СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на педсовете.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация выявляет отличия урока в условиях реализации ФГОС от традиционного.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на педсовете.»

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО УРОКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО УРОКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО.

Что такое урок? «единица времени» «основная форма учебного процесса» «логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками времени отрезок учебно-воспитательного процесса» «педагогическое произведение, отличающееся целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности учителя и учащихся» «момент истины»

Что такое урок?

  • «единица времени»
  • «основная форма учебного процесса»
  • «логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками времени отрезок учебно-воспитательного процесса»
  • «педагогическое произведение, отличающееся целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности учителя и учащихся»
  • «момент истины»
ЧТО ТАКОЕ СОВРЕМЕННЫЙ УРОК? Современный – стоящий на уровне своего века, отвечающий духу и требованиям своего времени.

ЧТО ТАКОЕ СОВРЕМЕННЫЙ УРОК?

Современный – стоящий на уровне своего века, отвечающий духу и требованиям своего времени.

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ современного урока: формирование потребности учащихся в познании и умений учиться; свобода в выборе структуры урока; применений идей личностно-ориентированного и личностно-развивающего обучения; технологичность обучения; разнообразие типов урока.

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ современного урока:

  • формирование потребности учащихся в познании и умений учиться;
  • свобода в выборе структуры урока;
  • применений идей личностно-ориентированного и личностно-развивающего обучения;
  • технологичность обучения;
  • разнообразие типов урока.
Методические принципы современного урока: субъективизация; метапредметность; деятельностный подход; коммуникативность; рефлексивность; импровизационность .

Методические принципы современного урока:

  • субъективизация;
  • метапредметность;
  • деятельностный подход;
  • коммуникативность;
  • рефлексивность;
  • импровизационность .
Требования  к современному уроку: самостоятельная работа учащихся на всех этапах урока; учитель выступает в роли организатора, а не информатора; обязательная рефлексия учащихся на уроке; высокая степень речевой активности учащихся.

Требования к современному уроку:

  • самостоятельная работа учащихся на всех этапах урока;
  • учитель выступает в роли организатора, а не информатора;
  • обязательная рефлексия учащихся на уроке;
  • высокая степень речевой активности учащихся.
Структурные элементы урока Мобилизующий этап – включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность. Целеполагание – формулирование учащимися целей урока по схеме: вспомнить – узнать – научиться. Момент осознания недостаточности имеющихся знаний. Коммуникация. Взаимопроверка и взаимоконтроль. Рефлексия – осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился.

Структурные элементы урока

  • Мобилизующий этап – включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность.
  • Целеполагание – формулирование учащимися целей урока по схеме: вспомнить – узнать – научиться.
  • Момент осознания недостаточности имеющихся знаний.
  • Коммуникация.
  • Взаимопроверка и взаимоконтроль.
  • Рефлексия – осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился.

С чего начать подготовку к уроку? чётко определить и сформулировать для себя его тему; определить место темы в учебном курсе; определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок.

С чего начать подготовку к уроку?

  • чётко определить и сформулировать для себя его тему;
  • определить место темы в учебном курсе;
  • определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок.
Определить тип урока Вводный урок. Урок по изучению и первичному закреплению знаний и способов деятельности. Урок по закреплению знаний и способов деятельности. Урок по комплексному применению знаний и способов деятельности. Урок по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности. Урок проверки, оценки и коррекции знаний и способов деятельности.

Определить тип урока

  • Вводный урок.
  • Урок по изучению и первичному закреплению знаний и способов деятельности.
  • Урок по закреплению знаний и способов деятельности.
  • Урок по комплексному применению знаний и способов деятельности.
  • Урок по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности.
  • Урок проверки, оценки и коррекции знаний и способов деятельности.
Целеполагание  ( то, с чего начинается грамотное, продуктивное планирование) Цели должны быть: реальны, достижимы, конкретны, т.е. контролируемы; сформулированы продуктивно, т.е. «от ученика», с прогнозированием образовательного результата; соотносимы с типом и содержанием урока;  личностно ориентированы. реальны, достижимы, конкретны, т.е. контролируемы; сформулированы продуктивно, т.е. «от ученика», с прогнозированием образовательного результата; соотносимы с типом и содержанием урока;  личностно ориентированы.

Целеполагание ( то, с чего начинается грамотное, продуктивное планирование)

Цели должны быть:

  • реальны, достижимы, конкретны, т.е. контролируемы; сформулированы продуктивно, т.е. «от ученика», с прогнозированием образовательного результата; соотносимы с типом и содержанием урока; личностно ориентированы.
  • реальны, достижимы, конкретны, т.е. контролируемы;
  • сформулированы продуктивно, т.е. «от ученика», с прогнозированием образовательного результата;
  • соотносимы с типом и содержанием урока;
  • личностно ориентированы.
Для достижения целей урока на каждом его этапе планируются дидактические задачи Обучающие: Обеспечить… Добиться… Сформировать и продолжить формирование общеучебного или специального…умения,…навыка, Актуализировать… Обобщить… Систематизировать…

Для достижения целей урока на каждом его этапе планируются дидактические задачи

Обучающие:

  • Обеспечить…
  • Добиться…
  • Сформировать и продолжить формирование общеучебного или специального…умения,…навыка,
  • Актуализировать…
  • Обобщить…
  • Систематизировать…
Для достижения целей урока на каждом его этапе планируются дидактические задачи Воспитывающие: Создать условия для… Способствовать выявлению, раскрытию…способностей, Повысить интерес… Прививать, укреплять навыки… Убедить в целесообразности…, значимости…

