Профессиональная компетентность и компетенции современного учителя
Ум заключается не только в знании, но и в умении применять знания на деле.
Аристотель.
заседание педсовета от 11.01.2019 г.
заместитель директора по УВР
Скрипник Елена Владимировна
Цель: определить наиболее значимые профессиональные компетенции для педагогического коллектива школы.
Задачи:
1. Рассмотреть понятия:
- компетентностный подход;
- компетенция; компетентность.
2. Основные компетентности педагога.
3. Профессиональные компетенции педагога, влияющие на качество обучения.
«Главной сегодняшней задачей образования является производство компетентных людей, которые были бы способны применять свои знания в изменяющихся условиях, и …чья основная компетенция заключалась бы в умении включаться в постоянное самообучение на протяжении всей своей жизни».
М.Ноулз
Модернизация системы образования предполагает переход в компетентностное образование, и здесь большую роль играет учитель.
заседание педсовета от 11.01.2019 г.
заместитель директора по УВР
Скрипник Елена Владимировна
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ПЕДАГОГА РАССМАТРИВАЕТСЯ СЕГОДНЯ КАК УСЛОВИЕ ДОСТИЖЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
заседание педсовета от 11.01.2019 г.
заместитель директора по УВР
Скрипник Елена Владимировна
Модернизация образования Формирование новой модели школы Качественное повышение уровня профессионализма учителя (педагога)
заседание педсовета от 11.01.2019 г.
заместитель директора по УВР
Скрипник Елена Владимировна
Профессиональная компетентность педагога
Основные понятия:
- Компетентность – осведомленность, авторитетность, обладание компетенцией, знаниями, позволяющими судить о чем- либо, качество человека, обладающего всесторонними знаниями; это системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности
- Компетенция- круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; круг чьих либо полномочий, прав.
заседание педсовета от 11.01.2019 г.
заместитель директора по УВР
Скрипник Елена Владимировна
Краткость – сестра таланта
заседание педсовета от 11.01.2019 г.
заместитель директора по УВР
Скрипник Елена Владимировна
Структура ключевых компетенций в образовании
1 . Организовывать процесс изучения и выбирать собственную траекторию образования.
2. Решать учебные и самообразовательные проблемы.
3. Связывать воедино и использовать отдельные части знания.
4. Извлекать выгоду (пользу) из образовательного опыта.
5. Принимать на себя ответственность за получаемое образование.
заседание педсовета от 11.01.2019 г.
заместитель директора по УВР
Скрипник Елена Владимировна
- Исследовательские компетенции:
1. Получение и обработка информации.
2. Обращение к различным источникам данных и их использование.
3. Организация консультаций.
4. Представление и обсуждение различных видов материалов.
5. Использование документов и их систематизация в самостоятельно организованной деятельности.
заседание педсовета от 11.01.2019 г.
заместитель директора по УВР
Скрипник Елена Владимировна
- Социально - личностные компетенции:
1 . Критически рассматривать тот или иной аспект развития нашего общества.
2. Видеть связи между настоящими и прошлыми событиями.
3. Осознавать важность политического и экономического контекстов образовательных и профессиональных ситуаций.
4. Оценивать социальные устои, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой.
5. Понимать произведения искусства и литературы
заседание педсовета от 11.01.2019 г.
заместитель директора по УВР
Скрипник Елена Владимировна
- Коммуникативные компетенции
1. Выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей
2. Понимать и говорить, читать и писать на нескольких языках (желательно).
3. Выступать на публике.
4. Дискутировать и защищать свою точку зрения.
5. Читать графики, диаграммы и таблицы данных
заседание педсовета от 11.01.2019 г.
заместитель директора по УВР
Скрипник Елена Владимировна
1 . Принимать решения.
2. Устанавливать и поддерживать контакты.
3. Справляться с разнообразием мнений и конфликтами.
4. Вести переговоры.
5. Сотрудничать и работать в команде
заседание педсовета от 11.01.2019 г.
заместитель директора по УВР
Скрипник Елена Владимировна
- Организаторская деятельность:
1 . Организовывать свою работу.
2. Принимать ответственность.
3. Быть включенным в группу или сообщество и сделать вклад в него.
заседание педсовета от 11.01.2019 г.
заместитель директора по УВР
Скрипник Елена Владимировна
- Личностно-адаптивные компетенции .
1. Использовать новую информацию и коммуникативные технологии.
2. Придумывать новые решения.
3. Проявлять гибкость, оказавшись лицом к лицу с быстрыми переменами.
4. Быть упорным и стойким перед трудностями.
5. Быть подготовленным к самообразованию и самоорганизации
заседание педсовета от 11.01.2019 г.
заместитель директора по УВР
Скрипник Елена Владимировна
В профессиональную компетентность педагога входят:
- предметная компетентность
(знания в области специальности);
- надпредметная компетентность;
- профессиональная культура.
заседание педсовета от 11.01.2019 г.
заместитель директора по УВР
Скрипник Елена Владимировна
В качестве условий для переосмысления собственной профессиональной деятельности педагогов выступают такие профессиональные компетенции:
- методическая компетентность;
- исследовательская компетентность;
- управленческая компетентность;
- коммуникативная компетентность;
- образовательная компетентность.
