СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на ШМО по теме : "Уровневая дифференциация"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Если каждому ученику создать условия, соответствующие его личным способностям, то можно обеспечить гарантированное усвоение базисного ядра школьной программы, повысить качество обучения.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на ШМО по теме : "Уровневая дифференциация"»


Применение в начальной школе технологии уровневой дифференциации.

В начале 21 века в школьном образовании наметились серьёзные изменения, связанные с появлением новой структуры образования, новых типов школ, новых концепций преподавания учебных предметов. Это объясняется переосмыслением целого ряда представлений об учебном процессе, необходимостью фундаментального совершенствования обучения.

В недалёком прошлом при существующей авторитарной парадигме образования сложилась достаточно жёсткая система учебно-познавательной деятельности школьников. Учителю в ней отводилась главенствующая роль информатора, а учащимся предписывалось запоминать рассказы учителя и сведения, прочитанные в учебниках. Оценка учебной деятельности сводилась к приоритету знаниевого компонента, что привело к порочной практике выучивания готовых ответов на билеты, сочинений, формулировок, изложенных в учебной литературе. Отсюда падение интереса учащихся к предметам, в том числе к русскому языку, а значит, снижение грамотности, культуры, косноязычие, неумение правильно выразить свою мысль, и как следствие, понижение успеваемости учащихся.

Уже в начальной школе мы сталкиваемся с разными учебными возможностями детей. Этот разрыв увеличивается по мере усложнения учебных программ и приводит к тому, что в 6 - 7 классах ряд учеников практически выпадает из процесса обучения. Присутствуя на уроке, они никак не участвуют в нём. Дополнительные занятия с такими детьми во внеурочное время увеличивают учебную нагрузку детей, которые не справляются с основной работой, вызывают у них неприязнь к предмету, создают конфликтные ситуации. Если труд непосилен, он угнетающе действует на психику, дети теряют веру в себя. Увеличение тренировочных упражнений на уроке не решает проблему обучения «слабых». Если учитель ориентируется на уроке на «слабых» и «средних» учеников, то сдерживает развитие познавательных способностей наиболее сильной группы школьников. Традиционные формы работы не дают должных результатов.

Как же обеспечить усвоение материала всеми учениками? Как предупредить неуспеваемость? Как добиться результативности и при этом сохранить и укрепить здоровье ребёнка?

Один из путей решения данных проблем - применение на уроках современных образовательных технологий. Наиболее приемлемой является технология уровневой дифференциации, главная идея которой заключается в следующем: если каждому ученику создать условия, соответствующие его личным способностям, то можно обеспечить гарантированное усвоение базисного ядра школьной программы, повысить качество обучения.

Начальная школа является важным этапом возрастного развития и становления личности детей, она должна и непременно обязана гарантировать высокий уровень образования. Наша школа обучает детей с разным уровнем развития, и так как массовая школа не в состоянии предложить каждому школьнику индивидуальную учебную программу, наши учителя ищут модели обучения, которые могут обеспечить развитие личности с учетом индивидуальных психологических и интеллектуальных возможностей.

Сегодня школа - в неустанном поиске новых, более эффективных подходов, средств и форм обучения и воспитания учащихся. Интерес к этому вполне понятен.

Большинство применяемых в образовании технологий ориентировано на групповой способ обучения при единых требованиях, затратах времени, объеме изучаемого материала без учета особенностей индивидуально- психологического развития каждого учащегося, что не приносит значительных результатов в обучении. Стандартная школа до последнего времени исходила из утверждения Ж.Ж. Руссо, будто люди с рождения одинаковы и чисты, словно доски, то поступать так её заставляли не законы природы, а идеология.

В результате школу не любят (а нередко и ненавидят) не только «лентяи», но и вполне трудолюбивые дети.

Мы считаем, что успешность процесса учения зависит от многих факторов, среди которых не последнюю роль играет обучение соответственно способностям и возможностям ребенка, т.е. дифференцированное обучение.

В настоящее время одна из ведущих тенденций в развитии нашей начальной школы - её дифференцированное обучение.

Понятие "Дифференцированное обучение" в переводе с латинского "different" означает разделение, разложение целого на различные части, формы, ступени.

Вопрос дифференциации обучения и воспитания не раз рассматривался на педсоветах и в работе методических объединений коллектива нашей школы, и мы пришли к выводу, что дифференцированное обучение создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих и для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением. Этот вывод - не дань моде, а жизнь, доказавшая, что люди всё-таки рождаются разными.

Опыт последних лет показывает, что наиболее эффективной формой индивидуализации учебного процесса, обеспечивающего максимально благоприятные условия для ребенка (при подборе соответствующего уровня, сложности учебного материала, соблюдение дидактических принципов доступности, посильности), является дифференцированное обучение.

