Из опыта работы с родителями
младших школьников с ДЦП.
Руфова О.В., учитель начальных классов ЦПМСС «Раменки»
Все дети, посещающие наш Центр, горячо любимы и ценны для своих родителей.
Невозможно адаптировать и социализировать ребёнка с нарушениями развития отдельно от родительской семьи, поэтому очевидно, что работа с родителями – важная часть учебно-воспитательной и коррекционной работы в нашем Центре. Ситуация «особого родительства» накладывает свой отпечаток на способы взаимодействия между родителями и педагогами. То, как мы видим свою профессиональную задачу во взаимодействии с родителями, организует наше общение с ними. Мы можем пытаться производить воздействие на семью, а можем действовать вместе с семьёй. Во втором подходе ценится как наше профессиональное знание, так и уникальное родительское знание, + знание, которое развивается в процессе совместной работы педагогов и родителей. В жизни семьи ребёнка с нарушениями развития есть много моментов, которые вызывают уважение и восхищение. В процессе работы я поняла, что вторая модель (ресурсная) психологической работы с родителями – предпочтительнее, эффективнее, интереснее. Потенциальные ресурсы семьи могут находиться: в эмоциональной области – радость и удовлетворение от заботы о ребёнке, возможность делить свою любовь, чувство исполнения долга; в когнитивно-поведенческой – развитие новых навыков, умений; получение новых знаний, связанных с особенностями ребёнка. Мамы этих детей часто оказываются знатоками в практических областях специальной педагогики и психологии, здесь есть чему поучиться. Они обладают уникальным опытом воспитания и развития собственных детей. В экзистенциональном плане ситуация особого родительства может давать новое осмысление жизни, способствовать развитию духовности. Особый ребёнок даёт своим родителям возможность стать более толерантными, менее эгоистичными.
В результате использования данного подхода к работе с семьёй родители наших воспитанников научились видеть способность к обучению и развитию у своих детей; у них появились силы осваивать новый опыт, улучшилось качество контакта с педагогами. Подобные изменения оцениваются педагогами Центра как позитивные.
Важную роль в успешной работе с родителями играет система организации педагогического процесса в моем классе. Она выстроена таким образом: специалисты, работающие с моими учениками (дефектолог, психолог, логопед, помощник учителя и он же воспитатель ГПД) сопровождают нас в течение всего школьного дня. Они имеют возможность непосредственно наблюдать детей в процессе работы, оказывают организующую помощь; во время перемен, динамических пауз и совместных походов на экскурсии общаются с родителями и одновременно вырабатывают приёмы дальнейшего взаимодействия с ними. При этом исключается ситуация «испорченного телефона» : мы (специалисты) всё наблюдаем одновременно и способны своевременно реагировать. Стратегия работы с родителями разрабатывается нашим классным коллективом заранее.
Сам процесс обучения и воспитания в нашем классе максимально прозрачен. Все мои уроки доступны для родителей. Двое из родителей всегда находятся в классе, сопровождая своих детей ввиду выраженности их нарушений. Остальные могут посетить любой урок. В моем классе трое детей обучаются индивидуально, что ограничивает их общение с одноклассниками. Исправить это помогает совместное проведение перемен, динамических пауз, наши ребята встречаются не только на совместных мероприятиях. Дети, обучающиеся в классе, ждут появления своих товарищей. Дружат дети – дружат родители. Мамы учеников, занимающихся индивидуально, так же оказываются вовлечёнными в педагогический процесс, в нашем классе нет чужих детей. Все родительские заботы по организации классной жизни родители моих воспитанников делят поровну, независимо от формы обучения их детей. Так же мы приветствуем посещения родителями самоподготовок, детских творческих объединений, классных часов, экскурсий, праздников. Имеется положительный опыт выступления мам на уроках окружающего мира, участия их в Дне семейного чтения в рамках предметных недель. Родители с удовольствием выступают на детских праздниках, что стало уже доброй традицией всего Центра. Таким образом, крепнет доверие родителей педагогам Центра, растёт родительская уверенность в собственных силах, в способностях своих детей; прозрачность обучения, воспитания и развития даёт возможность родителям наблюдать своих детей в рабочей обстановке, адекватно их оценивать; снимается тревожность и беспокойство, психологическая обстановка нормализуется. Улучшается экология общения в целом. Родители осознают свою значимость в педагогическом процессе, чувствуют себя его частью. Всё это способствует положительной динамике процессов обучения, развития и социализации наших детей, ведь они психологически зависимы от своих родителей.
Внутри нашего классного коллектива установлены следующие золотые правила работы с родителями:
Настраивайся на позитивную волну перед общением с родителями.
Контролируй свое поведение, эмоции, действуй профессионально.
Воспитывай у детей любовь и уважение к своим родителям.
Избегай конфронтации в общении с родителями. Уважай и прислушивайся к родительскому мнению.
Учи родителей радоваться любым, даже самым минимальным достижениям своего ребёнка. Хвали чаще своих учеников. Не жалуйся родителям на трудности работы.
Не критикуй в присутствии родителей действия своих коллег, администрации.
Поощряй родительскую инициативу в классной жизни.
Дай родителям право выбора – это их право. Для того чтобы справиться с трудностями, возникающими в ситуациях, когда убеждения и действия родителей противоречат нашим ценностям, полезно задавать себе следующие вопросы:
–В каком контексте такое поведение может иметь смысл?
–Какое хорошее намерение может скрываться за фрустирующим меня поведением?
–Как я могу прийти к уважению этих позитивных намерений, если я не одобряю данное поведение?
–Чего я могу не знать об этом человеке/семье, что могло бы поменять мое отношение к нему / к ней?
–Чему я могу научиться у этого человека?
Делай всё, чтобы родители поверили в твой профессионализм.
Желаю вам успехов в работе!