СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на педсовете

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

категория Я занимает центральное место в жизни человека.Это высшее , сложнейшее, интегрированное и динамическое образование в духовном мире человека, регулирующая психическую жизнь.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на педсовете»

Выступление на педсовете «Я» - концепция личности» Подготовила :Крупякова Валентина Алексеевна , учитель истории и обществознания МОУ СШ с.Хмелёвка

Выступление на педсовете

«Я» - концепция личности»

Подготовила :Крупякова Валентина Алексеевна , учитель истории

и обществознания МОУ СШ с.Хмелёвка

Поставленная цель раскрывается через следующие задачи:  1. Проанализировать научную литературу по исследуемой проблеме  2. Выявить взгляды отечественных и зарубежных авторов на сущность Я – концепции.  3. Определить специфику структуры Я – концепции.

Поставленная цель раскрывается через следующие задачи:

1. Проанализировать научную литературу по исследуемой проблеме

2. Выявить взгляды отечественных и зарубежных авторов на сущность Я – концепции.

3. Определить специфику структуры Я – концепции.

План 1. Понятие «Я» - концепции 2. Составляющие «Я» - концепции 2.1 Когнитивная составляющая «Я» - концепции 2.2 Оценочная составляющая «Я» - концепции 2.3 Поведенческая составляющая «Я» - концепции 3. «Я» - концепция в различных теориях личности 4. Развитие «Я» - концепции 4.1 Факторы, влияющие на развитие Я - концепции 4.2 Источники развития и формирования Я – концепции 5.Выводы 6.Список литературы

План

1. Понятие «Я» - концепции

2. Составляющие «Я» - концепции

2.1 Когнитивная составляющая «Я» - концепции

2.2 Оценочная составляющая «Я» - концепции

2.3 Поведенческая составляющая «Я» - концепции

3. «Я» - концепция в различных теориях личности

4. Развитие «Я» - концепции

4.1 Факторы, влияющие на развитие Я - концепции

4.2 Источники развития и формирования Я – концепции

5.Выводы

6.Список литературы

Я-концепция – это динамическая система  представлений человека о самом себе, в которую  входит осознание человеком своих качеств  (физических, эмоциональных и  интеллектуальных), самооценка, а также  субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов.   Р. Бернс определяет «Я-концепцию» как совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженную с и оценкой.

Я-концепция – это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит осознание человеком своих качеств (физических, эмоциональных и интеллектуальных), самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов.

Р. Бернс определяет «Я-концепцию» как

совокупность всех представлений индивида о себе,

сопряженную с и оценкой.

Составляющие «Я» - концепции Составляющие «Я» - концепции Когнитивный (образ Я) Поведенческий Оценочный (самооценка)

Составляющие «Я» - концепции

Составляющие «Я» - концепции

Когнитивный

(образ Я)

Поведенческий

Оценочный

(самооценка)

Когнитивная составляющая «Я»

Представления индивида о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Конкретные способы самовосприятия, ведущего к формированию образа Я, могут быть самыми разнообразными.

Абстрактные характеристики, которые мы употребляем, описывая какого-то человека, никак не связаны с конкретным событием или ситуацией. Как элементы обобщенного образа индивида они отражают, с одной стороны, устойчивые тенденции в его поведении, а с другой – избирательность нашего восприятия. То же самое происходит, когда мы описываем самих себя: мы в словах пытаемся выразить основные характеристики нашего привычного самовосприятия, к ним относятся любые ролевые, статусные, психологические характеристики индивида, описание имущества, жизненных целей и т.п. Все они входят в образ Я с различным удельным весом – одни представляются индивиду более значимыми, другие – менее. Причем значимость элементов самоописания и, соответственно, их иерархия могут меняться в зависимости от контекста, жизненного опыта индивида или просто под влиянием момента. Такого рода самоописания – это способ охарактеризовать неповторимость каждой личности через сочетания ее отдельных черт.

Оценочная составляющая «Я» Эмоциональная составляющая установки существует в силу того, что ее когнитивная составляющая не воспринимается человеком безразлично, а пробуждает в нем оценки и эмоции, интенсивность которых зависит от контекста и от самого когнитивного содержания. Самооценка не является постоянной, она изменяется в зависимости от обстоятельств. Источником оценочных знаний различных представлений индивида о себе является его социокультурное окружение, в котором оценочные знания нормативно фиксируются в языковых значениях. Источником оценочных представлений индивида могут быть также социальные реакции на какие-то его проявления и самонаблюдения. Самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его Я. Самооценка проявляется в сознательных суждениях индивида, в которых он пытается сформулировать свою значимость. Однако она скрыто или явно присутствует в любом самоописании.

