СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на методическом семинаре "Оценивание на уроках английского языка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                                             Английского язык

                                                 Оценивание на уроках.

 

        «В педагогическом мастерстве учителей сердцевину образует их                  способность точно оценивать прогресс учеников»

                                                                                            

                                                                                                                 М.Барбер

Просмотр содержимого документа
«Выступление на методическом семинаре "Оценивание на уроках английского языка"»

Английского язык

Оценивание на уроках.


«В педагогическом мастерстве учителей сердцевину образует их способность точно оценивать прогресс учеников»

М.Барбер


В современных условиях перед общеобразовательной  школой стоит задача активного всестороннего  восприятия знаний учащимися, поэтому необходимо сделать учебный процесс более увлекательным и интересным, раскрыть значение получаемых в школе знаний и их практическое применение в жизни. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Это повлекло за собой и изменения в системе оценивания , которая призвана помочь ребенку обрести уверенность в себе и здоровую самокритичность или, говоря другими словами , здоровую самооценку.

Оценивание –

механизм сопоставления фактического результата учащегося с ожидаемыми

результатами обучения учебных программ для корректировки планирования

и организации обучения

В данный момент в обществе накопилась неудовлетворенность пятибалльной системой оценивания, которая не в состоянии отразить все различия в уровнях достижений школьников. В свете новых изменений в обучении , традиционная «отметочная» система выполняет функцию внешнего контроля успешности обучения учащегося со стороны учителя и школы; не дает полноценной возможности для формирования у учащегося самостоятельности в оценивании; затрудняет индивидуализацию обучения. Учителю трудно зафиксировать и положительно оценить реальные достижения каждого конкретного ребенка в сравнении с предыдущим результатом его обучения; является малоинформативной. Часто имеет «травмирующий» характер. Полностью сосредоточенная в руках учителя «отметочная» система, нередко оказывается орудием манипуляции и психологического давления, которое направлено, с одной стороны, на ребенка, с другой стороны – на родителей.

Обратная связь учителя с учениками часто служит социальным и управленческим целям, а не целям оказания помощи ученикам в улучшении результатов обучения; акцент делается на сравнение учеников друг с другом, что снижает активность и мотивацию, деморализует менее успешных учеников и не позволяет полноценно прогрессировать наиболее успешным ученикам.

Для того чтобы учащиеся могли достичь качественных результатов в процессе учебной деятельности, современное оценивание должно быть: понятным всем участникам образовательного процесса; гибким; много инструментальным и психологически комфортным.

Оценивание осуществляется для того, чтобы: обращать внимание учащегося на цели обучения и критерии достижения успеха. Учитель предоставляет учащемуся информацию, необходимую для принятия решения по дальнейшему обучению (на что направить свои усилия, на что обратить внимание, что улучшить, а что исправить, над чем поработать).

Для этого во главу угла, ставятся такие задачи как:

формировать навыки самооценки учащегося;

регулярно устанавливать обратную связь с учениками;

мотивировать учащегося к дальнейшему целенаправленному обучению;

предоставлять информацию:






-учащимся о качестве их работы;

-учителям о прогрессе учащихся; – родителям и сообществу о степени достижения результатов обучения;

В данной ситуации, востребованным оказывается такой подход к оцениванию достижений учащихся, который позволил бы устранить негативные моменты в обучении, способствовал бы индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности учащихся.

Одним из таких подходов является формативное (формирующее) оценивание,которое можно еще назвать оцениванием для улучшения обучения.

Формативное оценивание является составной частью личностно-ориентированного подхода к обучению учащихся. В связи с этим меняется роль учителя. Личностно-ориентированные технологии позволяют осуществлять организацию учебного процесса на основе сотрудничества между субъектами. Взаимодействие учителя и учащегося не прерывается, более того, оно поощряется. Оценка осуществляется непрерывно, оценивается сам процесс движения к качественному результату. Учащийся самостоятельно и осознанно определяет свои пробелы и вместе с учителем работает над их устранением. Часть нитей контроля переходит к ученику, трансформируясь в самоконтроль и самооценку.

