СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на ГМО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на семинаре учителей начальных классов

Просмотр содержимого документа
«Выступление на ГМО»

Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов

Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов

Эмоциональное выгорание –  Это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека Это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности. Это несоответствие между требованиями, предъявляемыми к работнику, и его реальными возможностями. Этот синдром возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов человека.

Эмоциональное выгорание –

Это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека

Это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности.

Это несоответствие между требованиями, предъявляемыми к работнику, и его реальными возможностями.

Этот синдром возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов человека.

Причины возникновения  СЭВ у педагогов Повышенная ответственность педагога в выполнении своих профессиональных функций; Загруженность в течении рабочего дня; Высокая эмоциональная включенность в деятельность — эмоциональная перегрузка;   Неблагоприятные социальные условия и психологическая обстановка на рабочем месте; Необходимость творческого отношения к своей профессиональной деятельности; Необходимость владения современными методиками и технологиями обучения.

Причины возникновения СЭВ у педагогов

  • Повышенная ответственность педагога в выполнении своих профессиональных функций;
  • Загруженность в течении рабочего дня;
  • Высокая эмоциональная включенность в деятельность — эмоциональная перегрузка;

Неблагоприятные социальные условия и психологическая обстановка на рабочем месте;

Необходимость творческого отношения к своей профессиональной деятельности;

Необходимость владения современными методиками и технологиями обучения.

Причины возникновения  СЭВ у педагогов отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам; жесткие временные рамки деятельности (занятие, семестр, год), ограниченность времени урока для реализации поставленных целей; неумение регулировать собственные эмоциональные состояния;  «неотрегулированность» организационных моментов педагогической деятельности: нагрузка, расписание, кабинет, моральное и материальное стимулирование; ответственность перед администрацией, коллегами, обществом в целом за результат своего труда; отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с учащимися, коллегами, администрацией.

Причины возникновения СЭВ у педагогов

  • отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам;
  • жесткие временные рамки деятельности (занятие, семестр, год), ограниченность времени урока для реализации поставленных целей;
  • неумение регулировать собственные эмоциональные состояния;

«неотрегулированность» организационных моментов педагогической деятельности: нагрузка, расписание, кабинет, моральное и материальное стимулирование;

ответственность перед администрацией, коллегами, обществом в целом за результат своего труда;

отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с учащимися, коллегами, администрацией.

Ситуации, влияющие на возникновение СЭВ Начало своей деятельности после отпуска, каникул, курсов (функция – адаптационная); Ситуации эмоционально неадекватного общения с субъектами образовательного процесса, особенно с администрацией (функция –защитная); Проведение открытых уроков; мероприятий, на которые было потрачено много сил и энергии, а в результате не получено соответствующего удовлетворения; Окончание учебного года.

Ситуации, влияющие на возникновение СЭВ

  • Начало своей деятельности после отпуска, каникул, курсов (функция – адаптационная);
  • Ситуации эмоционально неадекватного общения с субъектами образовательного процесса, особенно с администрацией (функция –защитная);
  • Проведение открытых уроков; мероприятий, на которые было потрачено много сил и энергии, а в результате не получено соответствующего удовлетворения;
  • Окончание учебного года.

Проявление СЭВ у педагогов  (в зависимости от стажа работы): Более 50% - у педагогов со стажем работы от 5 до 7 или от 7 до 10 лет; 22% - со стажем от 15 до 20 лет; 11% - у педагогов с 10-летним стажем (у педагогов со стажем работы более 10 лет выработаны определенные способы саморегуляции и психологической защиты);  8% - со стажем от 1 года до 3 лет;

Проявление СЭВ у педагогов (в зависимости от стажа работы):

  • Более 50% - у педагогов со стажем работы от 5 до 7 или от 7 до 10 лет;
  • 22% - со стажем от 15 до 20 лет;
  • 11% - у педагогов с 10-летним стажем (у педагогов со стажем работы более 10 лет выработаны определенные способы саморегуляции и психологической защиты);
  • 8% - со стажем от 1 года до 3 лет;
Стадии профессионального выгорания  Первая стадия: Приглушение эмоций, сглаживание остроты чувств и свежести переживаний; Исчезновение положительных эмоции, появление отстраненности в отношениях с членами семьи; Возникновение состояния тревожности, неудовлетворенности.