Оценочная составляющая «Я»

Эмоциональная составляющая установки существует в силу того, что ее когнитивная составляющая не воспринимается человеком безразлично, а пробуждает в нем оценки и эмоции, интенсивность которых зависит от контекста и от самого когнитивного содержания.

Самооценка не является постоянной, она изменяется в зависимости от обстоятельств. Источником оценочных знаний различных представлений индивида о себе является его социокультурное окружение, в котором оценочные знания нормативно фиксируются в языковых значениях. Источником оценочных представлений индивида могут быть также социальные реакции на какие-то его проявления и самонаблюдения.

Самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его Я.

Самооценка проявляется в сознательных суждениях индивида, в которых он пытается сформулировать свою значимость. Однако она скрыто или явно присутствует в любом самоописании.

Поведенческая составляющая «Я» Тот факт, что люди не всегда ведут себя в соответствии со своими убеждениями, хорошо известен. Нередко прямое, непосредственное выражение установки в поведении модифицируется или вовсе сдерживается в силу его социальной неприемлемости, нравственных сомнений индивида или его страха перед возможными последствиями. Всякая установка – это эмоционально окрашенное убеждение, связанное с определенным объектом. Особенность Я-концепции как комплекса установок заключается лишь в том, что объектом в данном случае является сам носитель установки. Благодаря этой самонаправленности все эмоции и оценки, связанные с образом Я, являются очень сильными и устойчивыми. Не придавать значение отношению к тебе другого человека достаточно просто; для этого существует богатый арсенал средств психологической защиты. Но если речь идет об отношении к самому себе, то простые вербальные манипуляции здесь могут оказаться бессильными. Никто не может просто так изменить свое отношение к самому себе.

Поведенческая составляющая «Я»

Тот факт, что люди не всегда ведут себя в соответствии со своими убеждениями, хорошо известен. Нередко прямое, непосредственное выражение установки в поведении модифицируется или вовсе сдерживается в силу его социальной неприемлемости, нравственных сомнений индивида или его страха перед возможными последствиями.

Всякая установка – это эмоционально окрашенное убеждение, связанное с определенным объектом. Особенность Я-концепции как комплекса установок заключается лишь в том, что объектом в данном случае является сам носитель установки. Благодаря этой самонаправленности все эмоции и оценки, связанные с образом Я, являются очень сильными и устойчивыми. Не придавать значение отношению к тебе другого человека достаточно просто; для этого существует богатый арсенал средств психологической защиты. Но если речь идет об отношении к самому себе, то простые вербальные манипуляции здесь могут оказаться бессильными. Никто не может просто так изменить свое отношение к самому себе.

В своей модели разделил личность на две составляющие: «Я» – познаваемое (эмпирическое) и «Я» – познающее (чистое), подчеркивая, однако, что такое деление условно и отделить одну сторону от другой возможно лишь в чисто теоретических построениях. В структуре познаваемой части нашего «Я» он выделят физическую, социальную и духовную личности с компонентами каждой из которой мы себя отождествляем. У. Джемс

В своей модели разделил личность на две составляющие: «Я» – познаваемое (эмпирическое) и «Я» – познающее (чистое), подчеркивая, однако, что такое деление условно и отделить одну сторону от другой возможно лишь в чисто теоретических построениях. В структуре познаваемой части нашего «Я» он выделят физическую, социальную и духовную личности с компонентами каждой из которой мы себя отождествляем.

У. Джемс

Писал о том, что отношение человека к себе, его самооценка зависят от других людей, глядя на которых и опираясь на их отношение, можно как в зеркале увидеть собственные достоинства и недостатки. И мы судим о себе и своем поведении во многом так же, как думаем, что судят о нас. А. Смит

Писал о том, что отношение человека к себе, его самооценка зависят от других людей, глядя на которых и опираясь на их отношение, можно как в зеркале увидеть собственные достоинства и недостатки. И мы судим о себе и своем поведении во многом так же, как думаем, что судят о нас.

