СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на мастер-классе

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на мастер-классе по теме "Использование интерактивных технологий"

Просмотр содержимого документа
«Выступление на мастер-классе»



Формирование профессиональной компетентности обучающихся в процессе интерсубъектного взаимодействия

  • Если Вы уверены, что качество учебно-воспитательного процесса зависит от использования современных образовательных технологий – поднимите правую руку!

  • Если Вы считаете, что освоение современных образовательных технологий невозможно без повышения профессиональной компетентности преподавателей – поднимите левую руку!

  • Если Вы согласны с тем, что для повышения интереса к учебному предмету преподавателем просто необходимо использовать интерактивные методы – кивните головой!

  • Если Вам интересно узнать, какие используются формы, методы, средства работы для эффективности образовательного процесса – похлопайте в ладоши!

Ну, вот, Вы уже улыбаетесь и готовы к восприятию информации.

Мне всегда нравилась короткая, но ёмкая по смыслу фраза Виктора Гюго «Будущее в руках учителя»… Она – об ответственности учителя перед обществом и перед теми, кто готовится учителем стать.

Если представить мой педагогический опыт, то ответы на вопросы по его обобщению будут следующие:

1.Какова цель? «Сохранить и приумножить человеческое в человеке». (А. Вампилов)

2.Как я это делаю? Всеми доступными педагогическими средствами.

3.Какой это дает результат?

«А вот учу… Надеюсь, польза есть»… (Е. Евтушенко «Дальняя родственница».)

Если все-таки обратиться к опыту конкретному, то считаю интересной и актуальной работу по проблеме «Формирование профессиональной компетентности обучающихся в процессе интерсубъектного взаимодействия». Актуальность опыта основывается на положениях.

1. Гуманизация образовательного процесса как главный принцип современного образования.

2. Полноценное и гармоничное развитие личности как основная задача современного образования.

Мой педагогический опыт основывается на идеях, подтверждение которых можно найти в высказываниях классиков педагогики:

1. Неразрывное единство воспитания, развития и образования.

2. Учение без принуждения.

3. Сотрудничество педагога и студента на основе взаимного уважения и доверия.

4.Ведущей же идеей я считаю: разумное сочетание педагогического управления с собственной инициативой и самостоятельностью, активностью студента.

Если студент не говорит «Мне интересно!», то он никогда не скажет «Эврика!» Это и побуждает меня вести постоянный педагогический поиск, совершенствовать свою работу. Говоря словами Б. Пастернака:

Во всем мне хочется дойти

До самой сути.

В работе, в поисках пути…

Поэтому целью педагогической деятельности считаю создание условий, обеспечивающих формирование профессиональных компетенций обучающихся через взаимодействие различных субъектов образовательной деятельности.

И ставлю перед собой следующие задачи:

-изучить особенности понимания сущности категории «Интерсубъектное взаимодействие» в теории и практике обучения;

- определить условия эффективной организации интерсубъектного взаимодействия на учебных занятиях по педагогике;

- выявить влияние использования интерактивных методов и приемов на повышение мотивации обучающихся в учебном процессе.

Интерсубъектные или межсубъектные взаимодействия – основа интерактивного обучения. У истоков этой проблемы стояли зарубежные и отечественные ученые: Дж. Мид, В.А. Петровский, Ю.М. Забродин, А.А. Бодалев и др. Интерсубъектное взаимодействие в учебном процессе направлено на реализацию общих и профессиональных компетенций обучающихся. Многосторонняя коммуникация – суть интерактивного обучения.

Организация междусубъектного взаимодействия будет педагогически целесообразна при соблюдении условий:

1.Создание благоприятного для обучения эмоционального климата.

2.Руководство диалоговым взаимодействием всех субъектов образовательного процесса.

3.Организация продуктивной внутригрупповой и межгруппповой учебной деятельности.

4.Осуществление обратной связи с аудиторией.

Интерактивным занятие сделать на 100% не всегда возможно из-за трудоемкости и значительных затрат времени и учителя, и студента. Поэтому мне представляется более целесообразным включить в структуру учебного занятия интерактивные элементы.

