Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов
Эмоциональное выгорание –
Это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека
Это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности.
Это несоответствие между требованиями, предъявляемыми к работнику, и его реальными возможностями.
Этот синдром возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов человека.
Причины возникновения СЭВ у педагогов
- Повышенная ответственность педагога в выполнении своих профессиональных функций;
- Загруженность в течении рабочего дня;
- Высокая эмоциональная включенность в деятельность — эмоциональная перегрузка;
Неблагоприятные социальные условия и психологическая обстановка на рабочем месте;
Необходимость творческого отношения к своей профессиональной деятельности;
Необходимость владения современными методиками и технологиями обучения.
Причины возникновения СЭВ у педагогов
- отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам;
- жесткие временные рамки деятельности (занятие, семестр, год), ограниченность времени урока для реализации поставленных целей;
- неумение регулировать собственные эмоциональные состояния;
«неотрегулированность» организационных моментов педагогической деятельности: нагрузка, расписание, кабинет, моральное и материальное стимулирование;
ответственность перед администрацией, коллегами, обществом в целом за результат своего труда;
отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с учащимися, коллегами, администрацией.
Ситуации, влияющие на возникновение СЭВ
- Начало своей деятельности после отпуска, каникул, курсов (функция – адаптационная);
- Ситуации эмоционально неадекватного общения с субъектами образовательного процесса, особенно с администрацией (функция –защитная);
- Проведение открытых уроков; мероприятий, на которые было потрачено много сил и энергии, а в результате не получено соответствующего удовлетворения;
- Окончание учебного года.
Проявление СЭВ у педагогов (в зависимости от стажа работы):
- Более 50% - у педагогов со стажем работы от 5 до 7 или от 7 до 10 лет;
- 22% - со стажем от 15 до 20 лет;
- 11% - у педагогов с 10-летним стажем (у педагогов со стажем работы более 10 лет выработаны определенные способы саморегуляции и психологической защиты);
- 8% - со стажем от 1 года до 3 лет;
Стадии профессионального выгорания
Первая стадия:
- Приглушение эмоций, сглаживание остроты чувств и свежести переживаний;
- Исчезновение положительных эмоции, появление отстраненности в отношениях с членами семьи;
- Возникновение состояния тревожности, неудовлетворенности.
Стадии профессионального выгорания
Вторая стадия:
- Возникновение недоразумений с коллегами;
- Появление антипатии, а затем и вспышек раздражения по отношению к коллегам.
Стадии профессионального выгорания
Третья стадия:
- Изменение представлений о ценностях жизни, эмоционального отношения к миру
- Безразличие ко всему.
Три аспекта профессионального выгорания
- Первый — снижение самооценки.
Как следствие, такие «сгоревшие» работники чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаяние.
Люди, страдающие от эмоционального выгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с другими людьми.
- Третий — эмоциональное истощение, соматизация.
Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное выгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям — гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости и т.д.
Симптомы появления СЭВ
Психофизические симптомы:
- чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);
- ощущение эмоционального и физического истощения;
- снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);
- общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии);
- частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
резкая потеря или резкое увеличение веса;
полная или частичная бессонница;
постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;
заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания.
Симптомы появления СЭВ
Социально-психологические симптомы:
- безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);
- повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
- частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя);
постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);
чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);
чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»;
общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).
Симптомы появления СЭВ
Поведенческие симптомы:
- ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее;
- сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы);
- постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает;
- чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;
невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;
дистанцированность от коллег, повышение неадекватной критичности;
злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.
Саморегуляция психического состояния
Способы саморегуляции:
- смех, улыбка, юмор;
- размышления о хорошем, приятном- отвлечение;
- различные движения типа потягивания, расслабления мышц- физич.нагрузки переключают эмоции ;
- рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном, фотографий, других приятных или дорогих вещей;
мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее);
«купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах;
вдыхание свежего воздуха;
чтение стихов или молитв;
высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.
Совет первый
- Ищите соратников и помощников. Не берите всё на себя.
