СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на педагогическом совете

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Выступление на педагогическом совете»

Выступление социального педагога МБОУ «Юксеевская средняя общеобразовательная школа» на педагогическом совете

«Социально-педагогическая работа в школе»


Основные направления социально-педагогической работы в школе определяются прежде всего проблемами, возникающими в процессе обучения и воспитания детей, без разрешения которых сложно добиться хороших результатов. Хотя направления работы зафиксированы в квалификационной характеристике социального педагога, но на практике их круг значительно шире. Это объясняется необходимостью сотрудничества всех, кто обучает и воспитывает ребенка: учителей, классного руководителя, администрации, родителей, ближайших родственников.

Можно выделить следующие основные направления социально-педагогической работы в образовательном учреждении:

помощь семье в проблемах, связанных с учебой, воспитанием, присмотром за ребенком;

помощь ребенку в устранении причин, негативно влияющих на его успеваемость и посещение школы;

привлечение детей, родителей, общественности к организации и проведению мероприятий, акций;

распознавание и разрешение конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы ребенка;

индивидуальное и групповое консультирование детей, родителей, педагогов, администрации по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов, снятия стресса, воспитания детей;

выявление запросов, потребностей детей и разработка мер помощи конкретным учащимся с привлечением специалистов из соответствующих учреждений и организаций;

помощь педагогам в разрешении конфликтов с детьми, в выявлении проблем в учебно-воспитательной работе;

разработка планов по различным направлениям деятельности школы;

пропаганда и разъяснение прав детей, семьи, педагогов. (Руководствуюсь «Справочником социального педагога» в разделе «Права, обязанности и ответственность участников социально-педагогического взаимодействия»)

Я как социальный педагог образовательного учреждения – в первую очередь педагог, а во вторую- собственно социальный работник. Поэтому для меня актуальны традиционные методы воспитания и воспитательной работы: убеждение, разъяснение, совет, опора на положительный пример, использование общественного мнения и традиций школы, педагогическое стимулирование активности личности, использование таких социально-педагогических инструментов воспитания, как труд, спорт, игра, благотворительная деятельность.

Ежегодно в начале учебного года проводится работа по обновлению базы данных обучающихся, их социальной среды, условий жизни. Каждый классный руководитель заполняет социальный паспорт класса, в который входит информация:

Всего детей;

Многодетные семьи;

Дети инвалиды;

Малообеспеченные семьи;

Дети, находящиеся под опекой,

Неполные семьи;

Матери, отцы одиночки;

Неблагополучные семьи;

Учащиеся с девиантным поведением;

Образование родителей: высшее, ср. специальное, среднее, неполное среднее.

Затем по этим данным составляется социальный паспорт образовательного учреждения

В процессе исследования я могу получать совершенно конфиденциальную информацию, поэтому мои действия определяются профессиональным долгом и этическим кодексом.

Как социальный педагог я выполняю посредническую функцию в установлении связей и контактов семьи и специалистов:

-психологов, с этого учебного года у нас свой психолог, но также поддерживаем связь с психологами центра, весь прошлый учебный год со старшеклассниками работал психолог по профориентации;

- врачей, сотрудничаем с районной больницей (гинеколог проводила цикл занятий с девочками 7-11 классов);

- органов опеки и попечительства;

- управлением образования, получая ответы на вопросы как для себя, так и для родителей и учителей;

- комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, у меня с ними налажены отношения, и я всегда обращаюсь к ним за помощью если в этом есть необходимость;

- дом культуры с его директором и специалистами. Там кружки работают и уже в этом учебном году мы провели ряд совместных мероприятий;

- сельская библиотека, здесь сотрудничество идет в основном для детей начальной школы и 5 – 6 классов. Мы приводим к ним детей или они нам по нашей просьбе подбирают материал;

- инспекторы ПДН, с инспекторами у меня тесное сотрудничество, если мне нужна их помощь я приглашаю их в школу либо сама обращаюсь к ним, отказа не получаю.

В своей работе мы общаемся с детьми «группы риска». Это дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды, дети, имеющие недостатки в психическом и физическом развитии, дети, проживающие в малоимущих семьях, дети с отклонениями в поведении. Принадлежность детей к группе риска имеет разные социальные корни.

Очень важно тесное социально-педагогическое взаимодействие по профилактике и преодолению конфликтных ситуаций с учащимися «группы риска». Классный руководитель представляет мне данные о подростке «группы риска» по следующим позициям:

- участие учащегося в общественной жизни класса;

- позитивные качества личности;

- взаимоотношения со сверстниками;

- досуговые предпочтения,

- каково влияние семьи;

- имеются ли место конфликты в классе и их причины;

- какая работа проводилась с подростком и насколько результативно.

Социальный педагог:

- привожу все сведения в систему;

- провожу консультации, собеседования с подростком, семьей, одноклассниками, учащимися его круга, учителями-предметниками;

- по возможности посещаю уроки или часть урока, на которых возникают проблемы;

- привлекаю к сотрудничеству психолога.

В случае отсутствия положительного результата работы, проведенной классным руководителем, социальным педагогом, психологом в работу включаю заместителей директора по воспитательной работе, завучей школы.

Директор школы осуществляет координацию усилий всех участников взаимодействия, в случае необходимости принимаем решение:

- о приглашении подростка с родителями на заседание Совета по профилактике;

- ходатайстве перед ПДН о составлении протокола на родителей в случае уклонения от исполнения родительских обязанностей;

- вынесении вопроса на педсовет для обсуждения и принятии решения;

- направлении подростка на Комиссию по делам несовершеннолетних;

- направлении писем в Социальную защиту населения, в органы опеки и попечительства, Управление образования.

