5
Теория поколений. Особенности обучения детей поколения Z.
Для осуществления эффективного педагогического процесса необходи-мо взаимопонимание. Как его достичь, если педагог и учащийся - представители разных поколений? Может ли теория поколений помочь в этом?
Теория поколений впервые была описана в 1991 году в США. Адаптацию теории поколений для России в 2003-2004 году выполнила команда под руководством Евгении Шамис.
В основу теории поколений лег тот факт, что системы ценностей у людей, выросших в разные исторические периоды, различаются. Ценности человека формируются не только в результате семейного воспитания, но и под влиянием общественных событий.
Сейчас в России живут представители следующих поколений:
• Величайшее поколение или поколение GI (1900–1923 г. р.)
• Молчаливое поколение (1923–1943 г. р.)
• Поколение Беби-Бумеров (1943–1963 г. р.)
• Поколение Х (1963–1984 г. р.)
• Поколение Миллениум или Y (1984–2000 г. р.)
• Поколение Z (c 2000 г. р.)
Основные характерные черты представителей различных поколений представлены в таблице.
Поколение | Годы рождения | Повлиявшие события | Характеристики |
Поколение X | 1963-1984 | Эпоха пробуждения (1964-1985 гг.) Продолжение холодной войны, Перестройка, наркотики, война в Афганистане, гранж | Готовность к изменениям, возможность выбора, глобальная информированность, техническая грамотность, индивидуализм, стремление учиться в течение всей жизни, неформальность взглядов, поиск эмоций, прагматизм, надежда на себя, равноправие полов |
Поколение Y, или поколение Миллениума | 1984-2000 | Эпоха спада (1985-2002 гг.) Распад СССР, теракты и военные конфликты, атипичная пневмония, развитие цифровых технологий, мобильные телефоны и Интернет | Гражданский долг и мораль, ответственность, но при этом психологи[какие?] отмечают их скептицизм и неумение подчиняться, немедленное вознаграждение |
Поколение Z | 2000-наше время | Эпоха кризиса (2003-н.в.) Развитие интернета, смартфоны, продукты массового потребления | Многозадачность, практичность, доверительные отношения с родителями, техническая и информационная грамотность. |
Поколение Z (2000-2020) - это первое по-настоящему цифровое поколение, которое родилось в информационном обществе.
Деи поколения Z нетерпеливы и сосредоточены в основном на краткосрочных целях, более ориентированы на потребление и более индивидуалистичны.
Поколение Z мыслит совершенно иными категориями. Образ их мыслей отличается фрагментарностью, а в некоторых вопросах поверхностностью.
Характерной чертой поколения Z является отсутствие критичности. Зачем думать самостоятельно, если можно написать свой вопрос в поисковую строку. Больше не нужно запоминать огромные массивы информации, так как проще воспользоваться знаниями мировой паутины, которая все решит сама.
С ними нужно разговаривать как со взрослыми людьми, на равных. Они считают, что взрослые ничем абсолютно не лучше их, включая учителей, и ожидают нормального, уважительного диалога.
Поколение Z обитает в виртуальном мире. Формирует и будет дальше формировать взгляды нового поколения Интернет. Обучение и общение со сверстниками будет становиться все более онлайновым. Отсюда, из специфики такого привычного для нового поколения виртуального способа коммуникации с окружающим миром, и вытекают психологические особенности этого поколения.
Основной отличительной особенностью нового поколения является клиповое мышление. Клиповость - это способность краткого и красочного восприятия окружающего мира посредством короткого, яркого посыла, воплощенного в форме видеоклипа, теленовостей или в другом аналогичном виде.
Ребенок не может длительное время сосредотачиваться на какой-либо информации, у него снижена способность к анализу.
Клиповое сознание вошло в детей и необходимо найти пути и возможности грамотного его применения в образовательном процессе.
Как учить детей поколения Z? Обучение «цифрового поколения» должно нивелировать отрицательные черты его представителей, помочь им преодолеть трудности в обучении и развитии, вызванные расхождением в цифровой среде. А для этого необходим выбор адекватного вызовам современности стиля обучения поколения Z.
На уроках русского языка и литературы выстраиваю определенный стиль обучения со школьниками, относящимися к Поколению Z.
1.Учащийся в центре внимания
Прежде всего в обучении использую личностно-ориентированный подход, который предполагает признание обучаемого как субъекта учебного процесса, развитие личности с индивидуальными особенностями, возможностями.
