Выступление социального педагога МБОУ «Юксеевская средняя общеобразовательная школа» на педагогическом совете
«Социально-педагогическая работа в школе»
Основные направления социально-педагогической работы в школе определяются прежде всего проблемами, возникающими в процессе обучения и воспитания детей, без разрешения которых сложно добиться хороших результатов. Хотя направления работы зафиксированы в квалификационной характеристике социального педагога, но на практике их круг значительно шире. Это объясняется необходимостью сотрудничества всех, кто обучает и воспитывает ребенка: учителей, классного руководителя, администрации, родителей, ближайших родственников.
Можно выделить следующие основные направления социально-педагогической работы в образовательном учреждении:
помощь семье в проблемах, связанных с учебой, воспитанием, присмотром за ребенком;
помощь ребенку в устранении причин, негативно влияющих на его успеваемость и посещение школы;
привлечение детей, родителей, общественности к организации и проведению мероприятий, акций;
распознавание и разрешение конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы ребенка;
индивидуальное и групповое консультирование детей, родителей, педагогов, администрации по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов, снятия стресса, воспитания детей;
выявление запросов, потребностей детей и разработка мер помощи конкретным учащимся с привлечением специалистов из соответствующих учреждений и организаций;
помощь педагогам в разрешении конфликтов с детьми, в выявлении проблем в учебно-воспитательной работе;
разработка планов по различным направлениям деятельности школы;
пропаганда и разъяснение прав детей, семьи, педагогов. (Руководствуюсь «Справочником социального педагога» в разделе «Права, обязанности и ответственность участников социально-педагогического взаимодействия»)
Я как социальный педагог образовательного учреждения – в первую очередь педагог, а во вторую- собственно социальный работник. Поэтому для меня актуальны традиционные методы воспитания и воспитательной работы: убеждение, разъяснение, совет, опора на положительный пример, использование общественного мнения и традиций школы, педагогическое стимулирование активности личности, использование таких социально-педагогических инструментов воспитания, как труд, спорт, игра, благотворительная деятельность.
Ежегодно в начале учебного года проводится работа по обновлению базы данных обучающихся, их социальной среды, условий жизни. Каждый классный руководитель заполняет социальный паспорт класса, в который входит информация:
Всего детей;
Многодетные семьи;
Дети инвалиды;
Малообеспеченные семьи;
Дети, находящиеся под опекой,
Неполные семьи;
Матери, отцы одиночки;
Неблагополучные семьи;
Учащиеся с девиантным поведением;
Образование родителей: высшее, ср. специальное, среднее, неполное среднее.
Затем по этим данным составляется социальный паспорт образовательного учреждения
В процессе исследования я могу получать совершенно конфиденциальную информацию, поэтому мои действия определяются профессиональным долгом и этическим кодексом.
Как социальный педагог я выполняю посредническую функцию в установлении связей и контактов семьи и специалистов:
-психологов, с этого учебного года у нас свой психолог, но также поддерживаем связь с психологами центра, весь прошлый учебный год со старшеклассниками работал психолог по профориентации;
- врачей, сотрудничаем с районной больницей (гинеколог проводила цикл занятий с девочками 7-11 классов);
- органов опеки и попечительства;
- управлением образования, получая ответы на вопросы как для себя, так и для родителей и учителей;
- комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, у меня с ними налажены отношения, и я всегда обращаюсь к ним за помощью если в этом есть необходимость;
- дом культуры с его директором и специалистами. Там кружки работают и уже в этом учебном году мы провели ряд совместных мероприятий;
- сельская библиотека, здесь сотрудничество идет в основном для детей начальной школы и 5 – 6 классов. Мы приводим к ним детей или они нам по нашей просьбе подбирают материал;
- инспекторы ПДН, с инспекторами у меня тесное сотрудничество, если мне нужна их помощь я приглашаю их в школу либо сама обращаюсь к ним, отказа не получаю.
В своей работе мы общаемся с детьми «группы риска». Это дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды, дети, имеющие недостатки в психическом и физическом развитии, дети, проживающие в малоимущих семьях, дети с отклонениями в поведении. Принадлежность детей к группе риска имеет разные социальные корни.
Очень важно тесное социально-педагогическое взаимодействие по профилактике и преодолению конфликтных ситуаций с учащимися «группы риска». Классный руководитель представляет мне данные о подростке «группы риска» по следующим позициям:
- участие учащегося в общественной жизни класса;
- позитивные качества личности;
- взаимоотношения со сверстниками;
- досуговые предпочтения,
- каково влияние семьи;
- имеются ли место конфликты в классе и их причины;
- какая работа проводилась с подростком и насколько результативно.
Социальный педагог:
- привожу все сведения в систему;
- провожу консультации, собеседования с подростком, семьей, одноклассниками, учащимися его круга, учителями-предметниками;
- по возможности посещаю уроки или часть урока, на которых возникают проблемы;
- привлекаю к сотрудничеству психолога.
В случае отсутствия положительного результата работы, проведенной классным руководителем, социальным педагогом, психологом в работу включаю заместителей директора по воспитательной работе, завучей школы.
Директор школы осуществляет координацию усилий всех участников взаимодействия, в случае необходимости принимаем решение:
- о приглашении подростка с родителями на заседание Совета по профилактике;
- ходатайстве перед ПДН о составлении протокола на родителей в случае уклонения от исполнения родительских обязанностей;
- вынесении вопроса на педсовет для обсуждения и принятии решения;
- направлении подростка на Комиссию по делам несовершеннолетних;
- направлении писем в Социальную защиту населения, в органы опеки и попечительства, Управление образования.
