СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на школьном методическом объединении «Влияние современных технологий на повышение учебной и творческой мотивации учащихся»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Выступление на школьном методическом объединении «Влияние современных технологий на повышение учебной и творческой мотивации учащихся»»

Государственное образовательное учреждение

Луганской Народной Республики

«Роскошнянский учебно-воспитательный комплекс специализированная средняя школа –детский сад Лутугинского района»










«Влияние современных технологий

на повышение учебной и творческой мотивации учащихся»





Подготовила: учитель начальных классов

Деребас Елена Александровна







2021г.

«Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню,

дай сделать самому – я пойму!»

Агис  Цурос

«Плохой учитель преподносит истину,

хороший – учит её находить.»

А.Дистервег.

 « Единственный путь, ведущий
к знанию – это деятельность»

Б. Шоу

Перед каждым творчески работающим учителем непременно возникает множество проблем, над решением которых он трудиться порой всю свою педагогическую жизнь. К таким проблемам относится проблема развития и поддержания интереса детей к учению, проблема падения мотивации к учению.

Как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу и активизировать их в течение всего урока, чтобы роль преподавателя состояла не в том, как яснее и красочнее, чем в учебнике сообщить необходимую информацию, а в том, чтобы стать организатором познавательной деятельности, где главное действующее лицо ученик.

Сейчас на помощь формирования положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности пришли новые педагогические технологии. Внедрение новых педагогических технологий в учебный процесс позволяет

  • активизировать процесс обучения

  • повысить темп урока

  • увеличить объем самостоятельной работы учащихся

  • существенно влияют на мотивационную сферу учебного процесса

  • позволяет на уроках разнообразить формы работы, деятельность учащихся , активизировать внимание

  • повысить творческий потенциал личности

  • позволяет экономить время урока

Личностно-ориентированная технология обучения помогает мне в создании творческой атмосферы на уроке, а так же создает необходимые условия для развития индивидуальных способностей детей.


Технология уровневой дифференциации способствует более прочному и глубокому усвоению знаний, развитию индивидуальных способностей, развитию самостоятельного творческого мышления.

Свои уроки я строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося, использую трехуровневые задания, в том числе и контрольные работы. И у меня появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше ощущают своё отставание от сильных.


Проблемное обучение

Использование методов, основанных на создании проблемных ситуаций и активной познавательной деятельности учащихся, позволяет мне нацелить ребят на поиск и решение сложных вопросов, требующих актуализации знаний. Проблемную ситуацию на уроке создаю с помощью активизирующих действий, вопросов, подчеркивающих новизну, важность объекта познания. Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.

Структура проблемного урока


ЗНАНИЕ

I. Создание проблемной ситуации

Формулирование вопроса:

«Почему не получается?»


II. Постановка учебной задачи

Формулирование темы урока и его задачи


III. Поиск решения

Открытие субъективно нового знания,

путем выдвижения и анализа гипотез


IV. Выражение решения

Выражение нового знания в доступной форме. Моделирование.


V. Реализация продукта

Представление продукта учителю и классу.


Игровые технологии

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям:

  • дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;

  • учебная деятельность подчиняется правилам игры;

  • учебный материал используется в качестве ее средства;

  • в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

  • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы:

обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

познавательные, воспитательные, развивающие;

репродуктивные, продуктивные, творческие;

коммуникативные, диагностические, психотехнические и др.

Групповая технология

Технология групповой работы - это достаточно серьезный с методической точки зрения процесс, подчиняющийся своим определенным правилам. О них, а также о способах организации группы, методах работы внутри нее и рекомендациях по организации групповых консультаций мы поговорим на этот раз. Эта форма работы подразумевают создание таких условий, в рамках которых учащиеся активно взаимодействуют. Групповая работа строится на следующих принципах:

  • Класс разбивается на несколько небольших групп (от 3 до 6 человек).

  • Каждая группа получает свое задание. Задания могут быть одинаковыми для всех групп либо дифференцированными.

  • Внутри каждой группы между ее участниками распределяются роли.

  • Процесс выполнения задания в группе осуществляется на основе обмена мнениями, оценками.

  • Выработанные в группе решения обсуждаются всем классом.