2. Применимость знаний
Цель учеников нового поколения - получить информацию, практическая польза владения которой будет очевидна. Мотивация обучающихся сейчас напрямую зависит от того, насколько хорошо они понимают, как и где смогут применить полученные знания.
3. Время - главная ценность
Помню о том, что использовать время следует эффективно. Представители Поколения Z не способны удерживать внимание на чем-то одном больше 15–20 минут – оно ослабевает. Поэтому делю учебное время на промежутки, в течение каждого из которых учащиеся меняют вид деятельности (слушание, говорение, чтение и письмо). Чередование видов деятельности, способов подачи информации позволяет активизировать различные каналы восприятия, способствует повышению внимания и росту активности учащихся на уроке, снижает утомляемость. Урок становится более ярким и интересным.
4. Необходимо хорошо структурировать учебный процесс
Четко оговариваю сроки заданий и санкции за их несоблюдение, устанавливаю строгий, но справедливый контроль за действиями учащихся. К примеру, контролирую выполнение учащимися домашних заданий, выставляя за 3 работы одну оценку. Это их дисциплинирует и воспитывает чувство ответственности в подготовке к уроку.
На уроках использую простые для восприятия текстовые материалы, структура текста которых соответствует его содержанию, а ключевые пункты выделены визуально. Кроме того, подвожу итоги каждого этапа обучения – и ставлю задачи на следующий этап.
В головы поколения Z встроен восьмисекундный фильтр. Столько внимания подростки уделяют новой информации. Дети цифрового поколения не способны воспринимать длинные сообщения. Поколение Z плохо запоминает, потому что они растут в среде, когда всё можно уточнить в интернете. Письменные задания помогут вспомнить нюансы.
С этой целью на уроках использую опорные схемы и таблицы.
Информация, которую преподносит педагог учащимся, не должна быть «избыточной». Поколение Z хочет получать «концентрированные» знания. Более того они сознательно игнорируют этапы обучения, направленные на «закрепление» материала путем многократного его повторения: как только суть изучаемого становится им понятна, дальнейшее повторение одного и того же они считают «неуместным».
Потому по каждой теме провожу зачёт. Делю класс на группы и назначаю консультантов, у которых заранее проверяю материал.
5. Диалог
Важной составляющей современного обучения является диалог с педагогом и одноклассниками. Применяю на своих уроках учебные диалоги, диалоги на лингвистическую тему, уроки-диалоги. Эффективны такие формы диалога и в парах, и в группах.
6. Визуализация
Представители поколения Z лучше понимают образы, чем слова. Инструкции в картинках или в форме видеоролика действуют на них эффективнее.
Наряду с использованием традиционных способов визуализации урока таких, как кластер, опорные конспекты, схемы, таблицы, презентации, видеоролики, фрагменты кинофильмов, тренажеры и т.д., использую и такие средства как , интеллект-карты, лента времени
Интеллект-карта, или ментальная карта - это технология изображения информации в графическом виде; инструмент, позволяющий эффективно структурировать информацию, мыслить, используя весь свой творческий потенциал. Суть метода состоит в выделении главного понятия, от которого ответвляются задачи, мысли, идеи, шаги в реализации проекта. Каждая ветка может содержать несколько более мелких ветвей-подпунктов. Ко всем записям можно оставлять комментарии, которые помогут не запутаться в сложном проекте.
Урок литературы в 9 классе. «Ф. М. Достоевский. Слово о писателе. «Белые ночи».
Урок литературы в 8 классе. «Жизнь и творчество А. П. Чехова».
Карты памяти, сделанные своими руками, – это хороший способ потренировать свое мышление и фантазию.
Лента времени позволяет получить визуальную картинку о том, как в хронологии развивалось какое-либо событие. Современные сервисы позволяют «нанизывать» на ленту времени не только текст, но и изображения, видео и звук. Лента времени на уроке литературы позволяет активизировать межпредметные связи, когда, например, на представленный на ленте жизненный путь писателя добавляются значимые исторические события, повлиявшие на его творчество. Благодаря таким вариантам использования ленты времени, у учащихся будет складываться целостная картина мира, а не фрагментарные знания.
Урок литературы в 9 классе. «С. А. Есенин.Тема Родины».
8. Устная речь
Беседа стимулирует головной мозг, в том числе лобные доли – область, которая ответственна за принятие сложных решений и выводы. Общение учащихся между собой стимулирует также память и делает учебный процесс более динамичным.
