СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на методическом совете в 2016 г.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на методсовете в 2016 году. Данный материал может быть использован для выступлений педагогами-библиотекарями для выступлений на семинарах, педагогических советах, методических советах.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на методическом совете в 2016 г.»

Выступление на методическом совете

педагога-библиотекаря Срединой А. Н.

МОУ «Помарская средняя общеобразовательная школа»



Общие данные:

Фамилия, имя, отчество - Средина Анна Николаевна

Дата рождения – 21.12.1981г.

Место работы -МОУ«Помарская средняя общеобразовательная школа»

Занимаемая должность – педагог-библиотекарь

Работаю над методической темой «Формирование речевой деятельности обучающихся в условиях работы библиотеки». Актуальность выбранной темы исходит из следующих проблем: в настоящее время наблюдается снижение общей культуры учащихся, грамотности, интереса к чтению, отсутствие нравственного ориентира, неумение правильно, логично выразить свою мысль.

Цель: обогащение активного и потенциального словарного запаса; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.

Задачи:

Обучающие:

  • развивать мотивацию к изучению русского языка и литературы;

  • обогащать словарный запас;

  • совершенствовать коммуникативную культуру обучающихся;

  • углублять и расширять знания и представления о литературном языке

Воспитывающие:

  • воспитывать культуру обращения с книгой;

  • воспитывать любовь и уважение к родному языку, интереса к чтению литературы

Развивающие:

  • развивать смекалку и сообразительность;

  • приобщать школьников к самостоятельной исследовательской работе;

  • развивать умение пользоваться разнообразными словарями;

  • учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой

Основные виды речевой деятельности обучающихся: устное общение, письменное общение. Чтение вслух, рассказывание, беседа, викторина – методы, стимулирующие овладение видами устного общения (слушание, говорение). Библиотечные формы и методы, стимулирующие письменное общение (чтение, письменную речь), имеют более сложную форму - целенаправленное обучение подготовке письменных аннотаций, отзывов, рецензий на книги, читательских стенгазет, школьных периодических изданий т.д. Литературные современные педагогические приемы и методики работы с текстом («Круглый стол чтения», «Гибкий чтец» и т.д.), литературные вечера, диспуты и т.п. - мероприятия, формирующие навыки публичных выступлений, обучающие владению ораторским мастерством, воспитывающие способность критически мыслить. Часто в своей работе использую методы, направленные на развитие семейного чтения.

В работе применяю словесный, наглядный, объяснительно – иллюстративный, практический, частично - поисковый методы. Также использую новые образовательные технологии: личностно-ориентированные, игровые, проектные, арт-технологии.

Все мероприятия, проводимые библиотекой, нацелены на литературное, историческое, толерантное просвещение школьников, содействующее патриотическому, нравственному, эстетическому воспитанию и формируют привлекательный образ книги и чтения. После проведения таких мероприятий в библиотеке увеличивается посещение и книговыдача литературы.

Анализ результатов мониторинга устойчивости интереса обучающихся к чтению художественной и специальной учебной литературы за последние три года:

Учебный год

Количество обучающихся библиотечным обслуживанием

Книговыдача

Число посещений

2012-2013

249

3501

3938

2013-2014

341

3522

3785

2014-2015

323

3165

4239



Показатели результатов, представленные в таблицах, за последние три года говорят о стабильности интереса обучающихся к чтению.

В библиотеке нашей школе создана непринужденная дружеская атмосфера общения с читателем, вызванная обоюдным интересом к книге. Своим руководством я соединяю возможности эстетического восприятия ребенка и художественный образ книги.

Педагогически целенаправленное воздействие на ребенка-читателя опирается на учет возрастных индивидуально-психологических особенностей его личности.

Одной из задач, стоящих передо мною в руководстве чтением детей, является воспитание устойчивого интереса к книге и желания преодолеть трудности чтения.

Однако свое отношение к прочитанному они еще не могут выразить в суждениях. Всю гамму своих переживаний они чаще выражают одним словом – “нравится”. Поэтому я стараюсь обогатить речь детей, пополнить словарный запас.

В своей практике я использую методы индивидуального и массового руководства чтением и их формы.

В основе индивидуального метода руководства чтением – учет индивидуальных особенностей читательского развития ребенка, его интересов, увлечений, способностей.

В повседневной работе широко распространены рекомендательные беседы, беседы о прочитанном, индивидуальные консультации у книжных выставок.

Во время рекомендательной беседы я не только помогаю выбрать конкретную книгу, но и вызываю у читателя интерес к ней, создавая соответствующую установку ее восприятия. Характер рекомендательной беседы зависит от запросов читателя, его возраста, уровня его развития. Сначала выясняю, о чем хотел бы прочитать ребенок, затем показываю книги различной тематики, коротко знакомя ребенка с их содержанием. Это помогает читателю сделать выбор, приучает точнее формулировать спрос. При возвращении книги читателем я снова провожу с ним беседу. Стремясь закрепить и углубить у детей эмоциональные впечатления и знания, которые они получают, читая книгу, я заранее продумываю вопросы к читателю. Первый вопрос должен побуждать читателя проявить свое отношение к книге или вспомнить наиболее понравившиеся места в ней.