Надо отметить, что преимущество групповой работы в том, что ученик учится высказывать и отстаивать собственное мнение, прислушиваться к мнению других, сопоставлять, сравнивать свою точку зрения с точкой зрения других. Вырабатываются навыки контроля над действиями других и самоконтроля, формируется критическое мышление. Групповое обсуждение, дискуссия оживляют поисковую активность учащихся. Исследования показали, что группа из 4-х человек в большей мере склонна к обсуждению проблемы, чем группа из 8-ми человек и более продуктивна, чем работа пары. Важно и то, четной или нечетной является группа. Группа с четным составом учащихся при обсуждении сложной и спорной проблемы распадается на равные подгруппы и с трудом приходит к общему решению. Целесообразнее создавать группу с нечетным составом. Вообще считается смой оптимальной группа из 5-ти человек. При определении количественного состава группы надо помнить одно: с увеличением численного состава снижается ее работоспособность, соответственно —  и результативность.

     Организация групповой работы меняет функции учителя. Если на традиционном уроке он предает знания в готовом виде, то здесь должен быть организатором и режиссером урока, соучастником коллективной деятельности. Его действия сводятся к следующему:

  • Объяснение цели предстоящей работы.

  • Разбивка учащихся на группы.

  • Раздача заданий для групп.

  • Контроль за ходом групповой работы.

Попеременное участие в работе групп, но без навязывания своей точки зрения как единственно возможной, а побуждая к активному поиску.

После отчета групп о выполненном задании учитель делает выводы. Обращает внимание на типичные ошибки. Дает оценку работе учащихся.

Информационно-коммуникационные технологии

На сегодняшний день информационно – коммуникационные технологии занимают всё большее и большее место в образовательном процессе. Главным преимуществом этих технологий является наглядность, так как большая доля информации усваивается с помощью зрительной памяти, и воздействие на неё очень важно в обучении. Информационные технологии помогают сделать процесс обучения творческим и ориентированным на учащегося.

Использование ИКТ на уроках мне позволяет:

  • сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счёт богатства мультимедийных возможностей;

  • эффективно решать проблему наглядности обучения;

  • расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся;

Внедрение ИКТ (информационных и коммуникационных технологий) в практику работы учителя начальных классов осуществляется по следующим направлениям:
1. Создание презентаций к урокам.
2. Работа с ресурсами Интернет.
3. Использование готовых обучающих программ.
4. Разработка и использование собственных авторских программ. 

 ИКТ технологии могут быть использованы на любом этапе урока:
1. Для обозначения темы урока.
2. В начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию.
3. Как сопровождение объяснения учителя (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.)
4. Для контроля учащихся. 

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций. "Презентация" - переводится с английского как "представление".

РЕКОМЕНДАЦИИ К ОФОРМЛЕНИЮ ПРЕЗЕНТАЦИЙ

Не загромождать отдельный слайд большим количеством информации!

На каждом слайде должно быть не более двух картинок.

Размер шрифта на слайде должен быть не менее 24-28 пунктов.

Анимация возможна один раз в течение 5 минут (в нач. школе).

Вся презентация должна быть выдержана в одном стиле .

Количество слайдов с новой учебной информацией в презентации не должно превышать 4-6. Общее количество слайдов на 1 урок – 8-10.

Презентация должна дополнять, иллюстрировать то, о чем идет речь на занятии. С одной стороны, не должна становиться главной частью урока, а с другой, не должна полностью дублировать материал урока

Вся презентация должна выполняться в одной цветовой палитре, на базе одного шаблона

Сжатый, информационный способ изложения материала

Не следует использовать музыкальное или звуковое сопровождение, если оно не несет смысловую нагрузку

Уроки, на которых презентация не средство обучения, а сама цель, так же малоэффективны

Здоровьесберегающие технологии

Важная составная часть здоровьесберегающей работы – это рациональная организация урока. Показателем рациональной организации учебного процесса являются:

  • Объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;

  • Нагрузка от дополнительных занятий в школе;

Занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия и т.п.

Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки, примерно через 10-15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса.

Кроме того, определяю и фиксирую психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку, строго слежу за соблюдением учащихся правильной осанки, позы, за ее соответствием виду работы и чередованием в течение урока.

Физкультминутки я провожу, учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность.

Таким образом,  использование новых педагогических технологий на уроках,   сотрудничество учителя и учащихся способствуют повышению мотивации учащихся к обучению, организации атмосферы свободного развития каждого обучающегося, сопровождаемой радостью и высоким уровнем познавательной активности.