Успех, удачи, победы, радости и огорчения, безысходность, надежды социального педагога в решении проблем, связанных с неблагополучными семьями и трудными подростками, во многом зависят от директора школы, от боевитости группы поддержки: заместителей директора, педагогического коллектива. В этом направлении мы работаем как единое целое.

Я никогда не хожу в семьи одна. В зависимости от обстоятельств, вместе со мной идут классные руководители или заместители директора, были случаи, участковый УУП. Посещение семьи – дело сложное, исключающее поспешность. Не все родители одинаково реагируют на наше посещение. Одни относятся с уважением и пониманием, другие проявляют полное безразличие, у третьих – вообще негативное отношение к посещению, как попытке установить контроль, вмешаться в частную и личную жизнь.

В нашей работе очень важны доверительные партнерские отношения между социальным педагогом и классным руководителем. Защищать ребенка – значит помогать ему в решении его проблем здоровья, учения, взаимоотношений с учителями, родителями, одноклассниками, т.е. создавать условия не только для выживания, но и для развития в сегодняшних условиях.

По социальному статусу у нас преобладают рабочие семьи. Среди родителей присутствует сквернословие, бездуховность, низкая культура. Заметны различия в материальном положении. Многие заняты только зарабатыванием денег и материальным обеспечением своих детей, а потом удивляются: «Я никогда не думала, что у меня будет такая дочь или сын. Принимайте к нему меры, я не знаю, что с ним делать».

Я стараюсь принимать подростка как данность, независимо от того, что он говорит, какие поступки совершал. Только с позиции принятия подростка можно выразить свое отношение к его поступку и действиям. И в тоже время стараюсь установить верную дистанцию, не ищу приятельства, не демонстрирую свое превосходство. Стараюсь давать такой совет, который стимулирует самостоятельный поиск выхода из сложившейся ситуации. По многим вопросам консультируюсь у психолога.

Для того чтобы помочь учащимся, которые испытывают трудности в общении, обучении и поведении, можно использовать следующие рекомендации:

принимайте ребенка таким, какой он есть;

предъявляя к ребенку свои требования, учитывайте не свои желания, а его возможности;

расширяйте кругозор ребенка;

включайте ребенка в совместную деятельность, подчеркивая его значимость в выполняемом деле;

игнорируйте легкие проявления агрессивности, не фиксируйте на них внимание окружающих;

развивайте в ребенке положительные эмоции;

с пониманием относитесь к переживаниям и страхам ребенка, не высмеивайте их и не пытайтесь решительными мерами искоренить этот страх;

чаще хвалите, ободряйте ребенка, поощряйте его за хорошие поступки;

не наказывайте ребенка, если он сам сознается во лжи, дает оценку собственному поступку.

В своей работе веду определенную документацию, которую храню в отдельных папках.

1.Папка «Законодательная документация»: в которой хранятся:

- Закон РФ об образовании;

- ФЗ 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

- Программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

- ФЗ «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготовляемых на его основе;

- Права, обязанности и ответственность участников социально-педагогического взаимодействия (из Декларации прав ребенка)

2 Папка «В помощь работе»:

- различные бланки характеристик;

- бланки актов обследования жилищно- бытовых условий;

- тренинговые упражнения для школьников;

- анкеты

3 Папка «Списки»

- список учащихся, стоящих на различных видах учета (список неблагополучных семей;

список многодетных семей; полных, безработных, семьи по школе, приемных, опекаемых, малоимущих…)

4. Папка «Планирование»

- циклограмма социального педагога;

- план работы на год;

- план работы на четверть и на каникулы.

- план работы социально-психологической службы;
- межведомственные планы с района.

5. Папка «Совет по профилактике»

- приказ о создании Совета профилактики;

- положение «Школьный Совет профилактики;

- план работы Совета профилактики;

- протоколы Совета профилактики и копии выписо;

- лист регистрации посещений учащихся на дому;

- лист регистрации бесед с учащимися;

- сведения о пропусках уроков учащимися за месяц;

- копии списков учащихся, пропустивших занятия, направляемые в УО.

6. Папка «Текущая документация»

- копии всех отчетов, направляемых в Управление образование;

- копии информаций, направляемые в различные инстанции;

- сведения об успеваемости учащихся школы по четвертям;

- акты обследования жилищно-бытовых условий учащихся, не стоящих на учете

7. Папка «Социальное положение учащихся»

- социальные паспорта классов;

- социальный паспорт школы;

- сравнительная характеристика по годам.

8. Папка «Опека»

- список учащихся, находящихся под опекой;

- копии всех отчетов, направляемые в органы опеки и попечительства;

- копии информаций, направляемые в различные инстанции;

- на каждого подопечного заведено личное дело, в котором хранится вся необходимая документация

9 Папка «Личные дела, стоящих на учете»

- каждому учащемуся, семье, стоящему на учете отведен своя папка, в котором хранится вся документация и информация по данному ученику и его семье;

10 Папка «Личные дела, выбывших учащихся, стоящих на учете»

- все проводимая работа с учащимся и его семьей

11. Папка по малоимущим и малоимущим-многодетным

- справки о статусе малоимущности

- договора на питание

Входящая и исходящая документация по этой тематике



Май 2018 год

Социальный педагог: М.А. Утробина