Выступление с демонстрацией опыта в ГБПОУ АО «Архангельский педагогический колледж» декабрь 2019 г
Областная Ярмарка педагогических идей «Современный урок в начальной школе: знаю, умею, применяю»
Тема: «Творческая деятельность на уроках литературного чтения»
1.Введение:
Литературное чтение - это уникальный инструмент приобщения ученика к художественной и научно – популярной литературе. Чтение - это и то, чему обучают младших школьников; посредством чего их воспитывают и развивают; это то, с помощью чего дети изучают большинство учебных предметов.
В.А. Сухомлинский выразил эту мысль особенно образно: «Чтение как источник духовного обогащения не сводится к умению читать, этим умением оно только начинается. Чтение – это окошко, через которое дети видят и
познают мир и самих себя. Без творческого труда, создающего красоту,
без сказки и фантазии, игры и музыки невозможно представить чтение
как одну из сфер жизни ребёнка»
Наиболее благоприятны для развития творческого потенциала ребёнка уроки литературного чтения. С целью развития творческой активности на уроках литературного чтения необходимо использовать систему творческих заданий.
Творческие задания должны подбираться с учётом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний, к частично - поисковым, а затем и к собственно творческим. Система заданий должна вести к развитию гибкости ума, любознательности, к умению выдвигать и проверять гипотезы.
Курс литературного чтения предполагает вовлечение всех школьников в творческую деятельность, причем не только читательскую. В зависимости от склонностей и задатков каждый ребенок может проявить себя в творчестве по-разному: в качестве писателя, критика, художника-иллюстратора, чтеца, актера.
Поскольку творческая деятельность предполагает наличие у детей литературно-творческих умений, необходима специальная система упражнений и заданий, которая позволила бы шаг за шагом формировать умение выполнять творческие задания.
2.Методы и формы организации творческой деятельности обучающихся.
В зависимости от вида творческой деятельности можно выделить 4 группы методов и приемов, которые нацелены на стимулирование творческой активности младших школьников и развитие творческих способностей на уроках литературного чтения:
1. Словесное развертывание образов произведения
- Метод творческого чтения.
Цель - активизация художественного восприятия, как в начале изучения произведения, так и после.
- Выделение и чтение отдельных эпизодов.
- Характеристика героев, сравнение героев, их поступков.
- Творческие пересказы.
- Приём стихосложения и сочинительства сказок (а также дописывание, списывание).
- Приём интерпретации.
- Приём моделирования.
2. Театральная творческая деятельность.
- Игра-драматизация.
- Постановка «живых картин» к произведению.
- Работа с иллюстрацией.
- Словесное рисование.
- Игровые приёмы - работа с кроссвордами, дидактические игры.
В.А.Сухомлинский писал, что «в игре раскрывается перед детьми мир и творческие способности личности. Без игры нет, и не может быть полноценного творческого развития».
3. Изобразительная творческая деятельность.
- Рисование эпизода, который больше всего понравился.
- Рисование заданного эпизода персонажа, серии рисунков.
- Составление диафильма.
- Аппликация, лепка, изготовление макета книги, раскрашивание.
- Рассматривание и обсуждение иллюстраций художников.
4. Музыкальная творческая деятельность
- Прослушивание и обсуждение музыкальных произведений.
- подбор музыкального произведения к тексту
3.Виды творческих заданий на уроках литературного чтения:
Работа с иллюстрацией к тексту;
Рецензирование детьми созданных рисунков;
Составление диафильмов по произведению;
Лепка и аппликация;
Книжки-самоделки;
Составление вопросов и тестов по данному тексту;
Творческое пересказывание;
Продолжение произведения (придумывание конца);
Творческое сочинение (написать письмо герою произведения);
Словотворчество;
Отзыв-рецензия;
Работа с читательским дневником;
Аннотация;
Работа с кроссвордами;
Составление викторин, синквейнов;
Драматизация и др.
4.Подробнее хочу остановиться на словотворчестве и проектной деятельности.
Очень важным средством развития творческих способностей является составление сказок, рассказов, загадок, басен, стихов. Дети сами придумывают сюжеты, главных героев. Лучшие произведения зачитываются и обсуждаются. Такая работа особенно заинтересовала двух девчонок. Они стали приносить мне свои рассказы и я предложила девочкам принять участие в районном конкурсе проектов. Работали мы над проектом около двух месяцев, в итоге у нас получилась «Книга сказок». Показ книги
Результат: выросла самооценка, поддержан интерес к словотворчеству
Со 2-го класса пробуем писать стихи. В младшем школьном возрасте дети проявляют большой интерес к стихосложению. Но прежде, чем самому начать рифмовать, надо уметь читать стихи, наблюдать за их построением, художественными особенностями, научиться видеть изобразительные средства (сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения), помогающие понять чувства и переживания. При помощи специальных упражнений обучающиеся учатся рифмовать слова, складывать рифмованные строчки.