А. Смит

Развили теорию «зеркального Я» и поставили в основу своей позиции тезис о том, что именно общество определяет как развитие, так и содержание «Я-концепции» Чарльз Кули Дж. Мид

Развили теорию «зеркального Я» и поставили в основу своей позиции тезис о том, что именно общество определяет как развитие, так и содержание «Я-концепции»

Чарльз Кули

Дж. Мид

В дальнейшем последователи символического интеракционизма, такие, как М.Кун, А. Роуз, Леви-Стросс, Т. Шибутани и т. д. продолжили разработку проблем, которые ставили перед собой эти ученые. Д. Сьюпер, Р. Эквайер, Дж. Бугенталь как авторы индивидуального подхода сделали противоположный акцент – поставили в основу своей теории внутренние факторы становления «Я-концепции». М.Кун А. Роуз Леви-Стросс

В дальнейшем последователи символического интеракционизма, такие, как М.Кун, А. Роуз, Леви-Стросс, Т. Шибутани и т. д. продолжили разработку проблем, которые ставили перед собой эти ученые. Д. Сьюпер, Р. Эквайер, Дж. Бугенталь как авторы индивидуального подхода сделали противоположный акцент – поставили в основу своей теории внутренние факторы становления «Я-концепции».

М.Кун

А. Роуз

Леви-Стросс

Опираясь на взгляды З. Фрейда, рассматривает «Я-концепцию» сквозь призму эго-идентичности. По его мнению, характер эго-идентичность связан с особенностями окружающей индивида культурной среды и его возможностями. В его теории описаны восемь стадий развития личности, напрямую связанные с изменениями эго-идентичности, указаны кризисы, возникающие на пути решения внутренних конфликтов, характерных для различных возрастных этапов развития. Особое внимание Эриксон уделяет подростковому и юношескому возрастам. В отличие от символического интерракционизма он пишет о механизме формирования «Я-концепции» как о бессознательном процессе. Э. Эриксон

Опираясь на взгляды З. Фрейда, рассматривает «Я-концепцию» сквозь призму эго-идентичности. По его мнению, характер эго-идентичность связан с особенностями окружающей индивида культурной среды и его возможностями. В его теории описаны восемь стадий развития личности, напрямую связанные с изменениями эго-идентичности, указаны кризисы, возникающие на пути решения внутренних конфликтов, характерных для различных возрастных этапов развития. Особое внимание Эриксон уделяет подростковому и юношескому возрастам. В отличие от символического интерракционизма он пишет о механизме формирования «Я-концепции» как о бессознательном процессе.

Э. Эриксон

У Бернса «Я-концепция» связана с самооценкой как совокупность установок «на себя» и является суммой всех представлений индивида о самом себе. Это, по его мнению, следует из выделения описательной и оценочной составляющих. Описательную составляющую «Я-концепции» автор называет образом Я или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, самооценкой или принятием себя. Он пишет, что «Я-концепция» определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем. Р. Бернс

У Бернса «Я-концепция» связана с самооценкой как совокупность установок «на себя» и является суммой всех представлений индивида о самом себе. Это, по его мнению, следует из выделения описательной и оценочной составляющих. Описательную составляющую «Я-концепции» автор называет образом Я или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, самооценкой или принятием себя. Он пишет, что «Я-концепция» определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем.

Р. Бернс

Категория Я занимает центральное место. Это высшее, сложнейшее интегрированное и динамическое образование в духовном мире человека, регулирующая психическую жизнь. Соотношение себя и объективной реальности у него осуществляется посредством Я. При этом подчеркивает, что «Я - концепция» это всегда сознательная структура. Спиркин дает следующие характеристики Я: 1. Я – устойчиво, оно может меняться вместе с изменениями условий жизни. 2. Я обладает пластичностью. 3. Я обладает цельностью, внутренней собранностью. У. Спиркина

Категория Я занимает центральное место. Это высшее, сложнейшее интегрированное и динамическое образование в духовном мире человека, регулирующая психическую жизнь. Соотношение себя и объективной реальности у него осуществляется посредством Я. При этом подчеркивает, что «Я - концепция» это всегда сознательная структура. Спиркин дает следующие характеристики Я:

1. Я – устойчиво, оно может меняться вместе с изменениями условий жизни.

2. Я обладает пластичностью.

3. Я обладает цельностью, внутренней собранностью.