Цели дифференцированного обучения: организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей.

Основная задача: увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.

Остановимся на внутриклассной дифференциации.

Так как класс комплектуется из детей разного уровня развития, неизбежно возникает необходимость дифференцированного подхода при разноуровневом обучении.

Мы считаем, что важным аспектом в развитии личности, является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся в педагогическом процессе, так как именно он предполагает раннее выявление склонностей и способностей детей, создание условий для развития личности. Внутриклассная дифференциация в начальной школе существует издавна, является основным путем осуществления индивидуализации обучения, поэтому обучение детей, разных не только по уровню подготовки, но даже по учебным возможностям, пожалуй, самая сложная задача, стоящая перед учителем начальных классов. И решить ее невозможно без индивидуального подхода к обучению.

Уровневая дифференциация позволяет работать как с отдельными учениками, так и с группами, сохраняет детский коллектив, в котором происходит развитие личности. Ее характерными чертами являются: открытость требований, предоставление учениками возможности самим выбирать усвоения материала и переходить с одного уровня на другой. Система работы учителя по этой технологии включает в себя различные ступени:

  • Выявление отставаний в ЗУН;

  • Ликвидацию их пробелов;

  • Устранение причин неуспеваемости;

  • Формирование интереса и мотивация к учебе;

  • Дифференцирование (по степени трудности) учебных задач и оценок деятельности ученика

Внутренняя дифференциация предполагает условное деление класса:

по уровню умственного развития (уровню достижений);

• по личностно-психологическим типам (типу мышления, акцентуации характера, темпераменту и т.д.).

Основная цель использования нами технологии уровневой дифференциации - обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, что дает каждому учащемуся возможность получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный потенциал. Данная технология позволяет сделать учебный процесс более эффективным.

Дифференцированное обучение требует от учителей изучения индивидуальных способностей и учебных возможностей (уровень развития внимания, мышления, памяти и т.д.) учащихся, диагностики их уровня знаний и умений по определенному предмету, что дает возможность осуществлять дальнейшую индивидуализацию с целью достижения коррекционного эффекта. Диагностика учебных возможностей, которую провели специалисты, дополняет картину.

В целях реализации технологии разноуровневого обучения мы проводим диагностику познавательных процессов каждого ученика на протяжении всего обучения в школе. Внедрение дифференцированного обучения, потребовало от психологов построения системы психодиагностики в начальной школе, которая позволила с большей степенью достоверности определить уровень развития конкретного ребенка. Психодиагностическая работа начинается с комплексного обследования детей при поступлении их в школу. Из всего разнообразия тестовых методик приоритет был отдан методикам, предлагающим изучить уровень интеллекта по тестам Керна- Ирасека, Векслера, по корректурным пробам памяти, внимания, мышления.

Смысл тестирования в том, чтобы получить по возможности, реальную и наглядную картину развития ребенка. Особенно актуально это сегодня, когда учитель определяет степень развития основных качеств умственной деятельности ученика. Выявление уровня сформированное™ психологических процессов у младших школьников, позволит индивидуализировать или дифференцировать процесс обучения и оказать ребенку необходимую психолого-педагогическую поддержку.

Данные обследования в течение последних пяти лет детей, поступивших в 1 класс, позволяют утверждать, что они характеризуются рядом особенностей.

Дети всегда приступали, и будут приступать к изучению школьной программы с разными исходными предпосылками. В количественном отношении это выглядит так: большинство учащихся (около 65%) поступают в школу с примерно одинаковым уровнем психического развития, именно он и принимается за норму; 15% - в большей или меньшей степени этот уровень превосходят, а 20% детей, наоборот, его не достигают.

□ высокий я средний □ низкий

уровень готовности детей к школьному обучению




уровень готовности к переходу на 2 степень обучения



Как показывает практика, нормальные (имеющие показатели нормы по всем уровням развития) дети встречаются только в книгах. Практически каждый ребенок имеет те или иные (пусть незначительные) отклонения, которые в дальнейшем могут привести к отставанию в учебной деятельности.

Нельзя не отметить тот факт, что уровень готовности учащихся к обучению в школе (учебному процессу) не одинаков и снижается с каждым годом. У одних он соответствует условиям успешности их дальнейшего обучения, у других едва достигает допустимого предела.

Данные, полученные по всем тестам, позволяют построить индивидуальный профиль готовности ребенка к школе, на основе которого определяется его уровень развития.

Организуя разноуровневое обучение, мы учитываем интеллектуальные способности детей и на конец 4 класса они выходят на уровень возрастной нормы, это говорит о положительном влиянии разноуровневого обучения на развитие ребенка.