- Скооперируйтесь со своими коллегами и работайте в команде, а не в одиночку.
- Организуйте и правильно сориентируйте ваших учеников для помощи в подготовке разных классных дел и внеклассных мероприятий.
- Разумно и грамотно постройте работу с родителями для воспитания подрастающего поколения. С родителями учащихся надо плыть в одной лодке.
- Всевозможными способами привлекайте внимание школьной администрации к «трудным» детям и «проблемным» родителям.
- Не откусывайте на работе больше, чем можете прожевать! Да и вне работы .
Совет второй
- Не работайте тяжелее, а работайте умнее.
- Будьте на работе умными, хитрыми и предельно собранными.
- Умейте предвосхитить и предугадать последствия любого события.
- Скрупулёзно считайте, высчитывайте и подсчитывайте свой труд, свои рабочие часы.
- Торгуйтесь без всякого стеснения со своим начальством. Ведь это- ваш труд, ваши силы, ваше время.
Помните, ваш труд- очень даже в счёт!
- Всегда точно знайте, с какой стороны ваш хлеб намазан маслом!
Хитрости и умности на работе:
- Проконтролируйте запись домашнего задания учениками в дневнике.
- Заведите стопку чистых тетрадных листков для того, чтобы учащиеся не вырывали листы из своих рабочих тетрадей.
- Старайтесь разумно пользоваться классной доской, чтобы не пришлось несколько раз за день стирать с доски и вновь писать на ней одно и то же.
- Ведите записи на ученика, где прослеживалась бы ваша с ним работа для «трудных родителей», чтобы не вступать с ними в пререкание, споры и выяснения отношений.
- Берегите материалы своих классных собраний с родителями для того, чтобы не делать новые записи каждый год.
Хитрости и умности на работе:
- Приучите родителей приходить на беседу к вам в точно назначенное время. Не организовывайте встречи с родителями на бегу. Назначьте «Часы родительских консультаций». Заставьте их уважать ваш труд.
- Не давайте номер вашего домашнего телефона. Не позволяйте никому беспардонно вторгаться в вашу частную жизнь.
- Храните все выпущенные когда-то стенгазеты. Их легче переделать, чем заново изготовлять.
- Отрабатывайте любое мероприятие по частям, фрагментами, кусками.
- Продумайте и организуйте разумно каждое своё «окно».
- Продумайте и организуйте себе замену, если решили отпроситься с работы.
Совет третий
- Планируйте не только своё рабочее время, но и свой отдых, или Удовольствие по плану .
- Организовывайте себе минуты отдыха, моменты удовольствия, мгновения радости и наслаждения в течение рабочего дня, трудовой недели, учебной четверти, семестра, полугодия.
- Придумывайте, планируйте заранее и настойчиво вносите в своё расписание уроков и лекций, в свой каждодневный трудовой режим и ритм жизни.
- Планируйте, тщательно организовывайте свой отдых в выходные и праздничные дни.
- Заведите для себя следующее правило: хотя бы один день в неделю посвящать отдыху и заботе о собственном здоровье, физическом и психическом.
- Не позволяйте превратить свою трудовую деятельность в ад.
Аксиома разумно мыслящего учителя.
- Не заботиться о себе – безграмотно и бездарно!
- Преступно не давать себе время от времени отдых и не доставлять себе радость.
- Глупо лишать себя удовольствий.
- Стыдно не уметь организовывать для себя минуты расслабления и мгновения наслаждения.
- Просто недопустимо тратить собственную жизнь на превращение себя в загнанную лошадь или в выжитый лимон.
Совет четвёртый
- Долой синдром отличника из нашей жизни,
- или Не будем перфекционистами!
- Не стремитесь быть каким-то немыслимым совершенством, высоким идеалом, безгрешным человеком и безошибочным работником.
- Живите в реальном живом мире, с его несовершенствами и недостатками, и не требуйте ни с себя, ни с окружающих быть идеальными и совершенными.
- Не стоит идеализировать жизнь, а стоит просто жить.
