СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на педагогическом совете с докладом на тему "Развитие познавательной активности младшего школьника"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главная цель моей педагогической деятельности - развитие познавательной активности и творческого потенциала каждого ученика с помощью современных образовательных технологий.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на педагогическом совете с докладом на тему "Развитие познавательной активности младшего школьника"»





































деятельности, развивать их стремление к глубокому познанию изучаемых предметов.

Одним из главных рычагов формирования познавательного интереса в учебной деятельности – это создание условий, обеспечивающих ребенку успех в учебной работе, ощущение радости их пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению.

Считаю, что для развития познавательных интересов младших школьников необходимо выполнение следующих условий:

  • создание положительной мотивации на уроке.

  • избегание в преподавании будничности, монотонности, бедности информации, отрыва от личного опыта ребёнка;

  • недопущение учебных перегрузок, переутомления и низкой плотности режима работы;

  • использование содержания обучения как источника стимуляции познавательных интересов;

  • стимулирование познавательных интересов многообразием приёмов занимательности (иллюстрацией, игрой, кроссвордами, задачами-шутками, занимательными упражнениями);

  • приучение к самооценке результата собственной деятельности на уроке.

Формирование познавательной активности возможно при условии, что деятельность, которой занимается ученик, ему интересна. Я стараюсь не просто осуществлять передачу опыта, но и создавать такие условия обучения, чтобы учащиеся стремились получить новые знания и в дальнейшем успешно могли применить их в практической деятельности.

Стараюсь укреплять веру в свои силы у каждого ребенка независимо от его способностей, развивать творческие возможности у слабых учеников, не даю остановиться в своем развитии более способным детям, учу воспитывать в себе силу воли и целеустремлённость.

Для привития глубокого интереса учащихся к учебной деятельности, для развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся младшего школьного возраста.

Универсальных приемов формирования творческих познавательных интересов и самостоятельности у младших школьников в практике обучения нет. Каждый, творчески работающий учитель, добивается этого, используя свои приемы развития творческих познавательных интересов.

В своей работе использую различные нетрадиционные типы уроков с использованием ИКТ: уроки-путешествия, уроки - игры, уроки – КВН, уроки-праздники.

(Приложение №1)

Яркая наглядность, предметные картинки, таблицы – всё это необходимо для мотиваций учебной деятельности.

Поэтому в своей работе применяю различные средства наглядности, использую элементы занимательности, которые вносят в урок что-то необычное, неожиданное, вызывают у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им легко усвоить любой учебный материал. Ярчайшим эмоциональным средством формирования познавательных интересов является игра. Посредством игры активизируется познавательный интерес, так как в игре мотивов больше, чем в учебной деятельности. Дидактические игры привлекают внимание к учебному материалу, что позволяет добиться лучшего усвоения материала, качества образования. Ещё К. Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным. Игра занимает значительное место в первые годы обучения детей в школе. В начале учащихся интересует только сама форма игры, а затем уже и тот материал, без которого нельзя участвовать в игре.

В своей педагогической практике на уроках часто использую дидактические игры, что позволяет добиваться лучшего усвоения учебного материала, ученики становятся самостоятельнее, активнее, они способны работать уже не на репродуктивном уровне, а творить. Дети учатся применять свои знания в новых ситуациях, использовать на практике и самостоятельно добывать их. Через игру идёт процесс развития индивидуальных способностей, ключевых компетенций.

Ежегодно в нашей школе проводятся школьные предметные олимпиады для учащихся 2,3,4 классов по русскому языку и математике. В них принимают участие все желающие. Задания составляются с учётом возрастных особенностей младших школьников: включаются занимательные вопросы, практические задания.

Цель проведения олимпиад:

- повышать познавательный интерес учащихся; активизировать их мыслительную деятельность; развивать способности каждого ученика.

С каждым годом количество учащихся, принимающих участие в школьных олимпиадах, возрастает, растёт и число призёров. Это является свидетельством повышения роста познавательной активности у учащихся

(Приложение 2).

С каждым годом растёт число желающих участвовать в международной игре «Русский медвежонок», «Кенгуру», во Всероссийском конкурсе «Человек и Природа». К сожалению, в число региональных победителей попасть пока не удалось, но мы не теряем надежды. На уровне школы мои ученики показывают неплохие результаты.

