СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 23.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на педсовете «Повышение качества образования: проблемы и пути их решения»

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы выступления на педсовете, заседании круглого стола по теме «Повышение качества образования: проблемы и пути их решения»

Просмотр содержимого документа
«Выступление на педсовете «Повышение качества образования: проблемы и пути их решения»»

Круглый стол 25.04.2025

Тема. Повышение качества образования: проблемы и пути их решения



Кто не хочет применять новые средства,

должен ждать новых бед.

Френсис Бэкон

Ведущий

Программа модернизации содержания образования затрагивает все стороны образовательного процесса. Её задача состоит в достижении нового качества – качества, которое отвечает требованиям, предъявляемым к личности в современных быстро меняющихся социально-экономических условиях. Президент России В. В. Путин так сформулировал задачи, стоящие перед российской школой: это повышение качества и доступности обучения, соответствие программ и методик самым современным требованиям, тесная интеграция с наукой и рынком труда. Их эффективное решение требует новых подходов, активного участия родителей, самих учеников и, конечно, бережного сохранения лучших отечественных традиций в области образования.

Таким образом, перед каждым из нас стоит задача не просто дать учащимся определенный набор знаний по учебным дисциплинам, а сформировать творческую личность, обладающую современными компетенциями, способную к постоянному саморазвитию.


Давайте выясним, каким должен быть современный учитель, чтобы подготовить сегодняшнего современного выпускника.

Для этого мы работаем в группах. ( группы созданы по цвету карточек трёх цветов)

Практическая часть

Задание 1. Участники делятся на три группы:

«обучающиеся»; «педагоги»; «эксперты».


Первый вопрос для обсуждения:

Группа обучающиеся отвечают на вопрос «Когда обучающемуся неинтересно учиться?»

Группа педагоги отвечают на вопрос «Когда педагогу неинтересно учить?»

Эксперты в роли администрации отвечают на оба вопроса.

В течение 5 минут методом мозгового штурма участники составляют перечень причин и представляют ответ группы. Затем один из участников группы отвечает на поставленный вопрос. «Эксперты» анализируют ответы групп «учащиеся» и «педагоги».


Второй вопрос для обсуждения

Обучающиеся отвечают на вопрос: «Какого педагога вы хотите видеть на своих занятиях?» Отразите на листе бумаги сегодняшнего педагога.

Педагоги отвечают на вопрос: «Какого педагога - коллегу вы хотите видеть рядом с собой?» Отразите на листе бумаги сегодняшнего педагога.

Эксперты отвечают на вопрос: «Каким должен быть современный педагог?»

В течение 5 минут участники отвечают на вопрос и представляют ответ группы. Затем один из участников группы отвечает на поставленный вопрос. «Эксперты» анализируют ответы групп «учащиеся» и «педагоги».

Третий вопрос для обсуждения

Обучающиеся и Педагоги отвечают на вопрос: «Что необходимо сделать, чтобы учащемуся стало интересно учиться, а педагогу учить?».

В течение 5 минут участники подбирают как минимум по 3 довода, которые, по мнению членов группы, помогут повысить интерес к процессу обучения.

Из ответов эксперты выделяют 2-3 наиболее эффективных довода.

Ведущий.

Как мы видим, что для того, чтобы образовательный процесс был организован эффективно и с пользой как для учителя, так и для учащихся; чтобы одним было интересно учить, а другим учиться, чтобы качество образования и результат обучения были на достаточно высоком уровне, необходимо учитывать множество факторов в организации всего образовательного процесса, а также в организации и проведении учебных занятий в частности.

Задание 2 для учеников и педагогов


Перед вами  капсула, в которой лежат карточки с названиями образовательных технологий, используемые на уроках. На примере одной технологии расскажите, как она влияет на качество образования.

В течение 5 минут участники обсуждают ответ на вопрос и представляют ответ группы.