Осуществляя дифференцированный подход, учителя, руководствуется следующими требованиями:

  • создание атмосферы, благоприятной для учащихся;

  • активно общаются с учащимися, для того, чтобы учебный процесс был мотивирован; чтобы ребенок учился согласно своим возможностям и способностям; чтобы имел представление о том, чего от него ждут;

  • обучающимся различных уровней предлагается усвоить соответствующую их возможностям программу (каждому "взять" столько, сколько он может).

Учителя нашей школы для разноуровневого обучения используют:

  • Карточки-информаторы, включающие наряду с заданием ученику элементы дозированной помощи

  • Альтернативные задания для добровольного выполнения

  • Задания, содержание которых найдено учеником

• Задания, помогающие в овладении рациональными способами деятельности

Разноуровневая дифференциация обучения широко применяется на разных этапах учебного процесса: изучение нового материала; дифференцированная домашняя работа; учет знаний на уроке; текущая проверка усвоения пройденного материала; самостоятельные и контрольные работы; организация работы над ошибками; уроки закрепления.

По результатам диагностирования класс делим по уровням:

1 -ая группа, ученики с высокими учебными способностями (ведут работу с материалом большей сложности, требующим умения применять знания в незнакомой ситуации и самостоятельно, творчески подходить к решению задач), возможностями, показателями успеваемости по определенным предметам, умеющие хорошо работать. Ученики с уравновешенными процессами возбуждения и торможения. Они обладают устойчивым вниманием, при наблюдении вычленяют признаки предмета; в результате наблюдения у них формируется первоначальное понятие. В ходе обучения успешно осваивают процессы обобщения, владеют большим словарным запасом.

2-ая группа - учащиеся со средними способностями (выполняет задание первой группы, но с помощью учителя по опорным схемам), показателями обучаемости, интеллектуальной работоспособностью, учебной мотивацией, интересом. Ученики с преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения. Не могут самостоятельно выделять признаки предмета, их представления бедны и отрывочны. Чтобы запомнить материал, им необходимы многократные повторения. Внешне их психические особенности проявляются в торопливости, эмоциональности, невнимательности и несообразительности. Для этих детей трудны задания на обобщение, так как уровень их аналитического мышления низок.

3-я группа - учащиеся с низкими учебными способностями (требуют точности в организации учебных заданий, большего количества тренировочных работ и дополнительных разъяснений нового на уроке), сформированное™ познавательного интереса, мотивации учения, показателями успеваемости, быстрой утомляемостью, с большими пробелами в знаниях, в игнорировании заданий. Ученики попадают в разряд "слабых". Они медлительны, апатичны, не успевают за классом. При отсутствии индивидуального подхода к ним, они совершенно теряют интерес к учебе, отстают от класса, хотя на самом деле могут учиться успешно.

Важно, что при дифференцированном процессе обучения возможен переход учащихся из одной группы в другую, т.е. состав группы не закреплен навсегда. Переход обусловлен изменением в уровне развития ученика, способностью восполнения пробелов и повышением учебной направленности, выражавшейся в интересе к получению знаний.

Состав групп позволяет нам адаптировать содержание учебных программ к возможностям конкретных учащихся, помогает разработать педагогическую технологию, ориентированную на «зону ближайшего развитии» каждого школьника, что в свою очередь, создает благоприятные условия для развития личности учащихся, формирования положительной мотивации учения, адекватности самооценки.

Выделение трех групп учеников в классе в значительной мере помогает учителям в подборе разноуровневых заданий для них. Каждое задание предполагает определенные цели и требования.

Задания в группах выполняются самостоятельно.

Математика

Делим класс на группы.

1. группа—

2. группа—

3.группа—группа.

Реши задачу с новыми числами.

Задача. На столе было 15 тетрадей. Учительница раздала детям 8 тетрадей.

Сколько тетрадей осталось на столе?

      1. группа.

Измени текст задачи:

Замени число 15 числом 13, а число 8- числом 7.

3. группа.

Выбери правильный ответ.9 8 7

Технология уровневой дифференциации.

Уровневая дифференциация это-выделение групп учащихся и построение учебного процесса, соответствующего определенным особенностям учеников.

Даны 2 отрезка

1.группа. Начерти отрезки на 2 см больше данных.

        1. группа. Начерти такие же отрезки.

        2. группа. Измерь и запиши длину отрезков.

Дифференциация учащихся в учебном процессе носит условный характер. Она должна быть гибкой и подвижной, позволяющей подходить индивидуально к каждому ученику.

Основная ее задача - создание максимально комфортных условий образовательного процесса для развития способностей и склонностей учеников, успешного освоения содержания образования. Всем творческих успехов!