(Приложение №3)


Таким образом, можно сделать вывод о том, что у младших школьников формируется деятельное состояние, которое характеризуется стремлением к учению, умственному напряжению и проявлениям волевых усилий в процессе овладения знаниями, что и является, по сути, развитием познавательной активности ребёнка.

Работа по активизации познавательной активности учащихся продолжается и углубляется во внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность в нашей школе осуществляется во второй половине дня. Организуется по следующим направлениям развития личности: духовно-нравственное, социальное, интеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное. Реализуется в таких формах как проектная и исследовательская деятельность, компьютерные занятия, экскурсии, кружки, интеллектуальные марафоны, секции, соревнования и т.д.  Образовательное учреждение предоставляет учащимся право выбора спектра занятий, направленных на развитие ученика начальной школы.

Развитие познавательной активности учащихся во внеурочное время осуществляется через познавательные игры, конкурсы, викторины. Наиболее удачно и интересно прошло мероприятие «Неделя Детской книги», в рамках которой мною была проведена литературная познавательная игра «Поле чудес». (Приложение №4)

В своей педагогической деятельности большое внимание уделяю внеурочной деятельности, так как именно в ней имеются большие возможности для развития творческой, разносторонней личности. Эти возможности можно успешно реализовать, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы воспитания и обучения, а так же на собственное педагогическое творчество. Во внеурочное время все дети принимают активное участие в разработке различных сценариев к праздникам, постановке сказок.

В целях создания необходимых условий для проявления творческой индивидуальности каждого учащегося организовываю и провожу с помощью детей следующие мероприятия: праздник осени - «Очей очарованье», «Новогодний утренник», «Рождество Христово», «Широкая Масленица», «Тепло сердец для милых мам». Эти мероприятия способствуют раскрытию творческих способностей детей, их индивидуальности, фантазии. (Приложение №5)

Особый интерес у детей вызывает участие в районных фестивалях, в конкурсах рисунков и поделок, где в полной мере раскрывается их творческий потенциал.

Приложение № 6

Главная цель моей педагогической деятельности - развитие познавательной активности и творческого потенциала каждого ученика с помощью современных образовательных технологий.

К таким технологиям я отношу проблемное и развивающее обучение, проектную и исследовательскую деятельность, информационно-коммуникационные технологии, разноуровневой дифференциации, интегративные технологии, а также игровые.

Благодаря применению в организации учебной деятельности эффективных современных педагогических технологий, обеспечивающих повышение познавательного интереса обучающихся, развитие их интеллектуальных способностей и хороший уровень усвоения содержания учебного предмета, а также благодаря, систематической, целенаправленной работе среди моих учеников нет неуспевающих, качество знаний – 100 %.

Современный ребёнок, окружён разнообразной современной техникой дома, способен с интересом обучаться в школе только с активным применением ИКТ в учебно-воспитательном процессе.

В своей работе я использую Интернет ресурсы, сопровождаю уроки и мероприятия компьютерными презентациями, которые позволяют повысить информационную насыщенность урока, выходят за рамки школьных учебников, дополняют и углубляют их. Основными целями использования компьютерных технологий на своих уроках я считаю: повышение познавательной активности, углубление знаний, развитие психофизических качеств учащихся в процессе их практической деятельности в игровой компьютерной среде. Использование ИКТ на уроках позволяет в полной мере реализовывать основные принципы активизации познавательной деятельности: принцип равенства позиций, принцип доверительности, принцип обратной связи, принцип занятия исследовательской позиции. ИКТ вызывают у ребёнка интерес, применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации. Постоянно занимаясь самообразованием, я самостоятельно изучила пакет программ Microsoft Office. Полученные знания по ИКТ активно используются мною в работе для подготовки к урокам (разрабатываю свои презентации, тесты, самостоятельные, проверочные работы, ребусы), с помощью программы PowerPoint или пользуюсь материалами библиотеки Сети творческих учителей.

Несомненно, использование ИКТ даёт возможность разнообразить уроки, делает их более яркими, запоминающимися, позволяет привлекать больше дополнительного материала, что, бесспорно, положительным образом отражается на знаниях учащихся, стимулирует их познавательную деятельность. Учащиеся сами участвуют в подготовке презентаций, учатся выбирать нужную и полезную информацию, активно представляют свои наработки в учебно-воспитательном процессе. Создание новых средств получения информации даёт толчок для развития активной творческой деятельности учащихся. Кроме того, такой подход стимулирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в своих возможностях.