заседание педсовета от 11.01.2019 г.
заместитель директора по УВР
Скрипник Елена Владимировна
заседание педсовета от 11.01.2019 г.
заместитель директора по УВР
Скрипник Елена Владимировна
заседание педсовета от 11.01.2019 г.
заместитель директора по УВР
Скрипник Елена Владимировна
Профессионализм педагога
10
Педагог.
сотрудничество
9
Осознанная
индивидуальность
11
Профессионал
эксперт
8
Исследователь
5
Гуманист
7
Творец
новатор
6
Само
диагност
3
От эрудита до
мастера
1
стажер
2
Педагог по
призванию
4
Мастер- диагност
заседание педсовета от 11.01.2019 г.
заместитель директора по УВР
Скрипник Елена Владимировна
С помощью, каких механизмов можно организовать деятельность педагогов, направленную на развитие профессиональной компетентности ?
заседание педсовета от 11.01.2019 г.
заместитель директора по УВР
Скрипник Елена Владимировна
1 этап
Выявление уровня профессиональной компетентности учителя
- диагностирования, тестирование
- определение путей совершенствования профессиональной компетентности
заседание педсовета от 11.01.2019 г.
заместитель директора по УВР
Скрипник Елена Владимировна
2 этап
Механизмы развития профессиональной компетентности педагога.
- План самообразования.
- Создания творческих групп.
- Повышение квалификации.
- Активное участие в педсоветах, семинарах, конференциях.
- Участие в исследовательских работах, создание собственных публикаций.
заседание педсовета от 11.01.2019 г.
заместитель директора по УВР
Скрипник Елена Владимировна
Анализ деятельности учителя
- Разработка рекомендаций по дальнейшему совершенствованию профессиональной компетентности педагогов
заседание педсовета от 11.01.2019 г.
заместитель директора по УВР
Скрипник Елена Владимировна
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГА
- Интерес и любовь к детям
- Увлеченность педагогической деятельностью
- Дисциплинированность
- Психолого-педагогическая зрелость и наблюдательность
- Педагогический такт
- Педагогический оптимизм
- Педагогическое воображение
- Организаторские способности
заседание педсовета от 11.01.2019 г.
заместитель директора по УВР
Скрипник Елена Владимировна
Какова роль самообразования в развитии профессиональной компетентности учителя?
заседание педсовета от 11.01.2019 г.
заместитель директора по УВР
Скрипник Елена Владимировна
Самообразование
– это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки.
заседание педсовета от 11.01.2019 г.
заместитель директора по УВР
Скрипник Елена Владимировна
Направления самообразования
- Профессиональное (предмет преподавания)
- Психолого-педагогическое и психологическое
- Методическое
- Эстетическое
- В области ИКТ –технологий
- В области охраны здоровья
- Политическое
- Языковое
заседание педсовета от 11.01.2019 г.
заместитель директора по УВР
Скрипник Елена Владимировна
Значение самообразования для профессиональной компетентности учителя
- Повышение качества преподавания предмета
- Готовность к педагогическому творчеству
- Профессиональный и карьерный рост
- Создание имиджа современного учителя – новатора, учителя-мастера, учителя-наставника
- Соответствие учителя требованиям общества и государства
заседание педсовета от 11.01.2019 г.
заместитель директора по УВР
Скрипник Елена Владимировна
Профессиональное самовоспитание, самообразование и самовыражение - это основные условия для формирования компетентности и авторитета педагога
заседание педсовета от 11.01.2019 г.
заместитель директора по УВР
Скрипник Елена Владимировна
Учитель — всегда активная, творческая личность. Пробуждать интересы, вести учащихся за собой может только человек с развитой волей, где личной активности отводится решающее место.
Педагогическое руководство детским коллективом обязывает учителя быть изобретательным, сообразительным, настойчивым, всегда готовым к самостоятельному разрешению любых ситуаций.
Педагог — образец для подражания, побуждающий учащихся следовать за ним, равняться на доступный для подражания образец.
заседание педсовета от 11.01.2019 г.
заместитель директора по УВР
Скрипник Елена Владимировна
Каждый педагог знает, что жизнь в современном мире требует обрести способность перестраиваться, быть открытым по отношению к развивающейся ситуации.
Для педагога, призванного живо реагировать на социальные изменения, защитная позиция, нежелание движения означают полное или частичное выпадение из профессионального поля, что лишает его уверенности и надежности.
Обращение в сложных ситуациях к прошлому опыту продуктивно лишь с целью извлечения из него способов собственных достижений успеха.
Эмоциональная, поведенческая, интеллектуальная гибкость дают педагогу возможность учитывать многообразие индивидуальных характеров, мнений, позиций.
Косность, упрощенчество, заорганизованность – прямая угроза его профессиональному здоровью и долголетию.
заседание педсовета от 11.01.2019 г.
заместитель директора по УВР
Скрипник Елена Владимировна
«Как никто не может дать другому того, чего не имеет сам, так не может развивать, воспитывать и образовывать других тот, кто сам не является развитым, воспитанным и образованным».
А. Дистервег
заседание педсовета от 11.01.2019 г.
заместитель директора по УВР
Скрипник Елена Владимировна