Стадии профессионального выгорания

Первая стадия:

  • Приглушение эмоций, сглаживание остроты чувств и свежести переживаний;
  • Исчезновение положительных эмоции, появление отстраненности в отношениях с членами семьи;
  • Возникновение состояния тревожности, неудовлетворенности.
Стадии профессионального выгорания Вторая стадия: Возникновение недоразумений с коллегами; Появление антипатии, а затем и вспышек раздражения по отношению к коллегам.

Стадии профессионального выгорания

Вторая стадия:

  • Возникновение недоразумений с коллегами;
  • Появление антипатии, а затем и вспышек раздражения по отношению к коллегам.
Стадии профессионального выгорания  Третья стадия: Изменение представлений о ценностях жизни, эмоционального отношения к миру Безразличие ко всему.

Стадии профессионального выгорания

Третья стадия:

  • Изменение представлений о ценностях жизни, эмоционального отношения к миру
  • Безразличие ко всему.
Три аспекта профессионального выгорания Первый — снижение самооценки.  Как следствие, такие «сгоревшие» работники чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаяние.  Второй — одиночество.  Люди, страдающие от эмоционального выгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с другими людьми. Третий — эмоциональное истощение, соматизация.  Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное выгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям — гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости и т.д.

Три аспекта профессионального выгорания

  • Первыйснижение самооценки.

Как следствие, такие «сгоревшие» работники чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаяние.

  • Второйодиночество.

Люди, страдающие от эмоционального выгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с другими людьми.

  • Третийэмоциональное истощение, соматизация.

Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное выгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям — гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости и т.д.

  Симптомы появления СЭВ   Психофизические симптомы: чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости); ощущение эмоционального и физического истощения; снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию); общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии); частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта; резкая потеря или резкое увеличение веса; полная или частичная бессонница; постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня; одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке; заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания.

Симптомы появления СЭВ

Психофизические симптомы:

  • чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);
  • ощущение эмоционального и физического истощения;
  • снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);
  • общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии);
  • частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;

резкая потеря или резкое увеличение веса;

полная или частичная бессонница;

постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;

одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;

заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания.

Симптомы появления СЭВ Социально-психологические симптомы: безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности); повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события; частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя); постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность); чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»); чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»; общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).

Симптомы появления СЭВ

Социально-психологические симптомы:

  • безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);
  • повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
  • частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя);

постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);

чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);

чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»;

общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).

Симптомы появления СЭВ   Поведенческие симптомы: ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее; сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы); постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает; чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам; невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий; дистанцированность от коллег, повышение неадекватной критичности; злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.

Симптомы появления СЭВ

Поведенческие симптомы:

  • ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее;
  • сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы);
  • постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает;
  • чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;

невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;

дистанцированность от коллег, повышение неадекватной критичности;

злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.

Саморегуляция психического состояния  Способы саморегуляции: смех, улыбка, юмор; размышления о хорошем, приятном- отвлечение; различные движения типа потягивания, расслабления мышц- физич.нагрузки переключают эмоции ; рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном, фотографий, других приятных или дорогих вещей; мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее); «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах; вдыхание свежего воздуха; чтение стихов или молитв; высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.

Саморегуляция психического состояния

Способы саморегуляции:

  • смех, улыбка, юмор;
  • размышления о хорошем, приятном- отвлечение;
  • различные движения типа потягивания, расслабления мышц- физич.нагрузки переключают эмоции ;
  • рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном, фотографий, других приятных или дорогих вещей;

мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее);

«купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах;

вдыхание свежего воздуха;

чтение стихов или молитв;

высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.

 Совет первый Ищите соратников и помощников. Не берите всё на себя. Скооперируйтесь со своими коллегами и работайте в команде, а не в одиночку. Организуйте и правильно сориентируйте ваших учеников для помощи в подготовке разных классных дел и внеклассных мероприятий. Разумно и грамотно постройте работу с родителями для воспитания подрастающего поколения. С родителями учащихся надо плыть в одной лодке. Всевозможными способами привлекайте внимание школьной администрации к «трудным» детям и «проблемным» родителям.   Не откусывайте на работе больше, чем можете прожевать! Да и вне работы .