Беседа о прочитанном позволяет мне понять уровень и качество восприятия читателем книги. Если она была рекомендована мной, то во время беседы я определяю педагогическую состоятельность своей рекомендации. Беседа о прочитанном как бы продлевает воздействие произведения на читателя, на его сознание и чувства.

Индивидуальное руководство чтением требует от библиотекаря творчества и мастерства, знания литературы и своего читателя.

Основными формами массового руководства чтением детей являются книжные выставки, обзоры литературы, циклы чтений, групповые беседы о прочитанном, обсуждения книг, разнообразные литературные праздники и игры.

Важнейшим направлением деятельности библиотеки является раскрытие фонда через выставки.

В библиотеке оформляются разнообразные выставки как к юбилейным и знаменательным датам, так и к различным месячникам. Также имеются постоянно действующие книжные выставки, которые регулярно обновляются вновь поступившей литературой. Подбирая материал к этим выставкам, стараешься рассказать не только историю праздника, сообщить интересные факты, но и предложить литературу с выставки и побеседовать с читателями. Особое внимание уделяется выставкам, посвященным писателям-юбилярам. По срокам функционирования – постоянные, длительные, кратковременные. Выставки в библиотеке оформляются разных видов. Выставка одного портрета, выставка одной книги, выставка одного автора.

Книжная выставка экспонируется в течение определенного времени, призвана возбудить интерес к литературе, а также к вопросам и темам, которые раньше не привлекали его внимание. В течение учебного года в библиотеке работают постоянные и переменные выставки. Переменные книжные выставки формируются к важнейшим историческим датам, праздникам, юбилеям писателей, поэтов, деятелей искусства, науки и техники.

Особое место в творческом воспитании и развитии детей занимают литературные праздники. Привлекают его широкие педагогические возможности: для активных читателей – участников различных литературных объединений при библиотеке – это форма подведения определенного итога в работе, праздник творчества ребят; для других участников – эмоционально привлекательная форма рекомендации книг, пробуждения и формирования читательского интереса.

Литературный праздник – это сценическое произведение, поэтому для его подготовки нужны коллектив “актеров”, репетиции, определенные знания в области законов театрального действия, творческие способности у читателей. Для усиления воздействия произносимого слова необходимо художественное сопровождение, необычная расстановка исполнителей на сцене и т.д. Отрывки из произведений необязательно учить наизусть, их можно читать и по книге, важно только, чтобы чтение было выразительным и ложилось на музыку, которая усиливает воздействие текста.

Основа овладения учащимися русским языком закладывается в начальной школе. Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитания любви к родному языку, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем. Решение этой задачи осуществляется не только на уроке, но и во внеклассной работе. Хорошо организованная и систематическая внеклассная работа дает возможность, с одной стороны, закреплять знания и навыки, полученные учащимися на уроках, с другой - глубже раскрывать богатства русского языка, знакомить учащихся с такими фактами, которые не изучаются на уроках.

Работа в начальном звене отличается игровыми формами работы. Библиотечные уроки, тематические выставки, классные часы, тематические экскурсии в библиотеку, внеклассные мероприятия.

С ребятами в среднем звене работа проходит более серьезная. Обучающиеся многие мероприятия готовят самостоятельно. Педагог-библиотекарь выступает в роли руководителя.

Работа со старшеклассниками ведется в первую очередь по нравственно-патриотическому воспитанию.

С педагогами работа ведется по нескольким направлениям: классные часы, методическая помощь, внеклассная работа, культурно-массовые мероприятия.

Часто в своей работе использую методы, направленные на развитие семейного чтения. Для решения проблемы чтения необходимо заинтересовать, прежде всего, родителей обучающихся. Поэтому работу по привлечению детей к чтению начинается с родителей. Проводятся совместные мероприятия с родителями и детьми, выступления на родительских собраниях. Эти мероприятия способствуют возрождению традиций семейного чтения.

Повышаю свое педагогическое мастерство через посещение и анализ мероприятий своих коллег, участвую в районных семинарах, педсоветах, методсоветах.

Владение современными образовательными технологиями помогает мне избежать монотонности процесса обучения, что способствует развитию у учащихся любознательности, самостоятельности, активности, творчества.

Все массовые мероприятия запланированы и согласовываются с планом воспитательной работы школы. Анализируя результаты своей педагогической деятельности, пришла к выводу, что необходимо продолжить работу над совершенствованием использования различных форм проведения урочной и внеурочной деятельности.