать усидчивость, терпение, приучать убирать материал на место.
Оформили мини-музей «Удивительные камни»
Провели викторину «Что мы знаем о камнях»
Выставка «Изделия из камня»
Цель: Выявить полученные знания о предложенной теме. Формировать самостоятельность в выборе понравившейся темы, умение связно рассказывать.
Проект: «Морские обитатели»
Цель: обобщить и дополнить знания детей о морских обитателях.
Задачи:
• Сформировать представления детей о жизни моря и его обитателях; познакомить с миром рыб: чем питаются, где живут.
• Развивать память, речь, наблюдательность, логическое мышление, интерес к познанию окружающего мира.
• Учить применять полученные знания в разных видах деятельности.
• Активизировать совместную деятельность родителей и детей по внедрению проекта.
Проект «Моя семья»
Цель: создание единого пространства воспитания и развития детей в ДОУ и семье.
Задачи: Повышать профессиональную компетентность педагогов в вопросах взаимодействия с родителями воспитанников.
Повышать уровень педагогической культуры родителей, их заинтересованности в воспитании и развитии детей.
Совместное создание педагогами и родителями как в ДОУ так и в семье позитивного психологического климата.
Повышать заинтересованность родителей во взаимодействии их с ДОУ.
Сформировать доверительные и партнерские отношения между субъектами образовательного пространства.
Выработать и принять единые требования, предъявляемые к ребёнку в ДОУ и дома, общие подходы к воспитанию.
Взаимодействие с родителями по реализации этого проекта.
- Внесение альбомов с семейными фотографиями
- Создание сборника рассказов «Выходной день в нашей семье…»
- Веселые эстафеты «Мама, папа, я - спортивная семья»
- Оформление плакатов «Моя семья»
-Презентация «Семейная фотография».
Проект: «Город будущего».
В современном мире всегда есть место творчеству и фантазии. Человечество всегда умеет любить и мечтать. Своими семейными и групповыми проектами мы хотели показать наш город будущего и дома, которые будут самыми красивыми и комфортабельными.
Цель: Создание города будущего
Задачи:
-развивать творческие способности
-воспитывать экологическую культуру
-развивать умение анализировать
-укреплять сотрудничество детей, родителей, воспитателя
ИТОГ: МАКЕТЫ города будущего.
Проект: «Огород на подоконнике».
Экспериментальная деятельность.
Проект: «Знакомство с русской культурой и ее традициями»
Проект к 9 МАЯ «Этих дней не смолкнет слава»
Советы по организации проектной деятельности.
Глубоко изучить тематику проекта, подготовить предметно-пространственную, развивающую среду.
- Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.
- Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт.
- Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
- При составлении совместного плана с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.
- Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.
- В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.
- Развивать творческое воображение и фантазию детей.
- Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.
- Не быть «всезнайкой», а искать решение проблем вместе с детьми и родителями. Стиль общения должен быть сотрудническим - это залог успеха и совместная работа над проектом, создаст радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
- Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка чувство гордости за полученный результат.
- Заключительный этап проекта тщательно готовить и проводить его презентацию всеми участниками.
ВЫВОД
Таким образом, использование метода проекта в работе с дошкольниками на сегодняшний день является актуальным вопросом. Метод проекта помогает осваивать детьми окружающую действительность, активизирует самостоятельную познавательную деятельность детей, развивает их творческие способности, навык обобщать и систематизировать, а также способствует развитие психических процессов детей дошкольного возраста.