СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление в педагогическом колледже

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ярмарка педагогических идей "Современный урок в начальной школе" помогла учителям обменяться опытом и познакомить с новым оборудованием.

Просмотр содержимого документа
«Выступление в педагогическом колледже»

Выступление с демонстрацией опыта в ГБПОУ АО «Архангельский педагогический колледж» декабрь 2019 г

Областная Ярмарка педагогических идей «Современный урок в начальной школе: знаю, умею, применяю»

Тема: «Творческая деятельность на уроках литературного чтения»

1.Введение:



Литературное чтение - это уникальный инструмент приобщения ученика к художественной и научно – популярной литературе. Чтение - это и то, чему обучают младших школьников; посредством чего их воспитывают и развивают; это то, с помощью чего дети изучают большинство учебных предметов.

В.А. Сухомлинский выразил эту мысль особенно образно: «Чтение как источник духовного обогащения не сводится к умению читать, этим умением оно только начинается. Чтение – это окошко, через которое дети видят и

познают мир и самих себя. Без творческого труда, создающего красоту,

без сказки и фантазии, игры и музыки невозможно представить чтение

как одну из сфер жизни ребёнка»

Наиболее благоприятны для развития творческого потенциала ребёнка уроки литературного чтения. С целью развития творческой активности на уроках литературного чтения необходимо использовать систему творческих заданий.

Творческие задания должны подбираться с учётом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний, к частично - поисковым, а затем и к собственно творческим. Система заданий должна вести к развитию гибкости ума, любознательности, к умению выдвигать и проверять гипотезы.

Курс литературного чтения предполагает вовлечение всех школьников в творческую деятельность, причем не только читательскую. В зависимости от склонностей и задатков каждый ребенок может проявить себя в творчестве по-разному: в качестве писателя, критика, художника-иллюстратора, чтеца, актера.

Поскольку творческая деятельность предполагает наличие у детей литературно-творческих умений, необходима специальная система упражнений и заданий, которая позволила бы шаг за шагом формировать умение выполнять творческие задания.

2.Методы и формы организации творческой деятельности обучающихся.

В зависимости от вида творческой деятельности можно выделить 4 группы методов и приемов, которые нацелены на стимулирование творческой активности младших школьников и развитие творческих способностей на уроках литературного чтения:

1. Словесное развертывание образов произведения

- Метод творческого чтения.

Цель - активизация художественного восприятия, как в начале изучения произведения, так и после.

- Выделение и чтение отдельных эпизодов.

- Характеристика героев, сравнение героев, их поступков.

- Творческие пересказы.

- Приём стихосложения и сочинительства сказок (а также дописывание, списывание).

- Приём интерпретации.

- Приём моделирования.

2. Театральная творческая деятельность.

- Игра-драматизация.

- Постановка «живых картин» к произведению.

- Работа с иллюстрацией.

- Словесное рисование.

- Игровые приёмы - работа с кроссвордами, дидактические игры.

В.А.Сухомлинский писал, что «в игре раскрывается перед детьми мир и творческие способности личности. Без игры нет, и не может быть полноценного творческого развития».

3. Изобразительная творческая деятельность.

- Рисование эпизода, который больше всего понравился.

- Рисование заданного эпизода персонажа, серии рисунков.

- Составление диафильма.

- Аппликация, лепка, изготовление макета книги, раскрашивание.

- Рассматривание и обсуждение иллюстраций художников.

4. Музыкальная творческая деятельность

- Прослушивание и обсуждение музыкальных произведений.

- подбор музыкального произведения к тексту

3.Виды творческих заданий на уроках литературного чтения:

Работа с иллюстрацией к тексту;

Рецензирование детьми созданных рисунков;

Составление диафильмов по произведению;

Лепка и аппликация;

Книжки-самоделки;

Составление вопросов и тестов по данному тексту;

Творческое пересказывание;

Продолжение произведения (придумывание конца);

Творческое сочинение (написать письмо герою произведения);

Словотворчество;

Отзыв-рецензия;

Работа с читательским дневником;

Аннотация;

Работа с кроссвордами;

Составление викторин, синквейнов;

Драматизация и др.

4.Подробнее хочу остановиться на словотворчестве и проектной деятельности.