Совет первый

  • Ищите соратников и помощников. Не берите всё на себя.
  • Скооперируйтесь со своими коллегами и работайте в команде, а не в одиночку.
  • Организуйте и правильно сориентируйте ваших учеников для помощи в подготовке разных классных дел и внеклассных мероприятий.
  • Разумно и грамотно постройте работу с родителями для воспитания подрастающего поколения. С родителями учащихся надо плыть в одной лодке.
  • Всевозможными способами привлекайте внимание школьной администрации к «трудным» детям и «проблемным» родителям.

  • Не откусывайте на работе больше, чем можете прожевать! Да и вне работы .

Совет второй  Не работайте тяжелее, а работайте умнее.  Будьте на работе умными, хитрыми и предельно собранными. Умейте предвосхитить и предугадать последствия любого события. Скрупулёзно считайте, высчитывайте и подсчитывайте свой труд, свои рабочие часы. Торгуйтесь без всякого стеснения со своим начальством. Ведь это- ваш труд, ваши силы, ваше время.  Помните, ваш труд- очень даже в счёт!  Всегда точно знайте, с какой стороны ваш хлеб намазан маслом!

Совет второй

  • Не работайте тяжелее, а работайте умнее.

  • Будьте на работе умными, хитрыми и предельно собранными.
  • Умейте предвосхитить и предугадать последствия любого события.
  • Скрупулёзно считайте, высчитывайте и подсчитывайте свой труд, свои рабочие часы.
  • Торгуйтесь без всякого стеснения со своим начальством. Ведь это- ваш труд, ваши силы, ваше время.

Помните, ваш труд- очень даже в счёт!

  • Всегда точно знайте, с какой стороны ваш хлеб намазан маслом!

 Хитрости и умности на работе: Проконтролируйте запись домашнего задания учениками в дневнике. Заведите стопку чистых тетрадных листков для того, чтобы учащиеся не вырывали листы из своих рабочих тетрадей. Старайтесь разумно пользоваться классной доской, чтобы не пришлось несколько раз за день стирать с доски и вновь писать на ней одно и то же. Ведите записи на ученика, где прослеживалась бы ваша с ним работа для «трудных родителей», чтобы не вступать с ними в пререкание, споры и выяснения отношений. Берегите материалы своих классных собраний с родителями для того, чтобы не делать новые записи каждый год.

Хитрости и умности на работе:

  • Проконтролируйте запись домашнего задания учениками в дневнике.
  • Заведите стопку чистых тетрадных листков для того, чтобы учащиеся не вырывали листы из своих рабочих тетрадей.
  • Старайтесь разумно пользоваться классной доской, чтобы не пришлось несколько раз за день стирать с доски и вновь писать на ней одно и то же.
  • Ведите записи на ученика, где прослеживалась бы ваша с ним работа для «трудных родителей», чтобы не вступать с ними в пререкание, споры и выяснения отношений.
  • Берегите материалы своих классных собраний с родителями для того, чтобы не делать новые записи каждый год.
 Хитрости и умности на работе: Приучите родителей приходить на беседу к вам в точно назначенное время. Не организовывайте встречи с родителями на бегу. Назначьте «Часы родительских консультаций». Заставьте их уважать ваш труд. Не давайте номер вашего домашнего телефона. Не позволяйте никому беспардонно вторгаться в вашу частную жизнь. Храните все выпущенные когда-то стенгазеты. Их легче переделать, чем заново изготовлять. Отрабатывайте любое мероприятие по частям, фрагментами, кусками. Продумайте и организуйте разумно каждое своё «окно». Продумайте и организуйте себе замену, если решили отпроситься с работы.

Хитрости и умности на работе:

  • Приучите родителей приходить на беседу к вам в точно назначенное время. Не организовывайте встречи с родителями на бегу. Назначьте «Часы родительских консультаций». Заставьте их уважать ваш труд.
  • Не давайте номер вашего домашнего телефона. Не позволяйте никому беспардонно вторгаться в вашу частную жизнь.
  • Храните все выпущенные когда-то стенгазеты. Их легче переделать, чем заново изготовлять.
  • Отрабатывайте любое мероприятие по частям, фрагментами, кусками.
  • Продумайте и организуйте разумно каждое своё «окно».
  • Продумайте и организуйте себе замену, если решили отпроситься с работы.
Совет третий Планируйте не только своё рабочее время, но и свой отдых, или Удовольствие по плану . Организовывайте себе минуты отдыха, моменты удовольствия, мгновения радости и наслаждения в течение рабочего дня, трудовой недели, учебной четверти, семестра, полугодия. Придумывайте, планируйте заранее и настойчиво вносите в своё расписание уроков и лекций, в свой каждодневный трудовой режим и ритм жизни. Планируйте, тщательно организовывайте свой отдых в выходные и праздничные дни. Заведите для себя следующее правило: хотя бы один день в неделю посвящать отдыху и заботе о собственном здоровье, физическом и психическом. Не позволяйте превратить свою трудовую деятельность в ад.