У. Спиркина

Факторы, влияющие на развитие Я - концепции Все теории развития Я - концепции сосредоточены на особенностях, свойственных тому или иному возрастному периоду, однако две темы, несомненно, проходят через весь процесс развития Я - концепции независимо от возраста. Это - роль семейных отношений и роль значимых других.

Факторы, влияющие на развитие Я - концепции

Все теории развития Я - концепции сосредоточены на особенностях, свойственных тому или иному возрастному периоду, однако две темы, несомненно, проходят через весь процесс развития Я - концепции независимо от возраста. Это - роль семейных отношений и роль значимых других.

Поведение родителей Тип взаимоотношений, который складывается в семье между ребенком и родителями, является чрезвычайно важным фактором развития Я - концепции. Это объясняется следующими причинами: во-первых, основы Я - концепции закладываются в раннем детстве, когда главными значимыми другими для ребенка являются родители, взаимодействие с которыми обеспечивает обратную связь, необходимую для возникновения и развития представлений о себе; во-вторых, родители имеют уникальную возможность влиять на развитие Я - концепции ребенка, поскольку он зависит от них физически, эмоционально и социально.

Поведение родителей

Тип взаимоотношений, который складывается в семье между ребенком и родителями, является чрезвычайно важным фактором развития Я - концепции. Это объясняется следующими причинами: во-первых, основы Я - концепции закладываются в раннем детстве, когда главными значимыми другими для ребенка являются родители, взаимодействие с которыми обеспечивает обратную связь, необходимую для возникновения и развития представлений о себе; во-вторых, родители имеют уникальную возможность влиять на развитие Я - концепции ребенка, поскольку он зависит от них физически, эмоционально и социально.

Значимые другие Под термином «значимые другие» понимаются люди, которые важны или значимы для ребенка вследствие того, что он чувствует их способность оказывать непосредственное влияние на его жизнь. Значимые другие - это те, кто играет в жизни личности большую роль. Они влиятельны, и их мнение имеет большой вес. Уровень воздействия значимых других на индивида зависит от степени их участия в его жизни, близости отношений, социальной поддержки, которую они оказывают, а также от власти и авторитета, которыми они пользуются у окружающих.

Значимые другие

Под термином «значимые другие» понимаются люди, которые важны или значимы для ребенка вследствие того, что он чувствует их способность оказывать непосредственное влияние на его жизнь.

Значимые другие - это те, кто играет в жизни личности большую роль. Они влиятельны, и их мнение имеет большой вес. Уровень воздействия значимых других на индивида зависит от степени их участия в его жизни, близости отношений, социальной поддержки, которую они оказывают, а также от власти и авторитета, которыми они пользуются у окружающих.

 Источники развития и формирования Я – концепции Из многочисленных источников формирования «Я - концепции» человека, по-видимому, наиболее важными являются следующие, хотя их значимость, как показывают исследования, меняется в различные периоды жизни человека: 1) представление о своем теле (телесное «Я»); 2) язык как развивающаяся способность выражать словами и формировать представления о себе и других людях; 3) субъективная интерпретация обратной связи от значимых других о себе; 4) идентификация с приемлемой моделью половой роли и усвоение связанных с этой ролью стереотипов (мужчина - женщина); 5) практика воспитания детей в семье.

Источники развития и формирования Я – концепции

Из многочисленных источников формирования «Я - концепции» человека, по-видимому, наиболее важными являются следующие, хотя их значимость, как показывают исследования, меняется в различные периоды жизни человека:

1) представление о своем теле (телесное «Я»);

2) язык как развивающаяся способность выражать словами и формировать представления о себе и других людях;

3) субъективная интерпретация обратной связи от значимых других о себе;

4) идентификация с приемлемой моделью половой роли и усвоение связанных с этой ролью стереотипов (мужчина - женщина);

5) практика воспитания детей в семье.