Очень важным средством развития творческих способностей является составление сказок, рассказов, загадок, басен, стихов. Дети сами придумывают сюжеты, главных героев. Лучшие произведения зачитываются и обсуждаются. Такая работа особенно заинтересовала двух девчонок. Они стали приносить мне свои рассказы и я предложила девочкам принять участие в районном конкурсе проектов. Работали мы над проектом около двух месяцев, в итоге у нас получилась «Книга сказок». Показ книги

Результат: выросла самооценка, поддержан интерес к словотворчеству

Со 2-го класса пробуем писать стихи. В младшем школьном возрасте дети проявляют большой интерес к стихосложению. Но прежде, чем самому начать рифмовать, надо уметь читать стихи, наблюдать за их построением, художественными особенностями, научиться видеть изобразительные средства (сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения), помогающие понять чувства и переживания. При помощи специальных упражнений обучающиеся учатся рифмовать слова, складывать рифмованные строчки.

Ребятам нравиться самим быть в роли поэтов. На уроках литературного чтения дети очень любят минутки поэзии, на которых читают собственные стихи.

Детские работы представлены в буклетах.

В современных учебниках по чтению появились новые разделы: «Наши проекты». Каждый год работаю над проектами по теме Великая Отечественная война, так как в учебнике эта тема почти не затрагивается. (2 класс – стихотворение С.Васильева «Я помню ранило берёзу…», 4 класс – Б.Слуцкий «Лошади в океане» и всё) Конечно такая работа выходит за рамки урока и продолжаем мы её во внеурочное время. Темы проектов были такими: «Детство, опалённое войной», Газета «День Победы – 9 мая», «След войны в моей семье», «Литературно-музыкальная композиция», каждый год принимаем участие в митингах и в праздничных концертах, посвящённых 9 мая. (презентация)

Тесно работаем со школьной и сельской библиотеками. Это позволяет закрепить и расширить изученный материал.

Постоянно работаю с читательскими дневниками обучающихся. Записываем автора и название произведения, главных героев или главную мысль произведения, рисуем иллюстрации к произведениям, подбираем пословицы, в начале урока чтения вместо жужжащего чтения использую приём краткого пересказа, обмен информацией прочитанного дома. Что читал, кто герои, что с ними происходит? Использую приём чтение блоками. Например, читаем книги о Великой Отечественной войне или читаем произведения А.П. Гайдара, также читаем другие произведения Н.Носова, Б.Житкова и т.д Обязательно затем обобщаем прочитанный материал (кто писал о войне, какие ещё произведения Житкова вы прочитали, о чём они) К юбилеям детских писателей не только перечитываем произведения, но и готовим чтение по ролям, инсценирование произведений, участвуем в выставке рисунков.

Летнее чтение также стараюсь проверить, выяснить что читали и как.

Во 2 классе после летних каникул провела игру «Поле чудес» по прочитанным произведениям. В 3 классе - Викторину, в 4 классе писали отзывы по прочитанным произведениям.

Составляем синквейны, кроссворды, устраиваем конкурсы чтецов, писали письма героям произведений, придумывали другую концовку в рассказе, составляли диафильмы, использовали приём словесного рисования, при работе с детскими рисунками анализировали соответствует ли изображённый герой авторскому описанию, составляли планы (цитатные, картинные, вопросные), готовили пересказы по плану ( сжатые, выборочные, подробные или с творческими дополнениями), инсценировали произведения , подбирали пословицы к прочитанным произведениям, прогнозировали возможное развитие событий, учились предвидеть содержание произведения на основе заголовка, иллюстрации или на основе чтения прежде первого и заключительного абзацев текста.

Хочется отметить, что систематическая деятельность в этом направлении приносит хорошие результаты. Ребята с удовольствием участвуют в различных мероприятиях: любят читать стихи, танцуют, поют, играют на сцене. Презентация

Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать своё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать.

Можно сказать, что это полёт мысли, свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам.

(Слайд ) Правила составления синквейна.

Таким образом, синквейн – это стихотворение, из 5 строк, где:

Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).

Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).

Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).

Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)

Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.

Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.

Составить синквейн получается у всех.

Синквейн помогает развить речь и мышление.

Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.

Синквейн — это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).

Предлагаю всем поучаствовать в составлении синквейна – тема ярмарка

(выдать листочки для синквейна)

Вывод: Способность ребенка к саморазвитию, его творческая активность – главные условия успешности в дальнейшей жизни. Если ребенок в школе не научится самостоятельно творить, то в будущем он будет так же безынициативным, пассивным. Маленький ученик хорошо учится только тогда, когда переживает успех, хотя бы небольшой. Поэтому следует с первых дней развивать его творческие способности.

Таким образом, все приемы развития творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения помогают глубже проникнуть в произведение, вызывают сочувствие героям, становятся средством выражения собственного отношения к прочитанному. Творческие задания возможно применять на уроках чтения независимо от выбранной программы. Такие задания соответствуют требованиям развития личности школьника. Творческие задания вполне приемлемы на уроках чтения, способны обогатить урок и сделать его интересным.