Формативное оценивание является «неформальным» (чаще всего безотметочным) оцениванием. Оно основывается на оценивании в соответствии с критериями и предполагает обратную связь

Суммативное (итоговое) оценивание предназначено для определения уровня сформированности знаний, умений, навыков, компетентностей при завершении изучения темы, раздела к определенному периоду времени. Суммативное оценивание проводится по результатам выполнения различных видов проверочных работ (теста, контрольной, лабораторной, исследовательской работ, сочинения, эссе, проекта, устной презентации и т.п.). Отметки, выставленные за проверочные работы, являются основой для определения итоговой оценки. Цель суммативного оценивания  констатирование уровня усвоенности знаний и сформированности умений и компетентностей у учащихся к определенному периоду времени и определение соответствия полученных результатов требованиям стандарта. Существующая практика суммативного оценивания предполагает проведение различного вида контрольно-проверочных работ.

Если представить, что дети - цветы …

Summative assessment растений – это просто их измерение. Может быть интересно сравнить и проанализировать результаты измерений, но это никак не влияет на рост растений.

Formative assessment - эквивалент уходу и поливу, соответствующему потребностям растений, что непосредственно влияет на их рост.


На своих уроках я применяю следующие стратегии формативного оценивания: данные приемы можно использовать на любом из этапов урока: т.е. на этапах: вызов, осмысление, рефлексия.


Приемы рефлексии по цели: рефлексия эмоционального состояния и настроения, рефлексия содержания учебного материала, рефлексия деятельности.

Рефлексия эмоционального состояния и настроения. Учитель использует ее, чтобы выяснить, насколько комфортно учащиеся себя чувствуют на уроке, каков эмоциональный фон. Личностные УУД.

Рефлексия содержания учебного материала. Учитель использует ее, чтобы выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного. Познавтельные УУД.

Рефлексия деятельности. Анализируя свою деятельность, учащиеся приходят к следующему выводу: процесс работы не менее важен, чем результат, и он строится в логике деятельности.





А в случае неудачи учащиеся видят, на каком этапе они не доработали и на какие моменты обратить внимание в следующий раз. Личностные УУД.


 Прием “BLOB’s Tree” Выполнение данного задания предусматривает развитие навыков критического мышления, высокого уровня – оценки, объяснения и метапознания. Перед детьми стоит задача оценить свои знания по грамматическому или лексическому материалу, на начало урока, и обозначить себя на «BLOB’s tree», объяснить, почему ученик так думает, и поместил себя на определенной ветке, высоте. При объяснении, каждый ребенок сможет определить свои знания по грамматическому или лексическому материалу, и наметить пути самопознания в процессе изучения грамматического или лексического материала. Учащиеся смогут прийти к единому мнению, что необходимо повторить.

На начальной ступени обучения различные смайлики помогают мне развить навыки самооценивания и взаимооценивания своей деятельности на уроке. Учащиеся с нетерпением ждут этапа оценивания и принимают активное участие в обсуждении достигнутых результатов. Дальнейшая работа по развитию навыков оценивания младших школьников привела к составлению критериев успешности и использованию звездочек-наклеек разной величины.

Использование методов оценивания помогло моим ученикам выработать навыки самостоятельной работы, работы в группе, у них появился интерес к учебе, повысилось чувство взаимопомощи, коллективизма.

Прием: «Взаимооценивание»

Данный прием предусматривает развитие внимания, речевых навыков, размышления, аргументирования, креативности. Задание выполняется в парах, ученикам необходимо выбрать и оценить работу ученика.

Прием: «Пирамида»

Для того чтобы, учащиеся смогли оценить свою работу на уроке, предлагаю провести рефлексию. Каждый ученик получает картинку с изображением треугольника, который разделен на три части: в нижней части необходимо записать, что получилось на уроке, на средней части, что не получилось, и в верхней части над чем необходимо поработать или, что повторить к следующему уроку.


Прием: «Лестница успеха»

При подведении итога урока, ученики могут оценить свою работу на уроке,используя лестницу успеха определить ступеньку, по «5» бальной шкале оценивания и объяснить свою оценку. Оценивая свою работу, учащиеся оценивают каждый вид деятельности на уроке, проводят суммативное оценивание, и стараются объективно объяснить свою оценку и выбор ступеньки.


Прием: «Ведомость»

Так же для оценивания можно использовать прием: «Ведомость» для

проверки домашнего задания и ведения словарика. В ведомости указываем

дату проверки, отмечаем отсутствующих и ставим «+» или «-», в

зависимости от выполнения. В группе назначаем ответственных учеников за

ведение данных ведомостей.

English _________________

Form_____________

Date

name/

surname



Прием «Светофор».