Телесное «Я» и образ тела - рост, вес, телосложение, цвет глаз, пропорции тела тесно связаны с установками индивида к себе, самочувствием и переживаниями своей адекватности и принятия себя. Образ своего тела, подобно другим компонентам «Я - концепции», субъективен, но ни один другой элемент так не открыт для внешнего обозрения и социальных оценок, как тело человека. (разное отношение к атлету и толстяку)

Телесное «Я» и образ тела - рост, вес, телосложение, цвет глаз, пропорции тела тесно связаны с установками индивида к себе, самочувствием и переживаниями своей адекватности и принятия себя. Образ своего тела, подобно другим компонентам «Я - концепции», субъективен, но ни один другой элемент так не открыт для внешнего обозрения и социальных оценок, как тело человека. (разное отношение к атлету и толстяку)

Язык и развитие «Я - концепции». Значение языка для развития «Я - концепции» очевидно, поскольку развитие способности ребенка к символическому отражению мира помогает ему выделить себя из этого мира («Я», «мое», и т.д.) и дает первый толчок к развитию «Я - концепции». Обратная связь от значимых других. Приобретение опыта принятия себя другими (в любви, уважении, привязанности, защите и т.п.) - другой важный источник формирования «Я - концепции». Чтобы переживать и осознавать это, ребенок (человек) должен воспринимать лицо, жесты, вербальные высказывания и другие знаки от значимых других, особенно родителей, которые сигнализировали бы ему о его принятии этими другими. Большинство теоретиков и исследователей по проблемам личности согласны с тем, что стандарты, устанавливаемые значимыми другими (родителями, учителями, ближайшим социальным окружением) жизненно важны для развития «Я - концепции».

Язык и развитие «Я - концепции». Значение языка для развития «Я - концепции» очевидно, поскольку развитие способности ребенка к символическому отражению мира помогает ему выделить себя из этого мира («Я», «мое», и т.д.) и дает первый толчок к развитию «Я - концепции». Обратная связь от значимых других. Приобретение опыта принятия себя другими (в любви, уважении, привязанности, защите и т.п.) - другой важный источник формирования «Я - концепции». Чтобы переживать и осознавать это, ребенок (человек) должен воспринимать лицо, жесты, вербальные высказывания и другие знаки от значимых других, особенно родителей, которые сигнализировали бы ему о его принятии этими другими. Большинство теоретиков и исследователей по проблемам личности согласны с тем, что стандарты, устанавливаемые значимыми другими (родителями, учителями, ближайшим социальным окружением) жизненно важны для развития «Я - концепции».

Полоролевая идентификация . Различают два процесса формирования половой принадлежности индивида: половая идентификация и половая типизация. Идентификация - это более ранний процесс (в основном бессознательный) отождествления себя с ролью другого человека (родителя или его заместителя) и подражание его поведению. Половая типизация, следующая за идентификацией, - более осознанный процесс овладения культурно одобряемыми нормами поведения, типичными для роли женщины или мужчины в данной культуре. Формирование представлений о половой роли и их освоение - важнейший и универсальный компонент «Я - концепции».

Полоролевая идентификация . Различают два процесса формирования половой принадлежности индивида: половая идентификация и половая типизация. Идентификация - это более ранний процесс (в основном бессознательный) отождествления себя с ролью другого человека (родителя или его заместителя) и подражание его поведению. Половая типизация, следующая за идентификацией, - более осознанный процесс овладения культурно одобряемыми нормами поведения, типичными для роли женщины или мужчины в данной культуре. Формирование представлений о половой роли и их освоение - важнейший и универсальный компонент «Я - концепции».

Воспитание детей в семье . Не подлежит сомнению, что практика воспитания детей в семье оказывает огромное и во многих семьях преобладающее влияние на развитие «Я - концепции» личности. Большинство психологов считают, что первые пять лет жизни являются периодом, когда закладывается базовая основа личности и «Я - концепции» человека. Первые человеческие отношения, которые ребенок познает в семье, выступают для него прототипом будущих отношений с другими людьми. Психологи предпринимали многочисленные попытки категоризации различных типов воспитания с формированием различных типов личности. Но в реальной жизни воспитание трудно подогнать под чистые категории, в чем каждый из нас может убедиться на собственном опыте.

Воспитание детей в семье . Не подлежит сомнению, что практика воспитания детей в семье оказывает огромное и во многих семьях преобладающее влияние на развитие «Я - концепции» личности. Большинство психологов считают, что первые пять лет жизни являются периодом, когда закладывается базовая основа личности и «Я - концепции» человека. Первые человеческие отношения, которые ребенок познает в семье, выступают для него прототипом будущих отношений с другими людьми. Психологи предпринимали многочисленные попытки категоризации различных типов воспитания с формированием различных типов личности. Но в реальной жизни воспитание трудно подогнать под чистые категории, в чем каждый из нас может убедиться на собственном опыте.