- Боритесь со своей привычкой, со страстным стремлением всё делать правильно, безошибочно и идеально.
- Не идеализируйте людей вокруг и не стройте сверх ожидания.
- Помните, никто вам ничего не должен.
- Не бойтесь собственных ошибок.
Совет пятый
- Планируйте свою карьеру .
- Возьмите за правило осуществлять профосмотры собственной жизни и карьеры с вдумчивым анализом и перспективным планированием.
- Если вас устраивает ваше профессиональное положение, спокойно работайте на своем рабочем месте.
- Если вас устраивает ваша профессия, но по разным причинам не совсем нравится то учебное заведение, в котором вы трудитесь, принимайтесь за поиски другого места работы, не меняя профессии.
- Если вдруг вы осознали, что эта работа совсем не для вас и, более того, на своём рабочем месте вы просто мучаетесь изо дня в день, из года в год - это уже очень серьёзный и тревожный сигнал.
- Не позволяйте своей жизни самотЁкать неизвестно куда!
Никакого самотЁка и самотЁканья!
Немедленно займитесь планированием, обдумыванием, анализом собственной карьеры и её безотлагательным корректированием, если это необходимо.
Совет шестой
- Оставьте профессию критика и прокурора .
- Не читайте нотации своим ученикам.
- Не указывайте своим ученикам на их недостатки, не отчитывайте их, выдавая им жесткие директивы и нелестные оценки по любому поводу.
- Умейте в любом явлении, в любой жизненной ситуации найти что-то положительное. Во всём ищите позитив.
- Перейдите на конструктивное и позитивное мышление.
- На негативных чертах других людей, на тяжелых жизненных ситуациях, на плохих уроках, своих собственных и даваемых коллегами, всегда можно учиться.
- Не швыряйтесь книжками ни в своих учеников, ни в других людей!
Совет седьмой
- Учитесь управлять собственным временем.
- Постоянно ищите в своём рабочем ритме, режиме резервы времени.
- В течение рабочего дня, трудовой недели делайте временные замеры и ведите краткие записи: куда, на что и сколько времени ушло. Подвергайте сделанные записи тщательному обдумыванию и анализированию. Главное, меняйте что-то в своей жизни, корректируйте свой режим дня после проведенного анализа.
- Обязательно отводите время на уход за собственным организмом, ведение здорового образа жизни, отдых и любимые дела.
- Постоянно контролируйте, куда уходит ваше время.
- Ведите ежедневник, внося в свои трудовые будни часы отдыха, расслабления и занятия собственным здоровьем.
- Желаю вам и счастливым быть, и наблюдать часы!
Помните: времени никогда не хватает на всё. Поэтому не стремитесь делать всё, а определите свои приоритеты и сосредоточьтесь на главном. Занятие собственным здоровьем и отдых должны занять достойное место в этом вашем списке приоритетов.
Совет восьмой
- Умейте отказываться вежливо, но убедительно.
- Отказываться надо сразу, решительно и категорично, но в то же время вежливо и аргументированно.
- Ставьте свои условия и по возможности снимите с себя какие-либо другие дела. Просто так не соглашайтесь ни на что.
- Не бойтесь всегда всё высчитывать, подсчитывать и подчёркивать своё участие в том или ином деле.
- Отстаивайте свои интересы, боритесь за своё свободное время до последнего. Без борьбы никогда не сдавайте своё личное время и свой отдых. Находите и отрабатывайте на жизненных ситуациях свои методы вежливого, но решительного отказа.
- Если мы слишком милы к окружающим, они начинают этим чрезвычайно активно пользоваться, ни во что нас не ставя. Может быть, лучше быть мудрыми, а не милыми?
Совет девятый
- Создайте на своём рабочем месте максимально комфортные условия труда.
- Держите у себя на работе, в шкафу, в тумбочке, где угодно, несколько пар обуви, разной и удобной.
- Заведите себе симпатичный и небольшой по размерам, а следовательно, не очень тяжелый термос.
- Устраивайте себе чайные и кофейные паузы в течение рабочего дня.