Ребятам нравиться самим быть в роли поэтов. На уроках литературного чтения дети очень любят минутки поэзии, на которых читают собственные стихи.
Детские работы представлены в буклетах.
В современных учебниках по чтению появились новые разделы: «Наши проекты». Каждый год работаю над проектами по теме Великая Отечественная война, так как в учебнике эта тема почти не затрагивается. (2 класс – стихотворение С.Васильева «Я помню ранило берёзу…», 4 класс – Б.Слуцкий «Лошади в океане» и всё) Конечно такая работа выходит за рамки урока и продолжаем мы её во внеурочное время. Темы проектов были такими: «Детство, опалённое войной», Газета «День Победы – 9 мая», «След войны в моей семье», «Литературно-музыкальная композиция», каждый год принимаем участие в митингах и в праздничных концертах, посвящённых 9 мая. (презентация)
Тесно работаем со школьной и сельской библиотеками. Это позволяет закрепить и расширить изученный материал.
Постоянно работаю с читательскими дневниками обучающихся. Записываем автора и название произведения, главных героев или главную мысль произведения, рисуем иллюстрации к произведениям, подбираем пословицы, в начале урока чтения вместо жужжащего чтения использую приём краткого пересказа, обмен информацией прочитанного дома. Что читал, кто герои, что с ними происходит? Использую приём чтение блоками. Например, читаем книги о Великой Отечественной войне или читаем произведения А.П. Гайдара, также читаем другие произведения Н.Носова, Б.Житкова и т.д Обязательно затем обобщаем прочитанный материал (кто писал о войне, какие ещё произведения Житкова вы прочитали, о чём они) К юбилеям детских писателей не только перечитываем произведения, но и готовим чтение по ролям, инсценирование произведений, участвуем в выставке рисунков.
Летнее чтение также стараюсь проверить, выяснить что читали и как.
Во 2 классе после летних каникул провела игру «Поле чудес» по прочитанным произведениям. В 3 классе - Викторину, в 4 классе писали отзывы по прочитанным произведениям.
Составляем синквейны, кроссворды, устраиваем конкурсы чтецов, писали письма героям произведений, придумывали другую концовку в рассказе, составляли диафильмы, использовали приём словесного рисования, при работе с детскими рисунками анализировали соответствует ли изображённый герой авторскому описанию, составляли планы (цитатные, картинные, вопросные), готовили пересказы по плану ( сжатые, выборочные, подробные или с творческими дополнениями), инсценировали произведения , подбирали пословицы к прочитанным произведениям, прогнозировали возможное развитие событий, учились предвидеть содержание произведения на основе заголовка, иллюстрации или на основе чтения прежде первого и заключительного абзацев текста.
Хочется отметить, что систематическая деятельность в этом направлении приносит хорошие результаты. Ребята с удовольствием участвуют в различных мероприятиях: любят читать стихи, танцуют, поют, играют на сцене. Презентация
Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать своё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать.
Можно сказать, что это полёт мысли, свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам.
(Слайд ) Правила составления синквейна.
Таким образом, синквейн – это стихотворение, из 5 строк, где:
Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).
Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).
Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).
Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)
Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.
Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.
Составить синквейн получается у всех.
Синквейн помогает развить речь и мышление.
Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.
Синквейн — это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).
Предлагаю всем поучаствовать в составлении синквейна – тема ярмарка
(выдать листочки для синквейна)
Вывод: Способность ребенка к саморазвитию, его творческая активность – главные условия успешности в дальнейшей жизни. Если ребенок в школе не научится самостоятельно творить, то в будущем он будет так же безынициативным, пассивным. Маленький ученик хорошо учится только тогда, когда переживает успех, хотя бы небольшой. Поэтому следует с первых дней развивать его творческие способности.
Таким образом, все приемы развития творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения помогают глубже проникнуть в произведение, вызывают сочувствие героям, становятся средством выражения собственного отношения к прочитанному. Творческие задания возможно применять на уроках чтения независимо от выбранной программы. Такие задания соответствуют требованиям развития личности школьника. Творческие задания вполне приемлемы на уроках чтения, способны обогатить урок и сделать его интересным.