Выступление на педагогическом совете «Реализация системно-деятельностного подхода на современном уроке»
Системно-деятельностный подход к обучению и воспитанию как требование Федерального государственного образовательного стандарта
Единственный путь, ведущий
к знанию, – это деятельность.
Б. Шоу
Жизнь в современных условиях требует изменений в области образования. Анализ возможностей адаптации ребенка в мире, где поток информации удваивается каждые десять лет, показывает, что уже с раннего возраста он должен обладать определенными умениями, планировать и целенаправленно осуществлять разного рода деятельность. Именно школа призвана развивать способности школьника, создавать условия для реализации ребенка в новых социально-экономических условиях, для адаптации в различных жизненных ситуациях.
Задача системы образования сегодня состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить ребят учиться. Приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, самостоятельно добывать информацию и активно включаться в исследовательскую, творческую деятельность, контролировать и оценивать свои достижения.
Этой задаче адекватен деятельностный метод обучения, обеспечивающий системное включение детей в учебно-познавательную деятельность. А деятельность, в том числе социально ведущая деятельность, это всегда целеустремленная система, система, нацеленная на результат.
Понятие системно-деятельностного подхода в обучении было введено в 1985 г. Это была попытка объединения взглядов на системный подход, который разрабатывался в исследованиях классиков нашей отечественной педагогической науки (таких, как Б. Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов и целого ряда исследователей), и деятельностный, который всегда был системным (его разрабатывали Л. С. Выготский, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и многие другие исследователи).
В чём же сущность деятельностного подхода? Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю».
Вспомним требования ФГОС к результатам освоения основной общеобразовательной программы (демонстрация слайда№ 2). По сути, это и результат применения системно-деятельностного подхода, который обеспечивает
формирование готовности личности к саморазвитию и непрерывному образованию;
проектирование и конструирование социальной среды развития обучающегося в системе образования
активная учебно-познавательная деятельность обучающегося
построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Основной результат СДП – развитие личности ребенка на основе УУД. Основная педагогическая задача – обеспечение условий, инициирующих детское действие. В связи с такой задачей несколько смещаются акценты нового стандарта (слайд № 5).
Основными дидактическими принципами построения урока в режиме системно-деятельностного подхода являются следующие:
- Принцип деятельности. Деятельность - процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности, достигает цели. Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придает некоторый смысл. Школьники становятся активными участниками образовательного процесса. Также они учатся пользоваться разнообразными источниками информации, применять ее на практике. Таким образом, ученики не только начинают понимать объем, форму и нормы своей деятельности, но и способны изменять и совершенствовать эти формы. - Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
- Принцип целостности предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
- Для реализации принципа минимакса учебное заведение должно предоставить ученику максимальные возможности для обучения и обеспечить усвоение материала на минимальном уровне, который указан в Федеральном государственном образовательном стандарте. - Важно наличие психологического комфорта на уроках. Для этого преподаватель должен создавать на уроках доброжелательную атмосферу и минимизировать возможные стрессовые ситуации. Тогда ученики смогут чувствовать себя расслаблено на уроке и лучше воспринимать информацию. - Принцип вариативности предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора. - Принцип творчества означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Чтобы системно-деятельностный метод работал эффективно, в педагогике разработаны различные технологии. На практике преподаватели применяют нижеследующие технологии системно-деятельностного подхода. К тем, что мы видим на слайде (№ 10), необходимо добавить технологию оценивания, благодаря которой у учащихся формируется самоконтроль, способность оценивать свои действия и их результат самостоятельно, находить свои ошибки. В результате применения этой технологии у обучающихся развивается мотивация к успеху.
Технология продуктивного чтения позволяет учиться понимать прочитанное, извлекать из текста полезную информацию и формировать свою позицию в результате ознакомления с новой информацией.
Технология деятельностного метода американского ученого Д. Дьюи (слайд № 11, 12), из которого, собственно, образовались уже перечисленные технологии, описывает этапы организующей роли учителя на уроке, инструмент практического применения системно-деятельностного подхода как методологии ФГОС.
Современному учителю важно овладеть данными технологиями, так как они помогают реализовывать требования к осуществлению педагогического процесса, прописанные в Федеральном государственном образовательном стандарте.
Что в большей или меньшей степени получается у нас с вами по реализации системно-деятельностного подхода на уроках? Предложенная схема анализа урока, к которой можно по-разному относиться, по сути и отражает степень включения учащихся в деятельность на всех этапах урока. Как ни хорош учитель на уроке, показать надо работу детей и результаты этой работы. При таком подходе основная часть работы учителя, очень кропотливой, вдумчивой, требующей времени, остается за кадром.
Посещенные уроки показывают, что большинство учителей, работающих по новому образовательному стандарту, научилось выходить на тему и целеполагание в диалоге с учащимися.
На уроках и при подготовке к ним учащимися, на ряду с традиционными источниками информации, используются разнообразные справочные материалы, ресурсы Интернет, материалы разных форматов.
Более целесообразным и оправданным становится использование ИКТ.
При помощи разных форм работы (индивидуальной, парной, групповой, коллективной), предпринимаются попытки включения всех учащихся в учебную деятельность.
Все чаще репродуктивным технологиям и фронтальной работе на уроке учителя предпочитают активные технологии обучения.
Очень осторожно и неуверенно, но все же осуществляется проектная деятельность.
Входит в нашу практику самооценка и взаимооценка учащимися работы на уроке.
Вместе с тем, есть вещи, от которых мы с вами еще далеки, но которые могли бы обеспечить эти самые метапредметные и личностные результаты.
На этапе целеполагания не удается пока сделать цель урока личностно значимой для учеников, ориентироваться на личные мотивы детей. При постановке задач необходимо давать критерии, понятные детям, которые они могли использовать в процессе само- и взаимооценивания.
Недостаточно часто создаются учебные ситуации, в которых необходимо сопоставлять данные из разных источников, когда источником информации становятся личные наблюдения учеников, опыт, исследование, эксперимент.
Принцип вариативности, который предполагает возможность пробовать разные варианты выполнения заданий, выбирать тепм, уровень сложности, способы деятельности, не работает.
Самостоятельная работа учащихся на уроке составляет недопустимо малую часть урока. ФГОС подводит нас к тому, что аудиторная работа будет занимать 30-40% образовательной деятельности. Остальное – самостоятельная работа, консультации, выполнение заданий электронных, дополнительное образование, работа над проектами.
Достаточно поверхностно проводится рефлексия.
Остается нашей проблемой оценка деятельности ученика на уроке (она по-прежнему стандартная) и оценивание в целом предметных и метапредметных результатов. У учителей-предметников, работающих в 5,6 классах, нет портфолио, где можно посмотреть динамику результатов их учеников.
Особо хочу сказать о необходимости обучения смысловому чтению, разным видам чтения, независимо от возрастной категории учащихся. Не видят наши ученики того, что написано. Особенно это бросается в глаза во время мониторингов, ЕГЭ, когда нет рядом комментатора-учителя.
Закончить свое выступление хочу на оптимистической ноте. У нас много молодых учителей, опытных учителей, еще энергичных и творческих, так что тоннель не так уж беспросветен. А системно-деятельностный подход к обучению и воспитанию нам поможет.
Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за околицей, —
Пока идешь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется.
Н. Рыленков