Совет третий

  • Планируйте не только своё рабочее время, но и свой отдых, или Удовольствие по плану .
  • Организовывайте себе минуты отдыха, моменты удовольствия, мгновения радости и наслаждения в течение рабочего дня, трудовой недели, учебной четверти, семестра, полугодия.
  • Придумывайте, планируйте заранее и настойчиво вносите в своё расписание уроков и лекций, в свой каждодневный трудовой режим и ритм жизни.
  • Планируйте, тщательно организовывайте свой отдых в выходные и праздничные дни.
  • Заведите для себя следующее правило: хотя бы один день в неделю посвящать отдыху и заботе о собственном здоровье, физическом и психическом.
  • Не позволяйте превратить свою трудовую деятельность в ад.

 Аксиома разумно мыслящего учителя.  Не заботиться о себе – безграмотно и бездарно! Преступно не давать себе время от времени отдых и не доставлять себе радость. Глупо лишать себя удовольствий. Стыдно не уметь организовывать для себя минуты расслабления и мгновения наслаждения. Просто недопустимо тратить собственную жизнь на превращение себя в загнанную лошадь или в выжитый лимон.

Аксиома разумно мыслящего учителя.

  • Не заботиться о себе – безграмотно и бездарно!
  • Преступно не давать себе время от времени отдых и не доставлять себе радость.
  • Глупо лишать себя удовольствий.
  • Стыдно не уметь организовывать для себя минуты расслабления и мгновения наслаждения.
  • Просто недопустимо тратить собственную жизнь на превращение себя в загнанную лошадь или в выжитый лимон.
Совет четвёртый Долой синдром отличника из нашей жизни, или Не будем перфекционистами! Не стремитесь быть каким-то немыслимым совершенством, высоким идеалом, безгрешным человеком и безошибочным работником. Живите в реальном живом мире, с его несовершенствами и недостатками, и не требуйте ни с себя, ни с окружающих быть идеальными и совершенными. Не стоит идеализировать жизнь, а стоит просто жить. Боритесь со своей привычкой, со страстным стремлением всё делать правильно, безошибочно и идеально. Не идеализируйте людей вокруг и не стройте сверх ожидания. Помните, никто вам ничего не должен. Не бойтесь собственных ошибок.

Совет четвёртый

  • Долой синдром отличника из нашей жизни,
  • или Не будем перфекционистами!
  • Не стремитесь быть каким-то немыслимым совершенством, высоким идеалом, безгрешным человеком и безошибочным работником.
  • Живите в реальном живом мире, с его несовершенствами и недостатками, и не требуйте ни с себя, ни с окружающих быть идеальными и совершенными.
  • Не стоит идеализировать жизнь, а стоит просто жить.
  • Боритесь со своей привычкой, со страстным стремлением всё делать правильно, безошибочно и идеально.
  • Не идеализируйте людей вокруг и не стройте сверх ожидания.
  • Помните, никто вам ничего не должен.
  • Не бойтесь собственных ошибок.
Совет пятый Планируйте свою карьеру . Возьмите за правило осуществлять профосмотры собственной жизни и карьеры с вдумчивым анализом и перспективным планированием. Если вас устраивает ваше профессиональное положение, спокойно работайте на своем рабочем месте. Если вас устраивает ваша профессия, но по разным причинам не совсем нравится то учебное заведение, в котором вы трудитесь, принимайтесь за поиски другого места работы, не меняя профессии. Если вдруг вы осознали, что эта работа совсем не для вас и, более того, на своём рабочем месте вы просто мучаетесь изо дня в день, из года в год - это уже очень серьёзный и тревожный сигнал. Не позволяйте своей жизни самотЁкать неизвестно куда!  Никакого самотЁка и самотЁканья! Немедленно займитесь планированием, обдумыванием, анализом собственной карьеры и её безотлагательным корректированием, если это необходимо.