Цели уровневой дифференциации:

          1. обучение каждого ребёнка на уровне его возможностей и способностей;

2. приспособление (адаптация) обучения к особенностям различных групп учащихся.

Задача.

В ателье сшили 7 костюмов, а сарафанов - на 2 больше. Сколько сшили сарафанов?

            1. группа.

Реши задачу. Составь задачу другого типа, чтобы она имела такое же решение.

            1. группа

. Измени данные и реши задачу.

            1. группа. Реши задачу

1 уровень. 2 уровень 3 уровень Решение примеров (1 класс).

3 уровень 2. уровень 1 уровень

Вычисли . Проверь ответы Вставь числа.

5+ 4=9

9- 3=6

8+ 6=13

6+ 4=10

9+ 3=11

6 + ...=15 14- =9 ...+ 7=10 ... -9=3 8 + .. =8

6 + 8=

15 - 9=

7 – 0 =

16 - -8 =

8 + 7 =


Исходя их общих требований по курсу математики, мы предлагаем работу, при текущей проверке усвоения пройденного материала, по темам

Самостоятельная работа (4класс).

Тема: Задачи на движение.

Цель: совершенствовать умение решать задачи на противоположное движение. Из одного села одновременно в противоположных направлениях вышли два автобуса. Один автобус шёл со скоростью 60 км/ч, а другой - со скоростью 80 км/ч. На каком расстоянии друг от друга будут находиться автобусы через 3 часа?

Из одного села одновременно в противоположных направлениях вышли два автобуса. Один из них шёл со скоростью 60 км/ч, а другой на 20 км/ч больше. На каком расстоянии друг от друга будут находиться автобусы через 3 часа?

Из одного села одновременно в противоположных направлениях вышли два автобуса. Какое расстояние будет между ними через 3 часа, если каждый час они удалялись друг от друга на 140 км?

Решение задач на движение

                1. й уровень.

Измени условие задачи так, чтобы она решалась меньшим количеством действий.

                1. й уровень

Реши задачу: От двух берегов пруда на встречу друг другу поплыли одновременно два пловца и встретились через 10 мин. Первый плыл до встречи со средней скоростью 8 м/мин.,а второй - со средней скоростью12 м/мин. Найди ширину пруда.

                1. й уровень.

Составь обратную задачу

.Решение примеров на порядок действий (4класс).

1-й уровень

Измени порядок действий так, чтобы значение выражения изменилось.

Найди значение выражения:

7800-(398+507*6)=


                  1. й уровень

Измени одно из чисел так, чтобы значение выражения было бы записано четырехзначным числом.


                  1. й уровень

. Найди значение выражения:

Решение задач на нахождение площади и периметра прямоугольника (4 класс).

Л

  • 1й- уровень Реши задачу: "Площадь прямоугольника 32см ' Какова длина и ширина прямоугольника, если ширина в 2 раза короче, чем его длина?"

  • 2 й уровень

Реши задачу: "Периметр прямоугольника равен 26 см, площадь - 42см"' Определи его длину и ширину"


  • 3й уровень

Реши задачу: "Площадь прямоугольника равна 40см"' Ширина прямоугольника 4см. Чему равен периметр прямоугольника?

"

Мир вокруг нас

Предлагаем разноуровневое задание при изучении нового материала и учете знаний на уроке, по теме: «Дикорастущие и культурные растения»)

  1. й уровень

На уроке Сережа начал составлять схемы (учебник) Определи, по каким признакам мальчик разделил культурные растения на группы.

  1. й уровень

Рассмотри растения. Подумайте, для чего люди выращивают культурные растения. На какие группы их можно разделить?

3-й уровень

Рассмотри растения. Приведите примеры дикорастущих и культурных растений нашего края.

Русский язык (4 класс).

В качестве примера приведем работу проверки домашнего задания по теме: «Глагол»

Данная работа составлена исходя из основных требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся IV классов.

    1. й уровень

Дана схема предложения. Составить три предложения к данной схеме (работа творческого характера).

    1. й уровень

      1. Даны три предложения. Выбери предложение, которое соответствует предложенной схеме.

      2. Разбери глагол, как часть речи (алгоритм отсутствует).

    2. й уровень

Дано предложение.

      1. Разбери предложение по членам предложения, по частям речи.

      2. Разбери глагол по схеме (по алгоритму)

Подводя итог выше сказанному, подчеркнем, что: учащиеся с удовольствием выбирают варианты заданий, соответствующие своим способностям и пытаются выполнять задания 1-го и 2-го уровней; стали ощущать себя успешными и уверенными; возросла степень их психологического комфорта на уроках; поднялся уровень преподавания в начальной школе дифференцированное (разноуровневое) обучение позволило организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, обеспечило усвоение всеми учениками содержания образования