- Найдите возможность между уроками сделать себе самомассаж головы.
- Персонализируйте свой рабочий кабинет, внесите в его оформление что-то личное, дорогое вам.
- Создайте и постоянно поддерживайте в своем рабочем кабинете красоту и уют.
- Храните в своем рабочем кабинете запасную косметичку с минимальным набором косметики для себя.
- Всегда имейте на своем рабочем месте медицинскую аптечку с минимальным набором медикаментозных средств.
- Заведите привычку приносить с собой на работу орешки и сухофрукты.
- Закройтесь на перемене на 5 минут в своем рабочем кабинете, разуйтесь и прямо в чулках попрыгайте на одном месте 30-40 раз максимально высоко.
- Откройте окно и проветрите классную комнату. Подойдите к окну и сделайте двухминутную дыхательную гимнастику.
- Обязательно берите с собой на работу свежие фрукты.
Совет десятый
Вносите систему в свою работу.
Создайте систему в своей работе.
- От бессистемности, спонтанности и нечеткости своего учительского труда вы устанете сами и задергаете своих учеников.
- Разработайте свои простые и четкие правила и неукоснительно следуйте им.
- Привлекайте к созданию и разработке системы школьной работы самих учеников, а также их родителей.
- Система должна быть и в проведении письменных контрольных и тестов, в организации внеклассных мероприятий, в работе с родителями учащихся, в проведении устных зачетов, в пересдачах учащимися плохих оценок, в подаче нового учебного материала, в его закреплении, повторении и отработке и т. д.
С о в е т о д и н н а д ц а т ы й
Боритесь со скукой на уроке, или Волшебство творчества.
- Активизируйте ролевое изучение любой программной темы вместо пассивного механического зазубривания.
- Дайте возможность пофилософствовать, поразмышлять, поискать ответы на вопросы.
- Сделайте урок необычным, запоминающимся и полезным («сладкие», «песенные», «рисовальные», «телеуроки», «радиоуроки», «киноуроки», «газетно-журнальные»).
- Творите сами и активно вовлекайте в процесс творчества своих учеников.
- На уроке необязательно должно быть тихо. На уроке может быть и громко. Лишь бы не было бестолково, беспросветно и скучно!
Совет двенадцатый
- Молодые пришли мне на смену. И это- отлично. Такова жизнь.
- Да, мне жаль уходить, но «печаль моя светла».
- На этом моя жизнь не заканчивается. Просто завершён её очередной этап.
- Я по-прежнему полна юмора и оптимизма.
- Незаменимых людей не бывает. И вполне естественно их надо менять. Я тоже в своё время заменила кого-то уходящего.
- Я- не за бортом. Просто мой борт причалил к новому причалу.
- У меня нет никаких обид. Просто глупо обижаться на жизнь, на её естественный ход, на её течение.
- Лучше уйти из профессии на два года раньше, чем на два месяца позже.
Целый мир остаётся со мной. Я лишь должна научиться жить на новом причале жизни. Причём этот причал - не хуже и не лучше предыдущего. Он - просто другой.
Всё когда – то заканчивается. И это - нормально. Это - естественный ход вещей.
Я буду писать мою жизнь дальше, как пишет книгу писатель. Я приступаю к работе над следующей её главой.
Совет тринадцатый
- «Дети нынче стали не те! Дети теперь иные, чем раньше!»
- Стройте свои отношения с современными детьми умнее, тоньше, грамотнее.
- Уделяйте им больше внимания, дружите с ними, принимая их как личностей.
- « Дай, господи, нам СИЛЫ изменить то,
- Что мы не можем изменить;
- ТЕРПЕНИЕ – принять то, что мы
- Не можем изменить;
- и УМ – отличать одно от другого»
Профилактика профессионального выгорания
- Саморегуляция — это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.
- Релаксация — это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения.
Упражнение «Похвалилки»
- «Меня замечают, любят и высоко ценят».
- «Все идет хорошо».
- « В моей жизни случается только хорошее».
Упражнение «Улыбка»
Способы саморегуляции