Чем отличается рабочая программа по истории и обществознанию ФГОС от программы 2004 года
Отличительные особенности ФГОС:
изменения в учебных планах;
изменение в требованиях к результатам;
изменения в учебных программах по предметам;
изменения в образовательных технологиях;
изменение в ценностных ориентирах.
предусматривается внеаудиторную занятость.
деятельный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения.
Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п.
Отличия в программах:
Содержание программы построено на основе проблемно-хронологического принципа, что позволяет уделить необходимое внимание наиболее важным сквозным проблемам развития человеческого общества. Там, где возможны исторические параллели и аналогии, акцентируется связь истории зарубежных стран с историей России. Программа ориентируется на реализацию в курсе истории многофакторного подхода, позволяющего показать всю сложность и многомерность истории какой-либо страны, продемонстрировать одновременное действие различных факторов, приоритетное значение одного из них в тот или иной период, показать возможности альтернативного развития народа, страны в переломные моменты их истории.
2) Наряду с обозначенным подходом, реализующим содержание программы по истории, наиболее актуальными и значимыми для выполнения задач ФГОС также являются:
- деятельностный подход, ориентированный на формирование личности и её способностей, компетентностей через активную познавательную деятельность самого школьника;
- компетентностный подход, рассматривающий приоритетным в процессе усвоения программы формирование комплекса общеучебных (универсальных, надпредметных) умений, развитие способностей, различных видов деятельности и личных качеств и отношений у учащихся основной школы;
- дифференцированный подход при отборе и конструировании учебного содержания, предусматривающий принципы учёта возрастных и индивидуальных возможностей учащихся, с выделением уклонов и.т.д.
-личностно ориентированный подход, рассматривающий обучение как осмысленное, самостоятельное инициируемое, направленное на освоение смыслов как элементов личностного опыта. Задачи учителя в контексте этого подхода – мотивация и стимулирование осмысленного учения;
- проблемный подход, предполагающий усвоение программных знаний (по основным закономерностям) в процессе решения проблемных задач и исторических ситуаций, которые придают обучению поисковый и исследовательский характер. Под проблемой ситуацией понимается интеллектуальное задание, в результате выполнения которого учащийся должен раскрыть некоторое искомое отношение, действие. Подход предусматривает мотивацию, а высоком уровне активности и самостоятельности мышления учащихся. Проблемный подход рассматривается как ведущий (хотя и не исчерпывающий) принцип развивающего обучения.
В новой программе нет жёстких рамок при делении как раньше на время изучения всеобщей и российской истории (раньше – 1/3 – всеобщая,2/3 – российская), теперь у учителя есть больше свободы в разделении часов.
Происходит переход от «концентрической» к «линейной системе», то есть раньше мы изучали в 5-9 классах – всю историю с древности и до наших дней, а в 10-11 классах – повторяли, углубляли и т.п этот же период, теперь весь курс истории разбит на этапы и изучается только 1 раз, подробнее с 5-по 10 класс, что будет в программе 11 класса по ФГОСам – не знаю, все лето изучала в интернете различную литературу, но так и не поняла, конкретной информации пока нет .
В начале 5 класса дается 10 уроков на «Введение в историю», когда учитель имеет возможность не только познакомить ученика с новым предметом, но и рассмотреть особенности изучения истории как науки, узнать, как и кто добывает исторические знания, узнает о вспомогательных исторических дисциплинах, что история - это комплекс различных исторических наук, у которых общая цель – получить истинные знания о прошлом из разных источников.
Программа и тематическое планирование теперь составляется с учетом с учетом разных форм деятельности и форм контроля, планируемых результатов (предметных, метапредметных (познавательные, регулятивные, коммуникативные УДД), личностных),