Успех, удачи, победы, радости и огорчения, безысходность, надежды социального педагога в решении проблем, связанных с неблагополучными семьями и трудными подростками, во многом зависят от директора школы, от боевитости группы поддержки: заместителей директора, педагогического коллектива. В этом направлении мы работаем как единое целое.
Я никогда не хожу в семьи одна. В зависимости от обстоятельств, вместе со мной идут классные руководители или заместители директора, были случаи, участковый УУП. Посещение семьи – дело сложное, исключающее поспешность. Не все родители одинаково реагируют на наше посещение. Одни относятся с уважением и пониманием, другие проявляют полное безразличие, у третьих – вообще негативное отношение к посещению, как попытке установить контроль, вмешаться в частную и личную жизнь.
В нашей работе очень важны доверительные партнерские отношения между социальным педагогом и классным руководителем. Защищать ребенка – значит помогать ему в решении его проблем здоровья, учения, взаимоотношений с учителями, родителями, одноклассниками, т.е. создавать условия не только для выживания, но и для развития в сегодняшних условиях.
По социальному статусу у нас преобладают рабочие семьи. Среди родителей присутствует сквернословие, бездуховность, низкая культура. Заметны различия в материальном положении. Многие заняты только зарабатыванием денег и материальным обеспечением своих детей, а потом удивляются: «Я никогда не думала, что у меня будет такая дочь или сын. Принимайте к нему меры, я не знаю, что с ним делать».
Я стараюсь принимать подростка как данность, независимо от того, что он говорит, какие поступки совершал. Только с позиции принятия подростка можно выразить свое отношение к его поступку и действиям. И в тоже время стараюсь установить верную дистанцию, не ищу приятельства, не демонстрирую свое превосходство. Стараюсь давать такой совет, который стимулирует самостоятельный поиск выхода из сложившейся ситуации. По многим вопросам консультируюсь у психолога.
Для того чтобы помочь учащимся, которые испытывают трудности в общении, обучении и поведении, можно использовать следующие рекомендации:
принимайте ребенка таким, какой он есть;
предъявляя к ребенку свои требования, учитывайте не свои желания, а его возможности;
расширяйте кругозор ребенка;
включайте ребенка в совместную деятельность, подчеркивая его значимость в выполняемом деле;
игнорируйте легкие проявления агрессивности, не фиксируйте на них внимание окружающих;
развивайте в ребенке положительные эмоции;
с пониманием относитесь к переживаниям и страхам ребенка, не высмеивайте их и не пытайтесь решительными мерами искоренить этот страх;
чаще хвалите, ободряйте ребенка, поощряйте его за хорошие поступки;
не наказывайте ребенка, если он сам сознается во лжи, дает оценку собственному поступку.
В своей работе веду определенную документацию, которую храню в отдельных папках.
1.Папка «Законодательная документация»: в которой хранятся:
- Закон РФ об образовании;
- ФЗ 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
- Программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
- ФЗ «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготовляемых на его основе;
- Права, обязанности и ответственность участников социально-педагогического взаимодействия (из Декларации прав ребенка)
2 Папка «В помощь работе»:
- различные бланки характеристик;
- бланки актов обследования жилищно- бытовых условий;
- тренинговые упражнения для школьников;
- анкеты
3 Папка «Списки»
- список учащихся, стоящих на различных видах учета (список неблагополучных семей;
список многодетных семей; полных, безработных, семьи по школе, приемных, опекаемых, малоимущих…)
4. Папка «Планирование»
- циклограмма социального педагога;
- план работы на год;
- план работы на четверть и на каникулы.
- план работы социально-психологической службы;
- межведомственные планы с района.
5. Папка «Совет по профилактике»
- приказ о создании Совета профилактики;
- положение «Школьный Совет профилактики;
- план работы Совета профилактики;
- протоколы Совета профилактики и копии выписо;
- лист регистрации посещений учащихся на дому;
- лист регистрации бесед с учащимися;
- сведения о пропусках уроков учащимися за месяц;
- копии списков учащихся, пропустивших занятия, направляемые в УО.
6. Папка «Текущая документация»
- копии всех отчетов, направляемых в Управление образование;
- копии информаций, направляемые в различные инстанции;
- сведения об успеваемости учащихся школы по четвертям;
- акты обследования жилищно-бытовых условий учащихся, не стоящих на учете
7. Папка «Социальное положение учащихся»
- социальные паспорта классов;
- социальный паспорт школы;
- сравнительная характеристика по годам.
8. Папка «Опека»
- список учащихся, находящихся под опекой;
- копии всех отчетов, направляемые в органы опеки и попечительства;
- копии информаций, направляемые в различные инстанции;
- на каждого подопечного заведено личное дело, в котором хранится вся необходимая документация
9 Папка «Личные дела, стоящих на учете»
- каждому учащемуся, семье, стоящему на учете отведен своя папка, в котором хранится вся документация и информация по данному ученику и его семье;
10 Папка «Личные дела, выбывших учащихся, стоящих на учете»
- все проводимая работа с учащимся и его семьей
11. Папка по малоимущим и малоимущим-многодетным
- справки о статусе малоимущности
- договора на питание
Входящая и исходящая документация по этой тематике
Май 2018 год
Социальный педагог: М.А. Утробина