В целом, по-видимому, следующие условия воспитания в семье способствуют развитию здоровой высокой самооценки личности: 1) положительная расположенность к ребенку, сердечное, теплое, уважительное принятие родителями своих детей; 2) четкое установление социальных норм, границ и правил поведения детей; целенаправленное и согласованное поддержание этих норм родителями; 3) уважение со стороны родителей индивидуальной инициативы ребенка в установленных пределах; 4) минимум агрессивности, отрицания, неуважения и неопределенности в общении с детьми.

В целом, по-видимому, следующие условия воспитания в семье способствуют развитию здоровой высокой самооценки личности:

1) положительная расположенность к ребенку, сердечное, теплое, уважительное принятие родителями своих детей;

2) четкое установление социальных норм, границ и правил поведения детей; целенаправленное и согласованное поддержание этих норм родителями;

3) уважение со стороны родителей индивидуальной инициативы ребенка в установленных пределах;

4) минимум агрессивности, отрицания, неуважения и неопределенности в общении с детьми.

Выводы

В жизни каждого человека чрезвычайно важную роль играет осознание себя не только через самовосприятие, но и через восприятие других людей. Контакт человека с социумом начинается еще в раннем детстве, при контакте с родителями. У ребенка уже начинают формироваться представления о себе, самооценка, образ, к которому он сознательно или неосознаваемо стремится. Он начинает анализировать свое поведение, ситуации, в которые попадает. В этом случае концепция действует как своего рода внутренний фильтр, который определяет характер восприятия человеком любой ситуации. Проходя сквозь этот фильтр, ситуация осмысливается, получает значение, соответствующее представлениям человека о себе.

Я - концепция включают в себя 3 составляющие: когнитивную (совокупность тех качеств, с помощью которых человек себя описывает), оценочную (единство знания к себе, самооценка, уровень притязаний) и поведенческую (комплекс установок человека, готовность действовать в определенной ситуации определенным образом). Существует 3 условия становления самооценки: отношение между Я - реальным и Я - идеальным, интериоризация социальных реакций и успешность его деятельности.

Список литературы 1. Бернс, Р. Развитие Я - концепции и воспитание/Р. Бернс. - М.: Прогресс, 1986. 2. Дерябин, А.А. Я - концепция и теория когнитивного диссонанса: обзор зарубежной литературы/А.А. Дерябин. - М., 1994. 3. Журавлёв, А.Л., Соснин, В.А. Социальная психология/ А.Л. Журавлев, В.А. Соснин. - М.: ФОРУМ - ИНФРА-М, 2008. 4. Колесникова, С.С. Особенности Я - концепции подростков с аддиктивным поведением/С.С. Колесникова. - М., 1998. 5. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста/Ф. Райс. - СПб.: Питер, 2000. 6. Джемс У. Психология. М., 1991. Интернет-ресурсы http :// mirznanii.com/a/204033/ya-kontseptsiya-lichnosti  (25.11.17) https://ru.wikipedia.org/wiki / https://yandex.ru/images / http:// yastudent.com/filosofiya/samosoznanie-ya-koncepciya-struktura-funkcii-i-razvitie.html

Список литературы

1. Бернс, Р. Развитие Я - концепции и воспитание/Р. Бернс. - М.: Прогресс, 1986.

2. Дерябин, А.А. Я - концепция и теория когнитивного диссонанса: обзор зарубежной литературы/А.А. Дерябин. - М., 1994.

3. Журавлёв, А.Л., Соснин, В.А. Социальная психология/ А.Л. Журавлев, В.А. Соснин. - М.: ФОРУМ - ИНФРА-М, 2008.

4. Колесникова, С.С. Особенности Я - концепции подростков с аддиктивным поведением/С.С. Колесникова. - М., 1998.

5. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста/Ф. Райс. - СПб.: Питер, 2000.

6. Джемс У. Психология. М., 1991.

Интернет-ресурсы

  • http :// mirznanii.com/a/204033/ya-kontseptsiya-lichnosti (25.11.17)
  • https://ru.wikipedia.org/wiki /
  • https://yandex.ru/images /
  • http:// yastudent.com/filosofiya/samosoznanie-ya-koncepciya-struktura-funkcii-i-razvitie.html