Учу детей критические мыслить, учитывая феномен детской многозадачности: использую новые инструменты, в том числе игры и интерактивные занятия. Учебный материал стараюсь подавать в оптимистичном тоне. Позитивизм мышления способствует умственной активности.
На уроках использую элементы таких современных технологий, которые помогли бы преодолеть отрицательные тенденции развития «цифрового поколения»: технологию коллективного способа обучения (КСО), ТРИЗ, технологии развивающего обучения, технологию проектного обучения, технологии смешанного обучения, технологию проблемного обучения, технологии интерактивного обучения, технологии мобильного обучения и др.Включаю в учебный процесс такие интерактивные формы, как круглый стол (дискуссия, дебаты), мозговой штурм , деловые игры. Активное включение в учебный процесс интерактивных форм обучения позволит постоянно вносить новизну и изменения в проведение занятий, что удержит внимание, заинтересованность современного учащегося на постоянно высоком уровне.
По достоинству оценивая способность современного школьника использовать технические новинки, включаю в процесс обучения такие формы, которые связаны с использованием технических и программных средств, например, презентации, доклады, защита исследовательских работ с мультимедийным представлением, включением фотоматериала. Включаю в списки рекомендуемой литературы ссылки на сайты и электронные книги, являющиеся действительно полезным и ценным источником знаний.
Для преодоления фрагментарности и поверхностности мышления стараюсь предоставлять информацию в четкой логической последовательности, с использованием иллюстраций ( в качестве конкретных примеров теории).
9. Обратная связь
На своих уроках использую различные приемы обратной связи с обучающимися: «Опрос по цепочке», «Тихий опрос», «Взаимоопрос», «Показательный ответ», «Щадящий опрос», письменную и устную обратную связь, применение техники взаимоконтроля и взаимопроверки. Конечно, при организации взаимопроверки возникают проблемы необъективности. Оценка вообще вещь субъективная. А если еще оценку ставит твой одноклассник, который числится в списке твоих "закадычных" друзей, то об объективности судить еще труднее. Чтобы этого избежать, часто меняю состав пар. Доношу до учащихся, что каждую оценку они должны быть готовы отстаивать. То есть, если ученик поставил однокласснику "пятерку" за рассказанное стихотворение, значит, он уверен, что стихотворение рассказано без запинки, с должным выражением. Иногда провожу "контрольные срезы": опрашиваю несколько учеников из тех, кому учащиеся уже поставили свои оценки. Если моя оценка и оценка проверяющего разнятся, еще раз обсуждаю критерии выполнения задания и критерии оценивания.
Внедряя в практику приемы взаимоконтроля и взаимопроверки, готовлю тем самым учащихся к следующей, более сложной ступени обучения— развитию навыков самоконтроля и самоанализа.
10. Главное – результат
Современные ученики в процессе обучения ориентируются, прежде всего, на результат: «наслаждаться процессом» им не свойственно.
11. Награды
Поколение Z не может учиться без похвал.
Постоянно стараюсь находить хорошие поводы для словесного поощрения своих воспитанников.
В своей работе использую 10 правил эффективной похвалы.
Золотые правила учительской похвалы:
1. Хвалите за старательность!
2. Хвалите действия, а не личность!
3. Четко обозначайте, за что хвалите!
4. Хвалите в меру и по делу!
5. Хвалите не только «любимчиков»!
6. Останавливайтесь на хорошем!
7. Не противопоставляйте одного ученика всему классу!
8. Хвалите без сравнений!
9. Подкрепляйте похвалу!
10. Запаситесь «Я-посланиями
Хвалю заслуженно и умеренно.
12. Мудрое руководство
Представители этого поколения хотят, чтобы педагог был умелым и мудрым руководителем, а не «знал всё». их знания в какой-то области более глубоки, чем педагога. Даю возможность продемонстрировать эти знания, в свою очередь они благодарны, если я проявляю искреннюю заинтересованность.
И в завершении хочу сказать: необязательно переворачивать с ног на голову образовательный процесс в угоду цифровым аборигенам поколения Z. Образование, как и прежде, призвано логично и структурировано предоставлять знания учащемуся. Но традиционно сильные способы преподавание школьных предметов не пострадают от соседства практик, призванных сделать учёбу увлекательным и мотивирующим занятием. Тем более в обучении важен не только процесс, но и его конечный результат.