Совет пятый

  • Планируйте свою карьеру .
  • Возьмите за правило осуществлять профосмотры собственной жизни и карьеры с вдумчивым анализом и перспективным планированием.
  • Если вас устраивает ваше профессиональное положение, спокойно работайте на своем рабочем месте.
  • Если вас устраивает ваша профессия, но по разным причинам не совсем нравится то учебное заведение, в котором вы трудитесь, принимайтесь за поиски другого места работы, не меняя профессии.
  • Если вдруг вы осознали, что эта работа совсем не для вас и, более того, на своём рабочем месте вы просто мучаетесь изо дня в день, из года в год - это уже очень серьёзный и тревожный сигнал.
  • Не позволяйте своей жизни самотЁкать неизвестно куда!

Никакого самотЁка и самотЁканья!

Немедленно займитесь планированием, обдумыванием, анализом собственной карьеры и её безотлагательным корректированием, если это необходимо.

Совет шестой  Оставьте профессию критика и прокурора . Не читайте нотации своим ученикам. Не указывайте своим ученикам на их недостатки, не отчитывайте их, выдавая им жесткие директивы и нелестные оценки по любому поводу. Умейте в любом явлении, в любой жизненной ситуации найти что-то положительное. Во всём ищите позитив. Перейдите на конструктивное и позитивное мышление. На негативных чертах других людей, на тяжелых жизненных ситуациях, на плохих уроках, своих собственных и даваемых коллегами, всегда можно учиться.  Не швыряйтесь книжками ни в своих учеников, ни в других людей!

Совет шестой

  • Оставьте профессию критика и прокурора .
  • Не читайте нотации своим ученикам.
  • Не указывайте своим ученикам на их недостатки, не отчитывайте их, выдавая им жесткие директивы и нелестные оценки по любому поводу.
  • Умейте в любом явлении, в любой жизненной ситуации найти что-то положительное. Во всём ищите позитив.
  • Перейдите на конструктивное и позитивное мышление.
  • На негативных чертах других людей, на тяжелых жизненных ситуациях, на плохих уроках, своих собственных и даваемых коллегами, всегда можно учиться.

  • Не швыряйтесь книжками ни в своих учеников, ни в других людей!

Совет  седьмой Учитесь управлять собственным временем. Постоянно ищите в своём рабочем ритме, режиме резервы времени. В течение рабочего дня, трудовой недели делайте временные замеры и ведите краткие записи: куда, на что и сколько времени ушло. Подвергайте сделанные записи тщательному обдумыванию и анализированию. Главное, меняйте что-то в своей жизни, корректируйте свой режим дня после проведенного анализа. Обязательно отводите время на уход за собственным организмом, ведение здорового образа жизни, отдых и любимые дела. Постоянно контролируйте, куда уходит ваше время. Ведите ежедневник, внося в свои трудовые будни часы отдыха, расслабления и занятия собственным здоровьем.  Желаю вам и счастливым быть, и наблюдать часы! Помните: времени никогда не хватает на всё. Поэтому не стремитесь делать всё, а определите свои приоритеты и сосредоточьтесь на главном. Занятие собственным здоровьем и отдых должны занять достойное место в этом вашем списке приоритетов.

Совет седьмой

  • Учитесь управлять собственным временем.
  • Постоянно ищите в своём рабочем ритме, режиме резервы времени.
  • В течение рабочего дня, трудовой недели делайте временные замеры и ведите краткие записи: куда, на что и сколько времени ушло. Подвергайте сделанные записи тщательному обдумыванию и анализированию. Главное, меняйте что-то в своей жизни, корректируйте свой режим дня после проведенного анализа.
  • Обязательно отводите время на уход за собственным организмом, ведение здорового образа жизни, отдых и любимые дела.
  • Постоянно контролируйте, куда уходит ваше время.
  • Ведите ежедневник, внося в свои трудовые будни часы отдыха, расслабления и занятия собственным здоровьем.

  • Желаю вам и счастливым быть, и наблюдать часы!

Помните: времени никогда не хватает на всё. Поэтому не стремитесь делать всё, а определите свои приоритеты и сосредоточьтесь на главном. Занятие собственным здоровьем и отдых должны занять достойное место в этом вашем списке приоритетов.