Для достижения целей урока на каждом его этапе планируются дидактические задачи

Воспитывающие:

  • Создать условия для…
  • Способствовать выявлению, раскрытию…способностей,
  • Повысить интерес…
  • Прививать, укреплять навыки…
  • Убедить в целесообразности…, значимости…
Для достижения целей урока на каждом его этапе планируются дидактические задачи Развивающие: Способствовать становлению или развитию,,, Содействовать развитию… Помочь…

Для достижения целей урока на каждом его этапе планируются дидактические задачи

Развивающие:

  • Способствовать становлению или развитию,,,
  • Содействовать развитию…
  • Помочь…
   Планирование учебного материала Подобрать литературу по теме. Подобрать учебные задания. Составить наборы разных по сложности заданий. Продумать

Планирование учебного материала

  • Подобрать литературу по теме.
  • Подобрать учебные задания.
  • Составить наборы разных по сложности заданий.
  • Продумать "изюминку" урока.
  • Сгруппировать отобранный учебный материал.
  • Спланировать контроль над деятельностью учащихся.
  • Подготовить оборудование для урока.
  • Продумать задания на дом.

Требования к уроку

Традиционный урок

Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

Сообщение целей и задач

Урок современного типа

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Планирование

Формулируют сами учащиеся

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

Практическая деятельность учащихся

Осуществление контроля

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Осуществление коррекции

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Оценивание учащихся

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке

Итог урока

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Проводится рефлексия

ТРЕБОВАНИЯ К ЗАДАНИЯМ НА УРОКЕ: разные уровни сложности, проблемный и поисковый характер; задания должны предполагать необходимость комплексного применения знаний из нескольких разделов предмета.

ТРЕБОВАНИЯ К ЗАДАНИЯМ НА УРОКЕ:

  • разные уровни сложности, проблемный и поисковый характер;
  • задания должны предполагать необходимость комплексного применения знаний из нескольких разделов предмета.
1.Мобилизирующий этап  Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. «Хочу, потому что могу». 1-2 минуты.  У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.  Включение детей в деятельность.  Выделение содержательной области. Приёмы работы: • учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи; • учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются; • девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»); • самопроверка домашнего задания по образцу.

1.Мобилизирующий этап

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. «Хочу, потому что могу».

1-2 минуты.

У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.

Включение детей в деятельность.

Выделение содержательной области.

Приёмы работы:

• учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи;

• учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются;

• девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»);

• самопроверка домашнего задания по образцу.

2. Актуализация знаний Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.  4-5 минут  Возникновение проблемной ситуации. Актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи). Создание проблемной ситуации. Выявление и фиксирование в речи: где и почему возникло затруднение; темы и цели урока.

2. Актуализация знаний

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

4-5 минут

Возникновение проблемной ситуации.

Актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи).

Создание проблемной ситуации.

Выявление и фиксирование в речи: где и почему возникло затруднение; темы и цели урока.

4. Постановка учебной задачи Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»). Проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить или в виде темы урока. 4-5 мин.

4. Постановка учебной задачи

Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»).

Проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить или в виде темы урока.

4-5 мин.

4.Открытие нового знания  (построение проекта выхода из затруднения)  Этап изучения новых знаний и способов действий Цель: решение проблемы и обсуждение проекта её решения. 7-8 мин Способы: диалог, групповая или парная работа.  Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог. Организация самостоятельной исследовательской деятельности. Выведение алгоритма.

4.Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) Этап изучения новых знаний и способов действий

Цель: решение проблемы и обсуждение проекта её решения.

7-8 мин

Способы: диалог, групповая или парная работа.

Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог.

Организация самостоятельной исследовательской деятельности.

Выведение алгоритма.

5. Первичное закрепление  Этап закрепления знаний и способов действий  Цель: проговаривание нового знания, работа с этим знанием. 4-5 минут. Способы: фронтальная работа, работа в парах.  Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий.

5. Первичное закрепление Этап закрепления знаний и способов действий

Цель: проговаривание нового знания, работа с этим знанием.

4-5 минут.

Способы: фронтальная работа, работа в парах.

Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой  по эталону.  Самоанализ и самоконтроль .  Этап применения знаний и способов действий Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. 4-5 минут. Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий).  Выполняется письменно.  Методы: самоконтроль, самооценка.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль . Этап применения знаний и способов действий

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

4-5 минут.

Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий).

Выполняется письменно.

Методы: самоконтроль, самооценка.

7. Включение нового знания  в систему знаний , повторение   7-8 минут.  Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие. Затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.

7. Включение нового знания в систему знаний , повторение

7-8 минут.

Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие.

Затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.

8.Рефлексия деятельности (итог урока)   Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.  2-3 минуты.  Вопросы: Какую задачу ставили? Удалось решить поставленную задачу? Каким способом? Какие получили результаты? Что нужно сделать ещё? Где можно применить новые знания?

8.Рефлексия деятельности (итог урока)

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

2-3 минуты.

Вопросы:

  • Какую задачу ставили?
  • Удалось решить поставленную задачу?
  • Каким способом?
  • Какие получили результаты?
  • Что нужно сделать ещё?
  • Где можно применить новые знания?
Урок - есть открытие истины, поиск истины и её осмысление в совместной деятельности обучающихся и учителя.

Урок - есть открытие истины, поиск истины и её осмысление в совместной деятельности обучающихся и учителя.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!