Данный прием используется для рефлексии эмоционального состояния, при рефлексии содержания учебного материала.

Прием «Письмо».

Данный прием используется для рефлексии эмоционального состояния, рефлексии содержания учебного материал, рефлексии деятельности и рефлексии настроения. Сценарий письма пишется к конкретному сценарию урока.

Прием «Календарь настроения».

Данный прием используется для рефлексии эмоционального состояния, рефлексии содержания учебного материала. Ребята выбирают цвет, которым нужно раскрасить «смайлик» (в зависимости от описания цвета – красного, желтого и зеленого). Используется в конце урока.

Прием «Карта моего настроения — Today I am ...» Может использоваться в начале и конце урока – с помощью этого приема выясняется настроение ученика в начале и конце урока.

Прием «Смайлики». Данный прием используется для рефлексии эмоционального состояния. Готовятся 3 карточки: веселый, грустный, нейтрального настроения «смайлики» самостоятельно учащимися. Могут использоваться в начале и конце урока.

Прием «Яблоня». Данный прием используется для рефлексии эмоционального состояния. Ребятам раздаютя карточки на магнитной ленте - «яблочки» красного и зеленого цветов. Зеленый цвет – хорошее настроение, комфортно на уроке, красный цвет – плохое настроение, некомфортно на уроке. Проводится в конце урока.

Прием «Украсим торт». Данный прием используется для рефлексии деятельности. Нарисованный на экране торт украшается карточками – «свечами». На «горящих свечах» учащиеся записывают те виды деятельности, которые им на уроке дались с легкостью, на «потухших свечах» - виды деятельности, которые даются трудно.


Все виды оценивания, а формативное оценивание в особенности, предполагают использование тщательно разработанных критериев для организации оценивания работы учащихся.

Оценивание с использованием критериев позволяет сделать данный процесс прозрачным и понятным для всех участников образовательного процесса. Критерии способствуют объективации оценивания. Основой для разработки критериев оценки учебных достижений учащихся являются учебные цели. Критерии могут быть подготовлены учителем или с участием учащихся. Совместная разработка критериев (учитель – учащийся) позволяет сформировать у учащихся позитивное отношение к оцениванию и повысить их ответственность за достижение результата. При разработке критериев оценки важно всегда помнить о целях и содержании урока. Чем четче сформулированы цели, тем эффективнее и точнее будет оценивание.

Содержание критериев должно быть понятным учащимся и родителям, т.е. изложено понятным и доступным языком. Критерии оценки необходимо довести до сведения учащихся (расположить на стендах, на учебной доске, в рабочей тетради учащихся). Критерии помогают учащимся более объективно оценивать качество собственной работы. Умение оценивать на основе критериев остается с человеком на всю жизнь. Помните: знакомить учащихся с критериями оценки необходимо перед выполнением задания.

Эффективно разработанные критерии оценки ясно демонстрируют учащимся, что и как будет оцениваться, а также служат хорошим руководством для учащихся в процессе выполнения работы. Чем конкретнее представлены критерии оценки, тем лучше учащийся будет понимать, что ему нужно сделать для успешного выполнения задания.








ЛИТЕРАТУРА



  1. Баранников А.В. О системе оценивания учебных достижений младших школьников в ус-ловиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания образования // Начальная школа. Плюс до и после. ¹ 8. 2003.

  2. Бардин К.В. Как научить детей учиться. – М., 1987.


  1. Берд Стас, Кимберли Эке. Развитие творческих способностей и формирование понятийного мышления // Семинар для учителей начальной школы / Проект ПИКС, 2008.

  2. Век Х. Оценки и отметки. – М., 1984.


  1. Воронцов А.Б. Некоторые подходы к вопросу контроля и оценки учебной деятельности учащихся // Начальная школа. ¹ 7. 1999.

  2. Данилов Д.Д., Серова Ж.И. Экспериментальная модель контроля и оценивания в Образова-тельной системе «Школа 2100» // Начальная школа. Плюс до и после. ¹4. 2004.

  3. Диканская Н.Н., Герасименко Е.В. Оценочная деятельность как основа управления качеством образования // Мониторинг образовательного процесса. ¹ 4. 2003.

  4. Келли П. Руководство по оценке учащихся. – Университет Плимута, 2003.


  1. Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе (методическое письмо) // Начальная школа. ¹ 9. 1999.