СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на педагогическом совете

Нажмите, чтобы узнать подробности

Башҡорт теле уҡытыусыларына ярҙамға. 

Просмотр содержимого документа
«Выступление на педагогическом совете»

Тема: Формирование ценностных ориентаций обучающихся на уроках башкирского языка в русскоязычной школе.

Выступление учителя башкирского языка и литературы Галиевой Л.С.

Как известно, интерес к изучению школьных предметов зависит от учителя, от его профессионализма. Он должен хорошо знать свой предмет в совершенстве, владеть целым рядом методических умений, логично продумать урок, чётко определять цели, сформулировать вопросы и задания по принципам коммуникативности; уметь соотносить родной язык обучающихся с русским языком и видеть внутренние ресурсы родного языка.

Работая учителем башкирского языка и литературы, ставлю перед собой цели: формирование национального самосознания, интеллектуального потенциала здоровой высоконравственной личности, сочетающий в себе лучшие черты башкирского народа и представителей окружающей его этносферы.

Кто такой мой ученик?

Мой ученик - это развивающаяся личность, у него свой характер, свои способности, склонности и увлечения.

Мой ученик - это творческий и интеллектуальный потенциал нашей страны.

Мой ученик - будущие граждане многонациональной республики, которые владеют наряду со своим языком несколькими языками.

Язык - душа народа, это не просто крылатое выражение. С помощью языка любой народ из поколения в поколение передает своё мировоззрение, ценностные ориентиры. С помощью языка мы не только общаемся, передаем свои мысли, но и выражаем образовательный, духовный и культурный уровень.

В условиях Башкортостана необходимо знать два государственных языка: башкирский и русский. Без знания коренного языка Урала, без уважительного отношения к духовным ценностям, созданным в течении тысячелетий, невозможно формировать личность гражданина многонационального государства.

Каждая эпоха ставит свои задачи в областях человеческой деятельности, в том числе и в образовании. Владение другими языками дает возможность глубже познать красоту и уникальность своей собственной. "Сколько языков ты знаешь - столько раз ты человек, " - говорили древние мудрецы. И это действительно так, поскольку благодаря знанию разных языков, человек раздвигает рамки своего собственного миропонимания.

Современный подход к обучению башкирского языка состоит в том, что в идеале мы учим не только к общению, сколько воспитываем личность гармоничную, и как того требует жизнь, социально-адаптированную. Воспитание личности требует, чтобы мы говорили с детьми на родном языке так, и на такие темы, когда они не могут оставаться равнодушными к происходящему на уроке. Этого можно добиться более успешно, например, при изучении темы "Моя семья" детям предлагается изучить родословную своей семьи, своего рода, предоставить проекты генеологических деревьев. Урок "оживает", когда его содержанием становятся факты и события, касающихся самих обучающихся. Проникая в прошлое ребята учатся воспринимать события на эмоциональном уровне. Эпиграфом к такому уроку можно взять слова башкирского народного поэта Рашита Нигмати:

Отчизна - та земля, тот лучезарный край,

Где рос отец, где мать невестой стала.

Большую роль в сохранении родного языка, приобщении детей к культурному наследию, духовным ценностям народа играет народная педагогика. Произведения народного творчества, которые мы слушали с раннего детства, воспитывают в детях лучшие человеческие качества.

Бабушки рассказывали нам сказки, учили нас жизни пословицами и поговорками, в которых отражена жизнь народа, его поэзия и мудрость, искусство меткого слова, его мысли и ценности. Но ситуация сегодня, к сожалению, изменилась. Современные условия почти полностью вытеснили из жизни школу бабушек и дедушек, которая играла огромную роль в воспитании любви к родному языку, истории, традициям. И сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения та огромная роль, которую играет урок родного языка в развитии личности ученика.

Приведу примеры.

Такие пословицы, как

В мире жить - с миром жить.

Без детей жить - только небо коптить.

позволяют понять то, что отличительными ценностями для личности являются Родина, семья, дети.

Мужчина представляется прежде всего как сильный, смелый защитник семьи и Родины, как трудолюбивый и надежный глава семьи.

Такие же качества стараюсь воспитать у мальчиков.

За честь - хоть голову с плеч.

Дом вести - не бородой трясти.

Дети с большим удовольствием участвуют в оформлении, обновлении стендов, в проведении фольклорных праздников, школьных декадников, олимпиад, конкурсов. Участвуя в разных мероприятиях, учащиеся обогащают свои знания не только о языке, но и об истории, культуре, традициях башкирского народа. А чем больше узнает человек культуру, тем больше он ее ценит.

Своё выступление хочу завершить словами аксакала башкирской литературы Мустая Карима. И поистине велик поэт в своём утверждении "...в обществе должны быть сдерживающие две силы - это ЗАКОН и МОРАЛЬ".

В условиях кризиса чаще выживают люди со сформированным духовным миром, имеющие стойкие жизненные и нравственные установки. Мы, учителя, должны организовать целенаправленную помощь подрастающему поколению в реализации его способностей и возможностей.

© 2020, 206 2