( карточка для экспертов)

Выделены следующие технологии и как они влияют на качество образования:

– личностно-ориентированные технологии предусматривают приоритет субъект-субъектного обучения, диагностику личностного роста, ситуационное проектирование, игровое моделирование, включение учебных задач в контекст жизненных проблем, предусматривающих развитие личности в реальном, социокультурном и образовательном пространстве;

– информационные технологии позволяют индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, стимулировать познавательную активность и самостоятельность обучающихся;

– игровые технологии позволяют управлять эмоциональным напряжением в процессе обучения, способствуют овладению умениями, необходимыми для познавательной и трудовой деятельности для общения. В процессе игры дети незаметно осваивают то, что трудным было ранее;

– проблемно-развивающие технологии обучения способствуют развитию творческих способностей обучающихся; формированию критического мышления и положительных эмоций;

– проектные технологии, суть которых состоит в том, что обучающийся в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты, проживает конкретные ситуации. В основе проектных технологий лежит метод проектов, который направлен на развитие познавательных навыков обучающихся, критического мышления, формирование умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве.


Все мы работаем в школе с одной целью: создание условий для повышения качества образовательного процесса. Успех во многом зависит от применяемых методов обучения.

«Методы обучения - это упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей образования.


Я буду предлагать описание методов, а вы попытаетесь дать определение этим методам.

1.Обучающийся выступает в роли "объекта" обучения, должен усвоить и воспроизвести материал, который передается ему педагогом – источником правильных знаний. Обычно это происходит при  применении таких методов, как лекция-монолог (однонаправленная передача информации от учителя к ученику), чтение, демонстрация и опрос обучающихся (также однонаправленное воспроизводство информации учеником для учителя) Какой это метод?  (Пассивный).


2.Обучающийся является "субъектом" обучения, выполняет творческое задания, вступает в диалог с учителем. Основные методы: творческие задания (часто-домашние), вопросы от ученика к учителю, развивающие творческое мышление. Какой это метод? (Активный)

 3. Обучение происходит во взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. При этом учитель и ученик - равноправные, равнозначные субъекты обучения. Учитель-ученик, ученик-ученик.(Интерактивный)

Какой на ваш взгляд метод обучения самый продуктивный?


Задачи интерактивных методов обучения

        Научить самостоятельному поиску, анализу информации и выработке правильного решения ситуации;

        научить работе в команде: уважать чужое мнение, проявлять толерантность к другой точке зрения;

        научить формировать собственное мнение, опирающееся на определенные факты.

Методы и приемы интерактивного обучения

Приведите примеры интерактивных методов обучения:

+«Мозговой штурм» (атака), минилекция, контрольный лист или тест, ролевая игра, 

игровые упражнения,   разработка   проекта,   решение   ситуационных   задач,  приглашение визитера,дискуссия группы экспертов, интервью, инсценировка, проигрывание ситуаций, выступление в роли обучающего, выполнение практических задач, анализ ситуаций, презентации, 

кластеры, синквейн, мини­сочинение, глоссарий, сказка, письмо другие).

Притча:

-Была однажды создана школа для животных. Преподаватели были уверены, что у них очень понятный учебный план, но почему-то учеников преследовали неудачи. Утка была звездой урока по плаванию, но полностью проваливалась на лазании по деревьям. Обезьяна была великолепна в лазании по деревьям, но получала тройки по плаванию. Цыплята были превосходны в поиске зерен, но так срывали уроки по лазанью по деревьям, что их ежедневно отправляли в кабинет к директору. Кролики делали сенсационные успехи в беге, но им пришлось нанимать индивидуального преподавателя по плаванию. Печальнее всего обстояли дела у черепах, которые, после многих диагностических тестов, были объявлены “неспособными развиваться”. И их послали в специальный класс, в отдаленную нору суслика.



1.Кто здесь неудачник: учитель или ученики?

2.Как учить разных учеников?

3.Как выстраивать учебный процесс так, чтобы в нем могли хорошо чувствовать себя все дети?

(Ответы участников педсовета).


 Одним из способов повышения качества знаний учащихся является организация учебного процесса. К современному уроку предъявляются высокие требования.

Учителя понимают, что урок не может не меняться. Это объективный процесс, на который влияет целый ряд факторов
Учителя могут ответить на вопрос: «Современный урок — какой он?»


(Каждая группа отвечает на вопрос)

Вывод;

Так, что же такое современный урок? — это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация, интерес, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность, потребность


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!