СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление по теме «Повышение интереса учащихся к урокам технологии и развитие их творчества во внеурочное время».

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Выступление по теме «Повышение интереса учащихся к урокам технологии и развитие их творчества во внеурочное время».»

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии и во внеурочной деятельности (Слайд №1)

(Слайд № 2) Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких методов и приемов, которые помогут обучающимся не только овладеть определенными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развить их творческие способности, где важная роль отводится урокам технологии.

(Слайд № 3) Развитие творческих способностей - процесс длительный, поэтому вести работу целесообразно с первых дней пребывания ребенка в школе.

Практика показывает, что для учителя задача развитие творческих способностей учащихся является наиболее сложной и трудно реализуемой. С одной стороны, нужно для каждого учащегося создать такие условия, которые позволят ему творчески подойти к решению различных проблем, с другой стороны, это должно происходить в рамках программы.

Как известно, творчество - это деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового, оригинального продукта в сфере науки, искусства, техники, производства и организации. Творческий процесс - это всегда прорыв в неизвестное, но ему предшествует длительное накопление опыта, знаний, умений и навыков, он характеризуется переходом количества всевозможных идей и подходов в новое своеобразное качество.

(Слайд № 4) Признаки и критерии творческой деятельности:  продуктивность, нестандартность, оригинальность, способность к генерации новых идей, сверхнормативная активность. Для выявления и развития способностей зачастую решающую роль играет труд, возможность приобретения высокого мастерства и значительных успехов в творчестве.

На основе этого можно сформулировать основную цель развития творческих способностей учащихся.

  1. Приобщить учащихся к творческой работе;

  2. Прививать интерес к творчеству, поиску;

  3. Развивать навыки созидания, самореализации.





Что же мы предпринимаем для развития способностей детей, для повышения их творческого потенциала?

Урочная деятельность. (Слайд № 5)

Способности не могут возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности и творческие способности не исключение. Детей надо учить творить, дав им для этого необходимые знания и опыт.

В школе существуют различные формы урочной и внеурочной работы, различные формы проведения уроков, привлечение учащихся к подготовке докладов, рефератов, организация разнообразной творческой деятельности учеников: составление кроссвордов, рисунков к ответам, задачам, сказкам. Кроме того, у каждого учителя в практике работы имеется набор дидактических приемов, творческих заданий для формирования творческого мышления и развития познавательного интереса.

Моя работа по развитию творческих способностей зависит от уровня детей. Это могут быть «шаблонные» упражнения, специальные тренировочные упражнения, индуктивное изучение материала, т. е. от простого к сложному, от частного к общему, коллективное создание работы и т. д.

На уроках технологии я создаю проблемные ситуации, в которых учащиеся учатся использовать ранее полученные знания в новой ситуации, учатся быстро находить решения и предлагать несколько вариантов.

Дифференцированный подход  к учащимся предполагает наличие достаточного количества инструкционно-технологических карт, наглядных пособий, раздаточного материала, карточек – заданий различных по степени трудности.

Деятельность ребенка нуждается в поощрении. Особенно это важно для слабого ученика.

На уроках использую музыку, способствующую поднятию настроения, помогающую внутренне расслабиться. А в приятной обстановке лучше ладится. Бесталанных детей нет. Важно только научить их, раскрыть свои способности, поверить в себя. Это задача каждого учителя.

(Слайд № 6) В начальной школе нет долгосрочных проектов. Младший школьник хочет видеть результат своего труда уже в конце урока. Все проекты сводятся к проектной задаче, которая реализуется в процессе самого урока.

Если техника работы трудоёмкая, кропотливая, то при изучении темы одну работу можно разбить на 2-3 часа. Так, например, при изучении в 3 классе раздела «Мастерская скульптора» идут такие темы: «Как работает скульптор?», « Статуэтки». На первом уроке знакомлю обучающихся с понятием «скульптор», материалами, инструментами, с которыми работает скульптор, произведениями искусства…Теория сменяется практической деятельностью детей. Прошу принести пластиковые бутылочки, разрезаем их пополам поперёк и обмазываем пластилином – подготавливаем заготовку для будущей статуэтки. Эта работа не сложная, но требует определённой затраты времени. На втором уроке, после актуализации ранее полученных знаний, продолжаем работу над изготовлением «Русской красавицы». У нашей заготовки начинаем формировать части тела, соблюдая пропорции. Далее вылепливаем волосы, черты лица. А после приступаем к украшению платья и кокошника красавицы. Если на уроке остаётся время, дополняем статуэтку различными аксессуарами: бусы, серьги, букет цветов, коромысло с вёдрами и т.д.

Перспектива быстрого выполнения работы, желание как можно скорее увидеть результаты своего труда воодушевляют учащихся.

Постоянное внимание и систематическая работа по развитию творческих способностей на уроках технологии обеспечивает обогащение и расширение детской души, делает её богаче и духовно - выразительнее, что в свою очередь способствует рождению настоящей личности.

Велика радость творчества. Это поход в неизвестность. Чтобы успешно его провести, нужны фантазия и изобретательность, прочные знания, упорство и труд. Исследования, пусть они еще маленькие, могут стать дорогой к открытию. Несмотря на большое значение природных задатков и способностей человека, особенностей характера - познавательные возможности, привычки, склонности и интересы формируются не стихийно, а в процессе специально организованной деятельности. Занятия технологии способствуют формированию у детей элементарных основ мировоззрения, помогают развитию творческих способностей и воспитанию многих ценных черт и качеств личности.

Внеурочная деятельность (предметные кружки) как одна из форм развития творческих способностей учащихся. (Слайд № 7)

Большие возможности для развития творческих способностей учащихся имеют кружковые занятия. Вызывая интерес учащихся к предмету, кружки способствуют развитию кругозора, творческих способностей, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества подготовки к учебным предметам. Здесь каждый школьник имеет возможность выбрать себе дело по душе. Я работаю по программе внеурочной деятельности «Умелые руки», которая составлена на основе авторской Т.Н. Просняковой. Работа кружка направлена на трудовое, эстетическое, нравственное воспитание школьников.

(Слайд № 8) Программа рассчитана на учащихся 1-4 классов. Предусматривает групповые, коллективные и индивидуальные формы занятий. Материал программы предусматривает практические занятия. Особое место уделяется отработке практических навыков, умений школьников работать с разным материалом, развитию творческих способностей и фантазии. Коллективность выполнения отдельных изделий развивает у школьников чувства взаимопомощи и ответственности за общее дело. Кружковые занятия способствуют даже в большей степени, чем урок, развитию у детей самостоятельности в работе, творческой самодеятельности.

(Слайд № 9) Кружковая работа, предметные недели, экскурсионная работа, проведение праздничных мероприятий, участие в конкурсах - эти и другие формы внеурочной деятельности применяются в школе для повышения творческого потенциала детей.

Развитие творческой деятельности необходимо для любого человека. Он становится более самостоятельным в своих суждениях, имеет свою точку зрения и аргументировано умеет ее отстаивать. А думающий человек это и есть тот человек воспитать которого мы стремимся.

Мне нравится самой заниматься с учащимися различными видами рукоделия. Я вижу огонек в глазах детей, вижу, как им хочется закончить начатую работу. Стараюсь постоянно самообразовываться, ищу новое: плетение бисером, изготовление картин из теста, витраж, макраме, скрапбукинг… Сколько нового, интересного, необычного можно сделать своими руками, проявив умения, фантазию и творчество.