Остановлюсь на некоторых из них. Реализация стандартов 3 поколения СПО предполагает проведение теоретических и практических занятий. В условиях сокращения учебных часов на дисциплину «Педагогика» (с 200 до 76) практикую лекцию с интерактивными приемами. «Лекция со стопами». «Вопрошающие» паузы на лекции, лекция с заранее запланированными ошибками.

При подведении итогов лекции с успехом использую синквейн.

Перед вами варианты синквейнов, составленных студентами:

На практических занятиях использую диалоговые формы работы: групповую дискуссию, кейс-метод, конференции, деловые игры. Предпочтение отдаю деловым играм, которые имеют хорошие возможности для формирования профессиональной компетентности через межсубъектное взаимодействие на занятиях.

В своей практике я использую игры «Академия наук» (на занятиях по обобщению и систематизации изученного, для создания и защиты небольших мини-проектов ) и «Бюро путешествий» (для проведения виртуальных экскурсий по истории педагогики).

Результат – большое количество положительных отметок, удовлетворение всех участников от творческой реализации, повышения интереса к предмету, радость достижения («Я могу!», «У меня получается!»). Дискуссию использую при обсуждении спорных проблем.

Формы проведения дискуссий: парные, групповые, коллективные. Самым же интересным и продуктивным видом считаю групповую дискуссию. Особый интерес обучающиеся проявляют интерес к обсуждению таких тем как «Методы, формы и средства воспитания в педагогическом процессе», «Проверка и оценка учебных достижений школьников», «Семья как специфическая педагогическая система».

Наиболее результативно проходят дискуссии с участием учителей базовой школы, руководителей клубов «Автограф», «Мой выбор», администрации колледжа, представителей управления по образованию Рыльского района. Для будущих педагогов их мнение всегда значимо.

В составе рабочих групп практикую кейс-метод с целью коллективного анализа конкретной ситуации, случая, упражнения. Студенты выполняют письменное описание какой-либо конкретной ситуации, анализируют, разрабатывают, и самостоятельно принимают решения.

При изучении нормативных документов использую инсерт как интерактивную систему разметки текста для эффективного чтения и размышления.

Прием способствует развитию аналитического мышления, является средством отслеживания, понимания материала.

Отдельные формы организации, приемы и методы технологии интерактивного обучения могут быть включены в структуру интерактивного учебного занятия. В своей практике придерживаюсь структуры занятия из учебного пособия «Интерактивная педагогика» (Черкасова И.И., Яркова).

По результатам работы в интерактивном режиме автор составил словарь интерактивного обучения. Надеюсь, предлагаемый словарь поможет преподавателям реализовать интерактивную модель обучения.

Межсубъектное взаимодействие посредством интерактивных технологий обучения позволило значительно повысить уровень внутренней мотивации к изучению педагогики (с38% до 54%). Такой вывод можно сделать на основе результатов методики изучения мотивации студентов (Казанцевой, Покулиной) и рефлексия с применением методики «Незаконченные предложения».

Вот некоторые ответы обучающихся: «Сегодня я понял, что…

- педагогика – интересная наука;

- работа в группе помогает мне снять страх перед выходом к доске и перспективой отвечать перед классом;

- на таком уроке очень интересно, нет равнодушных, и все равны;

Таким образом, организация взаимодействия различных субъектов образовательного процесса на уроках педагогики приводит к следующим результатам:

1.Возрастает уровень активности обучающихся на уроках, их мотивация к изучению предмета.

2.Приобретаются навыки самостоятельности в принятии решений и постановке целей, умение отстаивать свою точку зрения.

3.Снижается общий уровень агрессивности и конфликтности студентов в группе.

5.Формируются устойчивый интерес к изучению педагогики.

«Сеять разумное, доброе, вечное» в эпоху перемен непросто. Все новое требует внимательного изучения и неминуемого движет творчески работающего учителя к саморазвитию и открытию нового. Драгоценный опыт каждого, собранный в общую методическую копилку, поможет всем в достижении общей цели».

«Педагогический труд нетворческим не бывает, и быть не может, ибо неповторимы дети, обстоятельства, личность самого учителя, и любое педагогическое решение должно исходить из этих, всегда нестандартных факторов» М.М. Поташник.

6