Совет восьмой  Умейте отказываться вежливо, но убедительно. Отказываться надо сразу, решительно и категорично, но в то же время вежливо и аргументированно. Ставьте свои условия и по возможности снимите с себя какие-либо другие дела. Просто так не соглашайтесь ни на что. Не бойтесь всегда всё высчитывать, подсчитывать и подчёркивать своё участие в том или ином деле. Отстаивайте свои интересы, боритесь за своё свободное время до последнего. Без борьбы никогда не сдавайте своё личное время и свой отдых. Находите и отрабатывайте на жизненных ситуациях свои методы вежливого, но решительного отказа.   Если мы слишком милы к окружающим, они начинают этим чрезвычайно активно пользоваться, ни во что нас не ставя. Может быть, лучше быть мудрыми, а не милыми?

Совет восьмой

  • Умейте отказываться вежливо, но убедительно.
  • Отказываться надо сразу, решительно и категорично, но в то же время вежливо и аргументированно.
  • Ставьте свои условия и по возможности снимите с себя какие-либо другие дела. Просто так не соглашайтесь ни на что.
  • Не бойтесь всегда всё высчитывать, подсчитывать и подчёркивать своё участие в том или ином деле.
  • Отстаивайте свои интересы, боритесь за своё свободное время до последнего. Без борьбы никогда не сдавайте своё личное время и свой отдых. Находите и отрабатывайте на жизненных ситуациях свои методы вежливого, но решительного отказа.

  • Если мы слишком милы к окружающим, они начинают этим чрезвычайно активно пользоваться, ни во что нас не ставя. Может быть, лучше быть мудрыми, а не милыми?

Совет девятый

  • Создайте на своём рабочем месте максимально комфортные условия труда.
  • Держите у себя на работе, в шкафу, в тумбочке, где угодно, несколько пар обуви, разной и удобной.
  • Заведите себе симпатичный и небольшой по размерам, а следовательно, не очень тяжелый термос.
  • Устраивайте себе чайные и кофейные паузы в течение рабочего дня.
  • Найдите возможность между уроками сделать себе самомассаж головы.
  • Персонализируйте свой рабочий кабинет, внесите в его оформление что-то личное, дорогое вам.
  • Создайте и постоянно поддерживайте в своем рабочем кабинете красоту и уют.
  • Храните в своем рабочем кабинете запасную косметичку с минимальным набором косметики для себя.
  • Всегда имейте на своем рабочем месте медицинскую аптечку с минимальным набором медикаментозных средств.

  • Заведите привычку приносить с собой на работу орешки и сухофрукты.
  • Закройтесь на перемене на 5 минут в своем рабочем кабинете, разуйтесь и прямо в чулках попрыгайте на одном месте 30-40 раз максимально высоко.
  • Откройте окно и проветрите классную комнату. Подойдите к окну и сделайте двухминутную дыхательную гимнастику.
  • Обязательно берите с собой на работу свежие фрукты.

Совет десятый   Вносите систему в свою работу.  Создайте систему в своей работе. От бессистемности, спонтанности и нечеткости своего учительского труда вы устанете сами и задергаете своих учеников. Разработайте свои простые и четкие правила и неукоснительно следуйте им. Привлекайте к созданию и разработке системы школьной работы самих учеников, а также их родителей. Система должна быть и в проведении письменных контрольных и тестов, в организации внеклассных мероприятий, в работе с родителями учащихся, в проведении устных зачетов, в пересдачах учащимися плохих оценок, в подаче нового учебного материала, в его закреплении, повторении и отработке и т. д.

Совет десятый

Вносите систему в свою работу.

Создайте систему в своей работе.

  • От бессистемности, спонтанности и нечеткости своего учительского труда вы устанете сами и задергаете своих учеников.
  • Разработайте свои простые и четкие правила и неукоснительно следуйте им.
  • Привлекайте к созданию и разработке системы школьной работы самих учеников, а также их родителей.
  • Система должна быть и в проведении письменных контрольных и тестов, в организации внеклассных мероприятий, в работе с родителями учащихся, в проведении устных зачетов, в пересдачах учащимися плохих оценок, в подаче нового учебного материала, в его закреплении, повторении и отработке и т. д.
С о в е т о д и н н а д ц а т ы й  Боритесь со скукой на уроке, или Волшебство творчества. Активизируйте ролевое изучение любой программной темы вместо пассивного механического зазубривания. Дайте возможность пофилософствовать, поразмышлять, поискать ответы на вопросы. Сделайте урок необычным, запоминающимся и полезным («сладкие», «песенные», «рисовальные», «телеуроки», «радиоуроки», «киноуроки», «газетно-журнальные»). Творите сами и активно вовлекайте в процесс творчества своих учеников. На уроке необязательно должно быть тихо. На уроке может быть и громко. Лишь бы не было бестолково, беспросветно и скучно!

С о в е т о д и н н а д ц а т ы й

Боритесь со скукой на уроке, или Волшебство творчества.

  • Активизируйте ролевое изучение любой программной темы вместо пассивного механического зазубривания.
  • Дайте возможность пофилософствовать, поразмышлять, поискать ответы на вопросы.
  • Сделайте урок необычным, запоминающимся и полезным («сладкие», «песенные», «рисовальные», «телеуроки», «радиоуроки», «киноуроки», «газетно-журнальные»).
  • Творите сами и активно вовлекайте в процесс творчества своих учеников.
  • На уроке необязательно должно быть тихо. На уроке может быть и громко. Лишь бы не было бестолково, беспросветно и скучно!
 Совет двенадцатый Умейте вовремя уйти. Молодые пришли мне на смену. И это- отлично. Такова жизнь. Да, мне жаль уходить, но «печаль моя светла». На этом моя жизнь не заканчивается. Просто завершён её очередной этап. Я по-прежнему полна юмора и оптимизма. Незаменимых людей не бывает. И вполне естественно их надо менять. Я тоже в своё время заменила кого-то уходящего. Я- не за бортом. Просто мой борт причалил к новому причалу. У меня нет никаких обид. Просто глупо обижаться на жизнь, на её естественный ход, на её течение. Лучше уйти из профессии на два года раньше, чем на два месяца позже.   Целый мир остаётся со мной. Я лишь должна научиться жить на новом причале жизни. Причём этот причал - не хуже и не лучше предыдущего. Он - просто другой. Всё когда – то заканчивается. И это - нормально. Это - естественный ход вещей. Я буду писать мою жизнь дальше, как пишет книгу писатель. Я приступаю к работе над следующей её главой.

Совет двенадцатый

  • Умейте вовремя уйти.
  • Молодые пришли мне на смену. И это- отлично. Такова жизнь.
  • Да, мне жаль уходить, но «печаль моя светла».
  • На этом моя жизнь не заканчивается. Просто завершён её очередной этап.
  • Я по-прежнему полна юмора и оптимизма.
  • Незаменимых людей не бывает. И вполне естественно их надо менять. Я тоже в своё время заменила кого-то уходящего.
  • Я- не за бортом. Просто мой борт причалил к новому причалу.
  • У меня нет никаких обид. Просто глупо обижаться на жизнь, на её естественный ход, на её течение.
  • Лучше уйти из профессии на два года раньше, чем на два месяца позже.

Целый мир остаётся со мной. Я лишь должна научиться жить на новом причале жизни. Причём этот причал - не хуже и не лучше предыдущего. Он - просто другой.

Всё когда – то заканчивается. И это - нормально. Это - естественный ход вещей.

Я буду писать мою жизнь дальше, как пишет книгу писатель. Я приступаю к работе над следующей её главой.

 Совет тринадцатый «Дети нынче стали не те! Дети теперь иные, чем раньше!»  Стройте свои отношения с современными детьми умнее, тоньше, грамотнее. Уделяйте им больше внимания, дружите с ними, принимая их как личностей.

Совет тринадцатый

  • «Дети нынче стали не те! Дети теперь иные, чем раньше!»

  • Стройте свои отношения с современными детьми умнее, тоньше, грамотнее.
  • Уделяйте им больше внимания, дружите с ними, принимая их как личностей.
« Дай, господи, нам СИЛЫ изменить то, Что мы не можем изменить; ТЕРПЕНИЕ – принять то, что мы Не можем изменить; и УМ – отличать одно от другого»
  • « Дай, господи, нам СИЛЫ изменить то,
  • Что мы не можем изменить;
  • ТЕРПЕНИЕ – принять то, что мы
  • Не можем изменить;
  • и УМ – отличать одно от другого»
Профилактика профессионального выгорания Саморегуляция — это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием. Релаксация — это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения.

Профилактика профессионального выгорания

  • Саморегуляция — это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.
  • Релаксация — это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения.
Упражнение  «Похвалилки»   «Меня замечают, любят и высоко ценят». «Все идет хорошо». « В моей жизни случается только хорошее».

Упражнение «Похвалилки»

  • «Меня замечают, любят и высоко ценят».
  • «Все идет хорошо».
  • « В моей жизни случается только хорошее».
  Упражнение «Улыбка»

Упражнение «Улыбка»

Способы саморегуляции

Способы саморегуляции